Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Зарабатывать гуляя. Юлия Бевзенко — о профессии гида

21.10.20 Истории Карьера 12 min reading

Казалось бы, кому нужны гиды, экскурсоводы, когда есть Google, Maps.me и тревел-блогеры? И какие могут быть минусы в работе, состоящей из прогулок и разговоров? Расспросили Юлию Бевзенко — менеджерку Киева, экскурсовода, авторку проекта «Шукай!» об особенностях профессии.


О первой работе и начале карьеры экскурсовода


Моя первая работа в Киеве была совсем не связана с проведением экскурсий. Я начинала с должности детского аниматора в боулинг-клубах. До сих пор помню, как новогоднюю ночь-2007 провела на роликах в образе Пэппи Длинный Чулок и грохнулась на них. Заработала, кажется, 700 гривен и была очень рада.

Потом была администратором в Comedy Club UA. Каждую субботу стояла на входе на вечеринки и отмечала в списках, кто из гостей пришел, а после помогала им найти свой столик. 

Еще была менеджером проектов, специалистом по маркетингу и продвижению. И уже после стала экскурсоводом. 

Может показаться, что это была резкая смена фокуса, но нет. На самом деле я долго на это решалась. И решилась, только когда доверилась своей внутренней честности.

Моя правда заключалась в том, что я не хочу работать с 12:00 до 21:00 менеджером в офисе. Хочу гулять по Киеву, показывать его людям и влюблять в город. 

А идея пришла ко мне после моего путешествия в Израиль в 2011 году. Там я узнала, что папа моей подруги встречает гостей в аэропорту и по дороге в отель показывает им Тель-Авив. Загорелась, и мне понадобилось три года, чтобы прийти к реализации идеи.

экскурсовод Юлия Бевзенко
Из личного архива Юлии Бевзенко


О портрете современного экскурсовода


Современный экскурсовод должен интересно рассказывать интересные истории. Но это не все. 

Сегодня востребованный гид — это человек, который:

  • имеет сайт, который постоянно обновляет и улучшает;
  • регулярно устраивает себе фотосессии;
  • выглядит опрятно, чисто и стильно;
  • знает город на все 100% (необязательно — историю каждого дома, но обязательно — по верхам весь город, маршрут и все объекты на нем);
  • умеет просто рассказывать о сложном и поддерживать разговор.

Если говорить в целом, то современный гид — это человек, с которым приятно проводить время. Он найдет общий язык и с детьми, и со взрослыми, и с тем, кто в городе впервые, и с тем, кто живет тут 50 лет. А основа его успеха, как по мне, — личный бренд, широкий круг знакомств, адекватность и профессионализм во всем.

Еще важно УТП, позиционирование. Клиенту важно понимать, что вы можете ему предложить как специалист и соответствуете ли его ожиданиям. Например, я позиционирую себя как менеджерка Киева и современный гид, который и на яхте может провести экскурсию, и на электросамокатах. Знаю девушку, которая позиционирует себя как купчиха девятнадцатого века. Вот прямо в этом образе она проводит экскурсии — и клиенты кайфуют. Поэтому изучите рынок и подумайте, что нового вы можете предложить как гид.   

Суммируя: классный экскурсовод должен быть хорошим предпринимателем.


Сколько зарабатывают экскурсоводы


Чтобы разобраться в оплате, нужно понимать, что на нее влияет.


Фактор №1. Тип экскурсий

Экскурсии бывают двух типов — групповые и индивидуальные. 

Групповые экскурсии — это фиксированная длительность и фиксированная стоимость за человека. Начинающий гид может стартовать с любой комфортной ему суммы. У меня в 2014 году это было 60 гривен за человека за четырехчасовой тур. 

Из недостатков услуги такого формата — вам придется работать, даже если придет 1 человек из 10 записавшихся. А еще не советую пробовать оплату донатами в формате «Заплати, сколько можешь». Этот формат я тестировала дважды, и поняла, что мне больше по душе фиксированная стоимость. 

В индивидуальных экскурсиях каждый гид работает по-разному — кто-то с почасовой оплатой, кто-то, как я, с фиксированной длительностью прогулки без возможности продлить работу гида. 


Фактор №2. Тип занятости

Можно работать на себя (фрилансить), а можно быть гидом в агентстве.

Разница очевидная — если работать через агентство, то от полной стоимости экскурсии гид получает где-то 50%. Если быть фрилансером, все деньги идут экскурсоводу.

Многие экскурсоводы не понимают, как можно работать на себя. Не знают, как продвигать себя через фейсбук или инстаграм, как получать клиентов напрямую, как с ними переписываться. Еще хуже обстоят дела с оформлением ФЛП, ведением бухучета и оплатой налогов. 

Чтобы избавить от такой головной боли, они соглашаются на работу в агентстве и меньший доход. И просто получают от тур-менеджера информацию о дате и месте проведения экскурсии. По сути фирма берет на себя абсолютно все, за что, как по мне, заслуженно получает 50%.

Цены в Украине на экскурсию в группе стартуют от 150 гривен за человека, индивидуальные туры — от 1000 гривен за 2-5 человек.

Если говорить про Европу, там 20 евро за человека в группе и 150 евро стоит индивидуальная экскурсия. Сколько экскурсий в месяц будет у гида, зависит от его востребованности как профессионала. 


Фактор №3. Сезонность

Да, у гидов она есть. У кого-то это март-октябрь, у кого-то — ноябрь-февраль. 

Что делать в межсезонье? Если экскурсовод не особо активный, то в межсезонье он просто отдыхает и набирается сил. Если активный, то он придумывает себе разные дополнительные проекты: от создания туристических пеших маршрутов до проведения лекций. 

По своему опыту скажу, что доппроекты обязательно нужно планировать и не забрасывать, чтобы на случай всемирной пандемии вы не остались ни с чем.

Например, еще в начале карантина, когда у меня отменились все заказы, я запустила платные детские онлайн-экскурсии, чтобы помочь родителям выделить на себя 45 минут вечером. Еще закончила и запустила онлайн-курс для 44 экскурсоводов со всего мира. Этот курс на апрель-май я запланировала за полгода до пандемии, то есть это не карантинный продукт, но он тоже здорово спас финансовое положение.

А после жесткого карантина начала проводить экскурсии на электросамокатах, а также запустили с парнем прогулки по Днепру на нашей собственной яхте «Джуди» (любим ее и наши прогулки на ней до невозможности).

В общем, без дела не сидела и крутила педали, как могла.


Как стать экскурсоводом


Я училась по специальности «Сценарист-драматург» в Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. До академии я 10 лет играла в детском музыкальном театре «Солнечный лучик», поэтому сцена и выступления у меня в крови. Весь этот опыт очень помог в становлении как экскурсовода.

Идеальное высшее образование для гида сегодня — это хорошая историческая база того города, где он живет. Также ему очень помогут навыки коммуникации с клиентами до, во время и после экскурсии и хорошая база по продвижению себя. 

Считаю, что двух полных лет, чтобы освоить профессию гида, будет достаточно. В Великобритании на гидов именно столько и учат.

А дальше — ежедневное чтение новых и новых книг, посещение лекций, мастер-классов, поездки в другие страны и посещение любых экскурсий, чтобы быть в потоке информации и корректировать свою работу.

Также рекомендую:

  1. Курс «Буду гидом!» от Кати Кантовской — гида по Лиссабону. 
  2. «Мастерская Интересного Киева» от агентства «Интересный Киев».
  3. Мой онлайн-курс «Сила рекомендации». Провожу его 1-2 раза в год для гидов со всего мира. Следующий стартует в ноябре 2020 года.

Мечтаете стать экскурсоводом?

Пройдите наш онлайн-тест по профориентации, который поможет понять, какая профессия вам подходит.

Тестирование


Как можно начать карьеру экскурсовода


Я знаю несколько типичных сценариев.

  1. Просто так получилось. Это о людях, которые в профессии годами. Просто потому что в какой-то момент так сложились обстоятельства.
  2. Переезд в новую страну. Часто в такой ситуации парень работает в IT (и именно это служит мотивацией к релокейту), а девушка ищет себя. В процессе начинает проводить экскурсии. Параллельно может рассказывать об этом на странице в инстаграм. 
  3. Нежелание после декрета возвращаться на старую работу. Особенно это касается офисных сотрудников. Им попадается на глаза объявление о старте набора на курс гидов, они идут учиться и становятся экскурсоводами.
  4. Хобби, совмещение приятного с полезным, которое превращается в дополнительный источник дохода. Так бывает, когда человек имеет основную работу, а экскурсии использует как хобби и возможность попрактиковать английский. После решает свою любовь к городу монетизировать, воспринимает это как дополнительную занятость. Часто такие экскурсоводы работают только с иностранцами пару раз в неделю.
  5. Поиск возможностей для развития и дополнительного заработка. Часто встречается среди музейных сотрудников.
  6. Желание попробовать что-то новое. Это о тех, кто следит в инстаграме за знакомым экскурсоводом и думает: «Ух ты! Вот это работа. Гуляешь, а тебе еще и деньги платят». В итоге интерес побеждает, и человек решается попробовать себя в роли гида.

А вообще, гидом может стать абсолютно любой человек. Знаю это, так как посещаю две-три экскурсии практически в каждом городе, где бываю, и общалась с огромным количеством экскурсоводов.

Для этой профессии необязательно быть экстравертом. Можно быть скромным, но проводить захватывающие экскурсии.

Но если говорить о том, какими качествами нужно обладать, чтобы стать востребованным гидом в наше время, я бы сказала: 

  • любить общаться;
  • быть любознательным и проактивным;
  • уметь хорошо объяснять, рассказывать;
  • знать английский (особенно разговорный) на уровне выше среднего;
  • уметь работать с детьми.
екскурсовод Юлія Бевзенко
Из личного архива Юлии Бевзенко


О трудностях и плюсах профессии


Я работаю гидом шесть лет, и трудности не закончились до сих пор 🙂 Но я живу по принципу: чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. И все же хочу выделить два главных вызова, с которыми сталкиваются почти все гиды. 


Вызов #1. Стать востребованным специалистом

В начале карьеры я, как и многие другие, столкнулась с задачей — как сделать так, чтобы именно у меня заказывали экскурсии. 

И самым лучшим решением в моем случае было завести и развивать свои блоги в соцсетях (фейсбуке и инстаграме). Там я организовывала разные активности, чтобы на меня подписывались люди, записывали мой номер на случай, если им понадобится экскурсия, или же сразу заказывали услугу. 

Например, я провела челлендж «100 музеев за 30 дней», во время которого посетила все киевские музеи; бесплатно отправляла людям открытки с видами Киева; постоянно публиковала адреса новых открывшихся мест в столице. Блог рос, количество заказов тоже, личный бренд продвигался — задача успешно выполнялась. И у нее нет дедлайна, поэтому продолжаю развивать свой бренд и спектр услуг.


Вызов #2. Выйти на хороший заработок

Конечно, достойный заработок — понятие растяжимое. Для кого-то
20 000 гривен — это достойно, для кого-то 200 000 маловато. Но на тот, который устраивал, я вышла практически сразу. Почему? Потому что уровень ожиданий от профессии был очень низким. 

Мне хотелось, чтобы хватало на базовые потребности — еду и аренду квартиры, а дальше как получится. До этого я зарабатывала 4500 грн (2009-2010 год), 5000 грн (2010-2013 год), 6000 грн (2013 год) в месяц. Когда сделала экскурсию для сборной группы и заработала 700 гривен за пару часов, поняла, что счастлива. Смогу заработать и на аренду квартиры, и на еду, и на все остальное. 

Кстати, важный нюанс — я сразу начинала с фриланса. Могла пойти работать в агентство, но желание доказать всем, что стану самостоятельной единицей, гидом, к которому все будут хотеть идти, победило. 

Что мне помогло и помогает с преодолением трудностей? Я начинала тогда, когда ни один экскурсовод Украины не вел свой блог в фейсбуке, а про инстаграм вообще еще не слышали. Была первой во многом: в своем подходе, в способах продвижения, в формате проведения экскурсий. Это сыграло в мою пользу, ведь люди любят и запоминают новаторов. 

Все мои результаты это не рывок, а монотонные ежедневные действия. Много разной деятельности, много проб и ошибок.


Мои сегодняшние трудности

Но, как я и говорила, трудности не заканчиваются 🙂 И вот некоторые из тех, с которыми я сталкиваюсь до сих пор: 

  • работать с людьми, которые пришли по подарочному сертификату, так как обычно экскурсия им триста лет не нужна;
  • работать с людьми, которые пытаются вести экскурсию вместо тебя, перебивают, неудачно шутят, ставят в неловкое положение, зевают, едят шаурму, громко отвечают на телефонные звонки;
  • работать и быть в хорошем настроении, если поссорился с близкими, болит живот или натерла сильные мозоли.

Но мой принцип — оказывать услугу качественно вне зависимости от поведения клиента. Подстраиваться, искать подход, но сделать так, чтобы все были довольны.

Екскурсовод Юлія Бевзенко
Из личного архива Юлии Бевзенко


За что я люблю профессию гида

Но в моей работе, все же, больше плюсов, чем минусов. Вот несколько вещей, за которые я обожаю свою профессию и планирую остаться в ней еще минимум на 5 лет: 

  1. Знакомства с людьми. Интересными, яркими, необычными, вдохновляющими.
  2. Эмоции и восхищение клиентов. Моя любимая реакция — «Вааау! Я этого не знал, хотя всю жизнь хожу по этой улице».
  3. Возможность постоянно изучать любимый город, гулять по нему. Всегда знаешь, куда пойти, где отдохнуть, где поработать.
  4. Саморазвитие. Экскурсовод — такая профессия, что здесь постоянно находятся поводы копать вглубь. Изучать не только историю города, но и коммуникации, маркетинг, языки. Некогда деградировать. 

Сколько бы ни было онлайн-экскурсий, аудио-туров и бесплатных путеводителей, людям всегда будет нужен хороший проводник по городу и стране, в которых они оказались впервые. Людям нужен и будет нужен живой диалог. Поэтому главный совет для гидов — адаптироваться и постоянно развиваться. 

Вакансий гидов у нас пока нет

Но есть много других в крутых украинских и международных компаниях!

Вакансии

Читайте также

Повар должен быть страстным! Интервью с Евгением Клопотенко

Как это — работать на круизном лайнере? Опыт барстюартки Princess Cruises

«Актер — часть речи глагол». Актриса Екатерина Молчанова — о своей профессии

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: