Казалось бы, кому нужны гиды, экскурсоводы, когда есть Google, Maps.me и тревел-блогеры? И какие могут быть минусы в работе, состоящей из прогулок и разговоров? Расспросили Юлию Бевзенко — менеджерку Киева, экскурсовода, авторку проекта «Шукай!» об особенностях профессии.
О первой работе и начале карьеры экскурсовода
Моя первая работа в Киеве была совсем не связана с проведением экскурсий. Я начинала с должности детского аниматора в боулинг-клубах. До сих пор помню, как новогоднюю ночь-2007 провела на роликах в образе Пэппи Длинный Чулок и грохнулась на них. Заработала, кажется, 700 гривен и была очень рада.
Потом была администратором в Comedy Club UA. Каждую субботу стояла на входе на вечеринки и отмечала в списках, кто из гостей пришел, а после помогала им найти свой столик.
Еще была менеджером проектов, специалистом по маркетингу и продвижению. И уже после стала экскурсоводом.
Может показаться, что это была резкая смена фокуса, но нет. На самом деле я долго на это решалась. И решилась, только когда доверилась своей внутренней честности.
Моя правда заключалась в том, что я не хочу работать с 12:00 до 21:00 менеджером в офисе. Хочу гулять по Киеву, показывать его людям и влюблять в город.
А идея пришла ко мне после моего путешествия в Израиль в 2011 году. Там я узнала, что папа моей подруги встречает гостей в аэропорту и по дороге в отель показывает им Тель-Авив. Загорелась, и мне понадобилось три года, чтобы прийти к реализации идеи.
О портрете современного экскурсовода
Современный экскурсовод должен интересно рассказывать интересные истории. Но это не все.
Сегодня востребованный гид — это человек, который:
- имеет сайт, который постоянно обновляет и улучшает;
- регулярно устраивает себе фотосессии;
- выглядит опрятно, чисто и стильно;
- знает город на все 100% (необязательно — историю каждого дома, но обязательно — по верхам весь город, маршрут и все объекты на нем);
- умеет просто рассказывать о сложном и поддерживать разговор.
Если говорить в целом, то современный гид — это человек, с которым приятно проводить время. Он найдет общий язык и с детьми, и со взрослыми, и с тем, кто в городе впервые, и с тем, кто живет тут 50 лет. А основа его успеха, как по мне, — личный бренд, широкий круг знакомств, адекватность и профессионализм во всем.
Еще важно УТП, позиционирование. Клиенту важно понимать, что вы можете ему предложить как специалист и соответствуете ли его ожиданиям. Например, я позиционирую себя как менеджерка Киева и современный гид, который и на яхте может провести экскурсию, и на электросамокатах. Знаю девушку, которая позиционирует себя как купчиха девятнадцатого века. Вот прямо в этом образе она проводит экскурсии — и клиенты кайфуют. Поэтому изучите рынок и подумайте, что нового вы можете предложить как гид.
Суммируя: классный экскурсовод должен быть хорошим предпринимателем.
Сколько зарабатывают экскурсоводы
Чтобы разобраться в оплате, нужно понимать, что на нее влияет.
Фактор №1. Тип экскурсий
Экскурсии бывают двух типов — групповые и индивидуальные.
Групповые экскурсии — это фиксированная длительность и фиксированная стоимость за человека. Начинающий гид может стартовать с любой комфортной ему суммы. У меня в 2014 году это было 60 гривен за человека за четырехчасовой тур.
Из недостатков услуги такого формата — вам придется работать, даже если придет 1 человек из 10 записавшихся. А еще не советую пробовать оплату донатами в формате «Заплати, сколько можешь». Этот формат я тестировала дважды, и поняла, что мне больше по душе фиксированная стоимость.
В индивидуальных экскурсиях каждый гид работает по-разному — кто-то с почасовой оплатой, кто-то, как я, с фиксированной длительностью прогулки без возможности продлить работу гида.
Фактор №2. Тип занятости
Можно работать на себя (фрилансить), а можно быть гидом в агентстве.
Разница очевидная — если работать через агентство, то от полной стоимости экскурсии гид получает где-то 50%. Если быть фрилансером, все деньги идут экскурсоводу.
Многие экскурсоводы не понимают, как можно работать на себя. Не знают, как продвигать себя через фейсбук или инстаграм, как получать клиентов напрямую, как с ними переписываться. Еще хуже обстоят дела с оформлением ФЛП, ведением бухучета и оплатой налогов.
Чтобы избавить от такой головной боли, они соглашаются на работу в агентстве и меньший доход. И просто получают от тур-менеджера информацию о дате и месте проведения экскурсии. По сути фирма берет на себя абсолютно все, за что, как по мне, заслуженно получает 50%.
Цены в Украине на экскурсию в группе стартуют от 150 гривен за человека, индивидуальные туры — от 1000 гривен за 2-5 человек.
Если говорить про Европу, там 20 евро за человека в группе и 150 евро стоит индивидуальная экскурсия. Сколько экскурсий в месяц будет у гида, зависит от его востребованности как профессионала.
Фактор №3. Сезонность
Да, у гидов она есть. У кого-то это март-октябрь, у кого-то — ноябрь-февраль.
Что делать в межсезонье? Если экскурсовод не особо активный, то в межсезонье он просто отдыхает и набирается сил. Если активный, то он придумывает себе разные дополнительные проекты: от создания туристических пеших маршрутов до проведения лекций.
По своему опыту скажу, что доппроекты обязательно нужно планировать и не забрасывать, чтобы на случай всемирной пандемии вы не остались ни с чем.
Например, еще в начале карантина, когда у меня отменились все заказы, я запустила платные детские онлайн-экскурсии, чтобы помочь родителям выделить на себя 45 минут вечером. Еще закончила и запустила онлайн-курс для 44 экскурсоводов со всего мира. Этот курс на апрель-май я запланировала за полгода до пандемии, то есть это не карантинный продукт, но он тоже здорово спас финансовое положение.
А после жесткого карантина начала проводить экскурсии на электросамокатах, а также запустили с парнем прогулки по Днепру на нашей собственной яхте «Джуди» (любим ее и наши прогулки на ней до невозможности).
В общем, без дела не сидела и крутила педали, как могла.
Как стать экскурсоводом
Я училась по специальности «Сценарист-драматург» в Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. До академии я 10 лет играла в детском музыкальном театре «Солнечный лучик», поэтому сцена и выступления у меня в крови. Весь этот опыт очень помог в становлении как экскурсовода.
Идеальное высшее образование для гида сегодня — это хорошая историческая база того города, где он живет. Также ему очень помогут навыки коммуникации с клиентами до, во время и после экскурсии и хорошая база по продвижению себя.
Считаю, что двух полных лет, чтобы освоить профессию гида, будет достаточно. В Великобритании на гидов именно столько и учат.
А дальше — ежедневное чтение новых и новых книг, посещение лекций, мастер-классов, поездки в другие страны и посещение любых экскурсий, чтобы быть в потоке информации и корректировать свою работу.
Также рекомендую:
- Курс «Буду гидом!» от Кати Кантовской — гида по Лиссабону.
- «Мастерская Интересного Киева» от агентства «Интересный Киев».
- Мой онлайн-курс «Сила рекомендации». Провожу его 1-2 раза в год для гидов со всего мира. Следующий стартует в ноябре 2020 года.
Мечтаете стать экскурсоводом?
Пройдите наш онлайн-тест по профориентации, который поможет понять, какая профессия вам подходит.
Тестирование
Как можно начать карьеру экскурсовода
Я знаю несколько типичных сценариев.
- Просто так получилось. Это о людях, которые в профессии годами. Просто потому что в какой-то момент так сложились обстоятельства.
- Переезд в новую страну. Часто в такой ситуации парень работает в IT (и именно это служит мотивацией к релокейту), а девушка ищет себя. В процессе начинает проводить экскурсии. Параллельно может рассказывать об этом на странице в инстаграм.
- Нежелание после декрета возвращаться на старую работу. Особенно это касается офисных сотрудников. Им попадается на глаза объявление о старте набора на курс гидов, они идут учиться и становятся экскурсоводами.
- Хобби, совмещение приятного с полезным, которое превращается в дополнительный источник дохода. Так бывает, когда человек имеет основную работу, а экскурсии использует как хобби и возможность попрактиковать английский. После решает свою любовь к городу монетизировать, воспринимает это как дополнительную занятость. Часто такие экскурсоводы работают только с иностранцами пару раз в неделю.
- Поиск возможностей для развития и дополнительного заработка. Часто встречается среди музейных сотрудников.
- Желание попробовать что-то новое. Это о тех, кто следит в инстаграме за знакомым экскурсоводом и думает: «Ух ты! Вот это работа. Гуляешь, а тебе еще и деньги платят». В итоге интерес побеждает, и человек решается попробовать себя в роли гида.
А вообще, гидом может стать абсолютно любой человек. Знаю это, так как посещаю две-три экскурсии практически в каждом городе, где бываю, и общалась с огромным количеством экскурсоводов.
Для этой профессии необязательно быть экстравертом. Можно быть скромным, но проводить захватывающие экскурсии.
Но если говорить о том, какими качествами нужно обладать, чтобы стать востребованным гидом в наше время, я бы сказала:
- любить общаться;
- быть любознательным и проактивным;
- уметь хорошо объяснять, рассказывать;
- знать английский (особенно разговорный) на уровне выше среднего;
- уметь работать с детьми.
О трудностях и плюсах профессии
Я работаю гидом шесть лет, и трудности не закончились до сих пор 🙂 Но я живу по принципу: чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. И все же хочу выделить два главных вызова, с которыми сталкиваются почти все гиды.
Вызов #1. Стать востребованным специалистом
В начале карьеры я, как и многие другие, столкнулась с задачей — как сделать так, чтобы именно у меня заказывали экскурсии.
И самым лучшим решением в моем случае было завести и развивать свои блоги в соцсетях (фейсбуке и инстаграме). Там я организовывала разные активности, чтобы на меня подписывались люди, записывали мой номер на случай, если им понадобится экскурсия, или же сразу заказывали услугу.
Например, я провела челлендж «100 музеев за 30 дней», во время которого посетила все киевские музеи; бесплатно отправляла людям открытки с видами Киева; постоянно публиковала адреса новых открывшихся мест в столице. Блог рос, количество заказов тоже, личный бренд продвигался — задача успешно выполнялась. И у нее нет дедлайна, поэтому продолжаю развивать свой бренд и спектр услуг.
Вызов #2. Выйти на хороший заработок
Конечно, достойный заработок — понятие растяжимое. Для кого-то
20 000 гривен — это достойно, для кого-то 200 000 маловато. Но на тот, который устраивал, я вышла практически сразу. Почему? Потому что уровень ожиданий от профессии был очень низким.
Мне хотелось, чтобы хватало на базовые потребности — еду и аренду квартиры, а дальше как получится. До этого я зарабатывала 4500 грн (2009-2010 год), 5000 грн (2010-2013 год), 6000 грн (2013 год) в месяц. Когда сделала экскурсию для сборной группы и заработала 700 гривен за пару часов, поняла, что счастлива. Смогу заработать и на аренду квартиры, и на еду, и на все остальное.
Кстати, важный нюанс — я сразу начинала с фриланса. Могла пойти работать в агентство, но желание доказать всем, что стану самостоятельной единицей, гидом, к которому все будут хотеть идти, победило.
Что мне помогло и помогает с преодолением трудностей? Я начинала тогда, когда ни один экскурсовод Украины не вел свой блог в фейсбуке, а про инстаграм вообще еще не слышали. Была первой во многом: в своем подходе, в способах продвижения, в формате проведения экскурсий. Это сыграло в мою пользу, ведь люди любят и запоминают новаторов.
Все мои результаты — это не рывок, а монотонные ежедневные действия. Много разной деятельности, много проб и ошибок.
Мои сегодняшние трудности
Но, как я и говорила, трудности не заканчиваются 🙂 И вот некоторые из тех, с которыми я сталкиваюсь до сих пор:
- работать с людьми, которые пришли по подарочному сертификату, так как обычно экскурсия им триста лет не нужна;
- работать с людьми, которые пытаются вести экскурсию вместо тебя, перебивают, неудачно шутят, ставят в неловкое положение, зевают, едят шаурму, громко отвечают на телефонные звонки;
- работать и быть в хорошем настроении, если поссорился с близкими, болит живот или натерла сильные мозоли.
Но мой принцип — оказывать услугу качественно вне зависимости от поведения клиента. Подстраиваться, искать подход, но сделать так, чтобы все были довольны.
За что я люблю профессию гида
Но в моей работе, все же, больше плюсов, чем минусов. Вот несколько вещей, за которые я обожаю свою профессию и планирую остаться в ней еще минимум на 5 лет:
- Знакомства с людьми. Интересными, яркими, необычными, вдохновляющими.
- Эмоции и восхищение клиентов. Моя любимая реакция — «Вааау! Я этого не знал, хотя всю жизнь хожу по этой улице».
- Возможность постоянно изучать любимый город, гулять по нему. Всегда знаешь, куда пойти, где отдохнуть, где поработать.
- Саморазвитие. Экскурсовод — такая профессия, что здесь постоянно находятся поводы копать вглубь. Изучать не только историю города, но и коммуникации, маркетинг, языки. Некогда деградировать.
Сколько бы ни было онлайн-экскурсий, аудио-туров и бесплатных путеводителей, людям всегда будет нужен хороший проводник по городу и стране, в которых они оказались впервые. Людям нужен и будет нужен живой диалог. Поэтому главный совет для гидов — адаптироваться и постоянно развиваться.
Вакансий гидов у нас пока нет
Но есть много других в крутых украинских и международных компаниях!
ВакансииЧитайте также
Повар должен быть страстным! Интервью с Евгением Клопотенко
Как это — работать на круизном лайнере? Опыт барстюартки Princess Cruises
«Актер — часть речи глагол». Актриса Екатерина Молчанова — о своей профессии
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху