Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

«В моей работе важно чувствовать сердцем!» Алина Носенко о работе в социальных проектах

07.06.18 Історії 5 хв читання

Что самое главное для работы в социальной сфере? Почему важно уметь управлять эмоциями? Как стажировки помогают находить и развивать новых сотрудников? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с Алиной Носенко, директором Klitschko Foundation.

Klitschko Foundation на протяжении 15 лет помогает раскрывать свой потенциал украинским детям, системно воплощая в жизнь социальные проекты в сфере образования, спорта и науки. Именно Фонд стал для Алины тем местом, где она смогла реализовать свою миссию и призвание. 


О работе в некоммерческом секторе

Алина, как именно вы попали в сферу благотворительности?


Моя первая работа в НГО (НГО – негосударственная организация. – Примеч. ред.) была в Берлине, когда я поехала учиться по студенческому обмену. Вместе с активными участницами локальной НГО мы делали проект об исторической памяти в рамках курса культурного менеджмента. Мы изучали парадигмы разных народов, культур. Я по сей день дружу с участниками этого проекта. Это был потрясающий опыт. По возвращении в Украину я уже понимала, что только учиться для меня уже слишком скучно. Чтобы понять, что еще мне интересно, я решила пойти на стажировки. Интереснее всего мне было в сфере молодежных проектов. Так сложилось, что я еще раз уехала в Германию, работала в парламенте. И мой депутат предложила мне делать благотворительный проект с немецкой организацией Round Table Germany. Целью кампании было обеспечить слуховыми аппаратами и очками детей, которые плохо слышат или видят.

Позже я уходила в другие сферы, но жизнь постоянно приводила меня к социальным проектам, заставляла задумываться о своей миссии. В Klitschko Foundation я сразу почувствовала – это мое место, здесь я смогу работать максимально эффективно. И когда через несколько месяцев я получила предложение остаться работать на постоянной основе, я хлопала в ладоши и радовалась, как ребенок.

Затем я стала директором Фонда. Это был огромный аванс от братьев. Решение доверить организацию 23-летней девушке, которую они знали всего год, требует большого риска. Я понимала, что передо мной множество вызовов и большая ответственность.

 

img 6672 copy 1 3500x2333 min


Как вам удается избежать эмоционального выгорания?

Люди, которые идут в социальные проекты, должны иметь хороший внутренний стержень. Наша сфера очень эмоциональная. Ты должен уметь сопереживать, проявлять эмпатию. Получая сотни тысяч звонков и писем с личными просьбами о помощи, ты должен с человеческой точки зрения посочувствовать, а с точки зрения профессиональной – объяснить, почему мы не работаем с медициной, почему не предоставляем адресную помощь. Ведь у Фонда есть целевые направления – образование, спорт и наука, и работаем мы только в рамках наших проектов. Если распылятся – потеряешь фокус и деятельность Фонда будет неэффективной. Это непросто. Первые полгода я приходила с работы и говорила семье, что мне просто надо помолчать. У меня стоял ком в горле от эмоций, и нужно было учиться с этим справляться. И только когда ты успокоился, открываются каналы восприятия.

Эмоции слепят. Важно научиться дистанцироваться от них, чтобы быть эффективным.

Мы в Фонде всегда стараемся предложить людям альтернативу: «Мы не финансируем детские операции, но мы знаем фонды, которые это делают». Стараемся подсказать, куда можно пойти, где получить помощь. Профессионализм в нашей сфере – это холодный ум и действия, которые могут привести к улучшению ситуации.

Есть личные способы управления эмоциями?

Когда я нахожусь на эмоциональном пике, всегда вспоминаю папин совет посчитать до 10. Это как раз 6 секунд – время, за которое уходит самая первая волна чувств. А мама мне всегда говорила: зубы нам даны для того, чтобы держать язык. То есть лучше улыбнуться, дать себе время подумать и только потом сказать. Такие простые лайфхаки помогают.

Управлять эмоциями особенно важно руководителю – как своими, так и команды. Страх, например, парализует, но когда учишься его преодолевать – это мотивирует принимать новые вызовы.

Если люди не будут бояться, мы сможем добиться большего успеха. В Украине население живет в страхе: дети в школе боятся учителей, на тренировках – тренеров и так далее. В обществе мало доверительных межличностных отношений. Я хочу, чтобы у людей было меньше страха, чтобы они не боялись менять свою жизнь. Чтобы могли, если требуется, сказать коллеге, руководителю: «Мне сложно, когда ты говоришь так». Я же не знаю, как человек воспринимает меня, я не умею читать мысли. Нужен совет – человек спросит, нет – я дам ему возможность бороться самому. Это тоже эмпатия. А ведь бывает, что одно мое неаккуратное слово или отсутствие обратной связи может довести до слез.

Когда я прихожу в Фонд, всегда смотрю, кто в каком настроении, потому что мы все создаем общую атмосферу. Находясь в позитиве, человек работает более эффективно.


Какие качества должны быть у человека, чтобы работать в НГО?

В НГО работают люди, ориентированные на ценности, энтузиасты. Здесь важны честность, открытость, дружелюбие. Желание отдавать обычно появляется с возрастом. Часто к нам приходят люди, у которых не было больших возможностей в детстве. И они хотят это восполнить через помощь другим. Таких людей я и стараюсь брать в команду.

Мне не интересны ваши профессиональные способности – я могу научить всему. Но если у вас нутро с червинкой, нам с вами не по пути.

Также в нашей сфере необходимо быть прагматиком, понимать свои цели и прогнозировать последствия. Братья, как спортсмены, научены достигать целей. Они и перед Фондом ставят задачу эффективно относиться к ресурсам в виде команды, времени, финансов.

IMG 6657 copy min

 

Можно ли строить карьеру в негосударственных организациях с точки зрения долгосрочной стратегии?

Уверена, что да. В этом вопросе я за философский подход. Мой папа – капитан дальнего плавания, и я очень рано поняла, что жизнь – это стихия и, как бы ты не стремился всем управлять, она вносит свои коррективы. Есть разные подходы к построению карьеры. Кто-то сидит и ждет, кто-то борется за возможности… Это может не происходить так быстро, как кому-то хочется. С точки зрения карьеры, долгосрочная стратегия помогает изучить свои сильные стороны, понять, где ты можешь быть эффективным и более полезным для общества.

Работа в НГО дает возможность построить репутацию социально ответственного человека и широкий круг знакомых из совершенно разных сфер.

На должности директора Фонда я работаю уже 6 лет. Для благотворительности необходима устойчивость. Мне это помогло хорошо изучить сферу и сделать системные изменения в организации. Когда твои личные цели совпадают с целями организации, в которой ты работаешь, – это взаимно выигрышная стратегия.


О работе со стажерами

Зачем вы набираете стажеров?

В нашей сфере, где эффективность работы определяет, в первую очередь, твое отношение к этой работе и умение коммуницировать, тяжело находить людей «с улицы». Поэтому я запустила в Фонде программу стажировки. Так люди лучше понимают ценности компании или организации. Считаю, что это хорошая практика и для НГО, и для бизнеса. Когда стажеры работают вместе нами, участвуют в отборе детей на проекты, планируют проекты, ищут локации – они становятся частью наших процессов. Говорят, что не ожидали, что им доверят столько ответственности. Но это именно то, зачем они сюда пришли. Практика показывает, что чем более сложные и комплексные задачи стажеры получают, тем лучше результат показывают по окончанию программы.

Если они вкладывают свои силы здесь и сейчас, их старания и опыт станут поводом для рекомендации новому работодателю.

Куда они идут дальше?

Побывав у нас, молодые люди уже не хотят работать там, где выражаются нецензурными словами, считают выпитый кофе или держат за рабочим столом с 10:00 до 19:00. Они просто скажут: «Нет, это не мое». Мы показываем им культуру общения, открытость, чувство юмора. Пускай они не всегда идут в НГО или благотворительные фонды, но наши стажеры скорее предпочтут компании, у которых есть социальные проекты.

Мы любим предлагать работу стажерам. Но работа – это не продолжение стажировки, здесь требования и темп выше, а поблажек меньше. Остаются те, кто, возможно, не всегда лучше всех себя демонстрировал, но я вижу в них больший потенциал. А вот яркие лидеры часто уходят. Возможно, они в чем-то поддают нас сомнению. Или пока не готовы остановится в поиске возможностей.

Мы ищем людей, которые готовы не только брать, но и отдавать.

Иногда меня спрашивают: «Почему меня не взяли, я ведь по всем параметрам подхожу?». Да, но важно еще и чувствовать сердцем! Насколько человек сможет реализовать себя в нашей команде и сам принести ценность. Это критерий, который весит для меня больше, чем все остальные.

IMG 6684 copy 2 3500x2333 min
 
Как вести себя молодежи, новичкам, чтобы эффективно работать с руководителем?

Молодому поколению я бы советовала приглашать своих руководителей на кофе, чай, обед, поход в театр или кино. За пределами офиса ты видишь людей в другой обстановке.

Если у вас что-то случилось и вам нужна помощь, ваша задача – не молчать, а прийти и сказать об этом руководителю.

Важно уметь строить отношения с вышестоящими людьми, потому что они могут стать менторами для тебя. Иногда история, рассказанная за бранчем или бокалом шампанского где-то в баре, может дать много инсайтов.


О призвании

Как человеку понять, в чем его призвание?


Мой совет – всегда прислушиваться к внутренним ощущениям. Если работа тебя увлекает, ты погружаешься в нее с утра, а когда поднимаешь голову, оказывается, что уже вечер. Невозможно делать то, что тебе не нравится, не замечая потока времени.

Мы привыкли выбирать не «хочу», а «надо», но я стараюсь, чтобы «надо» в работе было как можно меньше. Поэтому всегда говорю своим сотрудникам: «Я могу вам рассказать, что и как нужно делать, но так креатив не рождается».

Все люди разные, от этого мир прекрасен. Нужно прислушиваться к себе.

Но важно и не заиграться в поиски призвания…

Да, к сожалению, сейчас много «летчиков». 3 месяца тут, 2 месяца там, кто-то совмещает… Некоторым ребятам из поколения Z кажется, что можно быть везде, а в итоге они скачут по верхам и не доходят до сути. Только через год после начала работы человек действительно начинает понимать спектр своих задач и ответственности.
 

Что самое важное в работе?

Мы приходим на работу, в том числе за людьми и эмоциями. Здесь мы находимся 90% своей жизни, проводим времени больше, чем со своими родными и любимыми. Поэтому если человеку не будет уютно в офисе, работа радости приносить не будет.

Я отношусь к людям и ситуациям как к урокам. Вопрос только в том, чему они должны меня научить. Мы мысленно притягиваем то, к чему в душе стремимся.

Для меня очень важно не терять себя. Потому что иначе не чувствуется твоей нити, твоего сердца.

 

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Більше Більше для компаній
Пошукачу
Для компаній
Увійти
Є ідея!

Дякуємо!

Тепер редактори знають.