Что самое главное для работы в социальной сфере? Почему важно уметь управлять эмоциями? Как стажировки помогают находить и развивать новых сотрудников? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с Алиной Носенко, директором Klitschko Foundation.
Klitschko Foundation на протяжении 15 лет помогает раскрывать свой потенциал украинским детям, системно воплощая в жизнь социальные проекты в сфере образования, спорта и науки. Именно Фонд стал для Алины тем местом, где она смогла реализовать свою миссию и призвание.
О работе в некоммерческом секторе
Алина, как именно вы попали в сферу благотворительности?
Моя первая работа в НГО (НГО – негосударственная организация. – Примеч. ред.) была в Берлине, когда я поехала учиться по студенческому обмену. Вместе с активными участницами локальной НГО мы делали проект об исторической памяти в рамках курса культурного менеджмента. Мы изучали парадигмы разных народов, культур. Я по сей день дружу с участниками этого проекта. Это был потрясающий опыт. По возвращении в Украину я уже понимала, что только учиться для меня уже слишком скучно. Чтобы понять, что еще мне интересно, я решила пойти на стажировки. Интереснее всего мне было в сфере молодежных проектов. Так сложилось, что я еще раз уехала в Германию, работала в парламенте. И мой депутат предложила мне делать благотворительный проект с немецкой организацией Round Table Germany. Целью кампании было обеспечить слуховыми аппаратами и очками детей, которые плохо слышат или видят.
Позже я уходила в другие сферы, но жизнь постоянно приводила меня к социальным проектам, заставляла задумываться о своей миссии. В Klitschko Foundation я сразу почувствовала – это мое место, здесь я смогу работать максимально эффективно. И когда через несколько месяцев я получила предложение остаться работать на постоянной основе, я хлопала в ладоши и радовалась, как ребенок.
Затем я стала директором Фонда. Это был огромный аванс от братьев. Решение доверить организацию 23-летней девушке, которую они знали всего год, требует большого риска. Я понимала, что передо мной множество вызовов и большая ответственность.
Как вам удается избежать эмоционального выгорания?
Люди, которые идут в социальные проекты, должны иметь хороший внутренний стержень. Наша сфера очень эмоциональная. Ты должен уметь сопереживать, проявлять эмпатию. Получая сотни тысяч звонков и писем с личными просьбами о помощи, ты должен с человеческой точки зрения посочувствовать, а с точки зрения профессиональной – объяснить, почему мы не работаем с медициной, почему не предоставляем адресную помощь. Ведь у Фонда есть целевые направления – образование, спорт и наука, и работаем мы только в рамках наших проектов. Если распылятся – потеряешь фокус и деятельность Фонда будет неэффективной. Это непросто. Первые полгода я приходила с работы и говорила семье, что мне просто надо помолчать. У меня стоял ком в горле от эмоций, и нужно было учиться с этим справляться. И только когда ты успокоился, открываются каналы восприятия.
Эмоции слепят. Важно научиться дистанцироваться от них, чтобы быть эффективным.
Мы в Фонде всегда стараемся предложить людям альтернативу: «Мы не финансируем детские операции, но мы знаем фонды, которые это делают». Стараемся подсказать, куда можно пойти, где получить помощь. Профессионализм в нашей сфере – это холодный ум и действия, которые могут привести к улучшению ситуации.
Есть личные способы управления эмоциями?
Когда я нахожусь на эмоциональном пике, всегда вспоминаю папин совет посчитать до 10. Это как раз 6 секунд – время, за которое уходит самая первая волна чувств. А мама мне всегда говорила: зубы нам даны для того, чтобы держать язык. То есть лучше улыбнуться, дать себе время подумать и только потом сказать. Такие простые лайфхаки помогают.
Управлять эмоциями особенно важно руководителю – как своими, так и команды. Страх, например, парализует, но когда учишься его преодолевать – это мотивирует принимать новые вызовы.
Если люди не будут бояться, мы сможем добиться большего успеха. В Украине население живет в страхе: дети в школе боятся учителей, на тренировках – тренеров и так далее. В обществе мало доверительных межличностных отношений. Я хочу, чтобы у людей было меньше страха, чтобы они не боялись менять свою жизнь. Чтобы могли, если требуется, сказать коллеге, руководителю: «Мне сложно, когда ты говоришь так». Я же не знаю, как человек воспринимает меня, я не умею читать мысли. Нужен совет – человек спросит, нет – я дам ему возможность бороться самому. Это тоже эмпатия. А ведь бывает, что одно мое неаккуратное слово или отсутствие обратной связи может довести до слез.
Когда я прихожу в Фонд, всегда смотрю, кто в каком настроении, потому что мы все создаем общую атмосферу. Находясь в позитиве, человек работает более эффективно.
Какие качества должны быть у человека, чтобы работать в НГО?
В НГО работают люди, ориентированные на ценности, энтузиасты. Здесь важны честность, открытость, дружелюбие. Желание отдавать обычно появляется с возрастом. Часто к нам приходят люди, у которых не было больших возможностей в детстве. И они хотят это восполнить через помощь другим. Таких людей я и стараюсь брать в команду.
Мне не интересны ваши профессиональные способности – я могу научить всему. Но если у вас нутро с червинкой, нам с вами не по пути.
Также в нашей сфере необходимо быть прагматиком, понимать свои цели и прогнозировать последствия. Братья, как спортсмены, научены достигать целей. Они и перед Фондом ставят задачу эффективно относиться к ресурсам в виде команды, времени, финансов.
Можно ли строить карьеру в негосударственных организациях с точки зрения долгосрочной стратегии?
Уверена, что да. В этом вопросе я за философский подход. Мой папа – капитан дальнего плавания, и я очень рано поняла, что жизнь – это стихия и, как бы ты не стремился всем управлять, она вносит свои коррективы. Есть разные подходы к построению карьеры. Кто-то сидит и ждет, кто-то борется за возможности… Это может не происходить так быстро, как кому-то хочется. С точки зрения карьеры, долгосрочная стратегия помогает изучить свои сильные стороны, понять, где ты можешь быть эффективным и более полезным для общества.
Работа в НГО дает возможность построить репутацию социально ответственного человека и широкий круг знакомых из совершенно разных сфер.
На должности директора Фонда я работаю уже 6 лет. Для благотворительности необходима устойчивость. Мне это помогло хорошо изучить сферу и сделать системные изменения в организации. Когда твои личные цели совпадают с целями организации, в которой ты работаешь, – это взаимно выигрышная стратегия.
О работе со стажерами
Зачем вы набираете стажеров?
В нашей сфере, где эффективность работы определяет, в первую очередь, твое отношение к этой работе и умение коммуницировать, тяжело находить людей «с улицы». Поэтому я запустила в Фонде программу стажировки. Так люди лучше понимают ценности компании или организации. Считаю, что это хорошая практика и для НГО, и для бизнеса. Когда стажеры работают вместе нами, участвуют в отборе детей на проекты, планируют проекты, ищут локации – они становятся частью наших процессов. Говорят, что не ожидали, что им доверят столько ответственности. Но это именно то, зачем они сюда пришли. Практика показывает, что чем более сложные и комплексные задачи стажеры получают, тем лучше результат показывают по окончанию программы.
Если они вкладывают свои силы здесь и сейчас, их старания и опыт станут поводом для рекомендации новому работодателю.
Куда они идут дальше?
Побывав у нас, молодые люди уже не хотят работать там, где выражаются нецензурными словами, считают выпитый кофе или держат за рабочим столом с 10:00 до 19:00. Они просто скажут: «Нет, это не мое». Мы показываем им культуру общения, открытость, чувство юмора. Пускай они не всегда идут в НГО или благотворительные фонды, но наши стажеры скорее предпочтут компании, у которых есть социальные проекты.
Мы любим предлагать работу стажерам. Но работа – это не продолжение стажировки, здесь требования и темп выше, а поблажек меньше. Остаются те, кто, возможно, не всегда лучше всех себя демонстрировал, но я вижу в них больший потенциал. А вот яркие лидеры часто уходят. Возможно, они в чем-то поддают нас сомнению. Или пока не готовы остановится в поиске возможностей.
Мы ищем людей, которые готовы не только брать, но и отдавать.
Иногда меня спрашивают: «Почему меня не взяли, я ведь по всем параметрам подхожу?». Да, но важно еще и чувствовать сердцем! Насколько человек сможет реализовать себя в нашей команде и сам принести ценность. Это критерий, который весит для меня больше, чем все остальные.
Как вести себя молодежи, новичкам, чтобы эффективно работать с руководителем?
Молодому поколению я бы советовала приглашать своих руководителей на кофе, чай, обед, поход в театр или кино. За пределами офиса ты видишь людей в другой обстановке.
Если у вас что-то случилось и вам нужна помощь, ваша задача – не молчать, а прийти и сказать об этом руководителю.
Важно уметь строить отношения с вышестоящими людьми, потому что они могут стать менторами для тебя. Иногда история, рассказанная за бранчем или бокалом шампанского где-то в баре, может дать много инсайтов.
О призвании
Как человеку понять, в чем его призвание?
Мой совет – всегда прислушиваться к внутренним ощущениям. Если работа тебя увлекает, ты погружаешься в нее с утра, а когда поднимаешь голову, оказывается, что уже вечер. Невозможно делать то, что тебе не нравится, не замечая потока времени.
Мы привыкли выбирать не «хочу», а «надо», но я стараюсь, чтобы «надо» в работе было как можно меньше. Поэтому всегда говорю своим сотрудникам: «Я могу вам рассказать, что и как нужно делать, но так креатив не рождается».
Все люди разные, от этого мир прекрасен. Нужно прислушиваться к себе.
Но важно и не заиграться в поиски призвания…
Да, к сожалению, сейчас много «летчиков». 3 месяца тут, 2 месяца там, кто-то совмещает… Некоторым ребятам из поколения Z кажется, что можно быть везде, а в итоге они скачут по верхам и не доходят до сути. Только через год после начала работы человек действительно начинает понимать спектр своих задач и ответственности.
Что самое важное в работе?
Мы приходим на работу, в том числе за людьми и эмоциями. Здесь мы находимся 90% своей жизни, проводим времени больше, чем со своими родными и любимыми. Поэтому если человеку не будет уютно в офисе, работа радости приносить не будет.
Я отношусь к людям и ситуациям как к урокам. Вопрос только в том, чему они должны меня научить. Мы мысленно притягиваем то, к чему в душе стремимся.
Для меня очень важно не терять себя. Потому что иначе не чувствуется твоей нити, твоего сердца.
Дякуємо!
Тепер редактори знають.