Лето – сезон фестивалей. Кто создает для нас эти праздники? Насколько это сложная работа? Кому она подходит и к чему важно быть готовым? О профессии, которой не обучают, рассказывает директор фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST Максим Демский.
Максим оказался открытым к общению и веселым человеком. Он не подыскивал слова, чтобы казаться лучше. Не приукрашивал жизнь. В прошлом актер и режиссер, он и сегодня словно выходит на сцену. Каждый раз, когда создает с командой свою историю. Каждый раз, когда открывается фестиваль.
Максим, вы директор фестиваля ГОГОЛЬFEST, но вашей профессии нигде не обучают. Чему лично вас научила работа над его созданием?
Прежде всего, принимать нестандартные решения. По большому счету, в этой сфере нет определенной теории, как приступать к тому или иному вопросу при создании ивента. Все проживаешь через собственный опыт. Моя работа – своего рода кризис-менеджмент. Причем очень интересный.
А те задачи и вопросы, которые встают перед вами, привносят драйв в вашу жизнь или чаще выжимают все соки?
Порой выжимают все соки 😀 Но и вдохновляют. Суть в том, что это и есть реальная жизнь. То есть когда ты любишь и отдаешься по максимуму тому, чем занимаешься. Становишься сам себе продюсером. Мы с командой создаем новый рынок и формируем элиту, что, конечно, очень приятно. Возможно, прозвучит дерзко, но в этом есть какая-то миссия.
Гости фестиваля видят его лучшие стороны, а что остается за кулисами? В чем прелесть и сложность вашей работы?
Все-таки это такая себе лотерея. Потому что, пока не произойдет само действие, мы не знаем точно, чем оно закончится. Есть, конечно, вещи, которые железно работают. Но это уже пройденные этапы. А когда ты то и дело что-то выдумываешь, то постоянно находишься в зоне риска. Поэтому за кулисами остается тяжелая работа, потные руки, пробуждение среди ночи перед открытием фестиваля, потому что не знаешь, придут люди на это мероприятие или нет. Такое состояние, как перед выходом на сцену.
А если еще учесть, что в прошлом вы актер и режиссер…
Да, моя работа творческая, потому что мы с командой придумываем драматургию фестиваля, вставляем новые контенты, меняем их в программе, определяем приоритеты.
У нас командная игра, причем очень сплоченная. Без этого многое попросту невозможно.
То есть вам нравится работать в команде?
Как вам сказать… особого выбора нет 😀 Потому что ты один всего этого не сделаешь. Если говорить в общем, то я люблю проводить время и в одиночестве, и с семьей, и в команде.
В этой сфере вы один из немногих, кто делает фестиваль, где представлены сразу несколько направлений искусства. Кто может работать с вами в команде? Думаю, точно не те люди, которые хотят найти выгоду.
Это точно! Такой проект интересен тем, кто хочет чего-то большего, чем просто заработать деньги. Поэтому тут нет места меркантильной истории. Ты пашешь 24 часа в сутки в течение нескольких месяцев, а то и полугода. Не можешь уехать в отпуск, у тебя нет выходных. И при этом до конца не знаешь, что в итоге получится. Такая пропасть, в которую ты падаешь и летишь. Но в этом есть много любви и радости.
Хотелось задать вопрос: «А кем можно работать на фестивале?», но теперь очевидно, что главное – гореть этим делом.
Конечно, существуют корпорации, где есть график работы, соцпакет и типа все зашибись. Но мне все равно в какой-то момент захотелось отойти от этой истории, потому что появилось другое ощущение. Понимаете, когда наполняешь свою работу глубиной, содержанием и уверенностью в том, что это большое дело, то так и происходит. Не без трудностей, конечно. Здесь нет определенной схемы, как нужно работать. Ты имеешь дело с творческими людьми, у тебя постоянно дедлайны, твой график не нормирован… Нужна колоссальная стрессоустойчивость.
Людей, которые сюда попадают и остаются, единицы. А сотни, не выдерживая, просто вылетают.
Можно сказать, что если вы директор фестиваля, то перед вами открываются все двери?
Наоборот, закрываются 😀 Понимаете, мы реформаторский фестиваль, который представляет современное искусство, а оно порой бывает провокационным, часто вызывает много вопросов. Поэтому мы очень часто не вхожи в различные структуры. Например, государственные театры нас не любят.
Понятно, что когда ты встречаешься с министром или с мэрами, то к тебе относятся с уважением, уделяют время, общаются. То есть твой статус признают, но дело даже не в этом.
Мы простые! И люди, с которыми встречаемся, в большинстве своем такие же. Они видят, как мы стараемся, чтобы в помещении с ободранными стенами, плохим светом и звуком интегрировать классный европейский продукт. А это не всегда просто сделать. И такого опыта в Украине практически ни у кого нет. Поэтому мы просто берем и делаем.
Трудно, когда вас не слышат, не понимают, не хотят вникнуть в ваши замыслы? И что делать в таких случаях?
Вы прямо по болевым точкам прошлись 😀 Очень часто не слышат и не понимают. Порой приходится идти против своей воли, менять локации, уходить в минус. А бывает, что отвечаем: «Ну и… идите, куда хотите. Все! Надоело. Не будем делать так, как вы сказали».
У нас есть определенные концептуальные правила. Мы не будем показывать какую-то ерунду. Даже если нам будут ее насильно впихивать. При этом мы готовы идти на компромиссы и работать с разными площадками.
Как только нам начинают диктовать другой формат, мы отказываемся. Иначе пропадает смысл всей этой истории.
А в каком городе у вас действительно все получилось?
В Мариуполе. Здесь, наверно, впервые в истории ГОГОЛЬFEST было качественное взаимодействие с государственными и коммерческими структурами. Поэтому наш фестиваль был именно таким, каким мы его себе представляли.
Директор фестиваля – это больше управленец или все же творческий человек?
И управленец, и творческий человек, и иногда даже уборщик. Если ты видишь, что твои задачи неверно трактуются или выполняются, то тогда ты берешь и делаешь, показывая на своем примере, как надо. Я тот директор, который прошел все уровни, поэтому мне понятно, кто такой волонтер, менеджер, программист. Я был на их месте. И когда в команде появляются новые люди, которые пока не справляются со своими обязанностями, я просто беру часть их работы на себя. Или же мы выполняем ее сообща. Но это обязательно творческий подход, иначе никак.
А по поводу организации процесса… Я просто «болел» этим с детства: везде был заводила 😀
В вашей профессии есть, куда расти дальше?
Да, это вообще бесконечный процесс. Можно выходить на международные рынки, создавать большие и маленькие проекты, масштабировать и развернуть фестивальное движение в стране. Причем это будет экономически выгодно, страна быстрее выйдет из тупика. У меня есть идея создать проект – фестиваль, который будет длиться 365 дней. Он сможет проходить во всех регионах, показывать достижения Украины, представлять ее в других странах. Это действительно шанс для нас, для нашей страны и для меня – человека, который ничего не видит, кроме фестиваля 😀
Что бы вы могли посоветовать тем, кто хочет создавать фестивали?
Просто начать это делать. Например, создать маленький фестиваль… дома. Да-да! Приходишь, раскидываешь вещи как-то иначе, приглашаешь друзей-барабанщиков, гитаристов. Потом, правда, соседи вызовут полицию 😀 Придумываешь фуршет, ставишь в комнате палатку. Вот так по чуть-чуть устраиваешь квартирник. Затем это уже какой-нибудь ресторанчик. А после находишь, с кем и куда двигаться дальше. И начинаешь фигачить! Все просто.
Как научиться новичкам в этом деле не бояться и рисковать?
Это очень распространенная проблема. Все боятся. И я тоже. Нервничаю, переживаю. Но нужно понимать: если не начнешь, то не проверишь, нужна твоя идея кому-нибудь или нет. Нет никакой теории, есть только следующий шаг. Делаешь его, у тебя может ничего не выйти, но ты продолжаешь.
Споткнулся, но все равно идешь дальше. Только таким путем, преодолевая собственный страх, переживания, сомнения. Главное – не сдаваться.
Конечно, важно еще, куда именно ты идешь. Тут нужно прислушиваться к тому, что происходит вокруг, чтоб ты не рвал и метал, а четко шел к своей цели.
Какие у вас планы на будущее? Как у директора фестиваля и обычного человека?
Поскольку в моем случае директор фестиваля и обычный человек – это два в одном 🙂, то мне было бы интересно, чтобы фестиваль представлял Украину на международном уровне. Чтобы ГОГОЛЬFEST стал глобальным мероприятием.
А по поводу моих личных планов… У меня есть семья, я ее очень люблю и хочу уделять родным как можно больше свободного времени.
Любимое дело для вас на первом месте?
У меня жена и фестиваль на первом месте 🙂 Четко делят его пополам. Моя семья вовлечена в процесс работы над фестивалем. И в результате мы все движемся в одном направлении.
Хотите узнать больше о творческих профессиях? Читайте интервью с писательницей Тамрико Шоли.
Дякуємо!
Тепер редактори знають.