В моменты опасности или напряжения, чтобы сохранить энергию, наш мозг склонен слишком упрощать картинку действительности. Это помогает ему легче и быстрее принимать решения. Так мы попадаем в ловушки, созданные нашим умом. О наиболее типичных из них на вебинаре, который для своих сотрудников организовала шведско-украинская компания Beetroot, рассказал HR-консультант Beetroot и медицинский психолог Владимир Вовк.
Вот пять наиболее распространенных ловушек мозга, в которые можно попасть, когда нет времени обдумать свои действия.
Черно-белое мышление:
«Один из нас заболел, значит — мы все заболеем»
С двух выбрать одно — нормальный процесс, когда мы на финальной стадии принятия решения. Однако если вместо анализировать ситуацию, мы делаем поверхностные выводы и все максимально упрощаем, сводя до «черного» и «белого», — это может нам навредить.
«Всегда», «никогда», «все» — слова-маркеры такой ловушки, которые слишком обобщают события. Меня обидел коллега, значит ВСЕ мои коллеги — негодяи. Он опоздал на встречу, значит он ВСЕГДА так делает. В моем городе кто-то заболел, значит КАЖДЫЙ заболеет.
Черно-белое восприятие снижает эффективность критического мышления, влияет на способность видеть альтернативы и приводит к принятию ограниченных решений (друг-враг, да-нет, стоять-бежать).
Как не попасть в ловушку. Прежде чем принять решение, взвесьте его, придумав 3-5 альтернатив — назовем их «пятью оттенками серого». Выберите из них два финальных варианта развития событий, между которыми и предстоит определиться.
Ведро с крабами:
«Купи гречку, все так делают!»
«Ведро с крабами» помогает нам синхронизировать свое поведение с поведением окружающих — команды, друзей, семьи. Однако, если нашему мозгу снова захочется экономить энергию на обдумывание, мы можем принимать решения и мнения людей из нашей социальной группы без критического взгляда — как единственно верные.
Так, оказавшись в «ведре с крабами», люди легко поддаются так называемому психологическому инфицированию — быстро перенимают и сами распространяют на других ошибочные решения: «Купи гречку, все же покупают!».
Как не попасть в ловушку. Перед тем как прийти к какому-то решению, спросите себя: «А что я на самом деле думаю об этом?».
Ошибка победителя:
«Жорик курит, потому и не болеет!»
Эту ловушку мозга выявили во Вторую мировую. В то время многие американские бомбардировщики не возвращались после боевых вылетов, а те, которым удалось добраться до базы, имели многочисленные повреждения от обстрелов — в основном, на фюзеляже, меньше — в зонах топливных баков и двигателей.
Сначала вывод был следующий: следует усилить броню в пораженных выстрелами местах, чтобы укрепить машины и обезопасить пилотов. Однако математик Абрам Вальд, который занимался изучением этого вопроса, пришел к совершенно противоположному мнению: самолет, получивший пробоину в данных местах, еще может вернуться на базу. При этом в случае попадания в двигатель или бензобак, шансы будут минимальны. Таким образом, укреплять надо зоны самолетов, наименее, а не наиболее пострадавшие от обстрелов.
«Ошибка победителя» — делать поспешный вывод из фактов, которые больше всего бросаются в глаза (как, например, продырявленные крылья самолета).
В нынешней ситуации с вирусом можно привести другой пример: «Мой сосед Жорик не болеет, потому что много курит!». Хотя на самом деле Жорик не болеет потому, что регулярно моет руки с мылом, последние три дня сидит дома и при встрече не жмет руку соседям по лестничной клетке. Но да, Жорик курит. Это очевидный факт, из которого можно сделать ошибочные выводы.
Как не попасть в ловушку. Антидот от «ошибки победителя» почти такой же — анализ и постепенное принятие решений, критическое мышление и любознательность.
Зловещая долина:
«Кто-то рядом чихнул — вызывайте скорую!»
Этот вид искажения восприятия построен на защите. Во времена, скажем, средневековых эпидемий он действительно срабатывал в пользу человека. Благодаря быстрому определению опасности здоровый человек держал дистанцию и мог избежать заражения. Например, когда видел больного на улице или слышал неприятный запах из помещения, то быстро делал выводы и держался в стороне от подозрительных индивидов или мест.
Сейчас эффект «зловещей долины» играет с нашей психикой, подталкивая к безосновательной панике и лишнему стрессу. Например, когда видите на улице человека, шарфом закрывающего лицо, первое, что приходит в голову: «Надо держаться подальше! Закрывает нос, значит больной!». Или когда человек рядом чихнул, мозг включает режим «бей или беги», что также приводит нас к гиперболизированному чувству тревоги.
Как не попасть в ловушку. Здесь помогут вопросы: «Что происходит?» и «Почему именно так человек выглядит?». Понятно, что в состоянии повышенной тревожности у вас может не сработать механизм критического мышления, но попробуйте сохранять спокойствие и все-таки трезво оценивать ситуацию.
Причина-следствие:
«Ты — паникер, выключи телевизор!»
Несмотря на поверхностное восприятие, мы порой навешиваем ярлыки на людей, не разобравшись в причинах их поведения.
Кто-то «просто ленивый», так как попросил день отдыха из-за стресса, другой — «паникер», так как нервничает из-за карантинных мероприятий. Часто нетипичное поведение вызвано какими-то внешними факторами, и это не причина превращать временные изменения в постоянные характеристики человека.
Как не попасть в ловушку. Чтобы снизить влияние этого эффекта, говорите больше друг с другом. Быстрая обратная связь может помочь расставить все по местам: «Ты сейчас не успеваешь с задачей, что-то случилось? Могу ли я чем-нибудь помочь?».
В общем, каждая из этих ловушек возникла, прежде всего, для защиты нашей психики. Однако мир эволюционировал быстрее нее, потому искаженное восприятие — это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что нам действительно иногда необходимо принять быстрое решение, а плохо, потому что иногда лучше заставить себя взвесить все «за» и «против». Знание об этих эффектах — уже половина успеха в эффективном управлении ими.
Читайте также
Как мозг помогает и мешает вашей карьере
Як пережити карантин і не зійти з розуму: поради психотерапевток
Як сфокусуватися в інформаційному шумі? Конспект книги «Не турбувати!»
Паникуешь, что нет работы?
Не стоит, ведь у нас много крутых вакансий в топовых компаниях на расстоянии одного клика!
Вакансии