Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

«Купи гречку, все так делают»: 5 ловушек ума в кризисных ситуациях

27.03.20 Кар'єра Развитие 4 min reading

В моменты опасности или напряжения, чтобы сохранить энергию, наш мозг склонен слишком упрощать картинку действительности. Это помогает ему легче и быстрее принимать решения. Так мы попадаем в ловушки, созданные нашим умом. О наиболее типичных из них на вебинаре, который для своих сотрудников организовала шведско-украинская компания Beetroot, рассказал HR-консультант Beetroot и медицинский психолог Владимир Вовк.

Вот пять наиболее распространенных ловушек мозга, в которые можно попасть, когда нет времени обдумать свои действия.


Черно-белое мышление:
«Один из нас заболел, значит — мы все заболеем»


С двух выбрать одно — нормальный процесс, когда мы на финальной стадии принятия решения. Однако если вместо анализировать ситуацию, мы делаем поверхностные выводы и все максимально упрощаем, сводя до «черного» и «белого», — это может нам навредить.

«Всегда», «никогда», «все» — слова-маркеры такой ловушки, которые слишком обобщают события. Меня обидел коллега, значит ВСЕ мои коллеги — негодяи. Он опоздал на встречу, значит он ВСЕГДА так делает. В моем городе кто-то заболел, значит КАЖДЫЙ заболеет.

Черно-белое восприятие снижает эффективность критического мышления, влияет на способность видеть альтернативы и приводит к принятию ограниченных решений (друг-враг, да-нет, стоять-бежать).

Как не попасть в ловушку. Прежде чем принять решение, взвесьте его, придумав 3-5 альтернатив — назовем их «пятью оттенками серого». Выберите из них два финальных варианта развития событий, между которыми и предстоит определиться.


Ведро с крабами:
«Купи гречку, все так делают!»


«Ведро с крабами» помогает нам синхронизировать свое поведение с поведением окружающих — команды, друзей, семьи. Однако, если нашему мозгу снова захочется экономить энергию на обдумывание, мы можем принимать решения и мнения людей из нашей социальной группы без критического взгляда — как единственно верные.

Так, оказавшись в «ведре с крабами», люди легко поддаются так называемому психологическому инфицированию — быстро перенимают и сами распространяют на других ошибочные решения: «Купи гречку, все же покупают!».

Как не попасть в ловушку. Перед тем как прийти к какому-то решению, спросите себя: «А что я на самом деле думаю об этом?».


Ошибка победителя:
«Жорик курит, потому и не болеет!»


Эту ловушку мозга выявили во Вторую мировую. В то время многие американские бомбардировщики не возвращались после боевых вылетов, а те, которым удалось добраться до базы, имели многочисленные повреждения от обстрелов — в основном, на фюзеляже, меньше — в зонах топливных баков и двигателей.

Сначала вывод был следующий: следует усилить броню в пораженных выстрелами местах, чтобы укрепить машины и обезопасить пилотов. Однако математик Абрам Вальд, который занимался изучением этого вопроса, пришел к совершенно противоположному мнению: самолет, получивший пробоину в данных местах, еще может вернуться на базу. При этом в случае попадания в двигатель или бензобак, шансы будут минимальны. Таким образом, укреплять надо зоны самолетов, наименее, а не наиболее пострадавшие от обстрелов.

«Ошибка победителя» — делать поспешный вывод из фактов, которые больше всего бросаются в глаза (как, например, продырявленные крылья самолета).

В нынешней ситуации с вирусом можно привести другой пример: «Мой сосед Жорик не болеет, потому что много курит!». Хотя на самом деле Жорик не болеет потому, что регулярно моет руки с мылом, последние три дня сидит дома и при встрече не жмет руку соседям по лестничной клетке. Но да, Жорик курит. Это очевидный факт, из которого можно сделать ошибочные выводы.

Как не попасть в ловушку. Антидот от «ошибки победителя» почти такой же — анализ и постепенное принятие решений, критическое мышление и любознательность.


Зловещая долина:
«Кто-то рядом чихнул — вызывайте скорую!»


Этот вид искажения восприятия построен на защите. Во времена, скажем, средневековых эпидемий он действительно срабатывал в пользу человека. Благодаря быстрому определению опасности здоровый человек держал дистанцию и мог избежать заражения. Например, когда видел больного на улице или слышал неприятный запах из помещения, то быстро делал выводы и держался в стороне от подозрительных индивидов или мест.

Сейчас эффект «зловещей долины» играет с нашей психикой, подталкивая к безосновательной панике и лишнему стрессу. Например, когда видите на улице человека, шарфом закрывающего лицо, первое, что приходит в голову: «Надо держаться подальше! Закрывает нос, значит больной!». Или когда человек рядом чихнул, мозг включает режим «бей или беги», что также приводит нас к гиперболизированному чувству тревоги.

Как не попасть в ловушку. Здесь помогут вопросы: «Что происходит?» и «Почему именно так человек выглядит?». Понятно, что в состоянии повышенной тревожности у вас может не сработать механизм критического мышления, но попробуйте сохранять спокойствие и все-таки трезво оценивать ситуацию.


Причина-следствие:
«Ты — паникер, выключи телевизор!»


Несмотря на поверхностное восприятие, мы порой навешиваем ярлыки на людей, не разобравшись в причинах их поведения.

Кто-то «просто ленивый», так как попросил день отдыха из-за стресса, другой — «паникер», так как нервничает из-за карантинных мероприятий. Часто нетипичное поведение вызвано какими-то внешними факторами, и это не причина превращать временные изменения в постоянные характеристики человека.

Как не попасть в ловушку. Чтобы снизить влияние этого эффекта, говорите больше друг с другом. Быстрая обратная связь может помочь расставить все по местам: «Ты сейчас не успеваешь с задачей, что-то случилось? Могу ли я чем-нибудь помочь?».

В общем, каждая из этих ловушек возникла, прежде всего, для защиты нашей психики. Однако мир эволюционировал быстрее нее, потому искаженное восприятие — это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что нам действительно иногда необходимо принять быстрое решение, а плохо, потому что иногда лучше заставить себя взвесить все «за» и «против». Знание об этих эффектах — уже половина успеха в эффективном управлении ими.

Читайте также

Как мозг помогает и мешает вашей карьере

Як пережити карантин і не зійти з розуму: поради психотерапевток

Як сфокусуватися в інформаційному шумі? Конспект книги «Не турбувати!»

Паникуешь, что нет работы?

Не стоит, ведь у нас много крутых вакансий в топовых компаниях на расстоянии одного клика!

Не стоит, ведь у нас много крутых вакансий в топовых компаниях на расстоянии одного клика!

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: