Ко Дню журналиста ведущая UA: Украинское радио и обладательница премии «Телетриумф» в номинации «Репортер» Наталья Соколенко рассказала, почему выбрала именно эту профессию и какие умения и навыки журналиста пригодятся каждому человеку.
Фото: Владимир Шевчук
Почему я стала журналистом? Это был протест против советских традиций выбирать «семейную» профессию. Мои родители закончили КПИ и работали на заводе. А я хотела гуманитарное образование. И хотя в школе училась очень хорошо, сделала все возможное, чтобы в моей жизни не было ни математики, ни физики. Так судьба привела меня в журналистику. И я не жалею. Эта профессия поддерживает во мне постоянный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Сейчас я работаю на UA: Украинское радио, которое имеет крупнейшую FM-сеть в Украине и является самым популярным разговорным радио Киева. Веду программу «Круг добропорядочности» о борьбе с коррупцией, спецпроект об изменениях в различных сферах вследствие пандемии «После карантина», а также сатирическое радиошоу «А серьезно?» вместе с Богданом Буткевичем.
А сегодня я хочу рассказать о навыках журналиста, которые, по моему мнению, будут полезными для представителей любой профессии.
1. Будьте человеком-медиа
Для одной общественной организации я читаю тренинг «Я — медиа». Мы обучаем общественных активистов журналистским навыкам. Суть такова: мы живем в эру «я — медиа». Если хочешь достигать больших результатов, ты должен быть «сам себе СМИ». Ваше медиа — это страница в соцсети, видеоблог на YouTube или текстовый блог на определенном сайте.
И как тут не вспомнить Дональда Трампа. Задолго до того, как стать президентом, он оценил все преимущества медийности. Как бизнесмен он пережил немало банкротств. И каждый раз восстанавливал доверие к себе. Ведь в системе координат «свой — чужой» Трамп всегда был своим. Людям казалось, что они его хорошо знают, именно потому, что Трамп уделял много времени интервью, написанию статей, книг. Он всегда был у всех перед глазами, поэтому подсознание людей воспринимало его за своего.
Поэтому берите пример с Трампа. Медийность повышает вес вашего слова.
2. Работайте системно
В реально конкурентном поле заметны только суперпрофи. Все журналисты, которые «на слуху», на чем-нибудь специализируются. Поэтому выбирайте свою нишу, свою тему и осваивайте ее.
Это также означает, что мы постоянно совершенствуем уже готовый продукт. Яркий пример — работа журналистов интернет-изданий. Вышел материал утром, к вечеру что-то изменилось — значит, надо сделать апдейт. Утром выйдет какое-то опровержение — текст еще раз дополняется или пишется новый. И так журналисты во всем мире работают постоянно — совершенствуют продукт, который уже вышел. Не выпускают тему из фокуса.
3. Разделяйте факты и мнения
Это один из стандартов журналистики — не выдавать желаемое за действительное. У нас есть правило: четко объяснять, что вот — факты, а это — редакционное мнение или личная оценка журналиста.
Выражая субъективное мнение, всегда подчеркивайте его конструкциями «я считаю», «это мое убеждение». Кстати, это защищает от судебных исков, если тема конфликтная.
Честность вызывает доверие. Поэтому факты — отдельно, ваша оценка — отдельно.
4. Говорите «человеческим языком»
Известный тележурналист раннего НТВ Михаил Осокин рассказывал, что когда стал вести новости, тренировался на своей 78-летней теще. Он ей зачитывал подводку к сюжету. И если она понимала, о чем идет речь — текст хороший. Если не понимала — плохой.
Похожее правило есть и на ВВС: тексты, которые пишутся для телевидения, должны быть понятными 14-летнему подростку. О чем бы ни шла речь — о коалиции в британском парламенте или о научном открытии.
Поэтому, можете тренироваться: вы что-то написали — покажите ребенку и бабушке. Если они все поняли, вы на правильном пути. Если нет — тренируйтесь излагать мысли проще.
Но бывают случаи, когда надо рассказать о действительно сложном явлении. Тогда «едим слона по частям». Раскладываем на куски поменьше и так по частям объясняем аудитории.
Хотите знать, сколько зарабатывают журналисты в Украине?
Скачивайте исследование Happy Monday о зарплатах в сфере коммуникаций.
Скачать
5. Будьте лаконичными
Учебники для журналистов дают такой совет: «То, что вы написали, теперь сократите вдвое». Исследование группы Nielsen показало, что многие люди, читая журналистские тексты онлайн, даже не скроллят страницу вниз. Во-первых, люди часто думают, что ниже уже ничего нет. А вторая причина — читатели чувствуют, что уже и так много времени уделили статье.
По разным данным, до 80% людей в принципе читают только заголовки.
По этому поводу не нужно отчаиваться. Научитесь писать заголовки. Если вы ведете YouTube-канал или блог, заложите в заголовок то, что хотите донести. «Новая услуга», «новая цена». Для многих людей этого достаточно. Вы все равно добьетесь цели, ведь передали главную информацию.
6. Поработайте с голосом
Для работы на радио голос суперважен. Но это правило работает везде — чем лучше у вас навыки разговорной речи, тем выше шансы на успех в профессиональной жизни практически в любой сфере.
Улучшить голос помогут 3-4 занятия с преподавателем сценической речи. Найдите в своем городе, например, училище культуры, театральный институт или театр. Там есть преподаватели.
Когда начинала работать на телевидении, я поняла, что мой голос не звучит так, как мне бы хотелось. У нас были тренеры, которые ставили голос. Потом я пару занятий еще оплатила индивидуально. Это не стоило заоблачных денег.
Несколько занятий — и вы поймете, где вы волнуетесь, почему зажимается голос и переходит на высокие нотки. Вам просто преподаватель отражает, дает советы — и вуаля, вы уже говорите намного лучше.
7. Смело спрашивайте
Журналисты не боятся спрашивать. Я вам советую: если вы на конференции или рабочей встрече — сразу задавайте свои вопросы. Потому что может быть так: «Вопросы есть? Вопросов нет. До свидания». А они у вас были.
Задайте свой вопрос первыми! Это будет ярко, вы покажете свою заинтересованность. Но главное — вы получите ответ.
И всегда помните, что согласно Конституции Украины и Европейской конвенции по правам человека, которую Украина ратифицировала в 1997 году, вы имеете право на собственную позицию и на самовыражение. Пользуйтесь этими правами — и будет успех.
Читайте также
Работа без черновика: радиоведущая Виктория Наумчук — о профессии
Как и зачем строить личный бренд
Как стать копирайтером: все, что нужно знать о профессии
Ищете работу в сфере коммуникаций?
У нас много таких вакансий в украинских и международных компаниях!
Вакансии
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів