fbpx

Каково это — работать в международной команде в Украине и за ее пределами?

Редакція Ср., 26.06.19 Истории

Мир тесен, и в годы глобализации это как никогда очевидно. Компании все чаще объединяют специалистов не по локации, а по навыкам. Герои этого материала работают в международных командах в Украине или за ее пределами и рассказывают об особенностях работы, взаимной поддержке, толерантности и внутренних традициях.


Владислав Бураков

Backend Engineer, Canva (Сидней, Австралия)

По образованию я кибернетик, учился в КНУ имени Тараса Шевченко. Свою карьеру начал в киевской компании, где занимался разработкой игр. Впоследствии начал искать возможности уехать и работать по профессии за рубежом и через несколько лет нашел работу в Сиднее.

В Canva меня привлекло визовое спонсорство, а еще — продукт компании, с помощью которого даже далекий от сферы человек может самостоятельно создать любой дизайн. Я созвонился по скайпу с рекрутером, прошел еще два интервью, и меня пригласили на позицию Backend Engineer, где я работаю уже 2,5 года.

Хотя компании уже 5 лет, в ней царит культура стартапа. Чувствуется постоянный рост, приходят новые люди. Когда я только присоединился, в офисе работало 30 человек: я каждого знал лично и успевал пообщаться. Теперь нас более 300, и становится все больше людей, с которыми я до сих пор незнаком.

Наш офис — это 4-этажное здание, верхние этажи отведены под рабочее пространство, а нижний предназначено для мероприятий и обедов. Рабочие этажи устроены как большие оупенспейсы без перегородок. Поэтому если хочется пообщаться с человеком из другой команды, можно свободно подойти к его столу или встретиться в переговорной комнате.

Команда, в которой я работаю, занимается печатью дизайнов. Пользователи могут сделать дизайн на сайте, заказать профессиональную печать в типографии, а затем получить по указанному адресу. У нас в команде 12 человек: 10 инженеров, менеджер и дизайнер. Только трое — австралийцы, остальные — из других стран: Египта, Великобритании, Австрии, Индии, Китая.

Мы стараемся поддерживать дружеские отношения: поощряем друг друга, поздравляем с достижениями, неформально общаемся в чатах.

За день на работе я получаю столько положительной обратной связи, что ближе к вечеру у меня даже нет желания общаться с кем-то еще. Сначала после переезда было трудно без друзей, но я быстро перестал чувствовать в этом потребность.

В компании преобладает австралийская культура: люди подходят к делу с простотой, юмором, спокойствием. Даже отрицательный фидбэк мы стараемся подавать в положительной форме. Иногда приходится работать с удаленными командами, и их участники часто удивляются такому отношению к работе, для них это необычно.

Сотрудники компании, как и жители мультинационального Сиднея, натренированы понимать акценты. Новым людям бывает трудно, но это вопрос времени. Например, сначала я с трудом понимал коллегу из Индии, но проведя несколько недель в команде, пообщавшись наедине, я научился. Иногда хочется избежать общения, чтобы не пришлось переспрашивать или чтобы не переспрашивали тебя. Но нужно преодолевать этот страх, открыто относиться к человеку, и со временем все наладится.

У нас есть традиция встречать каждого нового участника команды. В районе вокруг офиса есть много кафе, и мы вместе с новичком идем на прогулку за кофе, во время которой знакомимся и общаемся. Это довольно весело и неформально.

На праздники также есть традиции. Если у кого-то приближается день рождения, выбираются люди, ответственные за его подготовку. Бывает, мы просто подписываем большую персонализированную открытку с пожеланиями от каждого члена команды, а иногда организовываем какую-то активность — например, идем за мороженым.

Выходными считаются дни, официально признанные такими в Австралии или отдельных ее штатах — Рождество, Великая пятница, Пасха, из нерелигиозных — День Австралии, День рождения королевы, День АНЗАК (Australian and New Zealand Army Corps — Happy Monday), День труда. Единственный культурный повод, который не касается Австралии это китайский Новый год. Ежегодно компания организовывает какие-то мероприятия приглашает артистов, танцующих в костюме дракона, дарит печенье с предсказаниями и тому подобное.

У нас много людей с разным опытом, и мы учимся смотреть на мир с разных сторон.

Например, среди моих знакомых никогда не было мусульман. И когда я пообщался с коллегой, увидел, с какими сложностями он сталкивается ежедневно (например, ищет тихую комнату для молитвы), то стал больше уважать другое мнение. А мои коллеги были удивлены, узнав, какое значение для меня имеет празднование Нового года. Здесь семейный праздник Рождество, а Новый год просто фейерверки. Мне же было непривычно наблюдать, как все убирают праздничные украшения, хотя мой праздник еще не наступил.

Тренд на открытость и умение прислушиваться к другим я рассматриваю как правильную модель поведения. Когда в Австралии проходил референдум по легализации однополых браков (легализованы парламентом Австралии 7 декабря 2017 Happy Monday), вся команда сплотилась в поддержку этой идеи. Когда твое окружение верит в важность чего-то, ты и сам начинаешь менять свои взгляды. Формируется определенный месседж, который хочется распространять не потому, что ты хочешь понравиться другим, а потому, что и сам считаешь это правильным. Создается общая культура, и ты становишься ее частью.


Илья Журава

National Head of Marketing, AIESEC Ukraine (Киев, Украина)

Я работаю национальным вице-президентом молодежной организации AIESEC в Украине. До этого был вице-президентом локального центра в Ивано-Франковске. Кроме того, я заочно учусь на магистратуре и работаю маркетологом на фрилансе.

Наша организация помогает волонтерить в других странах, а также принимает иностранных стажеров. Во время волонтерских краткосрочных программ (около 6 недель) люди занимаются социально значимой работой. А профессиональные долгосрочные проекты — это оплачиваемая стажировка в офисах компаний, которая длится от 3 месяцев до полутора лет. В целом мы создаем возможности для развития людей.

В команде главного офиса 10 участников: 8 украинцев, девушка из Турции, ответственная за HR-функции, и парень из Бразилии, который занимается customer experience. Дважды в год мы организовываем кампанию по набору новых участников. Это в основном молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которые впоследствии и формируют команды проектов во главе с более опытным руководителем.

Мы тесно сотрудничаем с другими странами. У нас на сайте будущие волонтеры просматривают запланированные проекты и подают заявку на участие. При необходимости члены организации консультируют, на какой из проектов легче попасть, ведь на некоторые очень большой конкурс. Далее мы просматриваем полученные мотивационные письма, CV, видео, при необходимости проводим короткие собеседования. После подтверждения участия помогаем с оформлением документов для поездки в Украину.

Основные критерии отбора иностранных волонтеров: знание английского языка, открытость, желание сделать Украину лучше. А еще — готовность выдерживать процесс оформления документов, это особенно актуально для стран, с которыми у нас визовый режим. Конечно, для нас очень важно, чем занимался человек раньше, чем интересовался. Есть проекты, которые требуют специфических навыков.

Например, в проекте Feel Ukraine волонтеры из Австралии, Бразилии, Мексики, Египта и Турции в течение десяти дней путешествовали по Прикарпатью. Открыли для себя Ивано-Франковск, увидели Буковель, Косовщину, познакомились с аутентичными традициями Гуцульщины. Этот проект имел влияние на медийную сферу как моего города, так и родных стран волонтеров: они фотографировали, снимали видео, записывали блоги, писали статьи и делали посты в социальных сетях.

В первую неделю проекта проводятся ознакомительные тренинги: волонтерам показывают достопримечательности, рассказывают об обычаях и традициях. Таким образом мы адаптируем людей к местным реалиям, уменьшаем культурный шок, осуществляем взаимный обмен между участниками проекта из Украины и других стран. У каждого волонтера есть свой buddy, который с ним общается, вводит в курс дела, помогает провести полтора-два месяца проекта интересно и с пользой.

Языковой барьер преодолевается только в непосредственной коммуникации: чем больше общаешься, тем лучше понимаешь тонкости языка.

Работа в международной команде способствует лучшему взаимопониманию. Мы перенимаем не только профессиональный, но и культурный бэкграунд друг друга, поэтому улучшается и наше понимание мира. Для этого важно не только работать вместе, но и проводить время вне работы: например, ходить на футбол или выставки. Это помогает создавать личные точки соприкосновения, которые объединяют людей.


Любовь Шлапай

Product Development Manager, Mindvalley (Куала-Лумпур, Малайзия)

Я училась в Киево-Могилянской академии на социолога. Три года работала в молодежной организации AIESEC, одним из направлений деятельности которой были международные стажировки. Так после выпуска я подписала годовой контракт с малайзийской компанией Mindvalley. Я всегда искала работу, которая приносила бы не только деньги, но и возможность реализовать свой потенциал. И когда узнала, что есть место, где меняют систему образования, захотела быть причастной.

Mindvalley — крупнейшая образовательная платформа с трансформационными программами в разных сферах: фитнесе, бизнесе, медитации, отношениях, здоровье. Программы преимущественно нацелены на взрослую аудиторию, но есть направления и для детей.

Я начала работать на стартовой позиции Happiness manager и через несколько месяцев уже руководила командой. Нашей миссией было, чтобы клиенты оставались счастливыми и неравнодушными к компании. За полгода мы начали переводить программы с английского языка на русский. Я стала первым сотрудником этого направления, а через три года его возглавила.

Сначала наша компания специализировалась на онлайн-обучении. Но потом мы начали осознавать, что значительно ценнее учиться не только за компьютером. Ведь проблема не только в несовершенной системе образования, но и в одиночестве людей — даже в больших городах мы часто чувствуем себя эмоционально изолированными. Поэтому сейчас мы в Mindvalley фокусируемся на том, чтобы опыт личной трансформации происходил вживую. А я занимаюсь организацией таких мероприятий в мире — руковожу созданием программ, интенсивов, конференций.

Культура Mindvalley построена по принципу happiness is a new productivity. Для нас самая важная ценность — счастье. Мы не верим, что в состоянии стресса можно создать хороший продукт. Поэтому многое инвестируется в атмосферу, которая привлекала бы людей.

Например, у нас нет точных часов работы или обязательных планерок, практикуется холакратия, а отношения между коллегами очень гибкие. Человек может менять свою роль: например, прийти на позицию дизайнера, а через некоторое время попробовать себя в рекламе.

В офисе работает 250 человек, есть много удаленных работников. Если соблюдаешь все договоренности с командой, разрешают путешествовать. Главное — качественный результат. Большинство сотрудников — из других стран, и им хочется чаще бывать дома. Я также часто приезжаю в Украину, мне нравится жить на две части света — в Европе и Азии. Сегодня для работы часто достаточно компьютера и интернета, и я уверена, что в будущем удаленных профессий станет еще больше.

В компании постоянно открыты вакансии, поэтому новички приезжают группами от 5 до 10 человек. Для встречи новеньких существует целая система. На первую, «вступительную» неделю у них запланированы сессии по знакомству с культурой компании и ее подразделениями. Также новички составляют собственный план развития, его лично просматривает основатель компании Вишен Лакьяни и каждому рекомендует программы, которые помогут достичь цели.

Есть даже ритуал посвящения: новые участники команды кладут руку на статуэтку Чудо-женщины и зачитывают наши ценности.

В нашей компании представлены около 60 национальностей. У каждого можно заметить свои особенности. Например, люди из Восточной Европы — Польши, Румынии, Украины, России — очень трудолюбивые. Они дольше сидят за своими компьютерами, у них более структурированный подход к работе. Малазийцы с большим уважением относятся к иерархии, правилам, системам подотчетности и тому подобное. Выходцы из арабских стран очень дружелюбны, становятся душой своих команд, собирают людей на выездные мероприятия. Сотрудники из Латинской Америки привносят веселье, креатив и легкость в работу. А у филиппинцев отличное чувство юмора: они всегда могут разрядить обстановку своими шутками.

Если в команде больше 8 человек из одной страны, они могут организовать свой культурный день. Люди одеваются в традиционную одежду, готовят завтрак или обед из национальных блюд. Могут устраивать конкурсы, украшать офис цитатами или картами — кому на что хватает фантазии.

Почти каждый год мы делаем день Украины: поем щедровки, плетем косы, знакомим других с нашей культурой.

Раз в год мы всей компанией едем на 4 дня на экзотический остров, чтобы построить стратегические планы, обменяться обратной связью и просто подружиться. Потому что каждый в основном общается только со своей командой, а такие поездки — отличная возможность лучше узнать всю компанию.

Нам очень важна взаимная поддержка. Например, во время Майдана мы собирали пожертвования для пострадавших со всей нашей базы подписчиков, создавали выставку в торговом центре, чтобы освещать события. Также мы поддерживаем беженцев из разных стран. Каждый из сотрудников может инициировать такую кампанию и привлечь других к помощи.

Культурные барьеры мы воспринимаем как культурные возможности. Мы рассматриваем ситуации не с одной, а с разных точек зрения, и это дает много преимуществ.

Когда с уважением относишься к взглядам друг друга, то разнообразие приводит не к конфликтам, а к инновационным решениям.

В таком окружении люди легче раскрываются, позволяют себе проявить разные свои стороны. Если сравнить меня 8 лет назад и сейчас, это два совершенно разных человека. Я выучила арабский, родной язык своего мужа. Успела попробовать себя в разных ролях и сферах, работала с несколькими командами, проводила встречи в городах по всему миру. Поборола страх публичных выступлений: теперь для меня это большой драйв и возможность доносить свои идеи.

В будущем мы хотим улучшить жизнь миллиарда людей: создать оазисы толерантности и инновационности — как в нашей компании, так и во всем мире. Я верю, что надо вдохновлять предпринимателей расправлять свои плечи и больше верить в свои команды. Создавать такую корпоративную культуру, чтобы сотрудники шли на работу не только ради заработка, но и для реализации своей миссии.

Как попасть в международную команду?

Начните с поиска вакансий у нас на сайте!

Вакансии

Читайте также

Як українка стала програмісткою WhatsApp

Як це — працювати у Tesla? Український інженер про роботу у США та Ілона Маска

Как построить международную карьеру, попасть на работу в Booking.com и переехать в Амстердам

Присоединяйтесь!

Создаем сообщество фанов Понедельников.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: