О том, почему все больше дизайнеров переходят на фриланс, какие есть подводные камни и как сделать работу на себя эффективной, рассказывает основатель и арт-директор студії meta² Наталия Синепупова.
Сегодня все больше дизайнеров не хотят идти в агентство или студию, предпочитая работать на себя и развивать свой персональный бренд. Так, по данным компании Payoneer, количество украинцев-фрилансеров, работающих с иностранными клиентами, за последние два года увеличилось на 31%, их доход вырос почти на 20%. Среди профессий лидируют дизайнеры и IT-специалисты.
Чем же дизайнеров привлекает фриланс?
Фриланс выбирают за свободу — за возможность самому выбирать себе заказчиков и влиять на все рабочие процессы: от начала — до их завершения.
Среди других причин, актуальных для дизайнеров:
1. Изменение коммуникативных технологий, с помощью которых стало комфортно работать дистанционно. Еще никогда не было такого масштабного предложения дистанционных услуг: обучающих форматов, сервисов доставки, бронирования, покупки.
2. Большой выбор клиентов по всему миру. С каждым новым витком карантинных ограничений все больше специалистов и компаний отказываются от офисов, предпочитая искать клиентов в интернете и предлагать им там свои услуги. И разработка дизайна — не исключение. Это стало удобно для всех сторон — заказчиков, дизайнеров, разнообразных подрядчиков, экспертизу которых теперь можно привлечь буквально со всего мира.
3. Желание работать в формате партнерства, а не «заказчик — исполнитель». Дизайнеры жалуются, что с отечественным малым и средним бизнесом, который является основным заказчиком услуг фрилансеров, бывает сложно работать. Дизайнерам постоянно приходится доказывать правильность предлагаемых решений. Гораздо проще работать с теми, кто понимает: дизайнер — профессионал, мнение которого важно.
И если сам дизайнер осознает, что он не художник, рисующий «картинки», а партнер, налаживающий бизнес-систему со стороны визуальных коммуникаций, — все в проекте будет идти как нужно.
4. Стоимость услуг. Все ищут более рентабельные проекты. А такими, чаще всего, являются предложения на европейском или американском рынках.
Важно отметить, что успешными на фрилансе смогут стать только те дизайнеры, у которых внутри горит предпринимательский огонь. Это люди с особым мышлением и врожденным качеством самоактуализации, которые будут пробовать и добиваться результатов, несмотря ни на что, привлекая к своей деятельности любые доступные и недоступные (!) ресурсы.
Выбирая фриланс, нужно быть готовым делать больше, чем делают остальные. Активно продвигать свои идеи, зажигать ими окружение, вовлекать в свои проекты.
Как начать работать на себя
Вот пять ключевых шагов, которые крайне важно сделать любому начинающему дизайнеру-фрилансеру. А для тех, кто уже имеет кое-какой опыт, будет полезно сверить, все ли они учли в работе.
Шаг 1. Ответьте на вопросы, кто вы, в чем заключается ваше УТП (уникальное торговое предложение), почему заказчику нужно сотрудничать именно с вами?
Выход на высококонкурентный рынок потребует хорошей подготовки. Дизайнеров в Европе и Америке обучают не на трехмесячных курсах, а минимум четыре-пять лет. Соответственно, чтобы вам доверили работу, нужно быть лучше своих конкурентов или в вашей узкой специализации, или по системному дизайн-мышлению. Или — быть более мобильными, чтобы быстрее донести до клиентов свое предложение. А лучше, и то и другое.
Информация о вас должна настигать потенциального клиента буквально на каждом шагу, где он будет искать исполнителя для своего заказа. И вы должны выделяться.
Шаг 2. Поймите, кто ваши заказчики, сколько их и где они находятся. Проведите прицельное исследование и составьте карту клиентских присутствий, опишите характер типовых запросов, «болей», потребностей. Когда поймете, где ваши клиенты и как с ними можно коммуницировать, вам легко будет обеспечить знание о себе.
Шаг 3. Зарегистрируйтесь и правильно оформите ваш профиль и портфолио на биржах фриланса, в профессиональных группах в соцсетях. Клиенту должно быть удобно и безопасно с вами работать.
Шаг 4. Изучите культурный бекграунд того региона, в котором планируете работать. Это, пожалуй, один из самых сложных моментов, потому, что он требует не просто общей эрудиции и насмотренности, но и конкретных знаний психологии, традиций, семантически-синтактической базы — всего того, что является основой для любого коммуникативного дизайна.
Шаг 4. Прокачайте свой английский. Дело не в том, чтобы вы владели языком на каком-то определенном уровне, а чтобы умели применять знания на практике, учитывая специфику дизайн-процессов, общаться в англоязычных профессиональных сообществах.
Нужно подтянуть английский для работы?
Запишитесь на пробный урок от EnglishDom и получите до 3 занятий в подарок 🎁
Детали
На что обратить внимание при работе с заказчиком?
Наверное, главное — принять мысль, что не каждый клиент является ВАШИМ клиентом. Дизайнер тоже выбирает, работать ли ему с этим конкретным заказчиком или поискать вариант получше.
У нашей команды, например, есть нескольких важных для нас параметров, на основании которых мы принимаем решение: наш заказ или не наш. Например, сам бриф и официальный договор (контракт) тоже могут быть показателями адекватности клиента и, одновременно, основанием для отказа, если мы понимаем, что продуктивного сотрудничества не получится.
Вот еще несколько советов, которые помогут наладить взаимовыгодную работу с клиентом:
- До начала работы с заказчиком ознакомьте его с рабочим процессом, создайте презентацию, в которой опишите подробно все шаги проекта, а также объясните, какой продукт будет результатом вашего сотрудничества, ведь не всегда это будет визуализация.
- На время проекта вы становитесь частью команды заказчика, а значит, должны мыслить как партнер, а не как исполнитель. Оптимизируйте процессы, стремитесь обеспечить качество результатов, как если бы вы создавали дизайн для собственного бизнеса. Всегда будьте на стороне выгоды клиента.
- Договоритесь заранее (и отметьте это в договоре), где, на каких ресурсах будут храниться архивы визуального контента и как именно будет осуществляться их передача.
Ничто не убеждает в вашей экспертности так, как сдача проекта в срок, соблюдение дедлайнов, а также качественная и легкая форма передачи оригинал-макетов.
Как не работать себе в убыток?
Для начала хорошо бы определиться с типом оплаты. Существуют два типичных сценария.
- Просчитать и составить rate card, где будут указаны стоимость почасовой работы, коэффициенты за срочность и т.д.
- Проектная работа, когда вы берете предоплату на старте и вторую часть — после закрытия всех задач.
Если будет почасовая оплата, неизбежно подключение трекинговых систем: клиент должен понимать реальную картину тайминга по проекту. Мы, например, работаем с Toggl Track, позволяющем фиксировать все этапы и отображать их в легкой и понятной инфографике.
Также придется вести несложную бухгалтерию. И нужно выбрать надежную платежную систему/карту надежного банка для получения денег. Особенно это важно, если ваши переводы будут идти в валюте, из-за рубежа. Не забудьте посчитать все ваши комиссии за переводы, налоги, возможно, у вас будут еще какие-то выплаты, в зависимости от формы вашей официальной регистрации.
Интересно, сколько зарабатывают дизайнеры?
Мы в Happy Monday провели собственное зарплатное исследование →
Детали
Как развиваться дизайнеру-фрилансеру
Всем дизайнерам, включая тех, кто работает на фрилансе, важно развивать у себя такие важных качества:
- Умение обеспечить в своем продукте баланс между всеми составляющими: смыслом, формой, функцией, эмоцией. Если не удается — нужно анализировать, с чем сложности, и дополнительно прорабатывать эту зону.
- Креативность. Люди нетворческих профессий считают креативные импульсы неуправляемым процессом, вдохновением, озарением. Но дизайнер должен учится организовывать собственное сознание, в том числе, креативные импульсы.
- Осознанность и внимание. Осознанный подход помогает увидеть проблемы непредвзято, объективно, комплексно. Внимание поможет реализовать каждый из уровней системы, наладить связи, не упускать важного.
А вообще, главное — это верить в то, что все обязательно получится, если этому уделять время: постоянно учиться, участвовать в портфолио-ревью, питчингах, ходить на выставки, читать, стремиться к новому и создавать его своими руками.
Ищете работу в дизайне?
У нас много вакансий для дизайнеров разных профилей
ВакансииЧитайте также
Чем занимается и сколько зарабатывает моушн-дизайнер
Чем занимается и сколько зарабатывает веб-дизайнер
Чем занимается и сколько зарабатывает графический дизайнер
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху