Зачем программисту идти в спикеры и как доступно объяснить сложную техническую тему за короткое время? Своим опытом публичных выступлений и советами делятся специалисты ІТ-компании AMC Bridge, которая 23 октября проведет в онлайне ежегодную ІТ-конференцию D3D — Demystifying 3D Development.
Кирилл Назаров
Technical Expert, AMC Bridge
Впервые с технической темой я выступил в 2015 году, уже во время работы в AMC Bridge. Директор моего департамента предложил рассказать коллегам о технологии, которую мы использовали — библиотеке для геометрического моделирования в CAD. На тот момент я был еще джуниором, но работал с библиотекой почти год, у меня было много опыта и свежих примеров, поэтому мне доверили это выступление. Кажется, я провел его довольно спокойно. Думаю, этим я обязан своему опыту работы с этой технологией и опыту выступлений на нетехнические темы.
После этого я провел еще несколько внутренних презентаций в компании, а следующим шагом стало выступление на тему сплайнов во время нашей первой конференции D3D. Тогда я не на шутку разволновался: аудитория менее знакомая, а ответственность больше. Но я получил много вопросов во время и после презентации. И понял, что лучший отклик аудитории — когда Q&A сессия продолжается во время нетворкинга.
Несмотря на все волнения мне нравится выступать. Это всегда интересный опыт. Даже когда делаю это в неизвестно какой раз.
Публичные выступления имеют много преимуществ. Например, помогают вам быть на виду у команды, компании или в целом у сообщества разработчиков. Дают мотивацию и возможность лучше исследовать тему, с которой вы работаете. А иногда — углубить свои знания в теме, которую только изучаете. Поэтому, на мой взгляд, это учебный процесс и для слушателей, и для докладчика.
Как понять, что спикерство — это для вас? Лучший способ — попробовать. Я бы советовал начинать с тем, которыми вы уже хорошо владеете и проверили на практике.
Чтобы первый опыт был положительный, поговорите на выбранную тему с друзьями или коллегами, проведите небольшое исследование на форумах. Так вы поймете, насколько тема «горячая» для вашей целевой аудитории. Тема интересная и люди хотят о ней послушать? Это хороший знак, что надо готовить выступление.
Как доступно говорить на технические темы?
По моему опыту, большинство вещей можно объяснить простыми словами. Но надо признать, что иногда это работает только для поверхностного вступления в сложную тему. Но это и нормально, ведь в большинстве выступлений главное — дать общую информацию о предмете и помочь людям им заинтересоваться. В таких случаях не советую вдаваться в сложные технические детали. Вместо этого лучше заменить их на интересные примеры и дать слушателям подсказки, что делать, если они хотят узнать больше.
Одна из самых больших проблем в таком случае для меня — решить, какие детали можно пропустить. Ведь многие технические темы или невозможно, или очень сложно вместить в одну презентацию. Поэтому нужно выделить главные части, о которых вы хотите рассказать. Если видите, что у вас слишком много информации для одного выступления, сначала расскажите что-нибудь попроще или поважнее. Если аудитория заинтересуется, проведите еще одну презентацию, где изложите то, что пришлось вырезать раньше.
Если же ваша цель — рассказать о сложных технических деталях аудитории, которая хорошо разбирается в теме, я бы советовал фокусироваться не на структуре, а на материале. Задача здесь — покрыть как можно больше вопросов, которые могут возникнуть у слушателей.
Советы для подготовки презентации
Структура
Обычно я делаю презентации примерно на 40 слайдов, которые разделяю на несколько частей: вступление, основная информация, примеры / демо и заключительная часть. Определяю, сколько времени нужно на несложные пункты, а остальное отдаю более сложной основной части. Однако этот процесс всегда итеративный. Каждый раз, когда сажусь делать презентацию, я что-то удаляю или добавляю, пока презентация меня не устроит и не уложится в один час.
Сохраняем внимание
Я стараюсь не делать презентацию слишком сложной, потому что это приводит к потере внимания. Иногда добавляю интересные примеры или отступления от основной темы. Например, рассказывая о какой-то технологии в 3D-графике, можно продемонстрировать, как ее используют в играх. Это интереснее, чем показывать просто абстрактные примеры. Когда готовлюсь к презентации, я также нередко ищу презентации других людей на похожую тему. Это помогает мне понять, что делать (или не делать) в моей.
Иллюстрации и демо
Профессор Тадаши Токиэда как-то сказал, что в математике, в частности в геометрии и топологии, очень важно уметь рисовать, чтобы визуализировать свои мысли. Я почти всегда делаю презентации о геометрии и геометрическом моделировании, поэтому иллюстрации для меня — очень важная вещь. В большинстве случаев одна иллюстрация лучше любого количества слов. Реже могу использовать демокод — он помогает показать, как можно просто сделать сложную вещь.
Взаимодействие со слушателем
Во время подготовки я смотрю на каждый слайд с вопросом: «Могу ли я сделать эту информацию интересной?». Если вижу возможность для взаимодействия с аудиторией, то, скорее всего, ею воспользуюсь. Например, если есть хороший повод — задам вопрос аудитории или спрошу их мнение. Если повода нет, то не буду пытаться насильно добавить взаимодействие там, где не стоит.
Подготовка
Проведите несколько репетиций — наедине и с коллегами, которые входят в вашу целевую аудиторию. Так вы узнаете, какие вопросы нужно доработать, и, возможно, получите идеи для дополнений. Поверьте, каждая репетиция — ваш левел-ап как докладчика.
Александр Синяков
Director of Engineering Department, AMC Bridge
Еще в старших классах я увлекался разработкой игр, а мой первый коммерческий опыт в программировании пришелся где-то на окончание школы–первый курс университета. Я изучал программирование на прикладной математике, интересовался графикой, С++ и low-level программированием. В 2009 году пришел в AMC Bridge на позицию С++ разработчика, где мои знания оказались очень ценными для разработки CAD-систем. В целом я имел дело со многими задачами, которые на тот момент были в этой компании — разработка, связанная с физикой, low-level программирование, архитектурные решения и т.п.
Первый опыт технического спикерства я получил в 2011 году. Тогда вышел новый стандарт C++, и я захотел провести двухчасовой внутренний семинар для нашей команды, чтобы показать, как обновление изменило написание кода. На каждом слайде сделал таблицу с двумя колонками: в одной — старый код, в другой — новый, поэтому было четко видно, почему новый стандарт С++ эффективнее и безопаснее предыдущего. Я получил классные отзывы коллег, а просмотры презентации на SlideShare меня просто поразили: там было 30000+ просмотров.
В какой-то момент в компании появилась идея создать конференцию, где бы все наши коллеги могли подсуммировать свои знания и представить их другим. Так появилась конференция D3D — Demystifying 3D Development. Поскольку AMC Bridge специализируется на разработке инженерного программного обеспечения, то фокус конференции был однозначен — компьютерная графика. Впоследствии мы расширили тематику, добавив смежные темы: физика твердого тела, выявление столкновений, робототехника, AR / VR, 3D-печать.
Мотивация у всех спикеров одна: подсуммировать свои знания и поделиться ими с другими.
Буду откровенен: мое желание выступать публично было и остается минимальным. Но я хотел подытожить знания, которые получил при программировании физики твердого тела, поэтому сразу же выступил на первой конференции и посвятил доклад collision detection — обнаружению столкновений.
Конечно, просто невозможно было за один доклад рассказать все, что я знал. Но за час удалось поделиться с аудиторией важнейшим из того, что я нарабатывал долгие месяцы, а если смотреть шире, то и годы. Поэтому я был очень доволен. Это выступление даже подтолкнуло меня написать целый учебный курс для Trainee-разработчиков AMC Bridge. Это лабораторные работы, в которых начинающие программисты пишут Mesh Editor. Пройдя этот курс, Trainee становятся Junior-разработчиками.
D3D — это мини-Siggraph (всемирно известная конференция по компьютерной графике и интерактивным методам — прим.ред.). В конце концов, других таких конференций в украинском ІТ сих пор нет. На D3D можно узнать об инструментах и технологиях, которые помогают нам эффективно создавать ПО для инженерии: авиа- и машиностроения, архитектуры и строительства, робототехники. Также они будут полезны тем, кто работает в геймдеве, финансовых и healthcare-проектах, и вообще всем, кому интересны технологии и инженерия.
В этом году онлайн-конференция D3D 2021 Live состоится 23 октября, начало — в 10:30. Уровень экспертов — от Middle до Senior, Technical Expert и Technical Project Manager.
На конференции вы:
- узнаете, как с нуля разрабатывалась многопоточная система визуального программирования для 3D-моделирования;
- рассмотрите технологию Implicit-моделирования, ее особенности и использования в современных CAD;
- услышите о различных подходах к созданию цифрового изображения реального объекта и о том, какое будущее ждет геометрическое моделирование;
- узнаете, какие улучшения получат разработчики от пятой версии игрового движка Unreal Engine;
- поймете, что такое PLC, как он вписывается в моделирование промышленных роботов и как его программировать;
- услышите о современных веб-технологиях, позволяющих реализовать приложения, которые по своей продуктивности способны конкурировать с десктоп-версиями.
Заинтересовались?
Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке 👉
РегистрацияЧитайте также
Публічні виступи: як підготувати промову та впоратись із хвилюванням?
Вход по ссылке: 24 инструмента, чтобы организовать онлайн-ивент
8,5 антисоветов, как сверстать презентацию
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.