Как начать свой бизнес: первые шаги и типичные ошибки

29.01.21 Карьера Промоматериал Шаг в бизнес 12 min reading

«Зачем тебе работать на «дядю»? Делай свой бизнес!» Наверняка, вы не раз слышали эту фразу и даже задумывались о том, чтобы начать свое дело. И скорее всего, вас остановила мысль, что это легко сказать, но трудно сделать. Непонятно, с чего начать, где взять капитал. Да и вообще — чем, собственно, заниматься. 

Чтобы разобраться в этих вопросах, мы запускаем спецпроект «Шаг в бизнес». В первом материале преподаватели Бизнес Школы КРОК
рассказывают, как понять, готовы ли вы стать предпринимателем, где искать идеи для бизнеса и инвестиции, как составлять бизнес-план и как избежать типичных ошибок новичков.


Как начать свой бизнес с нуля


Для начала важно принять и осознать, что предпринимательство — не для всех и это не всегда путь к успеху. Статистика говорит: только 6% из 100% стают успешными бизнесменами. 

По наблюдениям преподавателей Бизнес Школы КРОК, чаще всего это лидеры с таким набором качеств:

  • смелость и желание рисковать;
  • страсть к своему делу;
  • стратегическое мышление и умение визуализировать свою идею как глобально, так и в деталях;
  • умение держать удар на рынке, где есть конкуренты, клиенты, государственные органы;
  • способность собрать эффективную команду специалистов, где каждый будет на своем месте. 

Понять, подходит ли вам предпринимательство, можно также с помощью профориентационного теста. Он определит сильные и слабые стороны, наличие или отсутствие определенных навыков, даст понимание, какая сфера для развития вам ближе. 

Но если вы не горите идеей создать свой бизнес, не чувствуете в этом потребность на физическом уровне, то никакие тесты не помогут.

Наталия Калинина,
сертифицированный бизнес-тренер международной категории


Поиск и формирование бизнес-идеи


Некоторые предприниматели выделяют два способа поиска бизнес-идеи: по любви и по аналитике. В первом случае в основу бизнеса нужно брать тот вид деятельности, которым вам нравится заниматься, во втором — то, что востребовано на рынке. 

Но бизнес-тренер и приглашенный преподаватель Бизнес Школы КРОК Александр Бакка предлагает попробовать немного другой подход. Для начала проанализировать, какой экспертизой на данный момент вы обладаете (важно, чтобы она подкреплялась конкретными достижениями, кейсами, а само занятие нравилось). Например, хорошо продаете, готовите, пишете рекламные тексты или обучаете других. 

Дальше необходимо в общих чертах оценить спрос на вашу экспертизу, понять ситуацию на рынке. А для этого ответить на вопросы:

  1. Есть ли у людей (или компаний) какие-то потребности, которые они очень бы хотели удовлетворить, но никто им такой возможности не предоставил?
  2. Можете ли вы делать что-либо качественнее, быстрее, дешевле, ярче, чем все, кто это уже это делает?
  3. Почему за эту работу или услугу потенциальные покупатели захотят заплатить именно вам? 

Но я бы очень не советовал копировать других. Иначе вам потребуются «фишки», чтобы выделиться на фоне конкурентов. Как антипример можно вспомнить неадекватное количество маленьких кофеен на квадратный сантиметр в городе.

Александр Бакка,
бизнес-тренер, эксперт в построении системы сбыта,
команды и продвижения продукта

Завершающий этап формирования бизнес-идеи — ее валидация, или критическая оценка. По словам эксперта Бизнес Школы КРОК Оксаны Седашовой, нужно задать себе такие вопросы:

  1. Будет ли будущий бизнес решать какую-то проблему аудитории? Какую именно?
  2. Не перенасыщен ли рынок похожими бизнесами?
  3. Есть ли у вас понимание, как сделать wow-продукт, который станет лучшим на рынке?
  4. Вдохновляет ли бизнес-идея каждого в команде и есть ли понимание у всех, для чего ее реализовывать?
  5. Не нарушает ли ваша бизнес-идея закон? Не несет ли опасности для других? Можно ли ее реализовать в нашей стране?

Если большинство ответов положительные, то стоит пробовать. Если отрицательные, то идею нужно доработать, переосмыслить или сместить фокус на другие сегменты целевой аудитории или рынки.

Золотое сечение поиска бизнес-идеи — когда то, что вы любите делать и что у вас хорошо получается, позволяет решить проблемы людей или компаний, и они за это готовы платить. 

Оксана Седашова,
PhD, международный амбассадор по креативности


Несколько советов для грамотного формирования бизнес-идеи:

  1. Не копировать кого-то на 100%. Вы не знаете, какое закулисье у другого бизнеса, через какие этапы он прошел и за счет чего стал прибыльным. Но взять идею, доработать (устранить недочеты, которые обнаружили), привнести в нее что-то свое — неплохой вариант.
  2. Не пытаться сразу придумать глобальный бизнес вроде Амазона. В начале важно построить фундамент, отладить процессы, а уже после думать о масштабировании.
  3. Изучать чужой опыт. Бывает, что идея крутая, но рынок к ней еще не готов. Или другой предприниматель не учел какой-то важный аспект, и его бизнес провалился, а вы обнаружили промах и знаете, как проблему решить или избежать. Часто такой анализ позволяет доработать свою идею и предотвратить типичные ошибки.


Идеи для бизнеса в 2021 году


Пандемия коронавируса, которая началась в 2020 году, изменила поведение потребителей и диктует новые условия для бизнеса. Так, стали особо востребованными одни направления и почти заморозили свою деятельность другие. И практически все бизнесы ушли в онлайн.

«Сегодня многое можно делать онлайн и удаленно. Нужно лишь включить креативное мышление, чтобы изобрести новый способ, подход или концепт для традиционных видов бизнеса», — рассказывает Оксана Седашова и предлагает обратить внимание на такие сферы и возможности:

  • поиск новых направлений и форм организации локального туризма;
  •  обучение новым навыкам, саморазвитие;
  • продовольственная сфера;
  • доставка и логистика;
  • все, что связано со здоровьем;
  • коучинг и психология;
  • услуги и товары для детей;
  • шеринг-экономика (совместное потребление);
  •  вторичное/многоразовое использование вещей.


Бизнес в сети интернет

Под бизнесом в интернете подразумевают продажу товаров или предоставление услуг в онлайн-формате, удаленно. Это может быть продажа вещей через инстаграм или интернет-магазин, создание команды специалистов-фрилансеров, образовательный проект. Из преимуществ: возможность работать на международных рынках, так как интернет не имеет границ. 

Необязательно пытаться найти новую нишу. Лучше сделать акцент на поиске новых способов производства или продажи чего-либо, необычном концепте бизнеса. Также можно улучшить процессы, с которыми есть проблемы у потенциальных конкурентов (например, ускорить какие-то действия, повысить уровень клиентоориентированности, сделать удобный, а не только красивый сайт). 

Какие идеи для бизнеса в интернете могут быть востребованными в 2021 году:

  • создание контента, копирайтинг;
  •  seo-продвижение сайтов;
  • веб-разработка;
  •  дизайн.
Олександр Бакка

Если вы хотите существующие в офлайне бизнес-идеи трансформировать в онлайн-формат или предложить что-то совершенно новое, задайте себе главный вопрос: а насколько проще и быстрее это решит задачи потенциального клиента?

Александр Бакка,
бизнес-тренер, эксперт в построении системы сбыта,
команды и продвижения продукта


Бизнес на дому

Чаще всего под бизнесом на дому имеют в виду производство небольших партий физических товаров (пошив детской одежды, выпечка тортов) или оказание услуг (маникюр, репетиторство).

Из плюсов — экономите на аренде офиса, склада или другого помещения и находитесь рядом с семьей (что особенно важно, если у вас маленький ребенок).

 Какие идеи для бизнеса на дому можно рассматривать в 2021 году:

  • производство декоративных свечей, мыла ручной работы;
  • производство бизибордов (развивающие стенды для детей);
  • выращивание и продажа растений;
  • изготовление сыров, домашних десертов, полуфабрикатов и т.п.;
  • подготовка к ЗНО, обучение иностранным языкам;
  • процедуры по уходу за телом (массаж, маникюр, стрижка, наращивание ресниц и т.п.).


Офлайн-бизнес

Несмотря на то, что многие бизнесы переходят в онлайн, такая опция доступна не всем. Например, производственные цехи или услуги стоматолога невозможно перевести в удаленный формат работы. Поэтому офлайн-бизнес также стоит рассматривать.

Какие сферы предположительно будут актуальны в 2021 году:

  • производство полезной еды (например, raw-десерты);
  • кафе с необычной концепцией (но сразу продумайте возможности доставки блюд);
  • развивающие детские клубы и детские сады;
  • творческие студии (лепка из глины, рисование, танцы);
  • проведение фотосессий.

У вас уже есть бизнес-идея, но не знаете, что делать дальше?

Записывайтесь на программу «Бизнес-навигатор» от Бизнес Школы КРОК, где вам помогут запустить свой бизнес с нуля →

Записывайтесь на программу «Бизнес-навигатор» от Бизнес Школы КРОК, где вам помогут запустить свой бизнес с нуля →

Записаться


Виды бизнеса с минимальным вложением


Сегодня есть множество идей для бизнеса, где для старта не нужен большой стартовый капитал. Но совсем без вложений начать не получится, так как для этого нужны не только деньги, но и время, энергия, силы, мотивация и другие нематериальные ресурсы.

Если вы все-таки чувствуете в себе силы и готовы, то стартовать можно по одной из двух схем:

  1. Дропшиппинг. Возможно, придется вложить небольшие деньги в рекламу и потратить время на оформление интернет- или инстаграм-магазина, чтобы наработать первую клиентскую базу. Но закупать сам товар, организовывать логистику не нужно — это задача поставщика. Позже, имея пул постоянных клиентов и необходимый уровень продаж, можно выходить из дропшиппинга и закупать товары либо даже создавать свое производство.
  2. Продажа услуг и переход к делегированию. Часто так начинают свое дело эксперты — сначала сами работают с клиентами, прокачивают личный бренд, повышают качество и стоимость услуг. А потом либо сразу набирают команду и начинают часть задач делегировать ей, либо создают обучающие программы и уже после отбирают учеников в команду и передают им заказы. Так появляются студии дизайна, копирайтинга, контента, продюсирования.


Формирование бизнес-плана


Бизнес-план — это инструмент, который позволяет протестировать идею и оценить, прибыльная она или нет, через сколько времени окупятся вложения (и окупятся ли вообще), сколько ресурсов нужно для старта и потребуется в течение года, получится ли ее масштабировать в будущем или нет.

Зачем нужно разрабатывать бизнес-план? Чтобы минимизировать риски и не вкладывать деньги в проект, который не окупается даже на этапе планирования.

Типичная структура бизнес-плана выглядит так:

Резюме проєкту (короткий опис бізнес-ідеї: в чому суть, які особливості, рівень прибутковості, необхідні ресурси й вкладення).

  1. Резюме проекта (краткое описание бизнес-идеи: в чем суть, какие особенности, уровень доходности, необходимые ресурсы и вложения).
  2. Анализ рынка (описать проблему, которую вы хотите решить).
  3. План маркетинга.
  4. План производства.
  5. Организационный план (какой персонал нужен, производственные мощности).
  6. Финансовый план.
  7. Анализ и оценка рисков.

Бизнес-план — это фактически моделирование того, как ваша идея может воплотиться в жизнь. Его преимущество — все происходит на бумаге, а это гораздо менее болезненно, чем тестировать идею сразу в материальном мире.

Елена Сиукаева,
бизнес-тренер, профессионал в области экономики,
финансов, управления бизнес-процессами


Где взять деньги на начало бизнеса


Есть несколько легальных вариантов:

  1. Взять из собственных накоплений. Самый простой вариант, при котором вы никому ничего не должны и в случае провала, и в случае успеха.
  2. Найти инвестора. Один из самых сложных способов, но если вы подготовили действительно качественный бизнес-план, владеете навыком самопрезентации и уверены в своей идее, попробовать точно стоит.
  3. Принять участие в тендере и выиграть грант. Сейчас государственные организации и международные спонсоры предлагают гранты как частным лицам, так и юридическим на развитие своей идеи. Отличный вариант для тех, кто планирует заниматься социально значимым, творческим бизнесом (на них выделяют средства чаще всего).
  4. Попробовать краудфандинг. Это когда вы размещаете описание бизнес-идеи на одной из краудфандинговых платформ и, если идея понравится людям, получаете донаты.
  5. Прибегнуть к бутстрэппингу, то есть одолжить у друзей, коллег, родственников. Важно четко обсудить условия, на которых вам дают деньги, и по возможности закрепить их в формате договора или другого документа.
  6. Взять кредит на бизнес в банке. Такой способ есть, но на старте, а особенно без опыта в бизнесе не советуем его рассматривать.


Что делать после старта — эффективное управление бизнесом


Допустим, у вас уже готов бизнес-план и есть финансы на его реализацию. Тогда двигайтесь дальше в таком порядке:

  1. Работайте над реализацией идеи согласно бизнес-плану — не просто так же вы его составляли 🙂. Для этого распланируйте, что и когда будете делать (например, с помощью графика Ганта) и переходите к самим действиям.
  2. Постоянно отслеживайте прогресс. И обязательно вносите изменения, корректировки, если какие-то условия во внешней среде меняются.
  3. Набирайте команду (если ее еще нет). Потому что так быстрее и эффективнее.
  4. Следите за бюджетом. Если погрешности со сроками бывают простительны, то финансовые просчеты — нет. Готовьтесь к тому, что денег понадобится на 20-30% больше, чем планировалось, и придется часто искать способы уменьшить расходы.
  5. Выстраивайте бизнес-модель. Для этого анализируйте свои действия, ищите слабые места в бизнес-процессах и решения, как сократить их количество. Ведь успешный бизнес там, где есть структура и отлаженные действия.

В построении бизнеса самая активная и сложная фаза — реальность. Будьте готовы к тому, что она может сильно отличаться от ваших мечтаний, планов и целей. Но иногда это даже к лучшему.

Александр Подденежный,
бизнес-консультант предприятий среднего и малого бизнеса


Частые проблемы и вопросы


На старте новичкам бывает либо страшно, либо все идет на таком энтузиазме, что человек не замечает важных вещей. Но в обоих случаях необходимо знать о типичных ошибках и проблемах начинающих предпринимателей, чтобы их не допустить.

Разбор ошибок провел Андрей Корейба, приглашенный преподаватель Бизнес Школы КРОК, Head of PM в компании CAPS Consulting и School LITS.

Микроменеджмент

Это когда предприниматель пытается контролировать низкоуровневые задачи, теряя фокус на стратегическом развитии проекта. Микроменеджмент тормозит работу над построением бизнеса и негативно влияет на команду, которая теряет ощущение свободы, самоценности и желания инициировать идеи.

Решение: учиться делегировать задачи. Как своим сотрудникам, так и специалистам на аутсорсе.

Слабая работа с рисками

Иногда кажется, что идея настолько крутая, что не должно возникнуть никаких трудностей. Но в реальной жизни такого не бывает — что-то всегда идет не так.

Решение: при старте новой идеи, активности, проекта тщательно анализировать возможные риски и составлять план реагирования на них. Так будете знать, что делать, если возникнет проблема: уклониться, принять и поддаться или смягчить последствия.

Только устные решения и договоренности

Если договоренности нигде не зафиксированы письменно, считайте, что их нет. Устные решения часто забываются или искажаются, из-за чего и результат получается не тот.

Решение: все решения или договоренности оформлять документально в виде электронных писем, распоряжений по компании и т.д.

Изменение планов в процессе

Конечно, строго следовать бизнес-плану вряд ли получится. Но все, что касается личных договоренностей с людьми (инвесторами, сотрудниками), резко менять не стоит, иначе останетесь без команды и с плохой репутацией.

Решение: придерживаться первоначальных договоренностей, особенно с персоналом, и не менять на ходу условия работы. А в случае, если без изменений никак, то обсуждать их и обосновывать.

Экономия на персонале

Есть проекты, где подойдут сотрудники без опыта и с «горящими глазами». А есть такие, где никак без менеджмента или специалистов middle/senior уровня.

Решение: прописывать требования бизнеса и подбирать персонал в соответствии с ними. Если нужен руководитель отдела продаж, то это должен быть человек с соответствующим опытом, а не сейлз-новичок.

Слабая коммуникация

Это отсутствие и обратной связи (в том числе по простым рабочим вопросам), и нематериальной мотивации, и неформального общения с командой. Все это приводит к неблагоприятному климату внутри коллектива, где каждый сам по себе, не ощущает поддержки, не продуцирует идеи и не доверяет остальным.

Решение: составить гайд по внутренним коммуникациям, доносить до сотрудников, какое общение приветствуется, а какое не приемлемо в вашей команде. Для развития неформального общения устраивать короткие кофе-созвоны, создать отдельный чат, внедрять другие активности.

Готовы начать свой бизнес прямо сейчас?

Записывайтесь на программу «Бизнес-навигатор» от Бизнес Школы КРОК, чтобы стартовать правильно →

Записывайтесь на программу «Бизнес-навигатор» от Бизнес Школы КРОК, чтобы стартовать правильно →

Записаться

Читайте также

30 правил удаленной работы для команд, лидеров и дебютантов

О плюсах, минусах и «подводных камнях» работы на себя

Нетворкинг и поиск работы в соцсетях: зачем, как и неужели работает?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: