Почему умение отстаивать свои границы — первое правило выживания в корпоративном (и не только) мире, рассказывает HR-экспертка и карьерная консультантка Доминика Иванова-Бекар. И советует, как защищать свои границы на работе, чтобы не испортить отношения с коллегами.
Почему важно оберегать свои личные границы?
Наши границы стоят на рубеже нашего личного пространства, жизненных принципов, ценностей и правил. Основной маркер того, что ними все в порядке — это ваше ощущение внутреннего комфорта.
Каждый интуитивно чувствует, когда его границы нарушаются, когда на его территорию без приглашения врывается или вальяжно заходит непрошенный гость и начинает навязывать свои правила. В контексте работы такими нарушителями могут выступать коллеги и руководство.
Отстаивать свои границы очень важно, потому что их нарушение вызывает у нас негативные эмоции и ведет к ухудшению психологического состояния. Как это происходит: вы понимаете, что вас используют, вами манипулируют, но поскольку отказывать «не принято», часто подавляете свои негативные эмоции, выбираете промолчать и потерпеть. Ситуация повторяется, негатив нарастает, начинает накапливаться раздражение и злость, потом подходит депрессия, и вот уже открыт путь к эмоциональному выгоранию.
Поэтому умение чувствовать и защищать свои границы — первое и основное правило выживания в корпоративном (и не только) мире.
Конечно, в жизни невозможно все предусмотреть и запланировать. Иногда случаются форс-мажоры, и в таких случаях нормально проявлять гибкость и откликаться на просьбу о помощи. Но в этой статье мы поговорим о том, что делать, если ваши границы нарушают регулярно.
Как защищать свои личные границы: 5 шагов
На карьерных консультациях я рекомендую прорабатывать свои личные границы в несколько этапов.
1. Поймите, что вами движет. Подумайте, почему вы в который раз не можете отказать коллеге или откликаетесь на просьбу начальника сделать вам кофе? Что вами движет — желание быть «хорошим», помогать другим, получить признание или страх испортить отношения с коллегами и прослыть «нелояльным» сотрудником?
2. Определите, что для вас неприемлемо. Исходя из своих жизненных ценностей, определите, что вам точно не подходит и по поводу чего вы не согласны идти на компромисс. Например: работа на выходных и в праздничные дни, работа сверхурочно без компенсации и т.д. Определив это, вы будете готовы решительно отказать, когда ваш коллега или руководитель обратится к вам с таким предложением.
3. Держите в приоритете свои должностные обязанности. Ведь на работе ваша задача состоит именно в их эффективном выполнении. Поэтому в ситуации, когда коллега обращается к вам за помощью, оценивайте вашу текущую рабочую нагрузку. Чем она выше, тем правильнее будет сказать «нет».
Чтобы лучше организовать работу и понимать свои приоритеты, я рекомендую использовать матрицу Эйзенхауэра, ее еще называют «матрица важно/срочно». И когда к вам обратится коллега с просьбой помочь, вы легко сможете определить, есть ли у вас сейчас ресурс для помощи или же вам нужно сконцентрироваться в первую очередь на своих задачах. В таком случае отказать коллеге для вас психологически будет легче.
4. Порефлексируйте и определите, на какие манипуляции со стороны коллег и начальства вы «ведетесь». Например, «таете» и не можете отказать, когда коллега превозносит ваши таланты и умение делать презентации. Или, наоборот, вас берут «на слабо», ставя под вопрос ваш профессионализм и работоспособность.
Обнаружили манипуляцию? Отлично — вежливо дайте понять, что вы это понимаете. Как это сделать? Во-первых, не обвиняйте. Будь вы правы хоть тысячу раз, человек сам это не признает, поэтому не тратьте энергию понапрасну. Благодарите за комплимент и смело отказывайте! Ведь то, что вы классно делаете презентации, не обязывает вас делать чужую работу. Если же ситуация обратная — вам бросают профессиональный вызов — не поддавайтесь на провокацию. Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе, отвечая в стиле: «Эта задача вполне выполнима, но сейчас я должна отказать, так как веду другой проект».
Или еще пример из арсенала коллег-манипуляторов: «У нас в коллективе принято помогать друг другу». В ответ вы можете задать вопрос: «Хочешь, чтобы я сделала за тебя твою работу? А зарплату и бонусы за нее тоже принято делить?»
5. Учитесь отказывать тем, кто пытается нарушить ваши границы. Сложно, страшно, не умеете? Хорошая новость: умение отказывать — это навык, который формируется с опытом, и его можно прокачать.
Читайте также
Буллинг на работе: как бороться, если вы жертва, свидетель или руководитель
Читать
Как говорить «нет» и не поссориться с коллегами
Чтобы отказывать нарушителям ваших границ и при этом не испортить отношения в коллективе, достаточно следовать простым правилам.
- Не рубите с плеча: отказывайте спокойно, доброжелательным или нейтральным тоном. Не стоит быть резкими и категоричными, так как это может создать ненужную конфронтацию и спровоцировать конфликт.
- Не оправдывайтесь. Отказывайте кратко, без лишних деталей и извиняющегося тона, иначе ваше «нет» будет звучать гораздо менее убедительно и даст дополнительные психологические козыри вашему собеседнику.
- Учитесь отказывать без слова «нет»: эта техника заключается в том, чтобы смягчить жесткое «нет», используя фразы-заменители. Так, сначала поблагодарите за обращение, а после этого откажитесь от выполнения задачи. Например: «Мне приятно, что вы обращаетесь ко мне как к эксперту, но все-таки я должна вам отказать, так как сейчас занята в другом проекте».
- Берите тайм-аут на раздумье и ссылайтесь на объективные обстоятельства при отказе. Человек легче воспринимает отказ, если понимает, что для него есть объективная причина. Например, фразой «Я сначала должна проверить свое расписание» вы перехватываете инициативу и получаете время, чтобы объективно оценить ситуацию и спокойно отказать, вместо того чтобы необдуманно соглашаться на просьбу.
- При отказе предлагайте альтернативу. Например: «Проект интересный, хотя и времязатратный. Учитывая мою нагрузку, я готова взять только часть ZZZ». Таким образом, выполняя задачу лишь частично, вы не тратите все свои ресурсы. В качестве хорошей альтернативы также можно порекомендовать другую кандидатуру для выполнения просьбы.
- Если дополнительные и неожиданные задачи исходят от руководителя, обратитесь к нему с просьбой выставить приоритетность выполнения ваших задач. Таким образом руководитель или согласует вам приоритет выполнения и новые сроки, или делегирует эти задачи другому сотруднику.
Помните, что вас как профессионала будут оценивать не по количеству просьб коллег, на которые вы откликнулись, а по результатам и качеству выполняемой вами работы.
Поэтому если вас не устраивает текущее положение дел, не бойтесь прояснить ситуацию и выяснить отношения с коллегами и начальником. Делайте это корректно, но твердо. Ведь от этого зависит качество вашей жизни и успех вашей карьеры. Лучше иметь репутацию человека с принципами, чем безотказного исполнителя и жертвы, которая не может за себя постоять и не имеет собственной позиции. Потому что последние не делают успешной карьеры.
Ищете новую работу?
У нас для вас много вакансий в украинских и международных компаниях →
ВакансииЧитайте также
10 полезных советов, как развить уверенность в себе
Страх неудачи: как не дать ему разрушить ваши планы и карьеру
Дышите глубже: почему медитацию следует сделать ежедневной привычкой
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху