Сплетни, насмешки, игнор — всё это разновидности буллинга, то есть травли, которая создает в коллективе нездоровую атмосферу. Буллинг на работе влияет на сотрудников и снижает их эффективность, а значит — мешает компании расти и достигать своих целей. Вместе с экспертами мы подготовили советы по профилактике и борьбе с травлей в офисе.
Что такое буллинг
Буллинг, или же травля — это агрессивное преследование одного из членов коллектива другим человеком или группой людей. Буллинг случается в любом коллективе:
- в школе,
- на работе,
- в спортивной команде,
- в группе по фитнесу,
- даже в семье.
Мы рассмотрим буллинг на работе, когда один член команды или группа преследует своего коллегу.
Как определить буллинг
Анна Ризниченко называет следующие отличительные черты буллинга.
- Неравенство
Чаще всего агрессию проявляет человек, который по рангу выше, чем его жертва. Это может быть как профессиональное отличие — руководитель и подчиненный, junior-специалист и senior-специалист, так и психофизическое — сильный против слабого. - Унижение достоинства
Для агрессора ваши профессиональные качества не имеют никакого значения, потому что буллинг направлен в первую очередь на унижение человеческого достоинства. Вы можете быть прекрасным специалистом и все равно подвергнуться травле. - Систематичность
Между людьми время от времени случаются конфликты — поссорились, что-то не поделили, разошлись, а потом помирились. Буллинг же отличается систематическим и регулярным агрессивным воздействием на другого человека. - Формирование коалиции
Очень часто агрессор привлекает на свою сторону своеобразную свиту — людей, которые будут поддерживать травлю или распускать сплетни против жертвы.
Как возникает буллинг на работе
Анна Ризниченко выделяет 2 причины возникновения буллинга.
Особенности коллектива
Иногда сама система внутри компании способствует тому, чтобы возникал буллинг. Это происходит в коллективах, где нет корпоративной культуры, зато есть напряжение внутри сообщества. Выбирается слабый объект, на которого это напряжение сбрасывается, и начинается травля.
Часто буллинг возникает в компаниях, во главе которых стоят психопатические лидеры, для которых агрессия и насилие — это нормально. Они могут своим же примером показывать модель неправильного поведения: подшутить над сотрудником, ругать его при коллегах. Можно привести аналогию с семьей — если родители ругаются матом, обижают слабых, не моют руки перед едой, то дети будут копировать эту модель поведения. Также и в компаниях.
Особенности личности самого агрессора
В психологии выделяют психопатический тип личности, это такой человек-агрессор по своей натуре. Он всегда будет стараться быть сверху и показывать, кто в стае главный. Иногда это человек, который завидует, и его зависть направлена на уничтожение другой личности. Если коллектив здоровый, а HR и руководители следят за обстановкой внутри, такого ядовитого человека легко вычислить, провести с ним соответствующий разговор или уволить.
Формы офисного буллинга
Людмила Мельник выделяет два вида офисной травли: моббинг (травля среди коллег) и буллинг (когда руководитель травит подчиненного).
Агрессивное преследование может принимать следующие формы.
1. Игнорирование
Коллега или группа коллег:
- не отвечают на приветствие, вопросы;
- не приглашают на общие мероприятия/посиделки/обсуждения;
- замолкают при появлении жертвы;
- молчаливо игнорируют мнение или высказывание;
- перебивают;
- негативно комментируют в духе «Что за чушь», «Лучше бы молчал».
2. Постоянная неаргументированная критика
3. Вторжение в личное пространство
Агрессор без согласия прикасается к жертве, похлопывает, обнимает, распоряжается личными вещами или вещами на рабочем столе.
4. Насмешки над физическими особенностями, внешностью, одеждой, действиями.
5. Обсуждение личной жизни, национальной, гендерной, религиозной принадлежности.
6. Приписывание несуществующего мнения, высказываний.
7. Повышение голоса.
8. Уменьшение или игнорирование значимости знаний, работы и достижений жертвы.
Буллинг на работе: как противостоять, если вы жертва
Когда вы видите агрессию в свою сторону, Анна Ризниченко советует не молчать и отстаивать свои границы: «В моменты, когда кто-то проявляет к нам агрессию, мы обычно замираем и задерживаем дыхание. Агрессор на уровне инстинктов мгновенно это считывает и чувствует свою победу. Ему интересно, когда жертва реагирует. Один из психологических приемов, с помощью которого можно противостоять — это продолжать дышать и смотреть человеку прямо в глаза».
Кроме того, Анна советует обратиться за помощью к руководителю или эйчару. Если же они не могут повлиять на ситуацию или вы чувствуете, что весь коллектив компании агрессивно настроен, стоит уходить, потому что ваше здоровье дороже.
Нужна новая работа?
У нас много вакансий в украинских и международных компаниях, которым мы доверяем.
ВакансииЛюдмила Мельник подготовила целый арсенал методов, которые помогут противостоять травле.
- Игнорируйте нападение. Ответная реакция — слезы, обида, агрессия — только раззадоривают. Не получая ожидаемого, нападающие могут прекратить попытки. Нет смысла в действии, которое не приносит результатов.
- Разоблачите нападающих. Скажите: «Продолжайте дальше. Мне смешно наблюдать, как вы стараетесь. То, что вы делаете, называется моббингом / буллингом. Я знаю, как это делается и чего вы добиваетесь. Рассказать?»
- Воспользуйтесь техникой «Психологическое айкидо». Например, отреагируйте на критику так: «Вы совершенно правы! Более того, я на самом деле намного хуже, чем вы тут обо мне говорите. Вообще не представляю, как вы меня еще терпите. Вы — самые терпеливые из всех коллег, с которыми мне приходилось работать. Спасибо вам за это!».
- Расскажите о ситуации руководителю. Если не сработали предыдущие приемы, найдите другой коллектив, где вас не будут подвергать травле.
Что делать, если вы — свидетель моббинга или буллинга
Люди в коллективе не хотят стать белыми воронами, боятся осуждения более сильного коллеги и поддаются его влиянию. Поэтому в первую очередь важно не попасть под влияние агрессора и не стать частью его свиты.
Даже один человек, вставший на защиту жертвы, может кардинально изменить ситуацию — как минимум лишить агрессора поддержки. Для этого Людмила Мельник советует использовать следующие фразы:
- «Да, я твой друг. А расскажи мне, что у вас произошло с … Может, я помогу вам наладить отношения».
- «Да, я твой друг. Мне жаль, что у тебя плохие отношения с …. Но у меня с ним отношения хорошие. И я буду продолжать с ним общаться».
- «Я сначала разберусь, кто кого и за что «бьет», а потом приму решение, что делать по этому поводу».
- «Я считаю такие действия неэкологичными. Это мои ценности и моя позиция».
Также необходимо обратиться к руководителю или эйчару и на конкретных фактах объяснить, что лично вы видели.
Как реагировать на буллинг руководителю или эйчару
Руководство компании должно поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. Эту функцию можно делегировать HR-менеджерам или самостоятельно прорабатывать в случае травли.
Ярина Однориг уверена, что психологический климат в команде непосредственно влияет на достижение целей всей компании. Поэтому HR-менеджеру, как человеку, который находится ближе всех к коллективу, важно оперативно реагировать на подобные ситуации.
Если вы узнали о травле одного из сотрудников, прежде всего выясните все детали и обстоятельства, чтобы опираться только на достоверные факты. Стоит провести с жертвой буллинга беседу один на один, в ходе которой задать ряд вопросов:
- что именно произошло;
- при каких обстоятельствах;
- когда;
- кто при этом присутствовал;
- случалось ли такое ранее, а если да — насколько часто.
«Учитывая деликатность темы, разговор нужно вести очень осторожно: ориентироваться на состояние человека, транслировать ему чувство уверенности в его конфиденциальности и дать понять, что ситуация обязательно будет решена», — советует Ярина.
Далее целесообразно пообщаться и с другими членами команды, оценить атмосферу, которая царит в коллективе. С помощью косвенных вопросов проверьте, не замечал ли кто-то еще проявлений буллинга.
Обладая полной картиной, нужно сообщить о данной ситуации менеджеру буллера. И уже совместно с менеджером провести критическую беседу, в ходе которой объяснить суть проблемы — без обвинений, просто констатируя факт. Необходимо четко показать, что такое поведение в компании недопустимо, это полностью противоречит корпоративным ценностям, и если подобное будет повторяться, следующим этапом станет увольнение. Вы должны понимать, что с человеком действительно придется попрощаться, если положительных изменений не произойдет. Критическая беседа — это последнее предупреждение.
«Эта схема должна работать и в случае, если агрессор — рядовой сотрудник, и если он находится на менеджерской позиции. Права человека являются одинаковыми для всех без исключения, и закрывать глаза на их нарушение нельзя. Это же касается корпоративных правил и норм поведения. Если агрессорами является группа людей, нужно выявить их неформального лидера и работать именно с ним. Воздействуя на лидера, вы автоматически будете иметь влияние и на других участников группы», — рекоммендует Ярина.
Как предупредить буллинг в коллективе?
Чтобы минимизировать вероятность появления травли на рабочем месте, руководители и HR-менеджеры могут использовать ряд инструментов:
- проработать корпоративную политику и правила поведения, основанные на общих ценностях;
- учитывать эти ценности при подборе персонала;
- транслировать ценности внутри компании — на общих собраниях, тимбилдингах, корпоративах, в соцсетях.
Ярина Однориг обращает внимание на важность работы над созданием теплых доверительных отношений в коллективе. Люди не должны бояться рассказать о том, что их беспокоит. НR-менеджеру, в свою очередь, необходимо проводить периодические индивидуальные беседы с сотрудниками, чтобы иметь возможность выявить буллинг еще на моменте его зарождения.
Уместным будет вовлекать менеджеров — например, провести для руководителей отделов тренинг о том, что такое буллинг и как распознать агрессора. Ведь менеджмент должен оценивать не только hard skills сотрудников, но и их поведение в команде.
Читайте также
Откуда берется эйджизм и как его побороть?
Зачем мы наняли в SEO-отдел сотрудника за 60 и как это изменило компанию
Як розмовляти з колегами: поради з книги «Ask a manager»