Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

3 типа «сложных» коллег и как найти к ним подход

03.09.20 Карьера 6 min reading

Что делать, если у вас токсичные люди на работе, как защитить свои границы и самому не превратиться в агрессора, рассказывает Full-stack HR в IT-компании Beetroot и авторка курса Full Stack HR в Beetroot Academy Таня Танина.

Таня Танина

Отношения между сотрудниками не менее важны, чем их работа. Ведь наше настроение напрямую влияет на продуктивность а значит, на качество и результаты работы в целом. Если из-за одного-двух коллег вы постоянно чувствуете себя не в своей тарелке, возьмите на заметку эти рекомендации и попробуйте найти подход даже к самым сложным сотрудникам в команде. 


Токсичные люди на работе: распространенные типажи и как с ними ужиться 


1. Депрессивный негативист

Негативист постоянно чем-то недоволен и активно это демонстрирует. Может показаться, что у него просто не задался день, но нет — это буквально его стиль жизни.

Рабочее утро негативиста начинается с раздраженного приветствия (или его отсутствия), а продолжается эмоциональным рассказом о неудобном общественном транспорте, плохой погоде, из-за которой он промочил ноги, о недопонимании в семье и нехватки времени на отдых. Пришли правки от клиента — негативист тут же сыплет язвительными репликами в его адрес, жалуется на заказчика и начальство. Банальной фразой «Да не расстраивайся ты так» его не подбодрить — он будто вообще не хочет видеть выход из ситуации.

«Негативисты не всегда бурно и активно высказывают свое недовольство. При первом знакомстве они могут быть очень приятными собеседниками, но невзначай упомянуть, какие все вокруг плохие. В дальнейшем таких комментариев может стать больше. После подобного разговора чувствуешь, будто тебя косвенно обвинили в том, что ты тоже можешь его недооценить».
Таня Танина

Депрессивный настрой негативиста может передаваться другим членам команды. Даже тех, кто обычно всем доволен, токсичные люди на работе могут заставить засомневаться в правильности своих решений или даже в выбранной профессии. Со временем окажется, что из-за одного-двух человек вся команда демонтирована и хуже работает. 

Как уживаться?

Руководители компаний и HR-специалисты стараются избегать негативистов при найме на работу. Но если так случилось, что у вас в команде завелся токсичный человек, главное правило — не злиться и не принимать его слова близко к сердцу. В силу своего темперамента негативисту проще жаловаться, чем справиться с трудностями или попросить о помощи.

«Если чувствуете, что негативный настрой коллеги мешает работать, используйте такую фразу, чтобы пресекать жалобы: “Я уважаю твое мнение, но мне неприятен разговор на эту тему”».
Таня Танина


Уверенный буллер 

Буллер (с английского «агрессор») ищет более мягких по характеру коллег и начинает травлю. Он может повышать голос, отпускать неоднозначные шутки (причем не всегда понятно: это была просто шутка или он реально хотел задеть собеседника) или даже открыто обижать. Буллер — король провокации. Он постоянно пытается самоутвердиться за счет критики и оскорблений окружающих. С такими людьми сложно договориться. 

Часто такое поведение позволяют себе на самом деле крутые специалисты: мол, я приношу компании деньги, поэтому терпите. Будучи уверенным, что его не уволят из-за некомпетентности, такой буллер не захочет меняться. А вот нацеленные на профессиональное развитие агрессоры спокойнее воспринимают отпор и замечания, особенно от авторитетных коллег.

Как уживаться?

Во-первых, обозначьте личные границы. Разберитесь, на каком этапе колкий комментарий в вашу сторону превращается в циничную издевку, и лично объясните обидчику, что его поведение и манера общения вам неприятны. Иногда люди даже не догадываются, что своими действиями расстраивают кого-то. Главное — не откладывайте разговор и решайте проблему сходу. В здоровом коллективе травля недопустима.

Во-вторых, не поддавайтесь на провокации. Защищайтесь спокойно и не переходите на крик — это может вызвать ответную, еще большую агрессию. Если ссора происходит в присутствии других сотрудников, скажите: «Мне кажется, мы можем мешать коллегам своим громким разговором».

«Все люди играют в психологические игры, но буллеры втягивают нас в особо неприятные роли. Повышение голоса — это проявление позиции “злого родителя”. Важно сохранять роль сотрудника, а не “испуганного ребенка”. Так легче настроить человека на спокойный тон беседы».
Таня Танина

Больше о том, как бороться с буллингом, если вы жертва, свидетель или руководитель в статье.

Читать


3. Оптимистичный энтузиаст

Душа компании, приятный в общении человек, мотивации у него — хоть отбавляй. Как он оказался в том же списке, что и откровенно токсичные люди на работе? Дело в том, что у этого «душки» есть отрицательная сторона — он слишком много на себя берет, все время выглядит слишком занятым, но в итоге ничего не делает или не успевает выполнить все взятые на себя обязательства. Встречали сотрудника, который с горящими глазами говорит, что понял задачу, а в результате приходится все за ним переделывать? Это как раз оптимистичный энтузиаст.

«Сложность в том, что в основном коллеги его любят. С ним комфортно дружить, но не работать. Результата от его деятельности — очень мало, а увольнять и портить с ним отношения не хочется. Если такой человек еще и координирует работу других людей, может пострадать вся компания».
Таня Танина

Как уживаться?

Когда обсуждаете задачу, прописывайте в отдельном документе все подробности: детали проекта, что конкретно нужно сделать, ваши ожидания, дедлайны. Объясните, к кому и с какими вопросами можно обратиться за помощью. 

В отношении проблемного сотрудника важно не стать тем самым агрессором, о котором говорилось выше. Не срывайтесь на коллегу за малейшие недочеты. Станьте ему ментором.

«Не в силах работать с оптимистичным энтузиастом? Расскажите об этом эйчару. Команда может думать, что перевоспитает такого сотрудника своими силами. Но иногда трудности одного департамента мешают развиваться всей компании».
Таня Танина


По мнению HR-специалистки, главное в конфликтах — сохранять спокойствие и взрослый подход к ситуации. Тогда быстрее получится вовлечь оппонента в конструктивную беседу без лишних эмоций.


Поссорились с коллегой, но нужна его помощь. Что делать?


Обратитесь к нему и не акцентируйте внимание на конфликте. Дальше два варианта развития событий: 1) коллега откликнется и сделает вид, что между вами ничего не произошло или 2) ситуация хуже — коллега напомнит вам о ссоре. 

В таком случае разграничьте ваше личное и рабочее общение. О недопонимании предложите поговорить отдельно, а сейчас сосредоточьтесь на повседневной задаче и объясните необходимость его или ее помощи.

Все равно отказывается помогать? Уточните, будет ли проще, если с этим же вопросом к нему обратится кто-то другой, а потом передаст вам информацию.


Идеальный коллектив — утопия?


У каждого из нас — разный характер, опыт работы, суждения, домыслы. Последнее зачастую становится причиной ссор:кто-то что-то не так подумал — и понеслось. Будь то стартап на троих или команда из 50-ти человек — в любом коллективе бывают сложности.

Конфликт — это естественное развитие отношений. Иногда их нельзя избежать, поэтому и бояться не стоит. Пока конфликты касаются рабочих моментов и не переходят на личности, они даже полезны. Справляясь с трудностями в коммуникации, вы развиваетесь, открываете для себя нестандартные решения.

«Если вы новичок в команде, первый месяц присматривайтесь к общению, шуткам, разговорам вне работы. Так вы определите, что просто юмор, а что — пассивная или активная агрессия. Прочувствуйте настроение коллектива, чтобы привнести в него что-то новое. Именно вы можете стать человеком, который своим примером приучит остальных к конструктивному взаимодействию». 
Таня Танина

Ищете работу?

Пусть вам встретится dream team без «сложных» коллег! А крутые вакансии тут →

Вакансии

Читайте также

10 советов, как пройти испытательный срок и остаться в компании

8 карьерных правил маркетолога Виктора Дубровина

Що таке growth mindset та як він впливає на ваш розвиток?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: