fbpx

3 типа «сложных» коллег и как найти к ним подход

Альона Нагаєвщук Чт., 03.09.20 Карьера

Что делать, если у вас токсичные люди на работе, как защитить свои границы и самому не превратиться в агрессора, рассказывает Full-stack HR в IT-компании Beetroot и авторка курса Full Stack HR в Beetroot Academy Таня Танина.

Таня Танина

Отношения между сотрудниками не менее важны, чем их работа. Ведь наше настроение напрямую влияет на продуктивность а значит, на качество и результаты работы в целом. Если из-за одного-двух коллег вы постоянно чувствуете себя не в своей тарелке, возьмите на заметку эти рекомендации и попробуйте найти подход даже к самым сложным сотрудникам в команде. 


Токсичные люди на работе: распространенные типажи и как с ними ужиться 


1. Депрессивный негативист

Негативист постоянно чем-то недоволен и активно это демонстрирует. Может показаться, что у него просто не задался день, но нет — это буквально его стиль жизни.

Рабочее утро негативиста начинается с раздраженного приветствия (или его отсутствия), а продолжается эмоциональным рассказом о неудобном общественном транспорте, плохой погоде, из-за которой он промочил ноги, о недопонимании в семье и нехватки времени на отдых. Пришли правки от клиента — негативист тут же сыплет язвительными репликами в его адрес, жалуется на заказчика и начальство. Банальной фразой «Да не расстраивайся ты так» его не подбодрить — он будто вообще не хочет видеть выход из ситуации.

«Негативисты не всегда бурно и активно высказывают свое недовольство. При первом знакомстве они могут быть очень приятными собеседниками, но невзначай упомянуть, какие все вокруг плохие. В дальнейшем таких комментариев может стать больше. После подобного разговора чувствуешь, будто тебя косвенно обвинили в том, что ты тоже можешь его недооценить».
Таня Танина

Депрессивный настрой негативиста может передаваться другим членам команды. Даже тех, кто обычно всем доволен, токсичные люди на работе могут заставить засомневаться в правильности своих решений или даже в выбранной профессии. Со временем окажется, что из-за одного-двух человек вся команда демонтирована и хуже работает. 

Как уживаться?

Руководители компаний и HR-специалисты стараются избегать негативистов при найме на работу. Но если так случилось, что у вас в команде завелся токсичный человек, главное правило — не злиться и не принимать его слова близко к сердцу. В силу своего темперамента негативисту проще жаловаться, чем справиться с трудностями или попросить о помощи.

«Если чувствуете, что негативный настрой коллеги мешает работать, используйте такую фразу, чтобы пресекать жалобы: “Я уважаю твое мнение, но мне неприятен разговор на эту тему”».
Таня Танина


Уверенный буллер 

Буллер (с английского «агрессор») ищет более мягких по характеру коллег и начинает травлю. Он может повышать голос, отпускать неоднозначные шутки (причем не всегда понятно: это была просто шутка или он реально хотел задеть собеседника) или даже открыто обижать. Буллер — король провокации. Он постоянно пытается самоутвердиться за счет критики и оскорблений окружающих. С такими людьми сложно договориться. 

Часто такое поведение позволяют себе на самом деле крутые специалисты: мол, я приношу компании деньги, поэтому терпите. Будучи уверенным, что его не уволят из-за некомпетентности, такой буллер не захочет меняться. А вот нацеленные на профессиональное развитие агрессоры спокойнее воспринимают отпор и замечания, особенно от авторитетных коллег.

Как уживаться?

Во-первых, обозначьте личные границы. Разберитесь, на каком этапе колкий комментарий в вашу сторону превращается в циничную издевку, и лично объясните обидчику, что его поведение и манера общения вам неприятны. Иногда люди даже не догадываются, что своими действиями расстраивают кого-то. Главное — не откладывайте разговор и решайте проблему сходу. В здоровом коллективе травля недопустима.

Во-вторых, не поддавайтесь на провокации. Защищайтесь спокойно и не переходите на крик — это может вызвать ответную, еще большую агрессию. Если ссора происходит в присутствии других сотрудников, скажите: «Мне кажется, мы можем мешать коллегам своим громким разговором».

«Все люди играют в психологические игры, но буллеры втягивают нас в особо неприятные роли. Повышение голоса — это проявление позиции “злого родителя”. Важно сохранять роль сотрудника, а не “испуганного ребенка”. Так легче настроить человека на спокойный тон беседы».
Таня Танина

Больше о том, как бороться с буллингом, если вы жертва, свидетель или руководитель в статье.

Читать


3. Оптимистичный энтузиаст

Душа компании, приятный в общении человек, мотивации у него — хоть отбавляй. Как он оказался в том же списке, что и откровенно токсичные люди на работе? Дело в том, что у этого «душки» есть отрицательная сторона — он слишком много на себя берет, все время выглядит слишком занятым, но в итоге ничего не делает или не успевает выполнить все взятые на себя обязательства. Встречали сотрудника, который с горящими глазами говорит, что понял задачу, а в результате приходится все за ним переделывать? Это как раз оптимистичный энтузиаст.

«Сложность в том, что в основном коллеги его любят. С ним комфортно дружить, но не работать. Результата от его деятельности — очень мало, а увольнять и портить с ним отношения не хочется. Если такой человек еще и координирует работу других людей, может пострадать вся компания».
Таня Танина

Как уживаться?

Когда обсуждаете задачу, прописывайте в отдельном документе все подробности: детали проекта, что конкретно нужно сделать, ваши ожидания, дедлайны. Объясните, к кому и с какими вопросами можно обратиться за помощью. 

В отношении проблемного сотрудника важно не стать тем самым агрессором, о котором говорилось выше. Не срывайтесь на коллегу за малейшие недочеты. Станьте ему ментором.

«Не в силах работать с оптимистичным энтузиастом? Расскажите об этом эйчару. Команда может думать, что перевоспитает такого сотрудника своими силами. Но иногда трудности одного департамента мешают развиваться всей компании».
Таня Танина


По мнению HR-специалистки, главное в конфликтах — сохранять спокойствие и взрослый подход к ситуации. Тогда быстрее получится вовлечь оппонента в конструктивную беседу без лишних эмоций.


Поссорились с коллегой, но нужна его помощь. Что делать?


Обратитесь к нему и не акцентируйте внимание на конфликте. Дальше два варианта развития событий: 1) коллега откликнется и сделает вид, что между вами ничего не произошло или 2) ситуация хуже — коллега напомнит вам о ссоре. 

В таком случае разграничьте ваше личное и рабочее общение. О недопонимании предложите поговорить отдельно, а сейчас сосредоточьтесь на повседневной задаче и объясните необходимость его или ее помощи.

Все равно отказывается помогать? Уточните, будет ли проще, если с этим же вопросом к нему обратится кто-то другой, а потом передаст вам информацию.


Идеальный коллектив — утопия?


У каждого из нас — разный характер, опыт работы, суждения, домыслы. Последнее зачастую становится причиной ссор:кто-то что-то не так подумал — и понеслось. Будь то стартап на троих или команда из 50-ти человек — в любом коллективе бывают сложности.

Конфликт — это естественное развитие отношений. Иногда их нельзя избежать, поэтому и бояться не стоит. Пока конфликты касаются рабочих моментов и не переходят на личности, они даже полезны. Справляясь с трудностями в коммуникации, вы развиваетесь, открываете для себя нестандартные решения.

«Если вы новичок в команде, первый месяц присматривайтесь к общению, шуткам, разговорам вне работы. Так вы определите, что просто юмор, а что — пассивная или активная агрессия. Прочувствуйте настроение коллектива, чтобы привнести в него что-то новое. Именно вы можете стать человеком, который своим примером приучит остальных к конструктивному взаимодействию». 
Таня Танина

Ищете работу?

Пусть вам встретится dream team без «сложных» коллег! А крутые вакансии тут →

Вакансии

Читайте также

10 советов, как пройти испытательный срок и остаться в компании

8 карьерных правил маркетолога Виктора Дубровина

Що таке growth mindset та як він впливає на ваш розвиток?

Присоединяйтесь!

Создаем сообщество фанов Понедельников.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: