Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

О чем молчать на собеседовании: 7 тем, которые не стоит поднимать на интервью

25.11.20 Поиск работы 5 min reading

Мы часто рассказываем, что говорить на собеседовании — как себя представить, что спрашивать у рекрутеров и как лучше отвечать на их вопросы. И гораздо реже вспоминаем, о чем следует молчать. Сразу отметим: речь не идет о замалчивании важной информации — скорее о том, какие темы лучше обходить, чтобы не испортить впечатление о себе.

О чем молчать, советует Ирина Сулацкая, рекрутерка в Matic и преподавательница в Lviv IT School и Ukrainian Sourcing School.


О негативе по отношению к прошлой компании, команде, коллегам


Рекрутеры часто спрашивают, почему вы решили сменить работу, и понимают, что, вероятно, у вас были веские причины уйти из предыдущей компании. Отвечая на такой вопрос, сконцентрируйтесь на мотивации «к чему», а не «от чего»: работодатели хотят видеть в команде людей, которой стремятся к развитию, непрерывному обучению, новым вызовам и задачам «на вырост». Конечно, вы можете вспомнить и о плохо налаженных процессах, непоследовательной стратегии, отсутствии системы развития в предыдущей компании, но тогда вы можете услышать вопрос: «А как вы попытались это изменить?».

В любом случае, даже если вы ушли из компании через определенные трудности, а не потому, что достигли «потолка» и стремитесь к дальнейшему развитию, не опускайтесь на личностный уровень — это может показать вас как нелояльного или даже конфликтного сотрудника, ведь ваш собеседник не видит общей картины.


О ваших идеях и предложениях (пока вы не погрузились в жизнь компании)


У меня были ситуации, когда кандидаты уже в первые минуты собеседования начинали советовать, как нашей команде изменить технологический стек, процесс разработки и найма и на какие рынки нам стоит двигаться дальше. Конечно, быть инициативным — это круто и важно! И поделиться идеями в ответ на вопрос интервьюера «А как бы вы сделали?» однозначно стоит. Я также призываю всех делиться обратной связью о процессе найма в компании после его завершения.

Впрочем, делиться идеями об изменениях стоит сознательно: разобравшись с тем, почему сейчас все работает именно так, какие варианты испробовали до этого, на основе каких данных приняли такое решение и тому подобное. Советы, не основанные на понимании бизнеса, специфики рынка или конкретной технологии, выглядят не очень уместными и могут произвести впечатление о вас как о человеке, который сначала делает, а потом думает.


Об острых темах


Обсуждение политических взглядов, религиозных убеждений и мнений относительно непростых вопросов стоит обходить как во время собеседования, так и во время сотрудничества с коллегами. Собеседование должно сравнить ожидания компании от кандидата и кандидата от компании именно в профессиональном разрезе, поэтому общение на непростые темы лучше оставить вне работы (конечно, если эти темы непосредственно не касаются ваших обязанностей).

Какие еще есть правила делового этикета в отношениях между коллегами? Расспросили экспертку по этикету Анну Чаплыгину.

Читать


О личном


Недавно моя знакомая поинтересовалась, можно ли не отвечать на личные вопросы на собеседовании (вроде «Есть ли у вас дети?»). Я бы советовала для начала спросить интервьюера в ответ: «Почему для вашей компании это имеет значение?». Возможно, у этого вопроса есть рациональное обоснование: например, работников команд поддержки клиентов (обычно студентов) могут спросить, живут ли они одни, только чтоб убедиться, что у человека есть возможность делать звонки в тишине.

Если вы не получите рационального объяснения, то имеете право не отвечать на личные вопросы, тем более на те, что вас оскорбляют и задевают.

Кроме того, такие вопросы на собеседовании могут стать для вас «красным флажком», который просигнализирует о корпоративной культуре компании или команды, которая вам не подходит.


Об истории вашей жизни от рождения


Довольно часто рекрутеры начинают разговор с просьбы рассказать о себе, чтоб у вас была возможность сделать короткую самопрезентации. Стоит помнить, что компанию в первую очередь интересуют ваши hard и soft skills, задачи, над которыми вы работали, и результаты, которых вы достигли, поэтому стоит сконцентрироваться на профессиональной сфере.

Начните свой рассказ с выпуска из университета, но, если еще в школьные годы вы занимались деятельностью, релевантной для этой вакансии, вспомните и о ней. Просто взвешивайте свои слова и спрашивайте себя: «Насколько эта информация (например, факт победы на олимпиаде в третьем классе) важна для этой вакансии? Представляет ли эта информация меня как крутого специалиста? Эта история придаст мне, как кандидату, плюсов в глазах интервьюера?»

Как подготовиться к самопрезентации на собеседовании?

Читать


О том, что не касается собеседования


Время собеседования ограничено: обычно рекрутеры выделяют на первичное интервью 20-40 минут. Ваша первоочередная задача — погрузить собеседника в свой опыт, профессиональные победы, навыки и карьерные цели, проявить свои soft skills. Но иногда кандидаты начинают рассказывать о своих интересах вне работы, волонтерскую деятельность, путешествия и останавливаются на этих темах слишком надолго. Рекрутеру, конечно, интересно узнать, какой вы человек (а не только — какой вы профессионал), однако долгое обсуждение лучших лыжных курортов мира будет лишним.


Если вы не знаете ответ


Иногда вы можете не знать ответ на какой-то профессиональный вопрос. И это нормально! Никто не может знать всего. Но мне кажется, что нашему обществу присущ большой страх ошибки, синдром отличника среди нас — не редкость. Как рекрутер, я не раз была свидетелем того, как кандидаты пытались угадать ответ, перечисляя все возможные варианты. Если вы попали в такую ​​ситуацию, не пытайтесь сказать лишь бы что — лучше честно признайтесь, что не знаете правильный ответ (но прочитаете об этом после собеседования 🙂), и попросите у интервьюера рекомендации (книги, курсы, статьи), которые помогут вам разобраться в этой теме.

Готовы к собеседованию?

Тогда отправляйте резюме на одну из многих крутых вакансий у нас на сайте →

Вакансии

Читайте также

Почему мы волнуемся перед собеседованием и как этого избежать

Собеседование для двоих: 7 причин задавать вопросы рекрутеру

Що це було?! 10 неприємних історій про пошук роботи

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: