Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

О чем молчать на собеседовании: 7 тем, которые не стоит поднимать на интервью

25.11.20 Поиск работы 5 min reading

Мы часто рассказываем, что говорить на собеседовании — как себя представить, что спрашивать у рекрутеров и как лучше отвечать на их вопросы. И гораздо реже вспоминаем, о чем следует молчать. Сразу отметим: речь не идет о замалчивании важной информации — скорее о том, какие темы лучше обходить, чтобы не испортить впечатление о себе.

О чем молчать, советует Ирина Сулацкая, рекрутерка в Matic и преподавательница в Lviv IT School и Ukrainian Sourcing School.


О негативе по отношению к прошлой компании, команде, коллегам


Рекрутеры часто спрашивают, почему вы решили сменить работу, и понимают, что, вероятно, у вас были веские причины уйти из предыдущей компании. Отвечая на такой вопрос, сконцентрируйтесь на мотивации «к чему», а не «от чего»: работодатели хотят видеть в команде людей, которой стремятся к развитию, непрерывному обучению, новым вызовам и задачам «на вырост». Конечно, вы можете вспомнить и о плохо налаженных процессах, непоследовательной стратегии, отсутствии системы развития в предыдущей компании, но тогда вы можете услышать вопрос: «А как вы попытались это изменить?».

В любом случае, даже если вы ушли из компании через определенные трудности, а не потому, что достигли «потолка» и стремитесь к дальнейшему развитию, не опускайтесь на личностный уровень — это может показать вас как нелояльного или даже конфликтного сотрудника, ведь ваш собеседник не видит общей картины.


О ваших идеях и предложениях (пока вы не погрузились в жизнь компании)


У меня были ситуации, когда кандидаты уже в первые минуты собеседования начинали советовать, как нашей команде изменить технологический стек, процесс разработки и найма и на какие рынки нам стоит двигаться дальше. Конечно, быть инициативным — это круто и важно! И поделиться идеями в ответ на вопрос интервьюера «А как бы вы сделали?» однозначно стоит. Я также призываю всех делиться обратной связью о процессе найма в компании после его завершения.

Впрочем, делиться идеями об изменениях стоит сознательно: разобравшись с тем, почему сейчас все работает именно так, какие варианты испробовали до этого, на основе каких данных приняли такое решение и тому подобное. Советы, не основанные на понимании бизнеса, специфики рынка или конкретной технологии, выглядят не очень уместными и могут произвести впечатление о вас как о человеке, который сначала делает, а потом думает.


Об острых темах


Обсуждение политических взглядов, религиозных убеждений и мнений относительно непростых вопросов стоит обходить как во время собеседования, так и во время сотрудничества с коллегами. Собеседование должно сравнить ожидания компании от кандидата и кандидата от компании именно в профессиональном разрезе, поэтому общение на непростые темы лучше оставить вне работы (конечно, если эти темы непосредственно не касаются ваших обязанностей).

Какие еще есть правила делового этикета в отношениях между коллегами? Расспросили экспертку по этикету Анну Чаплыгину.

Читать


О личном


Недавно моя знакомая поинтересовалась, можно ли не отвечать на личные вопросы на собеседовании (вроде «Есть ли у вас дети?»). Я бы советовала для начала спросить интервьюера в ответ: «Почему для вашей компании это имеет значение?». Возможно, у этого вопроса есть рациональное обоснование: например, работников команд поддержки клиентов (обычно студентов) могут спросить, живут ли они одни, только чтоб убедиться, что у человека есть возможность делать звонки в тишине.

Если вы не получите рационального объяснения, то имеете право не отвечать на личные вопросы, тем более на те, что вас оскорбляют и задевают.

Кроме того, такие вопросы на собеседовании могут стать для вас «красным флажком», который просигнализирует о корпоративной культуре компании или команды, которая вам не подходит.


Об истории вашей жизни от рождения


Довольно часто рекрутеры начинают разговор с просьбы рассказать о себе, чтоб у вас была возможность сделать короткую самопрезентации. Стоит помнить, что компанию в первую очередь интересуют ваши hard и soft skills, задачи, над которыми вы работали, и результаты, которых вы достигли, поэтому стоит сконцентрироваться на профессиональной сфере.

Начните свой рассказ с выпуска из университета, но, если еще в школьные годы вы занимались деятельностью, релевантной для этой вакансии, вспомните и о ней. Просто взвешивайте свои слова и спрашивайте себя: «Насколько эта информация (например, факт победы на олимпиаде в третьем классе) важна для этой вакансии? Представляет ли эта информация меня как крутого специалиста? Эта история придаст мне, как кандидату, плюсов в глазах интервьюера?»

Как подготовиться к самопрезентации на собеседовании?

Читать


О том, что не касается собеседования


Время собеседования ограничено: обычно рекрутеры выделяют на первичное интервью 20-40 минут. Ваша первоочередная задача — погрузить собеседника в свой опыт, профессиональные победы, навыки и карьерные цели, проявить свои soft skills. Но иногда кандидаты начинают рассказывать о своих интересах вне работы, волонтерскую деятельность, путешествия и останавливаются на этих темах слишком надолго. Рекрутеру, конечно, интересно узнать, какой вы человек (а не только — какой вы профессионал), однако долгое обсуждение лучших лыжных курортов мира будет лишним.


Если вы не знаете ответ


Иногда вы можете не знать ответ на какой-то профессиональный вопрос. И это нормально! Никто не может знать всего. Но мне кажется, что нашему обществу присущ большой страх ошибки, синдром отличника среди нас — не редкость. Как рекрутер, я не раз была свидетелем того, как кандидаты пытались угадать ответ, перечисляя все возможные варианты. Если вы попали в такую ​​ситуацию, не пытайтесь сказать лишь бы что — лучше честно признайтесь, что не знаете правильный ответ (но прочитаете об этом после собеседования 🙂), и попросите у интервьюера рекомендации (книги, курсы, статьи), которые помогут вам разобраться в этой теме.

Готовы к собеседованию?

Тогда отправляйте резюме на одну из многих крутых вакансий у нас на сайте →

Вакансии

Читайте также

Почему мы волнуемся перед собеседованием и как этого избежать

Собеседование для двоих: 7 причин задавать вопросы рекрутеру

Що це було?! 10 неприємних історій про пошук роботи

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
Feedback

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: