Почему на собеседовании важно не только отвечать на вопросы, но и задавать свои, и о чем стоит спросить у рекрутера, рассказывает Ирина Сулацкая, рекрутерка в Matic и преподавательница у Lviv IT School и Ukrainian Sourcing School.
Уже шесть лет подряд я провожу собеседования с кандидатами и заметила, что только около 15% из них заходят в своих вопросах к рекрутеру дальше, чем «расскажите о социальном пакете». Лишь единицы спрашивают о бизнес-модели компании, планах на ближайший год и ценностях.
Собеседование — это диалог, который позволяет сравнить ожидания компании от кандидата и наоборот. Кроме того, принимать решение о предложении, когда информации недостаточно, сложно. Поэтому, на мой взгляд, задавать вопросы во время собеседования важно, потому что благодаря этому вы сможете:
1. Подготовиться к следующим этапам отбора
Не все рекрутеры объясняют весь процесс отбора кандидатов, который предусмотрен для вакансии, по собственной инициативе. По моему мнению, если рекрутер этого не сделал, то стоит инициировать этот вопрос самостоятельно. Как кандидату вам важно понимать: сколько этапов будет впереди, с кем вы будете говорить (и на каком языке), предусмотрено ли тестовое задание и каким образом вы получите фидбек после его выполнения.
Некоторые кандидаты спрашивают меня о том, познакомятся ли они с командой во время процесса. Очень люблю этот вопрос, потому что решение любой проблемы — командная игра, а наши коллеги помогают нам становиться лучше.
2. Эффективнее планировать процесс поиска работы и не потерять альтернативные возможности
Чаще всего кандидаты участвуют в переговорах сразу с несколькими компаниями, просматривают предложения каждый день. Вопрос «Сколько обычно длится ваш рекрутинг-процесс?» поможет вам запланировать свои активности таким образом, чтобы не затягивать с ответом другим компаниям и не потерять альтернативные возможности.
Кроме того, стоит спросить, насколько эта вакансия критична для компании, и обсудить, когда вы сможете приступить к исполнению обязанностей: редко, но я встречаю кандидатов, в контрактах которых прописаны 2-3 месяца на переход. Не все компании готовы ждать так долго, поэтому лучше прояснить этот момент как можно быстрее.
3. Понять, какие задачи будут стоять перед вами
Не все вакансии содержат в своем описании перечень заданий, которые будет выполнять человек на этой должности в ближайшие 3-6-12 месяцев. Часто компании ограничиваются лишь списком требований и ежедневных активностей. Понимание полной картинки, целей на ближайший период поможет вам найти ответы на следующие вопросы:
- Поможет ли эта вакансия улучшить ваши знания и навыки?
- Позволит ли она вам «вырасти» и стать лучшим специалистом?
- Точно ли это те цели, над которыми вам интересно работать, или, возможно, вы хотите попробовать нечто иное?
Если конкретные персональные цели для вашей позиции еще не известны, вы можете спросить, какие самые большие вызовы сейчас стоят перед вашей будущей командой (или департаментом), над какими важнейшими проектами или проблемами она сейчас работает.
Кроме того, меня часто спрашивают: «Почему открылась вакансия?» На этот вопрос нет правильного или неправильного ответа. Эта информация просто поможет вам выстроить «полную картину»:
- сориентироваться в том, какие возможности будут доступны для вас (если вакансия появилась, потому что открыли новый офис, департамент);
- увидеть карьерные перспективы (если вашего предшественника повысили);
- понять, какие трудности могут перед вами стоять или какие навыки для этой роли — must-have (если с предыдущим специалистом пришлось попрощаться через какие-то его недостатки, или человек сам уволился из-за слишком эмоционального руководителя).
Еще один вариант вопроса для получения «полной картины»: «Почему эта позиция важна для будущего роста компании?».
Обязательно стоит уточнить, кто будет вашим будущим менеджером. Можно даже попросить ссылку на аккаунт в LinkedIn, ведь это именно тот человек, который поможет вам (или нет) стать лучше.
Не забывайте, что у нас есть еще телеграмм-канал, где мы ежедневно обновляем вакансии, делимся новостями и статьями!
Подписаться
4. Понять свои шансы на трудоустройство и представить будущую команду
Каждый из нас читает требования к определенной позиции. Как правило, их список длинный, так как на него влияют многие факторы: компания и ее направление, бизнес-модель, роль, уровень, команда. Однако лишь некоторые из этих требований являются очень важными.
Вопрос о том, какие критические навыки и какой опыт команда или менеджер хотят видеть у кандидата, и какие качества компания ценит в сотрудниках, помогут вам сориентироваться в ваших собственных шансах на эту роль. А также предусмотреть, с какими людьми вам придется работать в одной команде.
5. Получить обратную связь от рекрутера
То, что не все рекрутеры и не всегда, к сожалению, дают, присылают обратную связь — не новость. Поэтому, по моему же мнению, проговорить этот момент — важно. Спросите, как долго в компании принимают решение о переходе на следующий этап и когда можно ожидать новостей от рекрутера. Кроме того, вы можете уточнить, можно ли (и куда) писать рекрутеру, если у вас появятся новые вопросы.
6. Лучше изучить компанию
Конечно, мы можем внимательно посмотреть сайт компании, прочитать отзывы о ней и поговорить с бывшими или нынешними сотрудниками. Но эти инструменты вряд ли дадут вам много информации о планах компании, ее стратегии развития, культуре и традициях. А вот прямые вопросы во время собеседования помогут получить качественную картину.
7. Выяснить критически важные для вас моменты
Каждый кандидат имеет собственные «критерии оценки» предложений и приоритеты. Для кого-то важно иметь возможность работать из дома, для другого таким критическим аспектом может быть продолжительность контракта, возможность двигаться между командами и департаментами или зарплата, на которую можно рассчитывать. Если вы имеете список особых пожеланий, обязательно проговорите их во время первого разговора с рекрутером, чтобы понимать возможности (или их отсутствие), сэкономить свое время и время компании или убедиться, что вам по пути.
Некоторые кандидаты время от времени спрашивают меня, как долго я работаю в текущей компании и почему (еще варианты: «почему ты выбрала эту компанию», «что ты больше всего ценишь в компании»). Считаю, что это классные вопросы, так как вы сможете услышать более «человечный» отзыв о компании и понять, что сотрудники считают лучшим в ней.
Помните, что:
- задавать вопросы во время собеседования — абсолютно нормально, так как этот разговор — не игра в одни ворота;
- ваши вопросы (или их отсутствие) могут показать рекрутеру уровень вашей мотивации и заинтересованности;
- стоит обсуждать важные для вас моменты на ранних этапах, чтобы сохранить собственное время и время компании.
Готовы к собеседованиям?
Тогда высылайте резюме на одну из открытых вакансий!
ВакансииЧитайте также
Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату
Как компании ищут сотрудников? 9 трендов современного рекрутинга
«Эмоции на работе»: книга о том, как полюбить понедельники
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.