Первая работа не всегда бывает по специальности. Но это всегда опыт, который позволяет получить полезные навыки, научиться ответственности и разобраться в себе. С чего начинали те, кто сегодня построил успешный бизнес? Расспросили Юлию Шум, Александра Тодорчука, Алену Гудкову, Александра Трегуба и Анну Мазур.
Юлия Шум
Основательница спортхаба ЕБШ
Я начала работать незадолго до того, как мне исполнилось 18 лет, параллельно на двух работах: как преподаватель хореографии для детей младших классов и официантка в ресторане. Время от времени я также подрабатывала на подтанцовках в шоу-балетах артистов.
В первой половине дня училась в университете или вела классы для детей в лицее. Как и в любой другой дисциплине, у нас был учебный план и различные направления хореографии. Каждый класс разучивал свой танец, мы много репетировали, а потом устраивали отчетные концерты для родителей.
На тот период танцы были моей страстью, и работа с детьми очень вдохновляла. Хотя, признаюсь, было нелегко находить подход к каждому ребенку. Не все дети терпеливы, не все внимательно слушают и смотрят. Но, поскольку я сама была таким ребенком, мне была понятна их психология. Я получила хороший опыт с точки зрения лидерства и преподавательской деятельности. Я чувствовала колоссальную ответственность перед директором лицея и хотела оправдать доверие. Кажется, все так и получилось. У меня остались самые лучшие и теплые воспоминания. Каждый раз, когда я прохожу мимо этого лицея, меня накрывает волной воспоминаний и гордости за себя.
Но тут же был и противоположный опыт — работа официанткой. Она была больше вынужденной — нужно было платить за обучение в университете. Вот сюда мне совсем не хотелось ходить. Смены по 12 часов, взрослый коллектив, который не принимал новеньких и всячески пытался выжить меня с моего места. Ни присесть, ни поесть, ни расслабиться. Все время улыбаться. И работа с людьми всегда непредсказуема: кто-то пришел в ресторан, как на праздник, и доволен, а кто-то — с плохим настроением и всячески это показывает. Но, несомненно, это опыт.
Работая там, я четко поняла, что больше никогда не буду делать то, что мне не нравится. Никакие деньги не стоят такого труда, нервов и стресса.
Александр Тодорчук
Сооснователь Gres Todorchuk, основатель движения UAnimals
Моей первой работой была роль аниматора в боулинг-клубе. Если точнее — образ Джека Воробья на детских днях рождениях. Я довольно быстро понял, какие герои пользуются спросом, и с согласия руководства создал персонажей, ставших бестселлерами. Как-то расскажу о том, как вел день рождения для группы китайских детей, которые владели только родным языком, а также как проходил экспресс-курс языка жестов перед праздником для неслышащего мальчика.
Стоит отметить, что зарабатывал я на тот момент больше, чем на своей следующей работе журналистом.
Алёна Гудкова
Основательница и СЕО благотворительной барахолки «Кураж»
Моей первой работой, еще в школе, стала работа МС в ночном клубе «Парк» на Русановке. Мне тогда было лет 15, но на мой возраст закрыли глаза. Получала я тогда 15 долларов за ночь работы.
Это был интересный период, за который я многому научилась. Прежде всего — не бояться публики и выступлений. А еще — знать, что кроме меня никто не сделает мою работу, замены нет, а потому неважно, что у меня — запара, плохое настроение или что-либо другое — нужно выйти и работать, развлекая людей. Я также научилась сервису, ведь гости были разными, надо было уметь красиво отказывать, уместно комментировать и вежливо объяснять, почему я не могу прямо сейчас выйти на сцену или передать микрофон другому человеку. По сути, это был мой старт обучения искусству переговоров. Еще одним интересным воспоминанием является то, что на работе тогда я провела и собственный выпускной — ведущей на чужом.
Еще тогда у меня сформировалось мнение о том, что нельзя ни о чем жалеть, а лучшие моменты мы создаем для себя сами.
Александр Трегуб
Дизайнер, преподаватель, основатель школы Projector, издатель Telegraf Design
Это немного забавная история. Потому что в дизайн я пришел с заднего двора.
Я учился на третьем курсе по специальности «Инженер телекоммуникационных систем». Поскольку на парах вместо того, чтобы писать конспекты, я больше рисовал карикатуры на преподавателей, а в свободное время любил забавы в фотошопе, я решил, 1) что это и есть дизайн, 2) что дизайн — это что-то поинтереснее, чем телекоммуникационные системы.
Как-то мой приятель подсказал, что журнал «Корреспондент» ищет помощника дизайнера. «Это же я!» — подумалось мне, и я отправил им письмо. Месяца 4 не было никакой реакции, и я уже забыл об этом. И вдруг меня пригласили на собеседование в новый журнал «Новинар».
Я готовился. Знал, что настоящие журналы делают не в фотошопе, а в индизайне, поэтому купил толстенную книгу на 800 страниц (в те времена софт учили по книгам 🙂 ). Успел прочитать только первые 50 — как создать файл, как добавить изображение.
Собеседование проходило хорошо. Затем шеф-дизайнер подвел меня к компьютеру.
— Саша, знаешь индизайн?
— Даааа…
— Ну так создай файл и вставь в него картинку.
Это все, что я знал. Я создал файл и вставил картинку. Так в три клика я стал дизайнером.
Сегодня думаю, что это были лучшие три клика в моей жизни.
Анна Мазур
Основательница и СЕО карьерного портала Happy Monday
Я задумалась о том, что мне срочно нужно искать работу, в день своего восемнадцатилетия. Обычно люди в этот день радуются, что можно наконец покупать алкоголь без проблем, а я думала, что я теперь взрослая, а значит, надо искать работу. Начала смотреть какие-то варианты, но не могла найти ничего стоящего, что можно было бы совмещать с учебой. А потом подруга спросила, не помогу ли я сделать дизайн афиши для филармонии, где работала ее бабушка. Дело в том, что я еще со школы увлекалась фотографией, выписывала журнал Digital Photographer и учила Photoshop по видеоурокам, которые прилагались на дисках к каждому выпуску журнала. Мне стало интересно, и я согласилась.
Сначала нужно было выполнить работу разово, но буквально за несколько недель эта позиция освободилась и мне предложили официальное трудоустройство. Моя позиция называлась «художник-оформитель Одесской областной филармонии» и предусматривала полную занятость в офисе. Но в филармонии на тот момент не было ничего, где можно было бы запустить фотошоп, даже мой приказ о трудоустройстве сделали на пишущей машинке. Поэтому мне разрешили работать дома, а в офис приносить уже готовы афиши на флешке. Вот так и прошли мои следующие 3 года: ежедневно после универа я готовила 2-3 афиши, утром перед началом занятий привозила их в филармонию и забирала новые задачи. Несколько раз в неделю обсуждала с руководительницей рекламного отдела приоритеты, крупные задания или ее идеи.
Эта работа научила меня многому. Во-первых — планированию своего времени, дисциплине и ответственности. Во-вторых — гибкости и умению находить общий язык с разными людьми. Мои коллеги были старше меня на 40, а то и 50 лет, и наши представления о том, что такое красиво, часто сильно отличались.
Было и много курьезных ситуаций, когда просили сделать афиши для билборда с распечатанной маленькой фотографии из домашнего архива или развернуть двухмерное изображение третьей стороной. А был и нереальный бонус — возможность получить билет практически на любой концерт. К счастью, в филармонии выступали не только симфонический и камерный оркестры, но и «Бумбокс», Нино Катамадзе, «Би-2» и многие другие мои любимые группы. Поэтому в течение 3 лет я и моя семья были очень частыми посетителями концертов.
Я очень благодарна этому опыту. Во-первых, потому что у меня была возможность учиться и работать, зарабатывать первые деньги своим трудом и навыками. Во-вторых, это был невероятный пример лидерства и заботы о своих подчиненных. Я бы точно не проработала там 3 года, если бы не моя невероятная руководительница — Сосницкая Роза Абрамовна, которая оберегала меня от всех бюрократических и неэффективных процессов.
Я думаю, что именно она заложила во мне понимание важного аспекта роли руководителя — добиваться наилучшего результата от своих подчиненных, но никогда не давать их в обиду.
Какой бы ни была ваша первая работа — по специальности или нет, оплачиваемая или не очень, серьезная или временная — вы обязательно получите полезный опыт. Поэтому будьте проактивны, не бойтесь экспериментировать и пользуйтесь любой возможностью познакомиться с рынком труда 🙂
Ищете работу?
У нас есть вакансии в крутых компаниях как для новичков, так и для опытных специалистов →
ВакансииЧитайте также
Первый рабочий день: трудности и лайфхаки
10 советов, как пройти испытательный срок и остаться в компании
Як навчатись, працювати і вижити: 3 історії та 7 лайфхаків
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху