По мнению HR-экспертки и карьерной консультантки Татьяны Пашкиной, некоторые тренды современного рынка труда грозят ему катаклизмами в отдаленном (и не очень) будущем. Один из них — неготовность большинства детей стать теми сотрудниками, которых хотят видеть работодатели.
Люся очень хотела выйти замуж по расчету, но не смогла. Потому что Люся — гуманитарий. Это шутка, которая в современных реалиях грозит превратиться в банальную констатацию факта.
Сегодня вузы выпускают специалистов, которые, мягко говоря, не слишком нужны рынку и потому не могут конвертировать свои знания в практические навыки и успешную карьеру.
Не первый год толпы абитуриентов увлеченно штурмуют университеты, чтобы поступить на специальности гуманитарных и окологуманитарных направлений. Не нужно быть провидицей, чтобы предсказать лидерство менеджмента, филологии и права в десятке самых любимых будущими студентами и их родителями факультетов.
И хотя со всех сторон только и говорят о том, что юристы — самая конкурентная для соискателей профессия, это мало кого останавливает в борьбе за вожделенный диплом. Равно как и неготовность работодателей нанимать 22-летних менеджеров на управленческие должности.
Тем временем на рынке ситуация следующая. Самыми активными работодателями (по количеству вакансий) являются компании сферы:
- торговли и продаж (где диплом, по большому счету, и не ценится);
- ІТ (где технарей привечают больше, чем гуманитариев, хотя на безрыбье, как говорится…);
- производства (где за технарями просто плачут).
Налицо дефицит кандидатов с техническими знаниями и навыками. И что же мы делаем, чтоб его преодолеть?
Работодатели этот тренд пока игнорируют, несмотря на его очевидность. Сокрушаются, что искомых профи на рынке нет, и тратят деньги на переквалификацию кандидатов, более-менее подходящих по софт скиллам.
А вот государство старается регулировать рынок, изменяя госзаказ на бюджетные места в вузах: сегодня шансов попасть на бюджет больше на инженерных специальностях, чем на пресловутом праве. Но этого явно недостаточно. Нужно больше комплексных и действенных решений — от уроков занимательной физики в детсадах до повышенной стипендии на соответствующих специальностях, которую дотируют заинтересованные работодатели.
Потому что, будем откровенны, ну сколько сегодня детей хотят учить технические предметы? Как показал этот год — немного (более 30% выпускников не набрали минимальный балл на ВНО-2021 по математике — прим. ред.). А у тех, кто все же хотел бы, нет особых условий, скорее наоборот. Им приходится скучать в классе, изучая программу в замедленном для них ритме. Да и не всякий учитель готов уделять время талантливым или просто заинтересованным ученикам. В итоге к институту многие из них теряют свой интерес и учатся только ради диплома.
И если бы дело было только в этом!
Хочу поделиться несколькими выводами, к которым пришел мой знакомый учитель, преподававший в 1986-1994 гг., а недавно оказавшийся на замене в нынешней школе.
Что же представляют собой современные дети?
- Очень быстро устают и теряют концентрацию.
- С рождения усваивают массу информации, но она, как правило, мало связана с обыденной жизнью.
- Удручающе прагматичны и мало чем интересуются, кроме того, что относится к их личному потреблению.
- Читают намного меньше, чем предыдущие поколения.
- Обладают скудным багажом познаний и при этом — большими амбициями.
- Вообще не понимают, зачем учиться хорошо. Складывается впечатление, что в сознании многих детей прочно укоренился стереотип, что в жизни все придет к ним и сложится само собой.
Конечно, выводы одного человека субъективны. Но дискуссия среди знакомых мне педагогов о причинах провала на ВНО по математике подтверждает его слова. Учителя сходятся на том, что современным детям сложно работать с большими объемами как литературного, так и условно технического (задачи, теоремы и т.д.) текста: прочитать, понять, переосмыслить и поискать пути решения.
Геймификация и цифровые медиа не спасают, ибо наш мозг устроен так, что печатную информацию воспринимает серьезнее. Это подтверждают исследования. Например, одно из них показало, что ученики и студенты набирают больше баллов за тест на понимание прочитанного, если читают задание в печатном, а не цифровом формате. А в Испании ученики 4-6 классов, читавшие тексты, демонстрировали лучшее погружение в материал, чем те, кто смотрел видео. Ученые подозревают, что видео «читают» более поверхностно, потому что считают его в первую очередь развлечением, а не обучением.
И что же мы можем противопоставить нежеланию детей читать и учиться?
- Шикарные учебники? Увы, пособия моего сына-школьника иногда запутаннее и скучнее учебников моего детства.
- Соединение нескольких каналов и методов обучения? Тоже нет.
- Красивые детские книги по доступной цене? К сожалению, сегодня хорошая и качественная детская книга — скорее предмет роскоши, чем инструмент обучения.
Получается, мы не готовы давать детям полезную и интересную для них информацию — ни в формате чтения-обучения, ни просто неформально вовлекая и заинтересовывая.
А последствия «приплывут» к работодателям в ближайшие 10-20 лет.
Из школ выйдут прагматичные и невнимательные дети, не умеющие настойчиво учиться, не настроенные на успех, не готовые на подвиги, которые сейчас демонстрируют их родители и старшие братья-сестры. Возможно, сознательный возраст пойдет кому-то на пользу. Возможно, кто-то найдет свое призвание, и его не придется мотивировать и в хвост и в гриву.
Тем не менее нужно понимать: у нас будет не просто меньше молодежи. У нас будет меньше технически грамотной молодежи. Молодежи, понимающей и любящей математику, физику, химию, биологию и прочие «скучные» науки. Молодежи, просто эрудированной в классическом понимании этого слова. И важно не просто понимать, но и быть к этому готовыми.
Нассим Талеб ввел понятие «черный лебедь» — это труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. То, что происходит на рынке труда сейчас, я бы назвала «белым лебедем», так как это комплекс вполне прогнозируемых событий, которые будут иметь значительные последствия.
Если игнорировать текущий сценарий и не вкладываться в школу, есть риск, что у подрастающего поколения просто не хватит знаний, навыков и ценностей, чтобы «вписаться» в современный мир. И в итоге работодатели будут получать не только слабых и не готовых к обучению сотрудников, но и их детей, уверенных, что успешная учеба — это лишняя трата времени. Кому понадобятся такие сотрудники — покажет время.
Очень хотелось бы ошибиться. Но буду верна цитате Бисмарка: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Все-таки это лучше, чем проклятая неопределенность, особенно в нашем нестабильном ковидном мире.
Нужна работа?
У нас есть множество вакансий в креативной индустрии, ІТ-компаниях, образовании и других 👉
ВакансииЧитайте также
Рынок труда 2021: кто будет с работой и кому поднимут зарплату
Кем и как мы будем работать через 10 лет? Прогноз Алины Баженовой
Як гуманітарію знайти роботу в IT? Історія і поради Оксани Куянцевої
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.