Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Почему современные дети — угроза для рынка труда? Колонка Татьяны Пашкиной

01.09.21 Карьера 5 min reading

По мнению HR-экспертки и карьерной консультантки Татьяны Пашкиной, некоторые тренды современного рынка труда грозят ему катаклизмами в отдаленном (и не очень) будущем. Один из них — неготовность большинства детей стать теми сотрудниками, которых хотят видеть работодатели.


Tetyana-Pashkina
Татьяна Пашкина

Люся очень хотела выйти замуж по расчету, но не смогла. Потому что Люся — гуманитарий. Это шутка, которая в современных реалиях грозит превратиться в банальную констатацию факта.

Сегодня вузы выпускают специалистов, которые, мягко говоря, не слишком нужны рынку и потому не могут конвертировать свои знания в практические навыки и успешную карьеру.

Не первый год толпы абитуриентов увлеченно штурмуют университеты, чтобы поступить на специальности гуманитарных и окологуманитарных направлений. Не нужно быть провидицей, чтобы предсказать лидерство менеджмента, филологии и права в десятке самых любимых будущими студентами и их родителями факультетов.

И хотя со всех сторон только и говорят о том, что юристы — самая конкурентная для соискателей профессия, это мало кого останавливает в борьбе за вожделенный диплом. Равно как и неготовность работодателей нанимать 22-летних менеджеров на управленческие должности. 

Тем временем на рынке ситуация следующая. Самыми активными работодателями (по количеству вакансий) являются компании сферы:

  • торговли и продаж (где диплом, по большому счету, и не ценится);
  • ІТ (где технарей привечают больше, чем гуманитариев, хотя на безрыбье, как говорится…);
  • производства (где за технарями просто плачут). 

Налицо дефицит кандидатов с техническими знаниями и навыками. И что же мы делаем, чтоб его преодолеть?

Работодатели этот тренд пока игнорируют, несмотря на его очевидность. Сокрушаются, что искомых профи на рынке нет, и тратят деньги на переквалификацию кандидатов, более-менее подходящих по софт скиллам. 

А вот государство старается регулировать рынок, изменяя госзаказ на бюджетные места в вузах: сегодня шансов попасть на бюджет больше на инженерных специальностях, чем на пресловутом праве. Но этого явно недостаточно. Нужно больше комплексных и действенных решений — от уроков занимательной физики в детсадах до повышенной стипендии на соответствующих специальностях, которую дотируют заинтересованные работодатели. 

Потому что, будем откровенны, ну сколько сегодня детей хотят учить технические предметы? Как показал этот год — немного (более 30% выпускников не набрали минимальный балл на ВНО-2021 по математике — прим. ред.). А у тех, кто все же хотел бы, нет особых условий, скорее наоборот. Им приходится скучать в классе, изучая программу в замедленном для них ритме. Да и не всякий учитель готов уделять время талантливым или просто заинтересованным ученикам. В итоге к институту многие из них теряют свой интерес и учатся только ради диплома.

И если бы дело было только в этом! 

Хочу поделиться несколькими выводами, к которым пришел мой знакомый учитель, преподававший в 1986-1994 гг., а недавно оказавшийся на замене в нынешней школе.

Что же представляют собой современные дети?

  • Очень быстро устают и теряют концентрацию. 
  • С рождения усваивают массу информации, но она, как правило, мало связана с обыденной жизнью. 
  • Удручающе прагматичны и мало чем интересуются, кроме того, что относится к их личному потреблению.
  • Читают намного меньше, чем предыдущие поколения. 
  • Обладают скудным багажом познаний и при этом — большими амбициями. 
  • Вообще не понимают, зачем учиться хорошо. Складывается впечатление, что в сознании многих детей прочно укоренился стереотип, что в жизни все придет к ним и сложится само собой.

Конечно, выводы одного человека субъективны. Но дискуссия среди знакомых мне педагогов о причинах провала на ВНО по математике подтверждает его слова. Учителя сходятся на том, что современным детям сложно работать с большими объемами как литературного, так и условно технического (задачи, теоремы и т.д.) текста: прочитать, понять, переосмыслить и поискать пути решения. 

Геймификация и цифровые медиа не спасают, ибо наш мозг устроен так, что печатную информацию воспринимает серьезнее. Это подтверждают исследования. Например, одно из них показало, что ученики и студенты набирают больше баллов за тест на понимание прочитанного, если читают задание в печатном, а не цифровом формате. А в Испании ученики 4-6 классов, читавшие тексты, демонстрировали лучшее погружение в материал, чем те, кто смотрел видео. Ученые подозревают, что видео «читают» более поверхностно, потому что считают его в первую очередь развлечением, а не обучением.

И что же мы можем противопоставить нежеланию детей читать и учиться? 

  • Шикарные учебники? Увы, пособия моего сына-школьника иногда запутаннее и скучнее учебников моего детства. 
  • Соединение нескольких каналов и методов обучения? Тоже нет. 
  • Красивые детские книги по доступной цене? К сожалению, сегодня хорошая и качественная детская книга — скорее предмет роскоши, чем инструмент обучения. 

Получается, мы не готовы давать детям полезную и интересную для них информацию — ни в формате чтения-обучения, ни просто неформально вовлекая и заинтересовывая. 

А последствия «приплывут» к работодателям в ближайшие 10-20 лет.

Из школ выйдут прагматичные и невнимательные дети, не умеющие настойчиво учиться, не настроенные на успех, не готовые на подвиги, которые сейчас демонстрируют их родители и старшие братья-сестры. Возможно, сознательный возраст пойдет кому-то на пользу. Возможно, кто-то найдет свое призвание, и его не придется мотивировать и в хвост и в гриву.

Тем не менее нужно понимать: у нас будет не просто меньше молодежи. У нас будет меньше технически грамотной молодежи. Молодежи, понимающей и любящей математику, физику, химию, биологию и прочие «скучные» науки. Молодежи, просто эрудированной в классическом понимании этого слова. И важно не просто понимать, но и быть к этому готовыми.

Нассим Талеб ввел понятие «черный лебедь» — это труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. То, что происходит на рынке труда сейчас, я бы назвала «белым лебедем», так как это комплекс вполне прогнозируемых событий, которые будут иметь значительные последствия. 

Если игнорировать текущий сценарий и не вкладываться в школу, есть риск, что у подрастающего поколения просто не хватит знаний, навыков и ценностей, чтобы «вписаться» в современный мир. И в итоге работодатели будут получать не только слабых и не готовых к обучению сотрудников, но и их детей, уверенных, что успешная учеба — это лишняя трата времени. Кому понадобятся такие сотрудники — покажет время.

Очень хотелось бы ошибиться. Но буду верна цитате Бисмарка: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Все-таки это лучше, чем проклятая неопределенность, особенно в нашем нестабильном ковидном мире. 

Нужна работа?

У нас есть множество вакансий в креативной индустрии, ІТ-компаниях, образовании и других 👉

Вакансии

Читайте также

Рынок труда 2021: кто будет с работой и кому поднимут зарплату

Кем и как мы будем работать через 10 лет? Прогноз Алины Баженовой

Як гуманітарію знайти роботу в IT? Історія і поради Оксани Куянцевої

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: