Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Почему работодатели не видят человека за должностью и кому от этого хуже

08.02.21 Happy HR 7 min reading

В своем новом материале карьерная консультантка и эксперт рынка труда Татьяна Пашкина делится размышлениями о том, почему работодатели видят подчиненных «плоскими людьми» и в чем минусы такого подхода.

Тетяна Пашкіна; Татьяна Пашкина
Татьяна Пашкина

Кто такие «плоские люди»? На это определение меня натолкнуло интервью с одной HR-директоркой, которая рассказывала мне историю успеха одного из своих сотрудников.

Звучало это приблизительно так: «Вася Иванов был принят на должность такого-то, постоянно выполнял и перевыполнял свои должностные обязанности. Поэтому был переведен на должность старшего такого-то, где снова выполнял и перевыполнял свои должностные обязанности. Поэтому…»

Честно, на третьем цикле повышения Васи у меня в голове стал фоном крутиться стишок про «дом, который построил Джек». Менялись только должности, а наш герой, словно пешка на шахматном поле, монотонно и неотвратимо шел к назначенной цели.

А потом мы общались с сотрудниками и видели совсем другую картину их историй успеха — с сомнениями, бессонными ночами, с советами коллег и интригами завистников. И эти истории были живыми и искренними. Они брали за душу, несмотря на то, что рассказчики иногда говорили путанно или повторялись.

Но потом я подумала: а почему их руководитель про истории успеха говорит так шаблонно и «плоско»? Перебирала варианты и остановилась на мысли, которая и стала идеей этой статьи.


Почему руководители видят подчиненных «плоскими людьми»

Многим руководителям неинтересны их подчиненные вне исполнения ими служебных обязанностей. Они видят своих сотрудников «плоскими людьми» — вроде должностных инструкций на ножках. Словно Людмила Прокофьевна из «Служебного романа», которая была уверена, что люди появляются на свет взрослыми, согласно штатному расписанию, с должностью и окладом.

Давайте разбираться, почему так.


Причина 1. Это удобно

Конечно, видеть в подчиненных только орудие исполнения должностных обязанностей — удобно. Есть определенный пул параметров, по которым можно судить о качестве выполнения ими своих обязанностей. И, наверное, неслучайно в системах мотивации (хотя правильнее говорить — стимулирования) сотрудников часто упоминаются глаголы из механики: докрутить, подтянуть, убрать перекос, урезать.

Плюс этой системы — она понятна. Недопродал менеджер по продажам — значит, бонус стал меньше на определенное количество денежных единиц. Правда, система не учитывает, например, карантинные проседания рынка, происки конкурентов и прочие переделы-перекосы рынка. И не берет во внимание выгорание менеджеров от необходимости деятельности, неадекватной ситуации. И не предотвращает некоторое «перенатягивание» показателей — для получения той самой вожделенной цифры в бонусе.

Первая проблема во внедрении KPI — поиск лазеек, в которые ринутся «хитрованы». А таких много в механистических организациях. Ведь чувствуя себя винтиками большой машины, люди и ведут себя соответственно. Большая часть из них так же механистически продает свое рабочее время, надеясь минимизировать со своей стороны усердие и затрачиваемые силы.

И никакого героизма на рабочем месте. Ну разве что за двойной тариф, и то после дотошного торга.

С одной стороны, такой подход превосходно зарекомендовал себя в индустриальном обществе и потому «на ура!» воспринимается менеджерами-технократами. Проблема лишь в том, что наше общество из индустриального перерастает в сервисное. Один из глобальных признаков «новой экономики», которая постепенно охватывает весь мир — это трансформация продуктов-товаров в сервисы и услуги. В 2017 году сервисный сектор составлял 63% мирового ВВП, и эта цифра продолжает расти.

К скорби технократов, новая экономика требует новых методов работы с персоналом. Прежняя механистическая «шарнирная система», жестко фиксирующая сотрудников в латы должностных инструкций, раскладывающая их на полочки штатного расписания, постепенно уступает место гибким связям. Отделы, департаменты и прочие вертикальные структуры трансформируются в более гибкие подразделения, команды и проекты.

С таким персоналом все сложнее говорить на языке бюрократии. Например, молодежь его попросту не понимает. И не собирается учить.


Причина 2. «Плоские» вакансии

Второй важный тренд — нас, как потребителей, разбаловали все эти сервисы и услуги. Везде — от покупки банальной соли до квартир, машин и интеллектуальных услуг — у нас есть выбор, учитывающий наши потребности, запросы и формирующий у нас чувство собственной самоценности и индивидуальности. Везде, кроме трудоустройства.

Почитайте тексты вакансий и попробуйте увидеть за ними личность того сотрудника, которого ищет работодатель. Не навыки или опыт. Не поведенческие маркеры или пару компетенций. Мы говорим о целостном подходе, о маркетинге в HR. К сожалению, в большинстве вакансий вы этого не найдете.

С одной стороны, рекрутеру всегда приятнее и быстрее работать по шаблону — вкопипастить строчки из заранее заготовленных текстов вакансий в «окошки» на сайтах по трудоустройству — и терпеливо ждать кандидатов исключительного качества и подходящести.

Только вот не приходят «трехмерные» кандидаты на «плоские» вакансии.


Причина 3. Навязывание собственных стандартов и шаблонов

Еще один важный фактор — очень часто к «людскому капиталу» мы подходим со всем нашим усердием. Из лучших побуждений, разумеется. Мы же хотим сделать лучше нашим сотрудникам. И им придется «проглотить» это улучшение с благодарностью, даже если оно для них вовсе не улучшение.

Одна моя знакомая предлагала своим подчиненным очень удобную форму планирования рабочего времени в Excel. Форма была компактная, но со сложными формулами по учету времени — моя знакомая сделала ее сама и очень ею гордилась.

Но однажды она заметила, что одна из новеньких ведет свой учет в простеньком бумажном блокноте. Когда моя знакомая уточнила, почему ее подчиненная не пользуется такой простой и удобной формой, та, покраснев, сказала, что не очень любит Excel, а чтобы ничего не забыть, предпочитает записывать. Ей так удобнее.

И вначале моя знакомая возмутилась — она же учла все нюансы, нельзя же отбрасывать ее многолетний опыт! А потом присмотрелась и с удивлением заметила, что не все подчиненные разделяют ее точку зрения о простоте формы. Да, для отчета они ею пользовались — но потому, что это было удобнее их начальнице. Для самостоятельного же учета некоторые использовали другие программы или приложения в смартфонах.

Точно так же некоторые HR-ы в IТ-компаниях, чтобы понять, что же нужно программистам для полного рабочего счастья, настолько часто и подробно анкетируют своих «подопечных», что те уже назло пишут в анкетах нелицеприятные вещи или заполняют их по принципу «да отцепитесь». Это тоже перебор.

Рациональной мне представляется позиция, когда руководитель не только знает возможности своих подчиненных и понимает их причины, но и применяет индивидуальный подход.

Так, одна из моих замечательных коллег добилась того, что ее подчиненные были загружены на 80% и не чувствовали себя вымотанными, потому что она отлично понимала, кому какую и когда нагрузку дать. «Совы» с утра разбирали накопившиеся документы, втягиваясь в рабочий ритм, а «жаворонки» уже колбасили по-полной. А после обеда картина была обратной: на входящих — выдохшиеся «жаворонки», в основном бизнес-процессе — раздухарившиеся «совы».

Когда-то она мне сказала, что любой руководитель — почти врач. Главная заповедь его работы — не навреди.

Моя супер-руководительница понимала, у кого какая степень ответственности и тревожности и вовремя умела похвалить одних и мягко укорить тех, кому это было нужно. И она помогала своим подчиненным достигать новых профессиональных высот, поднимая их ценность и самооценку.

А еще понимала, что с ее подчиненными происходит «на личном фронте» — без «копания в белье». Она приходила к нам, чтобы спросить, как правильно оформить льготу для мамы одного из своих сотрудников, или уточнить, как отправить в «отцовский отпуск» подчиненного, ставшего папой. Один раз мы по ее просьбе делали срочный отпуск — у коллеги было ЧП. И она сама ходила в бухгалтерию просить о срочной выплате отпускных, потому что ситуация действительно была патовой.

И вот за такое руководство подчиненные ей безоговорочно доверяли. И делали больше, чем коллеги, сидевшие в соседнем кабинете. Потому что для своей начальницы они были не просто «плоскими людьми», они были людьми живыми, очень ценными для нее, каждый по-своему.


О последствиях шаблонного подхода


Моему опыту взаимодействия с этой замечательной руководительницей — больше 10 лет. За это время выросло новое поколение, которое хочет, чтобы работодатель обращался с ним так же трепетно, как и его врач, парикмахер или тренер. Хочет, чтобы работодатель осознавал его особенности и ценил их. А не пытался по старой памяти втиснуть в «прокрустово ложе» положений и инструкций.

Я сейчас скажу убийственную для многих отечественных работодателей правду, с которой, впрочем, их западные коллеги уже смирились. Привычка некоторых работодателей использовать подчиненных, а потом выбрасывать их на рынок — уставших, профессионально выгоревших, неэффективных и потому ненужных — теперь возвращается к ним бумерангом.

Для многих кандидатов сейчас считается классной лишь та работа, которая является отличным трамплином к следующей должности.

А если работодатель увлечен исключительно собственными бизнес-процессами и людей использует как ресурс, юные свободолюбцы недолго будут с ним сотрудничать. Представители поколения Z ищут не только отличную зарплату, но и позитивную корпоративную культуру с возможностями обучения и развития.

И при этом 53% «зэтов» планируют покинуть свою текущую компанию в течение двух лет.

Самое обидное для работодателей, что если раньше деды учили отцов, те — детей, и эта последовательность редко нарушалась, то сегодня «все смешалось». Теперь терпеливые «иксы» вполне могут научиться у своих внуков осознанию своей ценности и возможности «вимагати більшого». И тогда работодателю придется осознанно подходить к взаимодействию не только с юными бунтарями, но и прочими поколениями.


Почему важно видеть человека за должностью


Подход В2Н (business to human), приучающий видеть за должностью реального человека, помогает находить в сотрудниках таланты и резервы. И переводить их труд в состояние «потока» — более продуктивное и не выматывающее. И не выталкивающее человека из компании.

Сегодня текучка слишком дорого обходится работодателям — HR-чаты переполнены жалобами рекрутеров на отсутствие кандидатов. Ну или подходящих кандидатов. Открытая вакансия может висеть месяцами, а рабочее место — простаивать, принося компании убыток.

Прогрессивные же компании уже давно действуют как косяк сельди — гибкие команды быстро перестраиваются под новые проекты, постоянно обучаясь и развиваясь.

Но чтобы команда была успешной, во-первых, она должна состоять не только из классных профи, но и людей особого характера. Во-вторых, руководить ею с позиции «я начальник, ты дурак» — все равно что чинить микроскоп молотком. А в-третьих, проекты должны быть интересными и разнообразными — иначе «сельдь» присоединится к другим «косякам».

Поэтому «человекоцентричный» подход к сотрудникам позволяет не только достичь взаимопонимания и доверия, что уменьшает текучесть и повышает эффективность. Такие компании становятся «магнитами» для лучших специалистов. А их привлечение позволяет компании быть более продуктивной, более инновационной на рынке — и получать за счет этого неоспоримое преимущество.

Но это преимущество нельзя получить за две недели или купить за миллионы долларов. Его нельзя «списать» у более удачливых коллег по рынку, нельзя сманить вместе с хорошим руководителем. Такое преимущество вырастает на зыбкой почве такого хрупкого материала как доверие.

Доверие — странная штука. Тит Ливий больше 2000 лет назад сказал: «Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность». Прошли тысячелетия — мы полетели в космос, обрели технологическое могущество, стали жить дольше, но в этой формуле не изменилось ничего. Без доверия и искреннего интереса к другому человеку, без осознания и признания его ценности этот подход не работает.

Зато «многомерные» люди, в отличие от «плоских», гораздо чаще делают совершенно невероятные вещи. Просто так. В благодарность за доверие. И поверьте, это дорогого стоит.

Ищете работу, где в сотрудниках видят людей, а не пешки?

У нас вакансии именно от таких работодателей →

Вакансии

Читайте также

Сказка о выборе компании мечты: как понять, что она — та самая

Как делать выбор без ошибок: 11 советов из книги «Алгоритмы для жизни»

Оверквалифайд: почему профи не берут на работу. Колонка Татьяны Пашкиной

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: