Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

8 вопросов о релокейте, которые помогут понять, готовы ли вы к переезду

06.08.20 Карьера Релокейт 8 min reading

Как понять, что переезд в другую страну — это действительно удачное решение? Как узнать, готовы ли вы к нему? Life, Career & Startup коуч  + эксперт по релокейту Алла Адам делится тем, что нужно знать, чтобы релокация стала для вас стратегическим выбором, а не билетом в неизвестность, купленным на скорую руку. 

— Слушай, я не могу уже тут сидеть. Экономика на нуле, никаких перспектив для развития бизнеса, многие компании вообще закрылись. Надо сменить обстановку. Хочу новую работу, новую картинку перед глазами…Нужен релокейт. Точно.

— Интересно. Скажи, а если прямо сейчас на своем рынке сменить обстановку, найти новую работу или открыть свое дело, создать новую картинку перед глазами — может, и не нужен релокейт?

— Не знаю…Может, и не нужен.

Это отрывок из недавнего диалога с другом.

Очень часто мы хотим решить все быстро, одним махом и без оглядки. И так же часто забываем задать себе самый важный вопрос: «Зачем?». Или, как говорит один мой добрый знакомый — «Чтобы что?». 

Я предлагаю ответить на 8 вопросов о релокейте, которые помогут понять, готовы ли вы к переезду и нужен ли он вам в принципе. 


1. Что такое релокейт?


Для начала давайте разберемся, что такое релокейт (релокация). Что стоит за простым определением релокейта как переезда для работы и жизни в другую страну (чаще всего, хотя возможен релокейт и в другой город)?

Во-первых, это изменения — географии, культуры, окружения, привычек, видов деятельности, логистики. 

Во-вторых, это открытость — ко всему новому, неизбежным изменениям, profits & losses, революционным идеям, урокам, людям. В-третьих, это опыт — принятия изменений, создания нового, сохранения всего того, что уже есть.

Вы готовы ко всему этому? 🙂 Если да, тогда двигаемся дальше. 


2. Без каких качеств не обойтись релокейтеру?


Давайте-ка посмотрим на качества — как личные, так и профессиональные, — без которых успешным релокейтером вам не стать. 

Любознательность, она же — positive curiosity. Потому что быть позитивно-любопытной Варварой лучше, чем боязливой Клуней. Может, ваш нос и пострадает в неравном бою с каким-нибудь венчурным капиталистом, но ваш опыт точно выиграет.

Гибкость, она же — ultimate flexibility. Причем гибкость нужна во всем — от поиска места жительства, выбора школы для детей и подачи CV на разные позиции до short talk со странным чуваком в «Старбаксе», который вполне может оказаться Джеком Дорси. И тем более гибкость важна в принятии взглядов других людей такими, какие они есть.

Дисциплина, она же — radical discipline. Без нее, друзья, никак. Релокейт — это не просто шаг за пределы знакомой вам географии, это еще и жизнь в новой географии. Хаотично выстроенная жизнь ведет к таким же хаотичным результатам. Смысл даже не в грандиозных целях, а в правильной системе, которая стоит за этими целями. А любая система, как мы знаем, любит дисциплину.

Терпение, оно же — kind patience. Почему kind? Потому что терпеливым важно быть в первую очередь по отношению к себе. Нечего требовать от себя мегарезультатов в первые дни на новом месте. Нечего злиться и ругать себя за то, что этих результатов нет. Будьте к себе добрее. 

Если все четыре или минимум три из четырех качеств релокейтера в вашей корзине есть, тогда наша следующая остановка — работа.

Читайте также

Украинская дизайнерка — про переезд и работу в США

Читать


3. Когда начинать искать работу? 


Ответ очень простой — сейчас. Нет, даже вот так – вчера. Другими словами, чем раньше, тем лучше. Да, у вас пока нет рабочей визы, конкретного дома-квартиры, школы для детей и т.д. Но если вы настроены серьезно, у вас точно есть понимание:

  • в какой именно город вы отправитесь;
  • в какой области можете и хотите применить свои навыки;
  • что вы точно НЕ хотите делать;
  • на какой период вам хватит ресурсов — как финансовых, так и всех остальных. 

Если ваш релокейт семейный, тогда смело начинайте распределять обязанности УЖЕ — кто занимается поиском работы, кто детьми и домашним бытом, кто учит иностранный язык.


4. Что нужно знать и уметь?


Нужно знать то, что вы уже знаете + уметь узнавать то, что пока еще не знаете. Давайте разбираться. 

Что вы уже знаете — это ваши hard и soft skills + все, что вы уже разузнали о новом месте, и все, что вам рассказали друзья, знакомые, юристы, фейсбучные критики и умники. 

Что вы пока еще не знаете — спокойный ли район, который вы выбрали, течет ли крыша в доме, где вы собираетесь жить, понравится ли вашим детями новая школа, как примут их одноклассники, как быстро вы сможете включиться в новую работу и прочее.

На самом деле тут бесконечность неизвестных, и превратить их в известные вам помогут все те же гибкость и терпение.


5. Чего ожидать от работодателей при релокейте?


Ничего. Да, вы все верно прочли — ни-че-го. Почему? Потому что тогда вы будете на равных. Они ведь от вас ничего не ожидают. 

На позицию, которая вам интересна, вполне могут взять кого-то другого. Поэтому вопрос, на который вам будет полезно ответить прямо сейчас, — в чем ваше УТП (уникальное торговое предложение). В маркетинге УТП — это стратегия информирования потребителя о том, почему ваш продукт лучше всех остальных в его категории. Так вот, сейчас продукт — это вы. Как объяснить, почему вы лучше? Как только сформулируете свое УТП, смело вносите его в шапку вашего LinkedIn-профиля, а также сразу же говорите о нем своим потенциальным работодателям.


6. К чему стоит быть готовым? 


Достаточно двух слов — ко всему. К тому, что вам не понравится место, которое вы выбрали. К тому, что вы не найдете работу в первый же месяц. К тому, что у вас что-то украдут. К тому, что ваших детей будут жестко буллить в школе. К тому, что ваше знание языка (например, английского) не fluent, как вы гордо пишете в резюме, а таки intermediate, о чем говорят длинные паузы, без которых вам сложно дать вменяемый ответ собеседнику. К тому, что у вас непременно вылезет аллергия. К тому, что ваши новые друзья-коллеги будут иметь свою устоявшуюся рутину, а вы (особенно в первое время) будете сходить с ума от сплошных неожиданностей. К тому, что на работе вас будут считать outlier, но не в смысле «крутой чувак, лучше всех нас», а в смысле «черный лебедь, ренегат, чем он вообще лучше нас». Дальше можете продолжить сами.

Читайте также

Как попасть на работу в Booking.com и переехать в Амстердам

Читать

Но (и это большое НО) помните, как в начале статьи на вопрос, готовы ли вы, вы ответили: «Да», потому что вам было любопытно — а что же там на новом месте? Отлично. Stick to it. И не отлипайте. Именно ваша любознательность поможет вам выстоять. Как сказал Виктор Франкл: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь». 

Главное, о чем нужно помнить в первую очередь — что все вокруг вас будет 100% новым. Скорее всего, не будет родных, к которым вы привыкли приезжать на воскресный обед, друзей, с которыми можно поболтать в любое время, бабушек, которые так удобно могут посидеть с вашими детьми, любимых мест, с которыми связаны приятные воспоминания. Да, вот так сразу головой об лед — все вокруг 100% новое (если, конечно, ваш путь не лежит в Бруклин, куда уже давно перебралась вся ваша родня и где русско-украинско-польский идиш с ивритом слышны чаще, чем в вашем родном городе).

Что вам точно поможет, так это принятие всего таким, какое оно есть; терпение — чтобы изменить то, что вы можете изменить, дисциплина — чтобы оставить-отпустить то, что изменить вы не в силах, и гибкость — чтобы лавировать между всеми берегами.



7. Из чего состоит подготовка к релокейту?


1) Сборы

Начинайте собирать важные бумажки, консультироваться с юристами, продавать все ненужное, обновлять кредитки, писать доверенности, закрывать старые и открывать новые счета, обнулять депозиты, говорить с родными, собирать чемоданы. Как только вы начнете, у вас уже просто не будет другого выбора, кроме как вперед — к новой жизни и новым берегам.


2) Работа

Про нее уже говорили, но повторю — начинайте поиски или открывайте что-то свое прямо сейчас. Так вы быстрее наткнетесь на все препятствия, и есть большой шанс, что найдете правильные решения еще до того, как запрыгните в самолет.

Читайте также

Каково это — работать в Tesla? Украинский инженер про работу в США и Илона Маска

Читать


3) План В

А лучше сразу В, С и D. Потому что складывать все яйца в одну корзину —  заведомо проигрышный вариант. Если План А не срабатывает, тогда что? Чем раньше вы определите альтернативы, тем лучше.


4) Завещание

Потому что думать о будущем прямо сейчас — это нормально. Нормально и важно думать о том, что, кому и в каком размере вы хотите оставить. Любой релокейт, как мы уже с вами выяснили, — это изменения. А изменения могут быть разными. 


5) Терапия. Коучинг. Менторство

Если вам важно вывернуть себя наизнанку и выплеснуть эмоции — это к терапевту. Если ваша цель — найти ответы на важные вопросы, определить потенциальные препятствия, разработать план действий — это к коучу. Если вы знаете, что вам будут полезны советы определенного человека с определенным опытом — это к ментору. Все три варианта сразу, кстати, тоже можно.

Читайте также

Как найти ментора? Пошаговая инструкция от Анны Мазур

Читать


8. Так ехать или не ехать? 


Вот мы и подошли к главному вопросу — зачем вообще вам релокейт? Чего больше — за или против?

У релокейта много преимуществ. Но есть и недостатки. 

Если все идет по плану А (он же — ваш идеальный план), тогда все отлично. Вы живете в чудесном районе чудесного города, океан омывает ваш порог, ваши дети счастливы и в меру упитанны, ваш новый босс — душка, или вы вообще стали фаундером мегауспешного стартапа и вас окучивают толпы голодных инвесторов, в вашей семье полная гармония, и совсем скоро вы полетите на Гавайи праздновать очереную годовщину своего релокейта.

Если все идет по плану В, С или самому скудному плану D — тут тоже все норм. Потому что вы молодец. Вы заранее продумали каждый шаг и оставили возможность для маневров. Как говорится, лавировали, лавировали и вылавировали.

Если же ни один из планов не удался, начинается полоса недостатков. Тот же план А, только наоборот, и в итоге вы летите не на Гавайи, а на родину. И не праздновать, а, поджав хвост, затаиться и обдумать, так сказать, новый выход в старый свет. И знаете что? Даже этот, на первый взгляд, недостаток вы можете превратить в преимущество. Другими словами, не бойтесь начинать все сначала. В следующий раз вы начнете не с нуля, а с крайне полезного опыта.

Если вы дошли до конца статьи и ваши глаза все еще горят — релоцируйтесь. Смело, с удовольствием, с широко открытыми глазами и таким же широко открытым mind. Все будет хорошо. Я знаю. Я проверяла. Ровно пять раз.

Если же ваша вера в силу релокейта пошатнулась, тогда развивайтесь на своем рынке —  таком знакомом, таком местами тошном, но все же таком родном рынке. Помните, для кого-то именно ваш рынок является мечтой. Как сказал мой, уже знакомый вам, друг:  «Экономика на нуле, никаких перспектив для развития бизнеса, многие компании вообще закрылись. Но девушки — какие безумно красивые и умные у нас девушки, нигде таких нет! И Андреевский — ведь нигде больше такого нет. И София. И эта булочная на Ярославовом валу, из которой выйти без пирожка просто невозможно. И Днепр, который не заменит ни один Гудзон. И вообще, я тут подумал — все у нас будет хорошо».

Пока не готовы к релокейту?

У нас есть вакансии на таком родном украинском рынке 🙂

Вакансии



Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.