Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

8 вопросов о релокейте, которые помогут понять, готовы ли вы к переезду

06.08.20 Карьера Релокейт 8 min reading

Как понять, что переезд в другую страну — это действительно удачное решение? Как узнать, готовы ли вы к нему? Life, Career & Startup коуч  + эксперт по релокейту Алла Адам делится тем, что нужно знать, чтобы релокация стала для вас стратегическим выбором, а не билетом в неизвестность, купленным на скорую руку. 

— Слушай, я не могу уже тут сидеть. Экономика на нуле, никаких перспектив для развития бизнеса, многие компании вообще закрылись. Надо сменить обстановку. Хочу новую работу, новую картинку перед глазами…Нужен релокейт. Точно.

— Интересно. Скажи, а если прямо сейчас на своем рынке сменить обстановку, найти новую работу или открыть свое дело, создать новую картинку перед глазами — может, и не нужен релокейт?

— Не знаю…Может, и не нужен.

Это отрывок из недавнего диалога с другом.

Очень часто мы хотим решить все быстро, одним махом и без оглядки. И так же часто забываем задать себе самый важный вопрос: «Зачем?». Или, как говорит один мой добрый знакомый — «Чтобы что?». 

Я предлагаю ответить на 8 вопросов о релокейте, которые помогут понять, готовы ли вы к переезду и нужен ли он вам в принципе. 


1. Что такое релокейт?


Для начала давайте разберемся, что такое релокейт (релокация). Что стоит за простым определением релокейта как переезда для работы и жизни в другую страну (чаще всего, хотя возможен релокейт и в другой город)?

Во-первых, это изменения — географии, культуры, окружения, привычек, видов деятельности, логистики. 

Во-вторых, это открытость — ко всему новому, неизбежным изменениям, profits & losses, революционным идеям, урокам, людям. В-третьих, это опыт — принятия изменений, создания нового, сохранения всего того, что уже есть.

Вы готовы ко всему этому? 🙂 Если да, тогда двигаемся дальше. 


2. Без каких качеств не обойтись релокейтеру?


Давайте-ка посмотрим на качества — как личные, так и профессиональные, — без которых успешным релокейтером вам не стать. 

Любознательность, она же — positive curiosity. Потому что быть позитивно-любопытной Варварой лучше, чем боязливой Клуней. Может, ваш нос и пострадает в неравном бою с каким-нибудь венчурным капиталистом, но ваш опыт точно выиграет.

Гибкость, она же — ultimate flexibility. Причем гибкость нужна во всем — от поиска места жительства, выбора школы для детей и подачи CV на разные позиции до short talk со странным чуваком в «Старбаксе», который вполне может оказаться Джеком Дорси. И тем более гибкость важна в принятии взглядов других людей такими, какие они есть.

Дисциплина, она же — radical discipline. Без нее, друзья, никак. Релокейт — это не просто шаг за пределы знакомой вам географии, это еще и жизнь в новой географии. Хаотично выстроенная жизнь ведет к таким же хаотичным результатам. Смысл даже не в грандиозных целях, а в правильной системе, которая стоит за этими целями. А любая система, как мы знаем, любит дисциплину.

Терпение, оно же — kind patience. Почему kind? Потому что терпеливым важно быть в первую очередь по отношению к себе. Нечего требовать от себя мегарезультатов в первые дни на новом месте. Нечего злиться и ругать себя за то, что этих результатов нет. Будьте к себе добрее. 

Если все четыре или минимум три из четырех качеств релокейтера в вашей корзине есть, тогда наша следующая остановка — работа.

Читайте также

Украинская дизайнерка — про переезд и работу в США

Читать


3. Когда начинать искать работу? 


Ответ очень простой — сейчас. Нет, даже вот так – вчера. Другими словами, чем раньше, тем лучше. Да, у вас пока нет рабочей визы, конкретного дома-квартиры, школы для детей и т.д. Но если вы настроены серьезно, у вас точно есть понимание:

  • в какой именно город вы отправитесь;
  • в какой области можете и хотите применить свои навыки;
  • что вы точно НЕ хотите делать;
  • на какой период вам хватит ресурсов — как финансовых, так и всех остальных. 

Если ваш релокейт семейный, тогда смело начинайте распределять обязанности УЖЕ — кто занимается поиском работы, кто детьми и домашним бытом, кто учит иностранный язык.


4. Что нужно знать и уметь?


Нужно знать то, что вы уже знаете + уметь узнавать то, что пока еще не знаете. Давайте разбираться. 

Что вы уже знаете — это ваши hard и soft skills + все, что вы уже разузнали о новом месте, и все, что вам рассказали друзья, знакомые, юристы, фейсбучные критики и умники. 

Что вы пока еще не знаете — спокойный ли район, который вы выбрали, течет ли крыша в доме, где вы собираетесь жить, понравится ли вашим детями новая школа, как примут их одноклассники, как быстро вы сможете включиться в новую работу и прочее.

На самом деле тут бесконечность неизвестных, и превратить их в известные вам помогут все те же гибкость и терпение.


5. Чего ожидать от работодателей при релокейте?


Ничего. Да, вы все верно прочли — ни-че-го. Почему? Потому что тогда вы будете на равных. Они ведь от вас ничего не ожидают. 

На позицию, которая вам интересна, вполне могут взять кого-то другого. Поэтому вопрос, на который вам будет полезно ответить прямо сейчас, — в чем ваше УТП (уникальное торговое предложение). В маркетинге УТП — это стратегия информирования потребителя о том, почему ваш продукт лучше всех остальных в его категории. Так вот, сейчас продукт — это вы. Как объяснить, почему вы лучше? Как только сформулируете свое УТП, смело вносите его в шапку вашего LinkedIn-профиля, а также сразу же говорите о нем своим потенциальным работодателям.


6. К чему стоит быть готовым? 


Достаточно двух слов — ко всему. К тому, что вам не понравится место, которое вы выбрали. К тому, что вы не найдете работу в первый же месяц. К тому, что у вас что-то украдут. К тому, что ваших детей будут жестко буллить в школе. К тому, что ваше знание языка (например, английского) не fluent, как вы гордо пишете в резюме, а таки intermediate, о чем говорят длинные паузы, без которых вам сложно дать вменяемый ответ собеседнику. К тому, что у вас непременно вылезет аллергия. К тому, что ваши новые друзья-коллеги будут иметь свою устоявшуюся рутину, а вы (особенно в первое время) будете сходить с ума от сплошных неожиданностей. К тому, что на работе вас будут считать outlier, но не в смысле «крутой чувак, лучше всех нас», а в смысле «черный лебедь, ренегат, чем он вообще лучше нас». Дальше можете продолжить сами.

Читайте также

Как попасть на работу в Booking.com и переехать в Амстердам

Читать

Но (и это большое НО) помните, как в начале статьи на вопрос, готовы ли вы, вы ответили: «Да», потому что вам было любопытно — а что же там на новом месте? Отлично. Stick to it. И не отлипайте. Именно ваша любознательность поможет вам выстоять. Как сказал Виктор Франкл: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь». 

Главное, о чем нужно помнить в первую очередь — что все вокруг вас будет 100% новым. Скорее всего, не будет родных, к которым вы привыкли приезжать на воскресный обед, друзей, с которыми можно поболтать в любое время, бабушек, которые так удобно могут посидеть с вашими детьми, любимых мест, с которыми связаны приятные воспоминания. Да, вот так сразу головой об лед — все вокруг 100% новое (если, конечно, ваш путь не лежит в Бруклин, куда уже давно перебралась вся ваша родня и где русско-украинско-польский идиш с ивритом слышны чаще, чем в вашем родном городе).

Что вам точно поможет, так это принятие всего таким, какое оно есть; терпение — чтобы изменить то, что вы можете изменить, дисциплина — чтобы оставить-отпустить то, что изменить вы не в силах, и гибкость — чтобы лавировать между всеми берегами.



7. Из чего состоит подготовка к релокейту?


1) Сборы

Начинайте собирать важные бумажки, консультироваться с юристами, продавать все ненужное, обновлять кредитки, писать доверенности, закрывать старые и открывать новые счета, обнулять депозиты, говорить с родными, собирать чемоданы. Как только вы начнете, у вас уже просто не будет другого выбора, кроме как вперед — к новой жизни и новым берегам.


2) Работа

Про нее уже говорили, но повторю — начинайте поиски или открывайте что-то свое прямо сейчас. Так вы быстрее наткнетесь на все препятствия, и есть большой шанс, что найдете правильные решения еще до того, как запрыгните в самолет.

Читайте также

Каково это — работать в Tesla? Украинский инженер про работу в США и Илона Маска

Читать


3) План В

А лучше сразу В, С и D. Потому что складывать все яйца в одну корзину —  заведомо проигрышный вариант. Если План А не срабатывает, тогда что? Чем раньше вы определите альтернативы, тем лучше.


4) Завещание

Потому что думать о будущем прямо сейчас — это нормально. Нормально и важно думать о том, что, кому и в каком размере вы хотите оставить. Любой релокейт, как мы уже с вами выяснили, — это изменения. А изменения могут быть разными. 


5) Терапия. Коучинг. Менторство

Если вам важно вывернуть себя наизнанку и выплеснуть эмоции — это к терапевту. Если ваша цель — найти ответы на важные вопросы, определить потенциальные препятствия, разработать план действий — это к коучу. Если вы знаете, что вам будут полезны советы определенного человека с определенным опытом — это к ментору. Все три варианта сразу, кстати, тоже можно.

Читайте также

Как найти ментора? Пошаговая инструкция от Анны Мазур

Читать


8. Так ехать или не ехать? 


Вот мы и подошли к главному вопросу — зачем вообще вам релокейт? Чего больше — за или против?

У релокейта много преимуществ. Но есть и недостатки. 

Если все идет по плану А (он же — ваш идеальный план), тогда все отлично. Вы живете в чудесном районе чудесного города, океан омывает ваш порог, ваши дети счастливы и в меру упитанны, ваш новый босс — душка, или вы вообще стали фаундером мегауспешного стартапа и вас окучивают толпы голодных инвесторов, в вашей семье полная гармония, и совсем скоро вы полетите на Гавайи праздновать очереную годовщину своего релокейта.

Если все идет по плану В, С или самому скудному плану D — тут тоже все норм. Потому что вы молодец. Вы заранее продумали каждый шаг и оставили возможность для маневров. Как говорится, лавировали, лавировали и вылавировали.

Если же ни один из планов не удался, начинается полоса недостатков. Тот же план А, только наоборот, и в итоге вы летите не на Гавайи, а на родину. И не праздновать, а, поджав хвост, затаиться и обдумать, так сказать, новый выход в старый свет. И знаете что? Даже этот, на первый взгляд, недостаток вы можете превратить в преимущество. Другими словами, не бойтесь начинать все сначала. В следующий раз вы начнете не с нуля, а с крайне полезного опыта.

Если вы дошли до конца статьи и ваши глаза все еще горят — релоцируйтесь. Смело, с удовольствием, с широко открытыми глазами и таким же широко открытым mind. Все будет хорошо. Я знаю. Я проверяла. Ровно пять раз.

Если же ваша вера в силу релокейта пошатнулась, тогда развивайтесь на своем рынке —  таком знакомом, таком местами тошном, но все же таком родном рынке. Помните, для кого-то именно ваш рынок является мечтой. Как сказал мой, уже знакомый вам, друг:  «Экономика на нуле, никаких перспектив для развития бизнеса, многие компании вообще закрылись. Но девушки — какие безумно красивые и умные у нас девушки, нигде таких нет! И Андреевский — ведь нигде больше такого нет. И София. И эта булочная на Ярославовом валу, из которой выйти без пирожка просто невозможно. И Днепр, который не заменит ни один Гудзон. И вообще, я тут подумал — все у нас будет хорошо».

Пока не готовы к релокейту?

У нас есть вакансии на таком родном украинском рынке 🙂

Вакансии



Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: