Сегодня быть писателем так же перспективно, как дизайнером или IT-разработчиком. В писателей инвестируют, и тому есть серьезные причины. О профессии мы говорили с автором бестселлеров «Внутри женщины» и «Внутри мужчины» Тамрико Шоли.
В 2011 году Тамрико отказали все самые крупные (и не очень) издательства Украины. Тогда она взяла все свои сбережения и издала книгу «Внутри мужчины» за свой счет. Спустя 2 года издатели сами звонили ей и искали встречи, а у книги, неоднократно попадавшей в топ продаж, вышло продолжение.
Тамрико, ты всегда мечтала стать писательницей? Когда начала писать?
Да, всегда. Сколько себя помню, столько хотела писать. Даже когда не знала алфавит, создавала на обрывках листочков тексты на «тарабарском» и заставляла маму их читать. Во всех школьных заданиях на тему своей будущей профессии всегда заявляла, что стану писательницей. Менялся только жанр: сначала я хотела писать для детей, потом – для подростков и только фэнтези, позже – детективы, еще позже – реальные истории…
А близкие как восприняли твое решение?
Поначалу довольно скептически, меня поддерживала только моя сестра. Во многом именно благодаря ее постоянным пожеланиям верить в себя, я не сбилась с выбранного пути. А родители, конечно, хотели для меня более привычную профессию: юриста (мама) или врача (папа). Но сейчас я их понимаю. Это были непростые 90-е в Луганске, где было всего-то пару захудалых книжных и непонятные перспективы в любом жанре искусства. Сейчас я и сама в недоумении, как мне тогда пришла в голову мысль о писательстве!
Как понять, что писательство – это твое?
Никак. Ты либо хочешь этого, либо нет. Ты либо любишь писать и готов ради этого на многое, либо это не твое. Если в ответ на различные препятствия ты начинаешь сомневаться, значит, это не твое. Мне часто говорят начинающие авторы, что не готовы ради хорошего текста, материала, приставать с расспросами к людям или тратить время на долгие часы бесед. У меня же никогда не было такой дилеммы.
Я всегда была готова лететь на край света и в самые дебри, если там находилась нужная мне для текста информация.
Можно ли научиться быть писателем?
Научиться писать технически хорошие продающие тексты точно можно. Так же, как и научиться делать сальто в воздухе или танцевать сальсу. Но сколько в таком танце будет души и желания делать это всю жизнь – совершенно другой, абсолютно индивидуальный вопрос.
Писатель – это тяжелый труд или хобби, которое кормит?
Зависит от цели самого автора.
Чем приходится жертвовать?
У каждого своя жертва. Мне пришлось пожертвовать стабильным образом жизни.
Ты издала первую книгу за свой счет. Как получилось, что она стала бестселлером и несколько раз переиздавалась?
Здесь не было никакого волшебства. Я писала с самого детства, а к моменту самиздата имела еще и 6-летний опыт работы в журналистике. Это помогло, потому что мне всегда везло с главными редакторами и вообще коллективом, где я прошла отличную школу работы с текстом. Второе – я очень хотела стать именно писательницей, и после публикации книги за свой счет пиарила ее всюду, где только могла. Я инициировала огромное количество литературных событий: книжные посиделки, бук-сейлы, авторские лекции. Кроме того, я всегда была суперактивна в социальных сетях. Все вместе помогло достичь желаемого результата.
Как работает самиздат? Стоит ли молодым авторам следовать твоему примеру?
Если автор готов самостоятельно заниматься всем процессом (дизайн, верстка, печать, продажи и пиар), то однозначно стоит. Это главное отличие самиздата от сотрудничества с издателем – вся ответственность и вся работа ложатся на автора. Да, на это уходит практически все время, но зато и прибыли больше. Впрочем, в ситуации с дебютной книгой я считаю, дело не в прибыли. Достаточно выйти хотя бы в ноль, но продать весь тираж и достойно заявить о своем творчестве. Если автор действительно дорожит читателем и хочет посвятить себя этой профессии, то в начале пути стоит отбросить всякое тщеславие и работать едва ли не в убыток, «на зачетку», как говорится. И только при позитивных результатах можно говорить и об увеличении гонорара, и о других возможностях.
Твой блог в Facebook читают более 40 тыс. человек. В чем секрет успеха?
Думаю, дело в максимальной искренности и постоянном диалоге с читателями. А еще я попала в струю, как говорят: еще 10 лет назад, работая в женском еженедельнике «Полина», я занималась реальными историями людей. Позже это превратилось в сторителлинг – самый востребованный формат в сети, с которым я к тому времени уже была на ты.
Что такое сторителлинг сегодня? Ты писала в этом жанре как журналист, твои книги – также в этом жанре. Почему он популярен?
Сторителлинг существовал во все времена. Когда-то люди собирались вокруг костра и делились историями, сегодня они пишут их в социальных сетях. Сторителлинг – это не просто коммерческий прием в сфере контент-маркетинга, это способ объединить людей, рассказав им о том, что чувствуют и думают другие люди.
В письмах люди часто пишут, что рассказанные мной истории вдохновили их на важные перемены: переезд в любимую страну, уход от нелюбимого человека. Или помогли посмотреть иначе на людей другого вероисповедания/стиля жизни.
Можно ли использовать сторителлинг в работе, бизнесе? Есть ли приемы, технологии, которые помогут научиться ему?
Да, безусловно, но тут коротко не ответишь. Об этом у меня есть отдельная лекция на 2,5 часа 🙂 Но если коротко, то людям сейчас интересны опыт и чувства реальных людей, а не красивые слоганы и список цифр. В этом и есть основная фишка сторителлинга. То есть это не про конкретные секреты успеха, это про то, что чувствуют и переживают другие люди в рамках определенной темы.
А как писатели зарабатывают? Насколько это выгодно материально?
Все по-разному. Кто-то – с проданных книг, кто-то – с публичной деятельности, а у кого-то есть смежный бизнес. В любой сфере, если ты активен и задаешь тренды, – это будет выгодно материально.
Что нужно делать, чтобы начать себя обеспечивать таким трудом?
Работать не с 9 до 6, а головой. Как и в любой другой сфере.
Как эта ниша себя чувствует в нашей стране?
Все идет медленно, но верно. С каждым годом появляется все больше молодых и при этом хороших авторов, которые не боятся идти своим путем, например, самиздатом. Они активны в социальных сетях, их знает огромное количество людей. Я радуюсь успехам и начинаниям каждого, потому что украинский рынок еще слишком неразвитый, чтобы конкурировать. Сейчас нам нужно поддерживать друг друга и задавать тренды, развивая книжную культуру. И только потом конкурировать, повышая личные ставки.
Что значит – развиваться в профессии писателя? Что для этого надо?
Жизненный опыт, умение наблюдать, умение видеть разные точки зрения. Многие считают, что я целыми днями ничего не делаю, а только пью латте в кофейнях или гуляю по городу, общаясь с незнакомцами. Однако это часть работы писателя: порой стоит провести долгие дни, наблюдая людей в кофейнях, чтобы проследить персонажей и выстроить качественный сюжет.
Есть миф о писательском вдохновении, музе. Как ты к этому относишься? Ты накоротке со своей музой?
Я не верю в музу, я верю в опыт и желание посвятить себя определенному ремеслу. Вдохновение – не более, чем хорошее настроение. Поэтому всякому автору необходимо следить за своим режимом дня и бытовым комфортом.
Еще ни один человек в мире не сел на шпагат благодаря музе. Только ежедневные тренировки. С писательством то же самое.
Почему ты приняла решение уехать заграницу?
Все было спонтанно. В Висбадене живет моя родная сестра. Будучи у нее однажды в гостях, я узнала, что Германия входит в тройку стран с самым развитым книжно-издательским бизнесом. Кроме того, в близлежащем городе Майнц жил и творил Йоханнес Гутенберг – основатель книгопечатания в Европе. По сути, это колыбель книгопечатания. Мне захотелось получить международный опыт в этой сфере и поучиться в местном университете. Это была основная цель. Ко всему прочему, я понимала, что опыт жизни в другой стране с нуля даст мне новые идеи, а также знакомства с людьми из разных концов мира. А это бесценный тренинг для любого автора.
Ты – украинская писательница с грузинскими корнями, которая живет в Германии… Такой микс культур – каково это?
С точки зрения самоидентификации – это не просто. Меня с детства спрашивали, понимаю ли я по-украински или по-русски, и мне всегда было очень обидно из-за этого. По этой причине я не ощущала себя в Украине дома. Сейчас ситуация в стране изменилась, иностранцам здесь намного проще, чем было 15 лет назад. Сейчас вообще жить на несколько стран одновременно – норма для человека, который не привязан к офису. А для писателя иметь опыт жизни в разных странах и разную кровь в жилах – это вообще дар. Потому что такое разнообразие помогает научиться рассматривать любую ситуацию с разных точек зрения и создавать интересные сюжеты и смыслы.
Что бы сделала иначе? Что посоветовала бы самой себе 10 лет назад с высоты своего нынешнего опыта и «набитых шишек»?
Ничего бы не посоветовала. Сейчас я понимаю, что в любой жизненный период мы поступаем с высоты своего опыта, а, значит, самым наилучшим из возможных образов. И даже если в этот момент нам советуют что-то более мудрое, мы не в состоянии принять этот совет, потому что еще не доросли до него. Поэтому все мои рекомендации себе 10 лет назад все равно были бы впустую. Но если я сейчас нахожусь в той точке, в которой я есть, со своими книгами, благодарными читателями, путешествиями, верными друзьями и бокалом рислинга, – значит, я все сделала правильно!
Фото : Lera Polska и Анна Шайкевич
Дякуємо!
Тепер редактори знають.