Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

Почему мы принимаем неверные решения и как этого избежать?

12.03.19 Кар'єра 5 хв читання

Может ли умный человек сделать глупый выбор? Да. Наш мозг очень легко запутать и, принимая решения, мы часто попадаем под влияние эмоций или желаний. Как же принимать правильные решения?

Что делает нас иррациональными?

То, что психологи называют когнитивными искажениями. Это предрассудки, заложенные глубоко в подсознании. Причем они есть абсолютно у всех, только проявляются у кого-то чаще, у кого-то – реже.

Мы опишем несколько самых распространенных искажений, а вы проверьте, насколько сильно они влияют на вашу жизнь.

1. Эффект рамки (фрейминга)

Реакция на информацию зависит от формы ее подачи. Например, можно сказать: «90% посетителей понравился новый ресторан» или «10% считают новый ресторан не таким уж хорошим». Оба предложения передают одну и ту же информацию. Но пойдете ли вы в заведение, если вам расскажут о нем вторым способом?

Эффект фреймига активно используют в своей работе копирайтеры и дизайнеры. Есть у него и негативное влияние. Во-первых, он заставляет нас совершать необдуманные поступки. Во-вторых – поддаваться манипуляциям.

2. Ошибка выжившего

Это искажение, от которого важно избавиться, если хотите достигать своих целей. Наш мозг любит искать положительные примеры. Поэтому мы читаем об известных компаниях, изучаем привычки миллионеров и т.д. Но мы забываем интересоваться факапами. Так у нас создается неправильное представление о нише, сфере и вероятности того или иного события.

Например, есть 10 историй о людях, которые открыли кофейни в Киеве и хорошо заработали. Можно ли сделать вывод, что это доходный бизнес? Не торопитесь. Сначала нужно узнать, сколько предпринимателей в такой же ситуации прогорели. Только тогда можно принимать решение.

3. Амплификация

Это искажение сравнивают с попыткой убить муху кувалдой. Оно проявляется, когда мы вкладываем в достижение цели больше сил, чем нужно. Искажение может быть опасным, ведь вызывает переутомление и постоянные стрессы.

4. Эффект знакомства с объектом (принцип панибратства)

Еще одно искажение, благодаря которому существует реклама. Его суть в том, что знакомые предметы или люди всегда воспринимаются с большей симпатией. Причем качество этого знакомого предмета или человека не играют большой роли.


Как правильно принимать решения?

Полную власть когнитивные искажения получают, когда мы принимаем решения быстро, автоматически или интуитивно. Поэтому главное, чему нужно научиться, – это медленное мышление. То есть непредвзятое рассуждение, которое дает возможность объективно посмотреть на все факты. 

1. Развивайте внимание и осознанность

Познакомьтесь с mindfulness – практикой, которая помогает развивать осознанность. На эту тему у нас есть целая статья.

2. Узнайте больше о разных когнитивных искажениях

На самом деле их очень много. Список самых распространенных содержит более 90 примеров. Но важно все же прочитать описания и выявить их у себя. Чтобы отсекать во время принятия решений.

3. Научитесь работать с фактами

Лучший вариант – визуализировать их. Это могут быть тезисы, списки «за» и «против», таблицы для принятия решений (например квадрат Декарта) или даже картинки. Главное – не зацикливаться на чем-то одном, а рассмотреть ситуацию с разных сторон.

4. Стремитесь к познанию

Чем больше фактов известно человеку, тем более обдуманное решение он принимает. Кажется, с этим сложно поспорить. Но наш мозг – когнитивный скряга. Он старается не тратить больше усилий, чем нужно для решения задачи. Поэтому иногда предпочитает сделать неправильный выбор вместо того, чтобы искать новую информацию. Исправить это можно лишь усилием воли, развивая в себе любознательность.

В конце стоит добавить, что быстрое мышление иногда бывает полезным. Оно экономит время в быту и позволяет быстро действовать в стрессовых ситуациях. Поэтому важно определить для себя, когда стоит тратить усилия на рациональные решения, а когда – нет.


В чем фокус? Ловушки мозга, которые помогают и мешают вашей карьере

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Більше Більше для компаній
Пошукачу
Для компаній
Увійти
Є ідея!

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: