fbpx

«Актер — часть речи глагол». Актриса Екатерина Молчанова — о своей профессии

Екатерина Молчанова Пн., 14.09.20 Истории

Фото с обложки: фотограф Кристина Кулаковская.

Со стороны актерство кажется работой мечты: никакого офиса, отчетов и совещаний — сплошная слава, бешеные гонорары и бесконечные красные дорожки. Вот только со стороны не видно огромной работы над собой, длительной подготовки к съемкам и 12-часовых смен на площадке. Что на самом деле значит быть актером, рассказывает актриса Екатерина Молчанова («Моя бабушка Фанни Каплан», «Гуцулка Ксеня»). 


Про детство и первые съемки


Я выросла в Одессе. Большая и дружная семья, летом деревня — все как у всех.  В детском саду, школе и летних лагерях педагоги всегда замечали во мне актерские способности, выдвигали на разные конкурсы талантов и всевозможные мероприятия. Родители к этому относились очень спокойно: поддерживали, но по кастингам не таскали, в шоу талантов не записывали. Когда я сообщала, что для очередного конкурса или выступления требуется концертный наряд и прогулять школу, они сначала хватались за голову, а потом находили мне костюм и писали записку в школу. За что им большое спасибо. 

Мои первые серьезные съемки случились в 15 лет в сериале. Я пришла в массовку, меня заметили, показали режиссёру и утвердили на первую роль в кино. Это было ярко, но в то же время совершенно не повернуло мой вектор в сторону актерского образования.

Фото с личной страницы Екатерины Молчановой в фейсбуке. Фотограф — Julia Weber.


Про образование и выбор профессии


К моменту выбора университета у меня был достаточно приличный для моего возраста багаж актерского опыта — как позитивного, так и негативного. Скользкие моменты на съемочной площадке, некачественный материал на пробах и некоторые неприятные педагоги все же отбили у меня желание поступать на актерский факультет. Театрального в Одессе не было, а ехать в Киев в 16 лет я даже и не думала.

Я достаточно хорошо знала математику и сносно — английский, поэтому поступила на факультет бизнеса и менеджмента в Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова. Как прилежная студентка, посещала все пары и даже не думала заниматься актерской карьерой.

Я сменила много разных профессий, но жизнь все равно вынесла меня в кино. 

На первой своей работе я вообще раздавала флаера — кроме как промоутером, в 14 лет меня больше никуда не хотели брать. Потом работала аниматором. Разрабатывала и вела различные ивенты для детей и для взрослых в компании, которая занималась тимбилдингом. Натурщицей для художников тоже работала. Иногда снималась в кино, но серьезно к этому не относилась. Работала даже почти по специальности — в редакции глянцевого журнала, в настоящем офисе и с нормированным графиком, а параллельно была арт-директором уютной одесской кафешки. Еще работала в кастинге и на съемочной площадке.

Но даже во время работы на съемках я и не подумывала о том, чтобы серьезно встать перед камерой. Как-никак — Боги за кадром. 

Ну а потом стали приходить роли. Сами. И я уже не стала сопротивляться. Но все еще не приписывала себя в актерские ряды. Окончательно строить актерскую карьеру я решилась в процессе съемок уже второго полнометражного фильма со мной в главной роли. Просто начался уже необратимый процесс — постоянные пробы, различные фестивали, знакомства.  В какой-то момент я поняла, что стоит все же освоить ту самую секретную актерскую азбуку, чтобы говорить со всеми на одном языке, а не на своем птичьем. Поэтому начались еще и различные актерские курсы, тренинги, мастер-классы. Я благодарна каждому педагогу, партнеру и режиссеру, которых мне довелось встретить. 

Фото с личной страницы Екатерины Молчановой в фейсбуке. Фотограф — Оксана Демко


Про поиск работы, кастинги и пробы


У актера, который ищет работу, в идеале должно быть:

  • несколько качественных портретов (headshot);
  • showreel-нарезка на 2-3 минуты из отрывков уже имеющегося материала;
  • видеовизитка на 30 секунд, в которой актер рассказывает о себе и своих навыках, а режиссер и кастинг-директор могут увидеть его пластику-органику, услышать речь актера (язык, произношение, акцент — если это иностранный язык);
  • резюме (CV). 

Что должно быть в резюме:

  • физические характеристики — рост, вес, размер одежды;
  • место учебы, а также курсы, тренинги и т.д.;
  • особые навыки — например, вождение машины или другого транспортного средства, вокальные, танцевальные навыки (все это может пригодиться, поэтому актер и должен всегда развиваться). 
  • контакты — телефон, электронная почта; 
  • фильмография — проекты, в которых актер принимал участие.

В отличие от Европы, где основной кастинг проходит через актерские агентства, в Украине все происходит очень стихийно. В голове у режиссера / продюсера / кастинг-директора уже есть картинка, кого они хотят. Актеров приглашают лично, хотя, если нужный вариант не находится, обращаются и к агентам, отсматривают и ищут лица в социальных сетях или, бывает, устраивают так называемый open call — когда любой желающий, прочитав новость про кастинг, может отправить свои данные кастинг-директору.

Сейчас в Украине активно развиваются две кастинг-платформы:  https://dzygamdb.com и https://dreamcast.in.ua. Это приближает нас к европейскому формату кастинга. На этих платформах, в идеале, будут собраны все специалисты киносферы, видны все кастинг-директора и агенты. Я уже неоднократно слышала, что режиссер или агент находили актера через эти платформы. Это не может не радовать.  

Если на европейском рынке без агента, который занимается активным продвижением актера, у того почти нет шансов попасть в проект, в Украине агенты занимаются в основном оформлением договоров, обсуждением гонораров и райдера.

Пробы бывают разные. Одному режиссеру достаточно поговорить с актером и понять его пластику-органику, другому нужно проводить пробы в гриме, костюме и на локации, третий режиссер может даже не прийти лично на пробы — доверить всю работу кастинг-директору и кастинг-ассистенту, а потом только отсматривать материал.

С карантином появились еще Zoom-пробы. Ну и к нам, наконец, дошли самопробы — когда актер сам готовит, разбирает и снимает сцену, а потом отправляет кастинг-директору. Таким образом из Киева можно записывать пробы для проектов по всему миру.


Про съемки


Если обычный прохожий окажется на среднестатической съемке, то заскучает уже через 15 минут. Со стороны кажется, что 80 человек пялятся в телефон и ничего не делают. Но это очень обманчивое впечатление. Каждый член съемочной группы — как винтик сложного механизма: один перестанет работать, и остановится весь процесс.

Смена длится минимум 12 часов и очень часто начинается в 5-6 утра. Плюс еще дорога к съемочной площадке (частенько она находится за городом). Так что будильники у всей съемочной группы обычно стоят на 4 утра. 

Когда актер попадает на съемочную площадку, то сразу отправляется в гримерку, где его ждут художники по гриму и костюму. В зависимости от сложности, этот этап может длиться от 30 минут до двух часов, а в некоторых случаях (например, пластический грим) — даже 3-5 часов.

Фото с личной страницы Екатерины Молчановой в фейсбуке

После происходят репетиции на площадке в декорациях со всей съемочной группой. Дальше идут съемки. Кадры. Дубли. Перестановки. 

Если вы увидели в соцсетях у актера слишком много фото и видео со съемок — актер скучает и по какой-то причине его не снимают. Потому что на площадке в основном не до телефона.

И так 12-15 часов с перерывом на обед. Вечером попадаешь домой, отмокаешь в ванной, готовишь материал на завтра, оставшееся время спишь, потому что завтра будильник снова сработает в 4 утра. 

При этом работа актера не заканчивается с окончанием съемок. Актер — часть речи глагол. Он постоянно находится в состоянии развития, поиска, самосовершенствования. Курсы, тренажи, лекции, постоянные пробы, самопробы, встречи с режиссерами — это все тоже огромная работа. 

95% работы актера — это подготовка к пробам, а в дальнейшем — к съемкам. И 5% — работа на пробах или на съемочной площадке.


Про гонорары


Актерские гонорары зависят многих факторов — от опыта, имени и статуса актера, от бюджета проекта, от продюсера. 

Во время первых съемок (это был 2004 год) мой гонорар составлял 30 долларов за смену (12 часов). Всего было, кажется, 5 смен. У меня была одна из главных ролей в серии, но у коллег постарше и поопытней на таких же ролях был гонорар 50 долларов. И я без задней мысли пришла узнать, почему у них за такую же занятость и нагрузку бОльшая зарплата — такая дерзкая была 🙂 Мне, конечно, объяснили, что опыт и все дела.

Сейчас гонорары колеблются от 100 долларов за смену — 300-500-1000 и выше. Есть и дополнительные источники дохода — многие актеры успешно занимаются озвучкой, работают на радио, в театре или проводят различные тренинги.


Про разницу между съемками в кино и сериалах


Материал для телевидения в Украине обычно снимают в разы быстрее, чем кино. Если в кино за день планируется снять 1-5 минут полезного материала, то в сериалах это обычно 8-20 минут хронометража. Соответственно, страдает качество — картинка, игра. Но бывают и исключения 🙂 

Бывает, что с большой выработкой и маленьким бюджетом можно снять что-то хорошее и наоборот. Собственно, как и в кино.

Обычно подготовка к съемкам кино более тщательная, чем в сериалах. В кино у актеров бывают репетиции, освоение актером локации. Бывает, актеры даже живут в домах, где потом будут сниматься. 

Зато сериалы снимают долго, несколько месяцев. Соответственно, и заработок у актеров более стабильный, а в кино часто идут не ради денег.


Про славу

Фото с личной страницы Екатерины Молчановой в фейсбуке. Сделано фотографом Одесского кинофестиваля

Меня стали узнавать после выхода первого фильма на Одесском кинофестивале. Так как в основном мои работы больше известны в узком кругу кинолюбителей (это не сравнимо с аудиторией сериалов или телешоу), то и узнают меня значительно реже — может, 2-3 раза в месяц кто-то подойдет не в самый подходящий момент. Иногда говорят очень мотивирующие вещи. 

А может, и чаще узнают, просто не подают вида. Но недавно был очень показательный момент. Я давала 7-минутное интервью на утреннем шоу на одном из ведущих украинских каналов. Так после этого интервью мои соседи, например,  наконец узнали, чем я занимаюсь. Вот она — сила телевидения.

Вообще, если говорить о славе, то я уверена, что это совсем не то, зачем идут в профессию большинство актеров.


О главном недостатке профессии


Первое, что приходит на ум, — это невозможность планировать не только далекое, но даже ближайшее будущее. Твоя занятость зависит от очень большого количества факторов, людей, процессов, удачи. В то же время время надо понимать: везет тому, кто сам себя везет. Поэтому актеру постоянно нужно развиваться, становиться лучше, чем он был вчера.


Советы начинающим актерам


Для начинающих актеров могу посоветовать невероятно насыщенный курс от Ассоциации кастинг-директоров Украины. Там можно узнать огромное количество полезной информации о том, как начать актерскую карьеру, а также о том, как развиваться и двигаться дальше в профессии.

А от себя могу добавить: слушайте себя и никогда не останавливайтесь. Шаг за шагом вы все же придете к цели. И да — мечтайте! Мечты имеют свойство сбываться.

Возможно, и вам подходит актерская профессия?

Чтобы узнать, какая работа идеальна для вас, пройдите онлайн-тест по профориентации.

Тестирование

Еще больше неофисных профессий

Истории трех человек, сделавших музыку своей профессией и достигших успеха

Как это — работать на круизном лайнере? Опыт барстюарта Princess Cruises

Повар должен быть страстным! Интервью с Евгением Клопотенко

Присоединяйтесь!

Создаем сообщество фанов Понедельников.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: