При слове «рейс» всплывает образ мужчины-моряка? Но женщины тоже работают в море и даже занимают офицерские позиции! Мы расспросили одесситку Ирину Вербу, которая уже 6 лет работает на круизных лайнерах барстюартом, об особенностях работы в рейсе.
О выборе профессии барстюарта
Я работаю барстюартом (барменом на судне. — Ред.). Хожу в рейсы уже почти 6 лет. Хотя я из Одессы, но никогда не мечтала работать в море и не думала, что моя жизнь сложится именно так. Но по семейным обстоятельствам я срочно искала работу, и такую, чтобы платили много и сразу. А тут подруга сделала себе морские документы и предложила тоже все оформить с ней за компанию.
Персонал на круизных лайнерах делится на три категории: crew (экипаж, сюда и относятся все стартовые позиции), staff (персонал) и офицеры. Для женщин на старте подходит работа в дьюти-фри, в баре, стюардессами, на ресепшене. Мне кажется, работа на ресепшене самая психологически сложная, потому что приходится работать с негативом в виде жалоб пассажиров.
Но не стоит думать, что женщины на судне могут работать только на низких позициях: среди женщин достаточно и офицеров.
Выбирая из вариантов, кем можно работать на круизном лайнере, решила, что мне подходит бар. Становиться стюардессой и заниматься уборкой кают я не хотела: не люблю убирать даже дома 🙂 На тот момент у меня не было никакого релевантного опыта работы: даже официантом на суше. Тем не менее, я попала сначала в греческую круизную компанию, и вот уже 2 года работаю в одной из самых крупных круизных компаний мира — американской Princess Cruises.
Как попасть в первый рейс
Чтобы получить первую работу, никаких особенных знаний или специального образования не требуется. Свой первый контракт с греческой компанией я получила, собрав необходимый пакет документов (туда входят фото, копия паспорта, справка о несудимости, резюме на английском — ничего необычного) и продемонстрировав на собеседовании знание английского языка. Все тренинги ты проходишь уже непосредственно перед выходом в рейс.
Мне посоветовали надежное агентство в Одессе. Документы у меня уже были, но при необходимости там помогают и с документами. Сначала я прошла собеседование в агентстве, а потом — с представителем компании, уже на английском.
На собеседовании от новичков много не требуют: все понимают, что ты обучишься в процессе.
После собеседования нужно быть готовым к ожиданию. Ответ можно ждать до полугода. Первый раз я прошла собеседование в декабре, а позвонили мне только в июле. Предложили работу стюардессой, я отказалась и ответила, что буду дальше ждать позиции в баре. И вот уже в августе мне позвонили с подходящим предложением. А дальше началась карусель.
У меня было всего три дня, чтобы собраться в мой первый в жизни рейс.
За это время мне нужно было пройти медкомиссию, подписать контракт и собрать вещи. А дальше входишь в курс дела уже на судне.
Soft skills и hard skills для работы на круизном лайнере
Сверхзнания английского от новичков не требуют, но нужно уметь и не бояться говорить на минимальном уровне. За время работы разговорный английский прокачивается: чем больше общаешься с пассажирами-американцами, тем больше сленговых слов узнаешь. Для этого даже не понадобятся месяцы практики: уже через несколько недель на судне начинаешь говорить лучше.
Нужен английский?
В EnglishDom знают, как учить его эффективно — онлайн и индивидуально с преподавателем. Новичкам до 3-х уроков в подарок.
ДеталиВажны личные качества: позитивность и стрессоустойчивость. Одно из главных требований к экипажу во время работы — улыбка на все 32 зуба, ведь мы работаем с пассажирами, и нужно, чтобы они захотели снова воспользоваться нашими услугами.
О сложностях адаптации
Уже буквально спустя месяц на судне ты понимаешь, подходит тебе эта работа или нет. Я видела много девочек, которые шли в рейс с довольно романтичными представлениями об этой работе, но сталкивались с жестокой реальностью: ты вдали от родных, работаешь без выходных и мечтаешь о том, чтобы побыть наедине с собой в полной тишине. Кто-то выдерживал месяц-два и увольнялся. Кто-то дорабатывал контракт до конца, но больше не возвращался.
Эта работа подходит не всем. Некоторые очень сильно скучают.
Не подойдет такая работа людям, которые тяжело переживают разлуку с семьей. Хотя семейных людей в составе экипажа очень много. А если вы муж и жена и работаете вместе, то у вас будет отдельная каюта, а это большое преимущество на судне.
О работе барстюарта
Работа в баре достаточно интересная — ты всегда «на линии фронта», постоянно общаешься с пассажирами.
Обязанности напоминают работу в обычном баре на суше, но все же на судне ты более многофункционален и при необходимости должен делать все, о чем тебя попросят.
Полгода без выходных и смены по 13 часов
Длительность контракта зависит от компании. Например, у греков контракты по 8-9 месяцев, и такой срок выдержать очень сложно. Американские компании заключают с европейцами контракт в среднем на 5,5-6 месяцев. Это оптимальный срок, потому что после шестого месяца каждый день уже воспринимается как пытка.
По завершении контракта дома можно провести от 1 месяца и до 3-4. Лично я хочу обратно после 2 месяцев, но ты не всегда можешь выбирать, сколько будешь отдыхать.
У экипажа самая сложная работа. В контракте прописан график работы по 13 часов в день. Бывает меньше: в день, когда вы стоите в порту, можно проработать всего 9-10 часов. Но это зависит от руководства конкретного судна.
Это сложно, но по факту вы с коллегами все же сменяете друг друга, и не работаете 13 часов подряд без какого-либо перерыва.
Согласно морскому закону, нельзя работать без перерыва дольше 8 часов.
График зависит даже от бара, в котором работаешь. Баров на лайнере несколько. Есть такие, которые открываются очень рано, и смена может начаться в 6 утра. График постоянно меняется: например, если есть бар с 4 официантами, то ты в этом баре работаешь 4 круиза, а потом идешь в следующий. Так ты, с одной стороны, не утопаешь в рутине, а с другой — привыкнуть к четкому графику работы тоже не успеваешь.
О путешествиях во время работы
Раз в круиз (который длится в среднем от 1 до 2 недель) ты получаешь «выходной» — несколько дополнительных часов отдыха. В такой день ты начинаешь работать позже. Если выйти рано утром, можно успеть посмотреть новый город.
Можно попроситься в тур для персонала или бесплатно отправиться в тур с пассажирами. Обо всем нужно договариваться с начальством, но время и возможность увидеть новый город или страну есть. Вряд ли бы кто-то вообще работал на лайнерах, если бы не было возможности увидеть мир 🙂
Приходится выбирать: отправиться смотреть новый город, чтобы потом умирать от усталости на работе, или остаться отдохнуть перед началом смены.
К своим 25, не потратив ни копейки, я побывала в США и даже на Аляске, обошла все Средиземноморье, была в Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, на Карибских островах, на Фиджи. Думаю, это довольно неплохо 🙂
Поначалу я считала количество стран, которые посетила, а потом просто стала смотреть отчеты от гугл-карт. Те же гугл-карты сообщили мне, что за прошлый год я 3,5 раза обогнула земной шар.
Тем не менее, еще столько всего надо увидеть! Из Азии я была только в Южной Корее. Великобритания — как раз та страна, куда я должна была отправиться, если бы не коронавирус.
За что можно любить рейсы
Что я больше всего люблю в своей работе? Банально, но деньги.
Конечно, есть и другие преимущества. В рейсах очень весело, особенно если ты компанейский человек. Здесь ты знакомишься с людьми из разных стран.
Британцы, американцы и австралийцы очень разговорчивы: они обожают рассказывать о себе и расспрашивать других. К концу круиза ты знаешь всю их семью и домашних животных.
Конечно, мы не только общаемся с пассажирами, но и веселимся командой. У нас есть crew bar на судне для персонала, устраиваются тематические вечеринки, вечер караоке, игры в бинго. Руководство не забывает о том, что мы живые люди, и нам тоже нужно развлекаться.
Так, как веселятся моряки, не веселится никто.
Из-за того, что мы очень ограничены во времени, моряки обладают суперспособностью за три часа напиться, потанцевать, пошуметь, уснуть и проснуться на работу.
О сложностях в рейсе
Самое сложное в рейсе — полгода работы без выходных. Ты перестаешь различать дни недели, суббота и воскресенье никак не выделяются. Единственная смена обстановки в рейсе — это когда меняются пассажиры. За почти 6 лет работы могу сказать, что привыкнуть к этому невозможно.
У меня всегда понедельник.
Другая сложность — у членов экипажа очень много руководителей: любой, кто занимает более высокую должность, будет считать себя твоим начальником.
Нужно быть готовым работать в поликультурной команде. За все годы работы у меня ни разу не было супервайзера-украинца. В основном это филиппинцы или индусы.
Работа в море — это тяжело. Работая на суше, ты каждый день возвращаешься домой. Даже работая без выходных, есть возможность переключиться, сменить обстановку, переночевать в родной кровати. Уволиться на суше тоже проще. На судне в заложниках никто не держит, но пока тебе уволят, пока купят обратный билет — это довольно долгий процесс. Уйти, хлопнув дверью, здесь не получится.
Как проводят отпуск моряки
Возвращаясь домой, у меня три приоритета: сон, сон, и еще раз сон. Сразу по приезду я выделяю несколько часов маме: мы общаемся, я рассказываю, как сильно по ней скучала …. а дальше прошу не трогать меня несколько дней. Втыкаю в телефон, смотрю телевизор — главное: ни с кем не разговаривать. Даже переписываться не хочется.
Многие коллеги хотят поехать куда-то в отель на all inclusive: чтобы теперь, наконец, и за тобой поухаживали. И желательно на месяц.
О карьерном росте, перспективах и «плюшках»
Мне скоро 26, и я считаю, что еще рановато думать о том, чтобы возвращаться на сушу. На лайнерах нет никакого эйджизма: мой супервайзер-филиппинец закончил свою работу выходом на пенсию. Ему было за 60, и он отработал в компании более 30 лет. Так что времени у меня еще много 🙂
В море карьерная лестница — не просто слова. Мой предыдущий барменеджер начинал карьеру на судне как посудомойщик. Если есть знания, мотивация и упорство, то можно неплохо продвинуться.
Есть у нас и свои «плюшки» за работу. На примере компании Princess Cruises, в которой я сейчас работаю: после 5 лет работы в компании вы получаете скидку для семьи на круизы. Чем больше лет работаешь — тем выше скидки.
Во время карантина нас поддержали единоразовой выплатой.
Сколько зарабатывают члены экипажа
Мы подписываем контракт на 760 долларов в месяц. Но это только голая ставка, дополнительно есть процент от продаж, чаевые — в итоге на руки получаешь от 1300 и до 2000+ долларов. На сумму в контракте влияет твое гражданство: представители стран Азии, Европы и Америки зарабатывают по-разному.
Украинцы получают меньше, чем перуанцы, но больше, чем китайцы.
Резюмируя свои 5 лет опыта в рейсах, могу сказать: работа интересная, но тяжелая. Приезжая домой, думаешь, что не вернешься в рейсы больше никогда, но уже через три недели ждешь новостей о следующем контракте. Не стоит идеализировать работу на лайнере, но есть в ней то, от чего очень сложно отказаться 🙂
Читайте также
Профессия высокого полета: 14 вопросов о работе бортпроводников
Как выжить в путешествиях: лайфхаки для поиска работы
2 недели идти вдоль океана: как опыт камино повлиял на работу
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.