Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как это — работать на круизном лайнере? Опыт барстюарта Princess Cruises

23.07.20 Истории 10 min reading

При слове «рейс» всплывает образ мужчины-моряка? Но женщины тоже работают в море и даже занимают офицерские позиции! Мы расспросили одесситку Ирину Вербу, которая уже 6 лет работает на круизных лайнерах барстюартом, об особенностях работы в рейсе.


О выборе профессии барстюарта


Я работаю барстюартом (барменом на судне. — Ред.). Хожу в рейсы уже почти 6 лет. Хотя я из Одессы, но никогда не мечтала работать в море и не думала, что моя жизнь сложится именно так. Но по семейным обстоятельствам я срочно искала работу, и такую, чтобы платили много и сразу. А тут подруга сделала себе морские документы и предложила тоже все оформить с ней за компанию.

Персонал на круизных лайнерах делится на три категории: crew (экипаж, сюда и относятся все стартовые позиции), staff (персонал) и офицеры. Для женщин на старте подходит работа в дьюти-фри, в баре, стюардессами, на ресепшене. Мне кажется, работа на ресепшене самая психологически сложная, потому что приходится работать с негативом в виде жалоб пассажиров. 

Но не стоит думать, что женщины на судне могут работать только на низких позициях: среди женщин достаточно и офицеров. 

Выбирая из вариантов, кем можно работать на круизном лайнере, решила, что мне подходит бар. Становиться стюардессой и заниматься уборкой кают я не хотела: не люблю убирать даже дома 🙂 На тот момент у меня не было никакого релевантного опыта работы: даже официантом на суше. Тем не менее, я попала сначала в греческую круизную компанию, и вот уже 2 года работаю в одной из самых крупных круизных компаний мира — американской Princess Cruises. 


Как попасть в первый рейс


Чтобы получить первую работу, никаких особенных знаний или специального образования не требуется. Свой первый контракт с греческой компанией я получила, собрав необходимый пакет документов (туда входят фото, копия паспорта, справка о несудимости, резюме на английском — ничего необычного) и продемонстрировав на собеседовании знание английского языка. Все тренинги ты проходишь уже непосредственно перед выходом в рейс. 

Мне посоветовали надежное агентство в Одессе. Документы у меня уже были, но при необходимости там помогают и с документами. Сначала я прошла собеседование в агентстве, а потом — с представителем компании, уже на английском. 

На собеседовании от новичков много не требуют: все понимают, что ты обучишься в процессе.

После собеседования нужно быть готовым к ожиданию. Ответ можно ждать до полугода. Первый раз я прошла собеседование в декабре, а позвонили мне только в июле. Предложили работу стюардессой, я отказалась и ответила, что буду дальше ждать позиции в баре. И вот уже в августе мне позвонили с подходящим предложением. А дальше началась карусель.

У меня было всего три дня, чтобы собраться в мой первый в жизни рейс. 

За это время мне нужно было пройти медкомиссию, подписать контракт и собрать вещи. А дальше входишь в курс дела уже на судне.


Soft skills и hard skills для работы на круизном лайнере


Сверхзнания английского от новичков не требуют, но нужно уметь и не бояться говорить на минимальном уровне. За время работы разговорный английский прокачивается: чем больше общаешься с пассажирами-американцами, тем больше сленговых слов узнаешь. Для этого даже не понадобятся месяцы практики: уже через несколько недель на судне начинаешь говорить лучше. 

Нужен английский?

В EnglishDom знают, как учить его эффективно — онлайн и индивидуально с преподавателем. Новичкам до 3-х уроков в подарок.

Детали

Важны личные качества: позитивность и стрессоустойчивость. Одно из главных требований к экипажу во время работы — улыбка на все 32 зуба, ведь мы работаем с пассажирами, и нужно, чтобы они захотели снова воспользоваться нашими услугами.


О сложностях адаптации 


Уже буквально спустя месяц на судне ты понимаешь, подходит тебе эта работа или нет. Я видела много девочек, которые шли в рейс с довольно романтичными представлениями об этой работе, но сталкивались с жестокой реальностью: ты вдали от родных, работаешь без выходных и мечтаешь о том, чтобы побыть наедине с собой в полной тишине. Кто-то выдерживал месяц-два и увольнялся. Кто-то дорабатывал контракт до конца, но больше не возвращался. 

Эта работа подходит не всем. Некоторые очень сильно скучают.

Не подойдет такая работа людям, которые тяжело переживают разлуку с семьей. Хотя семейных людей в составе экипажа очень много. А если вы муж и жена и работаете вместе, то у вас будет отдельная каюта, а это большое преимущество на судне.


О работе барстюарта


Работа в баре достаточно интересная — ты всегда «на линии фронта», постоянно общаешься с пассажирами.

Обязанности напоминают работу в обычном баре на суше, но все же на судне ты более многофункционален и при необходимости должен делать все, о чем тебя попросят. 


Полгода без выходных и смены по 13 часов


Длительность контракта зависит от компании. Например, у греков контракты по 8-9 месяцев, и такой срок выдержать очень сложно. Американские компании заключают с европейцами контракт в среднем на 5,5-6 месяцев. Это оптимальный срок, потому что после шестого месяца каждый день уже воспринимается как пытка.

По завершении контракта дома можно провести от 1 месяца и до 3-4. Лично я хочу обратно после 2 месяцев, но ты не всегда можешь выбирать, сколько будешь отдыхать. 

У экипажа самая сложная работа. В контракте прописан график работы по 13 часов в день. Бывает меньше: в день, когда вы стоите в порту, можно проработать всего 9-10 часов. Но это зависит от руководства конкретного судна.

Это сложно, но по факту вы с коллегами все же сменяете друг друга, и не работаете 13 часов подряд без какого-либо перерыва.

Согласно морскому закону, нельзя работать без перерыва дольше 8 часов. 

График зависит даже от бара, в котором работаешь. Баров на лайнере несколько. Есть такие, которые открываются очень рано, и смена может начаться в 6 утра. График постоянно меняется: например, если есть бар с 4 официантами, то ты в этом баре работаешь 4 круиза, а потом идешь в следующий. Так ты, с одной стороны, не утопаешь в рутине, а с другой — привыкнуть к четкому графику работы тоже не успеваешь.


О путешествиях во время работы


Раз в круиз (который длится в среднем от 1 до 2 недель) ты получаешь «выходной» — несколько дополнительных часов отдыха. В такой день ты начинаешь работать позже. Если выйти рано утром, можно успеть посмотреть новый город. 

Можно попроситься в тур для персонала или бесплатно отправиться в тур с пассажирами. Обо всем нужно договариваться с начальством, но время и возможность увидеть новый город или страну есть. Вряд ли бы кто-то вообще работал на лайнерах, если бы не было возможности увидеть мир 🙂 

Приходится выбирать: отправиться смотреть новый город, чтобы потом умирать от усталости на работе, или остаться отдохнуть перед началом смены.

К своим 25, не потратив ни копейки, я побывала в США и даже на Аляске, обошла все Средиземноморье, была в Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, на Карибских островах, на Фиджи. Думаю, это довольно неплохо 🙂

Поначалу я считала количество стран, которые посетила, а потом просто стала смотреть отчеты от гугл-карт. Те же гугл-карты сообщили мне, что за прошлый год я 3,5 раза обогнула земной шар. 

Тем не менее, еще столько всего надо увидеть! Из Азии я была только в Южной Корее. Великобритания — как раз та страна, куда я должна была отправиться, если бы не коронавирус. 


За что можно любить рейсы

Что я больше всего люблю в своей работе? Банально, но деньги. 

Конечно, есть и другие преимущества. В рейсах очень весело, особенно если ты компанейский человек. Здесь ты знакомишься с людьми из разных стран. 

Британцы, американцы и австралийцы очень разговорчивы: они обожают рассказывать о себе и расспрашивать других. К концу круиза ты знаешь всю их семью и домашних животных.

Конечно, мы не только общаемся с пассажирами, но и веселимся командой. У нас есть crew bar на судне для персонала, устраиваются тематические вечеринки, вечер караоке, игры в бинго. Руководство не забывает о том, что мы живые люди, и нам тоже нужно развлекаться. 

Так, как веселятся моряки, не веселится никто.

Как это — работать на круизном лайнере? Опыт барстюарта Princess Cruises 14
фото из личного архива Ирины Вербы

Из-за того, что мы очень ограничены во времени, моряки обладают суперспособностью за три часа напиться, потанцевать, пошуметь, уснуть и проснуться на работу.


О сложностях в рейсе


Самое сложное в рейсе — полгода работы без выходных. Ты перестаешь различать дни недели, суббота и воскресенье никак не выделяются. Единственная смена обстановки в рейсе — это когда меняются пассажиры. За почти 6 лет работы могу сказать, что привыкнуть к этому невозможно.

У меня всегда понедельник.

Другая сложность — у членов экипажа очень много руководителей: любой, кто занимает более высокую должность, будет считать себя твоим начальником.

Нужно быть готовым работать в поликультурной команде. За все годы работы у меня ни разу не было супервайзера-украинца. В основном это филиппинцы или индусы. 

Работа в море — это тяжело. Работая на суше, ты каждый день возвращаешься домой. Даже работая без выходных, есть возможность переключиться, сменить обстановку, переночевать в родной кровати. Уволиться на суше тоже проще. На судне в заложниках никто не держит, но пока тебе уволят, пока купят обратный билет — это довольно долгий процесс. Уйти, хлопнув дверью, здесь не получится. 


Как проводят отпуск моряки


Возвращаясь домой, у меня три приоритета: сон, сон, и еще раз сон. Сразу по приезду я выделяю несколько часов маме: мы общаемся, я рассказываю, как сильно по ней скучала …. а дальше прошу не трогать меня несколько дней. Втыкаю в телефон, смотрю телевизор — главное: ни с кем не разговаривать. Даже переписываться не хочется. 

Многие коллеги хотят поехать куда-то в отель на all inclusive: чтобы теперь, наконец, и за тобой поухаживали. И желательно на месяц. 


О карьерном росте, перспективах и «плюшках»


Мне скоро 26, и я считаю, что еще рановато думать о том, чтобы возвращаться на сушу. На лайнерах нет никакого эйджизма: мой супервайзер-филиппинец закончил свою работу выходом на пенсию. Ему было за 60, и он отработал в компании более 30 лет. Так что времени у меня еще много 🙂 

В море карьерная лестница — не просто слова. Мой предыдущий барменеджер начинал карьеру на судне как посудомойщик. Если есть знания, мотивация и упорство, то можно неплохо продвинуться.

Есть у нас и свои «плюшки» за работу. На примере компании Princess Cruises, в которой я сейчас работаю: после 5 лет работы в компании вы получаете скидку для семьи на круизы. Чем больше лет работаешь — тем выше скидки.

Во время карантина нас поддержали единоразовой выплатой.


Сколько зарабатывают члены экипажа


Мы подписываем контракт на 760 долларов в месяц. Но это только голая ставка, дополнительно есть процент от продаж, чаевые — в итоге на руки получаешь от 1300 и до 2000+ долларов. На сумму в контракте влияет твое гражданство: представители стран Азии, Европы и Америки зарабатывают по-разному.

Украинцы получают меньше, чем перуанцы, но больше, чем китайцы.


Резюмируя свои 5 лет опыта в рейсах, могу сказать: работа интересная, но тяжелая. Приезжая домой, думаешь, что не вернешься в рейсы больше никогда, но уже через три недели ждешь новостей о следующем контракте. Не стоит идеализировать работу на лайнере, но есть в ней то, от чего очень сложно отказаться 🙂 

Читайте также

Профессия высокого полета: 14 вопросов о работе бортпроводников

Как выжить в путешествиях: лайфхаки для поиска работы

2 недели идти вдоль океана: как опыт камино повлиял на работу

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: