Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбэка

30.08.18 Карьера 5 min reading

Фидбэк способен ускорить ваш личностный и профессиональный рост и сделать более ценным сотрудником. Но для этого его нужно правильно использовать! 


Обратная связь (фидбэк) – это мощный инструмент развития, как личного, так и профессионального. Но если использовать его неправильно, можно серьезно навредить себе и другим.

Это может быть достаточно болезненно – неожиданно узнать о себе что-то и близко не похожее на комплимент. Нам приятно, когда нас хвалят, говорят о достижениях. А разговор о недочетах уж очень сильно напоминает критику. Кому понравится, когда его критикуют?

И все же получать грамотную обратную связь полезно. Это позволяет лучше выполнять свою работу и быстрее двигаться по карьерной лестнице.


Больше доверия!


Любопытный факт – качественно организованные сессии обратной связи повышают доверие и сплоченность в команде. Отношения среди коллег после такой «критики» не ухудшаются, а, наоборот, становятся более теплыми. Сотрудники чаще оказывают друг другу помощь, легче находят общий язык, разруливают спорные моменты.

Все дело в искренности и доверии. Чем больше мы говорим друг с другом о важных, значимых, пусть даже и болезненных темах, тем больше доверяем. При условии, что эти разговоры происходят в доброжелательном русле и не приводят к конфронтации и обидам.

Но главное, за что ценят фидбэк, – он способен ускорить ваш личностный и профессиональный рост и сделать более ценным сотрудником.


Что такое окно Джохари?


Понять, почему так происходит, поможет окно Джохари. Этот инструмент получил название в честь своих создателей – американских психологов Джозефа Лифта и Харрингтона Инхама.

Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбэка 1


Открытая зона
– то, что люди знают о вас. Для ваших коллег, родных и случайного попутчика это поле будет абсолютно разным по размеру. Вы можете сознательно увеличивать эту зону.

Скрытая зона – то, что вы о себе знаете, но чем не делитесь с другими. Вы можете сознательно расширять это поле, когда сочтете нужным. Например, только вы решаете, когда сообщить на работе о предстоящем пополнении в семье. Или вы можете принять решение вести себя более активно, чтобы продемонстрировать лидерские качества, которые раньше стеснялись проявлять.

Черный ящик – это ваше подсознание. То, чего не знаете (пока что) о себе ни вы, ни другие люди. В контексте карьеры этой зоны мы касаться не будем.

Слепая зона – то, чего вы о себе не знаете, но знают другие. Именно эта зона дает вам огромные возможности для развития. Но сами вы не справитесь — нужна помощь других, то есть фидбэк. 

Только узнав о себе что-то новое, вы получаете возможность работать над собой.

Пока вы не узнаете, к примеру, что слишком часто перебиваете других на совещании, вы не сможете научиться более внимательно слушать. Недаром во многих успешных компаниях сессии обратной связи проводятся на регулярной основе.


Получать и давать!


Подчиненные, коллеги, руководители, друзья, члены семьи – каждый из нас может как получать фидбэк, так и давать его кому-то. Многие топ-менеджеры это знают и используют в работе.

Самое главное – понимать, что обратная связь и разговор по душам – это не одно и то же.

Фидбэк важно уметь правильно давать и принимать. Иначе никто не сможет воспользоваться его результатами.


14 правил успешного фидбэка


1. Запрашивать фидбэк можно не только в работе, но и в любом общении с людьми. Главное, не переусердствовать. Нужно оставить себе право быть иногда спонтанным, эмоциональным, бесцельным, немного странным…

Ищите баланс между необходимостью обратной связи и обычной, важной для каждого эмоциональной поддержкой.

2. Обратная связь идет от желания помочь человеку. Не самоутвердиться за его счет, не высказать «все, что я о нем думаю». Если вы, например, видите, что презентация коллеги требует доработки, скажите ему об этом. Но если вас раздражает безвкусный пирсинг соседа по комнате, и вы мечтаете рассказать ему о настоящей эстетике тела, то лучше не стоит. Эта история не про фидбэк.

3. Фидбэк направлен на действие, а не на человека. Не «Петя плохой», а результат его работы говорит о том, что Пете нужно быть внимательнее к деталям.

4. Больше конкретики. Говорите не в общем, а о конкретной задаче или проекте. «Петя, то, что ты сделал, – бред» – это не фидбэк. Лучше так: «Петя, тебе следует уточнять свою задачу. Это позволит выполнить ее корректно и получить результат с необходимым уровнем качества». В первом варианте Петя вряд ли возьмется за ум. Во втором случае есть шанс, что в будущем он сделает свою работу лучше.

5. Вам нужно подготовиться. Не рубите с плеча. Дайте себе время, соберите факты и аргументы для качественного фидбэка. Откажитесь от эмоциональных оценочных реплик в пользу конкретных примеров.

6. Ищите формулировки. Правду можно говорить приятными словами. Помните, что человек, с которым вы говорите, вам важен. Обязательно сформулируйте цель – чего вы хотите достичь в результате беседы. (И вы уже наверняка понимаете, что ответ: «Высказать все, что накопилось» – не про фидбэк.)

Есть так называемый принцип сендвича. Когда вы начинаете и заканчиваете похвалой, а между ней располагаете не очень приятную информацию.

На сессиях обратной связи часто рекомендуют упрощенный принцип: начните с хорошего, а затем переходите к тому, что хотелось бы изменить.

7. Не используйте слово «но». Оно отменяет комплимент, сказанный раньше. «Ты прекрасно написал статью, но сделал это не в срок и не утвердил с заказчиком». Согласитесь, это трудно назвать похвалой. О положительном и отрицательном говорите по отдельности. Ведь это разные вещи! Например, так: «Отличный у тебя получился текст. Ты нашел удачные факты и читается легко. Со сроками и утверждением возник сбой. Тексты очень важно вовремя согласовывать с заказчиком, пожалуйста, учти это на будущее».

8. Ваша цель – помочь человеку в развитии. Не забывайте об этом. И главное – не думайте, что человек обязан принять вашу информацию к действию. Вы обычный человек со своим субъективным взглядом на происходящее. Ваше мнение – только ваше. У человека есть право решать, что ему делать с тем, что он от вас узнал. Это как с подарком – можете принять, а можете и выбросить.

9. Будьте спокойны и толерантны, отслеживайте эмоции. У вас в душе не должно быть осуждения. Любой человек сразу чувствует даже невысказанное осуждение. Это сразу перечеркивает всю пользу фидбэка.

Говорите о ваших мыслях и чувствах по поводу той или иной ситуации, глядя на нее «с балкона».

10. Не забудьте о заслуженной похвале. Часто в стремлении поточнее указать человеку на недочеты мы забываем сказать о том, что было хорошего. Похвала вдохновляет и дает энергию. В том числе на то, чтобы работать со своим недостатками!

11. Учитесь получать фидбэк. Относитесь к нему как к ценному подарку. Вы получили возможность узнать о себе больше и заняться своим развитием.

12. Не перебивайте, не спорьте, не пускайтесь в объяснения, получая фидбэк. Даже если вы категорически не согласны или хотите прояснить, что же это было на самом деле. Ваша задача — не спор, а максимальный сбор информации о своей слепой зоне.

13. Обязательно проведите работу над фидбэком, даже если на душе остался неприятный осадок. Отбросьте эмоции и вычлените информацию, которая вам полезна. Работайте с ней, но помните, что только вы решаете, что из услышанного принимать, а что нет.

14. Обязательно поблагодарите человека, который давал вам обратную связь. Ему было непросто. Кстати, не судите его строго, даже если он нарушил какие-то из этих правил. Все мы учимся!

Читайте также

Мы не можем контролировать мир, зато можем управлять своими эмоциями! 2 ключевых правила решения конфликтов

Правила эффективной коммуникации от Ульяны Куликовой

Нетворкинг для поиска работы: где и с кем заводить полезные знакомства

Ищете работу, где вам будут давать только грамотный фидбек?

У нас как раз много вакансий в креативной, образовательной, IT сферах!

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: