Необязательно быть гением и «изобретать велосипед», чтобы создать что-то инновационное. Иногда достаточно тщательно разобрать то, что уже есть, и просто усовершенствовать его или применить к своим реалиям. Именно о таких методиках рассказывает книга психолога Рона Фридмана «Разгадка гениальности. Как работает инженерия идей» от издательства «Лаборатория».
Один из способов проанализировать идею — разобрать ее на составные и превратить в цифры. И для этого вам не нужны тысячи данных, докторская степень по статистике или суперкомпьютер. Метод, который описывает в своей книге Рон Фридман, простой и доступный для всех.
Допустим, вам нужно подготовить важную презентацию на конференцию. Вы нашли спикера TED, который вам нравится и паттерн речей которого вы хотели бы воспроизвести в своем выступлении. Как это сделать, Рон Фридман описывает на примере популярной лекции TED «Действительно ли школы убивают творчество?», которую прочитал в 2006 году покойный искусствовед сэр Кен Робинсон. В ней Робинсон утверждает, что формальная система образования учит детей бояться ошибок, поэтому у них исчезает естественная склонность к креативности. Сейчас у лекции более 71 млн просмотров.
Робинсона невозможно перестать слушать. Он серьезный, профессиональный и жесткий, и одновременно завораживает аудиторию почти каждым словом — и числа показывают почему.
Анализ речи Робинсона
Длительность
Продолжительность презентации: 19 мин 24 с.
Количество слов: 3105.
Структура
Введение (416 слов / 13%).
- Начинает с того, что привязывает тему своей речи к другим презентациям на конференции.
Тезис (51 слово / 2%).
- «Мое мнение заключается в том, что творчество сегодня не менее важно для образования, чем грамотность, и мы должны предоставить ему такой же статус».
Интересные истории, которые подтверждают, что дети творческие от природы (640 слов / 21%):
- маленькая девочка, которая рисовала Бога;
- пьеса о Рождестве;
- Шекспир;
- Пикассо.
Системы образования по всему миру рассматривают творчество как нечто второстепенное (763 слова / 25%):
- история о переезде семьи спикера в Америку;
- на чем базируются системы образования.
Насущные проблемы (154 слова / 5%):
- сейчас значительно больше людей начали получать высшее образование;
- изменилась природа работы;
- раздутое значение университетского образования (только закончить школу уже недостаточно).
Как работает интеллект (308 слов / 10%):
- интеллект имеет разные формы;
- интеллект динамичный и со временем адаптируется;
- у каждого человека свой уникальный интеллект.
Интересная история в завершение (773 слова / 25%):
- история балерины Джиллиан Линн;
- связывает историю Линн с темами выступлений предыдущих спикеров;
- повторяет, какая проблема стоит перед нами (образование стало слишком узким понятием), и связывает ее с решением (учить детей полноценно).
Содержание
Процент сценария посвящен:
- историям из биографии: 394 слова / 13%;
- историям не из биографии / анекдотическим историям: 674 слова / 22%;
- убедительным аргументам: 1608 слов / 52%;
- данным / фактам в поддержку тезиса: 22 слова / 1%;
- действенным стратегиям: 0 слов / 0%.
Количество вопросов / «крючков»: 25.
Количество шуток: 40.
Количество повторений тезиса: 3.
Сложность языка:
- сложность предложений / уровень образования: 5-й класс;
- средняя длина предложения: 11 слов.
Эмоция
Эмоциональный путь аудитории (чтобы получить этот параметр, нужно дать каждому параграфу код положительной, отрицательной или нейтральной эмоции):
- положительных эмоций: 36%;
- негативных эмоций: 40%;
- нейтральных эмоций: 24%.
Подача
Темп: 161 слово в минуту.
Слайды: 0.
Язык тела:
- позы: 100% открытые (без перекрещения рук и ног)
- движение: 1% хождение, 99% стояния.
И что означают эти цифры?
Заметили что-то необычное, пока читали этот анализ? Первое, что бросается в глаза, — количество шуток. Сорок шуток на речь до 20 минут — это более двух смешных фраз в минуту. Робинсон — профессор искусствоведения, который произносит речь на престижной конференции мирового класса, но подход у него совсем не классический. Он говорит, как стендап-комик.
Далее обращаем внимание на количество вопросов, которые Робинсон ставит аудитории. Их 25, а это более чем один вопрос в минуту. Если честно, это число немного раздутое, потому что у Робинсона есть разговорная (и очень английская) привычка постоянно дотачивать в конец предложения вопрос: «Правильно?». Но в целом это привлекает внимание аудитории и держит ее, создает впечатление неформального общения с другом. Это эффективный способ.
В этом разборе поражает еще один показатель — сколько статистики Робинсон приводит в поддержку своих аргументов. Профессор находился на сцене почти 20 минут и за это время лишь один раз упоминает статистику, и то мимоходом.
Вся убедительность его речи базируется не на фактах, а на историях.
Робинсон — ученый, один из самых известных экспертов по образованию в мире. У него в голове множество убедительных фактов, которые он может выдавать на-гора. Но что он делает, чтобы привлечь внимание аудитории TED и 71 миллиона людей, посмотревших видео? Он применяет сторителлинг.
Итак, когда мы перевели речь Робинсона в метрики, то смогли получить ясную картину факторов, благодаря которым его выступление выделяется среди других. Но это еще не конец. Потому что эти результаты не только показательные, но и поучительные.
Если мы захотим повторить формулу Робинсона и применить ее к совершенно новой теме, то нам это легко удастся. Можно даже сделать шаблон и превратить виральную речь Робинсона на план для себя. Ведь теперь мы знаем, сколько времени нужно уделить различным частям речи, какие эмоциональные переживания вызвать у слушателей, где поставить риторические вопросы, где рассказать интересную историю, а где вставить шутку.
Скелет речи а-ля лекция сэра Робинсона
Оптимальное количество слов: 3105
1. Введение (13%):
- начать с комплимента выступлениям других спикеров;
- подчеркнуть главные тезисы, связанные с вашей презентацией.
2. Тезис (2%):
- перейти от презентаций других спикеров к своему тезису;
- идентифицировать проблему, на которую, на ваш взгляд, обращают недостаточно внимания, предложить взглянуть на ситуацию иначе;
- четко и кратко сформулировать тезис одним предложением.
3. Рассказать интересную историю в поддержку тезиса (21%):
- предоставить аргументы в поддержку тезиса с помощью одной или нескольких коротких забавных историй, которые люди могут примерить на себя.
4. Объяснить, почему складывается такая ситуация (25%):
- если возможно, то сделать это с помощью историй о своем детстве, детях или супруге.
5. Объяснить, насколько серьезными станут в будущем проблемы, о которых вы говорите (5%):
- привести несколько примеров, как проблемы, о которых вы говорите, разрастутся, если на них не обращать внимания.
6. Перейти к решению (10%):
- дать основанные на научных данных инсайты, предлагающие альтернативную точку зрения на то, как можно решить эти проблемы.
7. Рассказать историю для вдохновения в завершение (25%):
- найти историю о человеке, который пострадал в результате этой проблемы;
- объяснить, как ваше решение помогло этому человеку справиться с проблемой;
- подчеркнуть, какого невероятного успеха смог достичь человек в результате того, что воспользовался вашим решением;
- связать историю этого человека с темами других выступлений на конференции.
Теперь мы имеем доказанный рецепт, как написать замечательную речь в стиле самого популярного выступления в истории интернета.
Конечно, не у всех есть талант написать речь, полную историй и шуток. Но, к счастью, не всем это и нужно. Можно найти другого лектора, подход которого будет совпадать с вашими сильными сторонами как спикера. Главное, что теперь у вас есть методология, по которой можно разложить «на молекулы» много работ и выявить структуру, которая будет резонировать с вашим видением и формулу которой вы сможете использовать для себя в совершенно новый способ.
Ищете работу?
Ищите у нас — есть много вакансий в крутых украинских и международных компаниях.
ВакансииЧитайте также
Планируете переговоры? 5 вопросов, которые стоит задать себе перед разговором
Какие навыки стоит развивать, чтобы быть успешными в будущем
Как делать презентации: лайфхаки для недизайнеров
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.