Мы все больше привыкаем к новой реальности: удаленной работе, встречам по зуму, виртуальным выступлениям. Как же сделать, чтобы наши активности в онлайне были не менее эффективными, чем докарантинные? Ответ прост: правильно подготовиться. Своими лайфхаками по эффективной подготовке к онлайн-выступлениям делится тренер спикеров, соучредительница keywords.agency Дзвинка Завалий.
COVID-19 заставил нас искать новые пути взаимодействия и сотрудничества, переформатировать то, как мы работаем, как общаемся, как посещаем конференции. К тому же большинство компаний хотят практиковать удаленную работу и после пандемии. Так, опрос руководителей компаний Gartner показало, что 80% планируют разрешить работникам работать удаленно по крайней мере часть времени, а 47% готовы предоставить им возможность полностью перейти на работу из дома. Итак, если встречи и презентации онлайн остаются с нами, как нам выступать максимально эффективно? Разберемся в статье.
Как подготовиться к выступлению онлайн: три этапа
Проводите вы презентацию в офлайне или онлайне — выступление нужно подготовить и отрепетировать. И в онлайновой реальности к этому стоит подойти с еще большим усердием. Теперь контент оказался в центре внимания, ведь участники встреч или конференций имеют меньше возможностей общаться между собой, поэтому фокусируются на том, что говорит спикер, и имеют более высокие ожидания.
Также еще более ценным стало время, ведь в онлайне людям сложно удерживать внимание в течение длительного периода. Поэтому перед спикерами возникают два вызова: во-первых, наполнение презентации должно быть интересным аудитории, во-вторых, важно доносить свои мысли быстро. И чтобы достойно ответить на эти два вызова, к презентации необходимо готовиться.
Для эффективной подготовки рекомендую такой алгоритм:
1. Intention (цель, замысел)
На первом этапе, intention, прорабатываем вашу внутреннюю мотивацию, цель и главную идею речи.
Внутренняя мотивация — это ответ на вопрос:
- почему вы хотите говорить именно на эту тему?
- почему хотите выйти на сцену?
- чего лично для себя хотите достичь с помощью речи?
Также важно понять целевую аудиторию вашего выступления:
- кто вас будет слушать?
- чем живут эти люди?
- что они уже знают по теме выступления?
- что хотели бы от вас услышать?
Когда вы поняли аудиторию, можно установить цель речи:
- что изменится для этих людей после вашего выступления?
- что они должны сделать / почувствовать после выступления?
- какова цель выступления?
- как вы поймете, что достигли цели? (Записать критерии)
Поняв аудиторию и определив цель, важно зафиксировать, какие месседжи нужно донести аудитории. Чтобы их найти, следует ответить на вопросы:
- какая главная мысль должна остаться в голове слушателя после выступления?
- какие сопроводительные месседжи вы бы хотели донести?
2. Keywords (ключевые слова)
На втором этапе, keywords, нужно проработать структуру речи, наполнить ее историями, фактами, примерами (всем, что придет в голову и что покажется важным) и отсеять лишнее.
На этапе работы над структурой важно продумать, какая последовательность изложения мыслей поможет вам донести месседжи, какой будет логика переходов между структурными блоками, а также как начать и завершить речь.
«Набросав» структуру выступления, можно погружаться в наполнение каждого элемента. Добавляем истории, факты, данные, примеры, относящиеся к теме, и размещаем их согласно целям каждого структурного элемента.
Именно на этом этапе большинство спикеров начинают создавать слайды (если планируют их использовать). Моя рекомендация — пока нет готового выступления, не увлекаться красотой презентации. На этом этапе достаточно создавать простые слайды с черными словами на белом фоне, к ним добавить заголовок и описание, как должен выглядеть слайд (например: «здесь должна быть картинка с кораблем», «здесь должна быть статистика рынка труда за последний год» или добавить изображение, если уже знаете, какое конкретно хотите использовать). В заметках к слайдам много спикеров пишут себе тезисы или скрипт речи.
Далее, когда собрали все примеры и истории, важно сверить эти элементы с целью и посланиями речи и отсеять те, которые не работают на главную идею (нерелевантные примеры, чрезмерное количество информации, истории ради истории). Именно поэтому советую не заниматься оформлением слайдов с самого начала, ведь выступление будет меняться, и ваши усилия могут оказаться напрасными.
3. Delivery (подача)
Следующий этап подготовки — delivery, и на нем важно позаботиться обо всем, что будет сопровождать выступление, но не касается контента: о среде выступления, о вашем виде и о технике. Также теперь, когда у вас есть финальная и проработанная речь, самое время заняться красотой слайдов. На этом я долго не буду останавливаться, ведь эксперты Happy Monday сделали это за меня: здесь можно прочитать о том, как сделать хорошую презентацию, а здесь — как ее делать не нужно.
Готовим среду к выступлению онлайн
Освещение
Золотое правило: стоит сидеть лицом к источнику света средней интенсивности. Почему? Если свет очень яркий, то вы будете как большое светлое пятно с глазами. Вот я как:
Если вы будете сидеть спиной к источнику света, то слушателям будет видно только ваш силуэт.
Если освещение в вашей комнате не очень, установите за девайсом настольную лампу, по центру над камерой, чтобы осветить ваше лицо. Чтобы это хорошо работало, минимизируйте освещение из других источников.
Расположение камеры
Поднимите ноутбук так, чтобы ваша камера находилась на уровне глаз. Это можно сделать, подложив под ноутбук коробку или стопку книг. Если просто поставите ноутбук на стол и будете смотреть в камеру, ракурс будет не самый лучший, потому что излишне откроет ваши ноздри и шею. Вот сравните:
Фон
Беспорядок на фоне — коробки, книги, еда, игрушки, белье — не только выглядит непрофессионально, но и может стать вашим конкурентом, ведь слушатели будут иметь выбор: слушать вас рассматривать книги, которые стоят у вас на полке. Предметы интерьера допустимы в кадре, если слишком далеко расположены, чтобы их различить. А идеальным является простой однотонный фон (стена или специальное полотно).
Если вы не можете упорядочить свое пространство, то есть два варианта: размыть фон в приложении для видеозвонков или создать виртуальный.
Звук
В идеале, вам следует быть в тихой комнате. Однако иногда это невозможно, если из дома также работает партнер или играют дети. Эту проблему можно устранить, инвестировав в качественную гарнитуру со встроенным микрофоном. Также важно выключить уведомления на телефоне и ноутбуке, чтобы они не мешали ни вам, ни слушателям.
Как будет выглядеть спикер
Одежда
Рекомендую выбрать ту одежду, в которой вы бы пошли в офис или на встречу. Это не только поможет вам выглядеть более профессионально, но и даст возможность переключиться с домашнего контекста на рабочий.
Подбирая одежду, избегайте узоров, ярких красок, а также блестящих тканей (например, атлас или шелк), поскольку через камеру они могут мерцать при движении. Лучше выбирать однотонные вещи, чтобы люди были сосредоточены на вашем выступлении, а не на вашем наряде.
Расположение
Ваша сцена — это экран вашего слушателя. Поэтому важно подумать, как выгоднее себя разместить на этой виртуальной сцене. Если вы сидите слишком близко к камере, ваше лицо может выглядеть раздутым. Лучше сидеть, облокотившись на спинку кресла, на расстоянии вытянутой руки от камеры. Это даст вам больше пространства для жестикуляции, что поможет управлять энергией выступления и подкреплять месседжи, которые вы доносите.
Если есть необходимость переключать слайды или управлять микрофоном / чатом, можно использовать беспроводную мышку, клавиатуру или кликер.
Чтобы слушатели вас воспринимали еще лучше, важно глазами смотреть в камеру, а не на экран.
Проверяем технику
- Обеспечьте надежную связь с интернетом. Если есть риск, что сеть WiFi отключится, потренируйтесь заранее раздавать интернет с телефона, чтобы во время выступления точно знать, как переключиться на другой источник сети и подключиться к встрече.
- Подготовьте запасной ноутбук (планшет или телефон) на случай, если возникнет проблема.
- Загрузите PDF-версию своей презентации, чтобы показывать вариант, сохраненный на компьютере, а не онлайновый. Это поможет вам не волноваться о том, что интернет будет зависать. К тому же, если видео или изображения «тяжелые», то с компьютера они будут запускаться без задержки. Сохраняя презентацию как PDF, не забудьте удалить свои скрытые слайды, ведь они будут видимы во время показа.
- Протестируйте презентацию заранее — ничего ли не поплыло, включается ли слайд по клику, воспроизводятся ли видео и есть ли звук.
- Закройте все ненужные программы, чтобы они не мешали вашему приложению для веб-конференций. Также отключите все другие фоновые действия, которые требуют значительного объема памяти, такие как загрузка файлов или мгновенная синхронизация.
- Предварительно ознакомьтесь с платформой, через которую будете выходить на связь. Потренируйтесь отключать микрофон, шерить экран. Если вы ведущий, то потренируйтесь также отключать звук одного или всех остальных участников встречи и работать с чатом.
А какие tips & tricks в вашей копилке? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях к статье.
Ищете работу?
А она ищет вас! У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях!
ВакансииЧитайте также
Как делать презентации: лайфхаки для недизайнеров
Что такое видеоинтервью и как к нему подготовиться?
Слушать vs слышать: как сделать беседы продуктивными
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.