Профессиональная медиаторка и експертка по ведению переговоров Александра Картер разработала методику, которая позволяет построить продуктивный разговор на любую тему. Для этого чрезвычайно важно задавать правильные вопросы не только собеседнику, но и себе.
Об этом Александра написала книгу «Не бойся спросить», которая вышла в издательстве «Лаборатория». Законспектировали 5 вопросов, на которые стоит честно себе ответить, прежде чем приступать к переговорам о чем угодно.
1. Какую проблему я хочу решить?
Вести переговоры — значит держать курс: каждое решение, каждый поворот в разговоре должны соотноситься с проблемой / вопросом, которые вы хотите решить в процессе. Именно поэтому они должна быть сформулированы четко и конкретно. Формулировка может занять много времени, но в будущем сэкономит больше.
Когда речь идет о переговорах, постановка вопроса — это первый шаг к получению ответа.
2. Что мне нужно?
Потребности — это мотивация для всего, что мы делаем, наша движущая сила. И совсем не то же самое, что прихоть или желание — вам некомфортно жить или работать, если у вас этого нет.
Часто при подготовке к переговорам люди продумывают «программу минимум» — худший из возможных сценариев, по которому стоит соглашаться на условия оппонента. Но исследования показывают: если сосредоточиться на положительных результатах, которые будут удовлетворять наши потребности, разговор пойдет продуктивнее и приятнее.
Если же мы начинаем переговоры без понимания своих потребностей, то позволяем им стать неконтролируемыми, чувствуем себя растерянными и дезорганизованными.
3. Что я чувствую?
Существует стереотип, что чувства нужно оставлять за дверью переговорной комнаты, потому что только холодный разум и точный просчет помогут принять действительно выгодное решение. На самом деле чувства важны в профессиональной жизни, поскольку иногда именно они могут подсказать вам правильное решение. Поэтому оставлять эмоции за дверью — неправильно, нужно понять их и умело управлять ими во время разговора.
4. Как я успешно справлялся(-лась) с этим в прошлом?
Благодаря этому вопросу конкретный разговор, к которому вы готовитесь, встраивается в контекст: вы начинаете обдумывать успешные подходы, обстоятельства и техники, которые уже использовали в прошлом для деловых или личных переговоров — как сохраняли самообладание, какие методы ведения разговора использовали.
Если вам кажется, что опыта успешных переговоров у вас нет — вы точно ошибаетесь. Конечно, может случиться, что вам не приходилось вести суперуспешный разговор, но что-то точно удавалось — и воспоминания об этом придадут вам уверенности.
5. Какой мой первый шаг?
Часто люди определяют проблему, но не знают, с чего начать ее решение. И это может загонять вас в тупик — ведь масштабные цели часто кажутся невыполнимыми, а потому пугают и заставляют сомневаться.
Начинать лучше с маленьких шагов. Например, если вам нужно решить конфликт, не стоит стартовать с «Поговорить с …». Начните с более мелких решений: обдумайте разговор, подберите точный время и тому подобное. Подготовьте тезисы будущих переговоров. Не бойтесь показаться собеседнику странным, придя с заметками (даже если это личный разговор). Они, наоборот, показывают ваше ответственное отношение.
И в целом не бойтесь потратить много времени на разговор с собой — во время переговоров это убережет вас от лишних размышлений и сомнений.
Вести переговоры волнующее и нелегко. Часто перспектива сложных разговоров загоняет нас в тупик, заставляет сомневаться и уступать. Поэтому чрезвычайно важно перед разговором поговорить с собой. Подробнее об этой методике читайте в книге «Не бойся спросить» Александры Картер от издательства «Лаборатория».
Нужна работа?
У нас на сайте много вакансий в креативной сфере, IT-компаниях, образовании и т.д. 👉
ВакансииЧитайте также
Как обсуждать зарплату на собеседовании
Какие навыки стоит развивать, чтобы быть успешными в будущем
«Главное — не бесить людей». Правила делового этикета на рабочем месте
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.