Многие думают, что блогер — это человек, который просто выкладывает красивые фото своей красивой жизни. Но что на самом деле значит стать блогером? Рассказывает Яна Метелкина, автор тревел-блога metyolkina.com
Яна, почему вы решили стать блогером и как к этому пришли?
8 лет в СМИ и резкий поворот на новую дорогу — это страшно, но весело. Изначально я мечтала быть новостным корреспондентом. Но в итоге, кроме новостей, со мной случалось разное: глянец, криминальные, социальные и научно-популярные телепрограммы. В конце концов, даже тревел-шоу «Орел и Решка».
Из журналиста, редактора и сценариста я постепенно мутировала в блогера, чтобы стать более свободной. Ведь при всей своей увлекательности телевидение — это всегда мясорубка. Забирает слишком много времени, сил, и ты неизбежно выгораешь. Наступает момент, когда жизненно необходимо сделать паузу.
Я ушла с безумно любимого проекта «Орел и Решка» в никуда, чтобы перезагрузиться. Мы улетели с мужем на Шри-Ланку, где я писала много путевых заметок для соцсетей. И муж буквально уговорил меня попробовать создать свой блог. В тот момент это показалось мне полнейшим безумием и чем-то нереальным.
Но по возвращении у меня родилась концепция блога — писать о путешествиях, которые радикально меняют жизнь людей.
Рассказывать не только впечатления из своих поездок, но и истории людей, которые, побывав однажды в новой стране, поменяли жизнь на 180 градусов.
И вот тогда я загорелась. Своими силами мы с мужем создали сайт на WordPress. И придумали шуточный слоган: «Дай блог вам счастья». С того момента я стала блогером.
Кто такой блогер? О чем эта профессия, что входит в ее «должностные обязанности»?
Многие думают, что блогер — это человек, который красиво живет и выкладывает красивые фото. В общем, бездельник, которому почему-то разные бренды вручают горы подарков. Я и сама раньше так думала. Но потом поняла, что все далеко не так.
Хороший блогер — это полноценный телеканал или издательство. Это крутое тематическое СМИ, это телесериал, это кино. С одним важным отличием — у тебя нет команды из 10-1000 человек для выполнения всех задач. Есть только ты сам — автор идей и статей, менеджер и продюсер, стилист и оператор, модель и видеомонтажер, маркетолог и СММ-щик, дизайнер и SEO-шник. И на все это у тебя есть 24 часа в сутки.
Тебе нужно найти свою аудиторию, которая весь этот труд заметит, оценит, полюбит и подпишется именно на тебя, а не на миллион других блогеров.
Тебе нужно уметь работать с брендами. И каким-то чудом зарабатывать. На первых порах приходится делать тонну невидимой работы и верить, что спустя некоторое время будет отдача.
Было ли страшно рисковать? С какими сложностями и вызовами столкнулись?
Конечно страшно. Одно дело — работать в продакшене, где у тебя есть зарплата, четкие обязанности, а в случае с «Орлом и Решкой» — еще и аудитория нескольких стран, которая видит твой труд. Понятно, что никто из зрителей даже не догадывается о твоем существовании, но приятно, что твои закадровые тексты, шутки и идеи оценивают миллионы. А потом внезапно их оценивают только твои родители и друзья, потому что твой блог и профиль в соцсетях пока что с крошечной аудиторией. Это странное чувство.
Пришлось заново учиться тайм-менеджменту. Ведь когда у тебя нет начальника, нет дедлайна и офиса — диван и прокрастинация становятся верными напарниками. Прогнать их — тот еще героизм.
Но сложнее всего мне было принять 3 вещи. Во-первых, большинство людей предпочитает утиные селфи и голые задницы накачанных девочек моим кадрам-фильмам с полезными текстами. Во-вторых, только боты подписываются на профиль тысячами, а живые фолловеры приходят очень медленно, зато надолго. В-третьих, важно не количество лайков, а процент вовлеченности подписчиков. Поэтому пусть их лучше будет меньше, но они будут активными. Очень часто бывает, что у блогера 300 тысяч подписчиков, но эти мертвые души — всего лишь пыль в глаза рекламодателям.
Как относятся к этому близкие и друзья? Воспринимают ли блогерство как профессию?
Все, кто понимает, как это работает и к чему может привести, относятся серьезно. Но есть и те, кому помутили разум псевдоблогеры с бесконечной рекламой косметики. Когда они язвят, что все это лишь баловство, я ставлю в пример блогеров другого уровня. Того же Наса Дэйли, который делает познавательные минутные ролики каждый день и за последний месяц заработал $80 000. Или украинских блогеров, которые зарабатывают по $1 000 за один пост в Instagram.
Но, конечно, эти ребята шли к признанию и таким заработкам годами, это не у каждого получится.
В какой-то степени, это похоже на шоу-бизнес. Нужно долго пахать, чтобы стать Мадонной. Просто вместо песен ты делаешь тексты, фото и видео.
Удается ли заработать блогеру? На чем и как?
Первоочередная задача блогера — создавать контент и собирать вокруг себя единомышленников. Это длительный, трудоемкий процесс. И потом в награду за труды к тебе начинают постепенно обращаться бренды с рекламными предложениями. Кто-то хочет, чтобы ты порекомендовал его за подарок или за деньги у себя в соцсетях. С кем-то ты делаешь большие коллаборации из целого цикла разных активностей.
Я зарабатываю еще и на том, что читаю лекции о сторителлинге, текстах и драматургии. Иногда снимаюсь в роли модели. Еще планирую вести свою колонку о путешествиях в каком-то из любимых изданий. Хочу поработать как сценарист с парочкой западных продакшенов, ведь иногда скучаю по съемкам. Кроме того, я намерена снять научно-популярный фильм о путешествиях и сделать социальный проект, чтобы вдохновить наших людей путешествовать больше.
В чем секрет успеха блога и блогера? Что для блогера успех?
Секрет успеха в терпении. В том, чтобы не останавливаться, даже когда кажется, что твою работу никто не видит и не читает. Меня очень поддерживает муж. Если бы не он, я бы давно психанула и ушла пахать и страдать на телик. Ведь я человек творческий и нетерпеливый. Выкладываюсь на полную в каждой статье, интервью, посте и расстраиваюсь, если он тут же не собирает все лайки мира. Хоть и понимаю, что это глупо.
В такие моменты Дима призывает меня мыслить глобальнее и уверяет, что полет нормальный и скоро будет бомба. А поскольку он маркетолог и мыслит стратегически, я ему, конечно, верю.
Что посоветуете тем, кто хочет стать блогером: где и чему учится, как начать, полезные ссылки и инструменты?
Самое главное — найти тему, которая максимально вдохновляет. В моем случае — это путешествия и люди (интервью с путешественниками).
Затем нужно хорошенько разобраться в этой теме. Чтобы банально было, что систематически рассказывать.
Следующий шаг — определиться с форматом и концепцией. Понять, в каком виде излагать миру свои мысли и где (в соцсетях, на уoutube, в своем блоге и т.д.).
А потом просто пускаться в бой. Создавать контент, за который не стыдно. Писать, снимать, монтировать, удивлять.
Никогда не получится придумать блестящую стратегию наперед. Все приходит только в процессе.
По ходу дела рождаются идеи, знакомства и возможности. Нужно быть любознательным человеком-оркестром. Но главное — знать свою миссию и нести людям месседж.
Я, например, реально хочу, чтобы люди больше путешествовали, а не просто рассматривали мои фотки в купальнике. Поэтому, помимо постов в Instagram, я пишу лонгриды в блоге, где даю советы, делюсь маршрутами, рассказываю, куда ехать и что пережить. И люди уже начинают этим пользоваться.
Я хочу, чтоб украинцы перестали бояться тратить заработанное непосильным трудом на приключения в любом возрасте. Чтобы они не ехали лежать бревном в Турцию, а отправлялись в приключения. Потому что знаю по себе — именно приключения лечат лучше докторов и таблеток, меняют, учат, делают жизнь длиннее и лучше.
За творчеством Яны вы можете следить в ее блоге, Instagram и Telegram.
Читайте также
Крутой поворот: 5 историй о поиске себя и кардинальной смене профессии
«Как я ушла в отпуск на 4 месяца и что из этого вышло». История одного саббатикала
Не только SMM: 20 новых профессий в соцсетях
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Мінцифри запускає цифровий рекрутинг через «Дію»
Українців запрошують пройти Національний тест з медіаграмотності
Pink Office Day: роботодавців закликають долучитися до «рожевого» руху