Вопрос, в каком направлении двигаться и какую профессию выбрать, хотя бы раз задавал себе каждый. И наверняка задаст еще, учитывая, что смена карьеры — это настоящий тренд современности. Анна Мазур, основательница и СЕО Happy Monday, советует простой способ, как найти на него ответ с минимальными потерями душевного спокойствия и нервных клеток.
Один из самых популярных и эффективных инструментов — это найти ответ на пересечении трех сфер: 1) того, что вам хочется делать; 2) того, что у вас хорошо получается; 3) того, за что заплатят на рынке.
Для этого вам необходимо ответить на три вопроса: «Чего я хочу?», «Что я могу?» и «Что нужно рынку?».
Подготовка
Будьте готовы уделить этому процессу достаточно времени. За один вечер вы точно не поймете, куда двигаться. Как минимум — потому что у вас еще недостаточно информации, чтобы принять правильное решение. Как максимум — потому что мозгу нужно время для обработки таких комплексных вопросов.
Понадобится минимум 3-4 недели, но оптимально — около 3 месяцев. Для начала на регулярной основе запланируйте в календаре время для работы над этими вопросами. И позаботьтесь, чтобы в это время вас никто не отвлекал. Также советую завести специальный блокнот или папку для бумаг, где будете хранить результаты своих размышлений.
Вопрос №1: «Чего я хочу?»
Оптимальное время для ответа: 2-3 недели
Ответ на этот вопрос знаете только вы — он лежит в поле вашей самостоятельной работы, анализа своих потребностей и предпочтений. Другими словами, это список ваших желаний.
Начинать стоит именно с этого вопроса, хотя после проработки следующих блоков вы можете вернуться к нему еще раз. Есть несколько упражнений, которые помогут ответить на вопрос: «Чего я хочу?».
Список 100 желаний
Выделите себе 2 часа времени и запишите в столбик 100 своих желаний (минимум!). Сначала эта задача покажется невыполнимой, но вы справитесь. Первые 10-15 желаний вы запишете относительно быстро — это будет то, что вы и так знаете и о чем часто думаете. Следующая десятка дастся труднее, заставит напрягаться и вспоминать свои желания. Следующие десять, а то и двадцать пунктов будут шутливо-истеричными. А вот потом начнется самое интересное — вы очистите мозг от того, что лежит на поверхности, и сможете достать до настоящих желаний.
Регулярные вопросы себе
Вам нужно научиться обращать внимание на свои желания. У всех они есть, но многие из нас разучились их слышать. Часто это доходит до такого глубоко игнорирования, что начинает казаться, будто вы вообще ничего не хотите. Ваша задача — регулярно спрашивать себя «А чего я хочу?», вплоть до того, что вы настраиваете на телефоне будильник или напоминание о том, что вам нужно задать себе такой вопрос. Сначала, возможно, никаких ответов вы не услышите. Потом появятся первые — выпить воды, позвонить близкой подруге, купить себе букет полевых цветов. Отмечайте их, записывайте, по возможности выполняйте и продолжайте спрашивать. Со временем вы начнете слышать более глобальные и важные желания.
Таймер
Дедлайн отлично работает и для поиска ответов на важные вопросы. Возьмите листик и ручку, поставте таймер на 15-20 минут и начните отвечать на вопрос: «Чего я хочу?», не задумываясь — пишите все, что приходит в голову. Чтобы лучше осознать свои желания, находите и тестируйте разные инструменты. После сопоставьте результаты, выпишите то, что повторяется, и проанализируйте этот список.
Чтобы лучше осознать свои желания, находите и тестируйте разные инструменты. После сопоставьте результаты, выпишите то, что повторяется, и проанализируйте этот список.
Знаем способ выбрать профессию за 2 часа!
Можно пройти наш онлайн-тест на профориентацию с консультацией специалиста
Тестирование
Вопрос №2: «Что я могу?»
Оптимальное время для ответа: 3-4 недели
С этим вопросом в одиночку не справиться — придется подключать окружающих. Ведь если мы говорим о профессиональной реализации, то она возможна только среди людей — именно они берут вас на работу, платят за ваши услуги, приобретают ваши товары или каким-либо другим образом признают ценность ваших умений и навыков. Поэтому в одиночку вы не можете оценить, насколько хороши ваши способности.
Есть и еще одна причина обратиться за помощью в этом вопросе. Мы часто склонны себя недооценивать. Легко находите контакт с другими людьми? Это важное конкурентное преимущество на рынке, но вы наверняка скажете: «Да что здесь такого, все так могут». Нам сложно по достоинству оценить свои врожденные или наработанные преимущества, поэтому ответ на второй вопрос нужно искать как внутри себя, так и собирая обратную связь от окружающих. Вот несколько упражнений, которые помогут ответить на этот вопрос.
Инвентаризация собственного опыта
Выделите 1-2 вечера и выпишите все проекты, инициативы, компании, курсы, стажировки, кружки и секции, где вы учились или работали за всю свою сознательную жизнь. Ваша задача — подготовить полное жизнеописание своей профессиональной деятельности, начиная со школы. Собрав весь опыт в одном месте, вы можете сделать неожиданные открытия. Ведь мы склонны многое забывать, если в этом нет потребности здесь и сейчас. Такой документ называется CV (в переводе с лат. сurriculum vitæ — «ход жизни»). Не путайте с резюме, где отражено только то, что важно для одной конкретной позиции.
Запрос фидбэка
Так же, как и с регулярными вопросами «Чего я хочу?», вам стоит научиться запрашивать обратную связь после каждого проекта или значимой задачи. Защитили проект перед клиентом — попросите руководителя дать вам обратную связь, что вы сделали правильно, а над чем нужно еще поработать. Выступили на конференции — уточните у организаторов, что вам удалось хорошо, а что нужно еще усилить. И так далее. Запрос вы можете сформулировать, например, так: «Дай мне, пожалуйста, обратную связь. Что, на твой взгляд, у меня получилось хорошо, а над чем нужно еще поработать? Я не обижусь на критику, но буду также благодарен (-на) за похвалу. Мне важно знать, в чем мои сильные стороны и на чем мне лучше строить свое дальнейшее профессиональное развитие. Заранее спасибо тебе».
Обратная связь 360
Соберите анонимную обратную связь у тех, кто хорошо вас знает как профессионала. Самый простой формат — Google-форма с тремя вопросами.
- Что, на ваш взгляд, у меня получается хорошо? Что вы считаете моими сильными сторонами?
- С каким вопросом вы бы обратились ко мне за советом? Чем я могу быть вам полезен (-на)?
- Какие вы видите для меня зоны роста? Что мне нужно улучшить, изменить, чему научиться?
Отправьте эту форму людям, чьи ответы имеют для вас ценность, примерно с такой просьбой: «Добрый день! Если вы открыли эту форму, значит, мы с вами что-то делали вместе. Я сейчас работаю над пониманием своих сильных качеств, поэтому буду благодарен (-на) за обратную связь!».
Рекомендации и отзывы
Пройдитесь по всем предыдущим местам работы и соберите рекомендации и отзывы о вас от руководителей и коллег. Вы можете запросить рекомендацию в форме письма с подписью и контактами рекомендующего или, например, отправить запрос на рекомендацию через LinkedIn. Второй вариант еще и сделает более эффективным поиск работы в будущем (рекомендации в профиле LinkedIn заметно выделяют вас среди других кандидатов и повышают ваши шансы на контакт с работодателем).
Как и после упражнений для осознания своих желаний, здесь вам тоже нужно проанализировать результаты и составить список своих навыков и умений. Этот список — ваш ответ на второй вопрос.
Вопрос №3: «Что нужно рынку?»
Оптимальное время для ответа: 3-4 недели
Когда я говорю о любом деле, то имею в виду работу, которая обеспечивает не только удовольствие и реализацию, но и уровень дохода, который полностью покрывает ваши потребности. В противном случае чувствовать себя наполнено и гармонично будет сложно. А это значит, что если вам нравится создавать поделки из бисера, но это не приносит вам денег, то это хобби, а не любимая работа. Чтобы из хобби сделать работу, нужно найти под него рыночную нишу — проанализировать текущие и будущие возможности, спрос рынка труда и его перспективы. Вот несколько упражнений, которые помогут ответить на этот вопрос.
Аналитика и исследования
Будущее рынка труда сегодня заботит многих. Глобальные консалтинговые компании и лучшие умы человечества думают, анализируют и пишут много статей и заметок на тему занятости. Поэтому читайте все по теме — обзоры зарплат, которые проводят порталы с вакансиями и аналитические медиа, исследования навыков будущего и так далее. Много полезной аналитики есть на LinkedIn — они собирают обзоры самых востребованных навыков, высокооплачиваемых профессий и популярных профессиональных запросов.
Статьи и консультации карьерных экспертов
Вы не можете разбираться во всех сферах и знать особенности каждой индустрии. Но есть люди, для которых это работа. Карьерные консультанты — одна из растущих сфер занятости, и много профессионалов, которые уже добились в этом успеха, сегодня предлагают свою экспертизу. Выберите ниши, которые вам интересны, и найдите тех, кто за чашкой кофе расскажет вам о возможностях и требованиях индустрии.
Теперь соберите вместе ответы на все вопросы и найдите пересечения – посмотрите, какие ваши желания подкреплены навыками и имеют спрос на рынке. Скорее всего, инсайты будут приходить уже в процессе, но не игнорируйте этап анализа. Он важен, чтобы довести начатое до конца и финализировать свой личный ответ на вопрос, куда же все-таки двигаться 🙂
Книги в помощь:
- Барбара Шер «Мpiй пpaвильнo. Як зpoзумiти, чoгo ти нacпpaвдi бaжaєш i як цьoгo дocягти».
- Барбара Шер «Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом».
- Барбара Шер «Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты».
- Елена Резанова «Ніколи-небудь. Як вийти з безвиході і віднайти себе»
- Эль Луна «Між треба та хочу. Знайди і плекай свою пристрасть».
- Кен Робинсон «Призвание».
Больше советов по поиску и выбору наиболее подходящей профессии, а также дальнейшему карьерному развитию можно найти в книге основательницы и СЕО Happy Monday Анны Мазур и редакторки Насти Пасенко👇
Читайте также
5 порад для пошуку себе з книги «Ніколи-небудь» Олени Рєзанової
Як будувати кар’єру з пристрастю? Поради читачів Happy Monday
Словник форматів роботи від Анни Мазур
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.