Задумывались ли вы о важности информационной безопасности? А манипуляции распознавать умеете? Сегодня от воздействия СМИ и социальных медиа не защищен никто. Именно поэтому каждому из нас нужно сформировать новый навык — медиаграмотность.
Весь мир вовлечен в единую информационную систему, и работает она в режиме реального времени. А медиаграмотность — это культура правильного потребления этой информации. Неудивительно, что по данным Institute for the Future, медиаграмотность вошла в перечень навыков будущего, необходимых для эффективного взаимодействия с людьми.
О важнейших принципах восприятия медиасообщений рассказывает Надежда Черная-Бохняк, экспертка по коммуникациям в некоммерческих организациях и преподавательница коммуникаций в Школе журналистики УКУ.
Что такое медиаграмотность
Некоторые считают, что медиаграмотность — это про защиту детей от нежелательных месседжей или злоупотребления доверием в интернете. Но на самом деле она нужна каждому и не только тем, кто смотрит телевидение или сидит в интернете. Если вы выключите телевизор или компьютер, вы все равно останетесь в медиапространстве.
Медиа и информация больше не являются тем, что влияет на нашу культуру. Это и есть культура.
Медиа долгое время были проверенным источником информации. Сейчас это уже не так, но старые представления еще работают: наше восприятие окружающей реальности зависит от того, как его подают СМИ. Поскольку в большом потоке событий, которые случаются ежедневно, человеку сложно выработать собственное понимание того, что он видит.
Медиаграмотность — это навыки и привычки, которые помогут вам критически воспринимать сообщения различных медиа: традиционных, социальных сетей, наружной рекламы, партизанского маркетинга.
Медиаграмотность поможет избежать неточных новостей и получить достоверную информацию о текущих событиях. И базируется этот навык на вашей персональной ответственности как потребителя.
Стоит ли верить соцсетям?
Сегодня такие социальные медиа, как Facebook, Twitter, Telegram, взяли на себя функцию распространения новостей. Но они не всегда являются надежным источником информации. Вам кажется, что вы получили тщательно отобранные знания по определенной теме, пока листали ленту известных вам людей, но это не так. Социальные медиа транслируют большое количество манипулятивных и фиктивных новостей.
Боты и тролли
В социальных медиа разыгрываются, в частности, бизнес- и политические стратегии. Они остаются незаметными для нас, но в то же время агрессивно вмешиваются в наше информационное пространство. И мы поддаемся им, даже не осознавая этого.
Здесь стоит вспомнить о ботах и троллях. Это инструменты искажения реальности. Они вносят деструктив в публичные дискуссии, вызывают негативные эмоции у аудитории и нарушают онлайн-этику. Боты — это программы, а тролли — реальные люди, которые получают за свою работу деньги. Их основная задача — засорить инфопространство, чтобы реальные мысли потерялись среди комментариев. Таким образом отвлекается внимание от сути вопроса и создаются ложные впечатления о точке зрения людей.
Кто платит за лайки?
Манипуляцией являются и дополнительные смыслы, которые закладывают в свои сообщения маркетологи и пиарщики. Нужно помнить о том, что социальные медиа, такие как Facebook, Twitter, Instagram — это прежде всего платформы, главная цель которых — заработать деньги.
Да, вы ничего не платите за регистрацию, но главной ценностью являются ваши персональные данные: возраст, пол, место жительства, образование, интересы и т.п.
Специальная программа отслеживает, что вы делаете в браузере своего компьютера. Так Facebook знает о вас все: какие публикации вам нравятся, какие страницы вы просматриваете, что планируете купить в ближайшее время, какая информация наиболее востребована для вас и тому подобное. Доступ к этой информации помогает точно нацеливать рекламу на определенные группы пользователей.
Кстати, таргетировать рекламу в соцсетях — уже давно полноценная профессия. Читайте о ней в статье →
ЧитатьВладелец страницы бренда, медиа или организации, особенно после последних нововведений Цукерберга, вынужден платить за публикацию, чтобы увеличить круг людей, которые ее увидят. При этом для пользователя такая реклама выглядит обычным сообщением в ленте новостей. При хорошей настройке таргетинга она, скорее всего, заинтересует вас и заставит лайкнуть себя или кликнуть.
Реклама в социальных сетях сравнительно дешевая, но эффективная. Помните, что в вашу ленту новостей попадает лишь небольшая часть всего возможного контента, поэтому борьба за внимание пользователей является главной движущей силой покупки рекламы и создания рекламных сообщений.
Медиаграмотность: основные принципы
Канадский ученый Джон Пандженте выделил следующие ключевые понятия медиаграмотности.
- Медиа формируют наше чувство реальности. Отношение к объектам реального мира формируется на основе медиасообщений, сконструированных специалистами, которые преследуют определенные цели.
- Создание медиапродукта — это бизнес. За каждым бизнесом стоят конкретные люди со своими интересами. Они определяют смысл того, что мы смотрим, читаем, слушаем.
- Любое медиасообщение транслирует определенные ценности прямо или неявно.
- Медиа влияют на политическую и экономическую ситуацию, провоцируя социальные изменения.
- Медиа заставляют нас задумываться о событиях, происходящих в других странах.
Все новости — не объективные
Все, что мы читаем, слышим и смотрим онлайн — медиаманипуляция. И вот почему.
Подбор информации. Медиа диктуют нам, о чем думать, даже если мы не планировали думать о том, что прочитали. В мире ежедневно происходят миллионы событий, узнать обо всех просто невозможно. Из миллиона выделяются, условно говоря, десять. При переходе от миллиона до десяти мы обязательно потеряем много. Этот остаток и становится нашей информационной картиной дня. Об остальных событиях мы даже не будем догадываться.
Взгляд на событие. При освещении события, которое может вызвать разное отношение, будет сделан акцент на ее положительных или отрицательных аспектах. И те, и другие могут быть правдой, но именно выбор фокуса будет влиять на восприятие события в целом.
Упрощение информации. Со 100% характеристик события в новости может попасть лишь малая часть. Никто не застрахован от преувеличения, искажения, фальсификации или упрощения информации.
6 правил медиаграмотности
Вы моете руки перед ужином, готовите на чистой воде и четко знаете, сколько ложек сахара можно съесть в день? Тогда хорошая идея — выработать правила и для употребления информации.
1. Формируйте свою ленту новостей в соцсетях бесстрастно
В современном обществе контент имеет возможность создавать каждый. Но если вам не нравится информационный продукт, вы имеете право адекватно среагировать и отказаться от него. Не стоит добавлять друзей из жалости, демонстрируя сетевой альтруизм. Не добавляйте людей только потому, что у них милые фотографии или это ваши старые знакомые. Здесь нужен трезвый расчет и сознательный выбор.
Впрочем, при условии правильного подхода в соцсетях можно даже найти работу. Читайте как →
Читать
2. Удалите недостоверные источники информации
Если человек публикует глупости, это достаточный аргумент, чтобы удалить его из своего круга друзей.
3. Не отвлекайтесь на то, что не имеет для вас значения
Вам не обязательно следить за модными трендами, понимать политику, быть в курсе всех колебаний валютного рынка и знать имена голливудских актеров. Вы имеете право чего-то не знать, не интересоваться чем-то, не следить за этим.
4. Следите за качеством
Информационная среда состоит из простых и сложных углеводов. Простые углеводы усваиваются на лету, дарят моментальное наслаждение и вредят здоровью. После такой еды аппетит удваивается — вы начинаете требовать большей дозы до тех пор, пока не почувствуете себя плохо.
Медленные углеводы, наоборот, сложные для усвоения. Но именно они могут дать ощущение наполненности, содержания и должны составлять основу вашего информационного меню. Это, например, качественная аналитика, познавательная информация, образовательные проекты.
5. Живите своей жизнью
Многие медиа дублируют информацию из других медиа, которые в свою очередь получили информацию из третьих источников, а вы это все поглощаете. Закройте ленту и живите полноценной жизнью.
6. Виделяйте время, чтобы подумать
Отвлекайтесь от бесконечного потока информации и ее анализа. Побудьте в тишине, посмотрите, послушайте. Не бойтесь чего-то не понимать или упустить время, не потребляя новые данные. Профильтруйте свои мысли, дав им глоток информационного детокса.
Читайте также
Как я победила зависимость от смартфона: история Оксаны Купер
Не только SMM: 20 новых профессий в соцсетях
25 предпринимателей, на которых стоит подписаться в соцсетях
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.