Юрий Гомон, BA Department Teach Lead в NIX, рассказывает, чем в IT-проектах занимается бизнес-аналитик: с какими задачами сталкивается в работе и какие техники и инструменты использует для решения потребностей клиента.
В любом IT-проекте есть задачи, которые напрямую не относятся ни к написанию кода, ни к управлению проектом в целом. Это зона ответственности бизнес-аналитика — специалиста, который собирает и документирует входящую информацию: от заказчика, конечных пользователей, программистов и других участников процесса разработки. А затем превращает ее в требования, согласно которым команда разрабатывает программное обеспечение.
Задачи бизнес-аналитика на разных этапах проекта
Приведенные ниже этапы, их наполнение и порядок могут отличаться в зависимости от выбранной методологии разработки, сложности проекта, количества участников команды. Но в целом типичный проект и задачи бизнес-аналитика выглядят примерно так.
Проработка бизнес-идеи
Как только вам доверили работу над проектом, первая и главная задача — выявить бизнес-идею и детально разобраться, над чем вы будете трудиться. Затем стоит проработать стейкхолдеров, с которыми вы будете взаимодействовать — как тех, кто заинтересован в успехе проекта, так и заинтересованных в его провале.
Когда вы поняли бизнес-идею, продолжайте анализировать конкурентов и целевую аудиторию, чтобы убедиться, что идея действительно взлетит. Например, можно опросить потенциальных конечных пользователей (собрать фокус-группу, провести интервью или создать опросник), провести наблюдения за пользователями (если они «под боком») или покопаться в документах, которые описывают бизнес-процессы.
Формирование решения
Вам нужно понять и зафиксировать бизнес-идею, сформировать понимание объема задач, проработать технические и бизнес-риски. Когда все готово, можно оценивать проект вместе с командой, планировать этапы разработки и сроки исполнения. Затем пойти к клиенту, согласовать виденье и внести правки по результатам обсуждения. Когда же клиента все устроит, переходим к реализации проекта.
Моделирование
Часто мы начинаем с моделирования. На этом этапе бизнес-аналитики концептуально продумывают, как будет выглядеть продукт в конечном итоге. Причем под «моделью» мы пониманием не только визуальную часть, но и логическую структуру системы. Аналитики сами или с помощью дизайнеров создают прототипы, вместе с разработчиками формируют ключевые гипотезы по архитектуре, помогают тестировщикам продумывать процесс оценки будущего продукта.
Конструирование
Затем следует этап конструирования, где мы реализуем планы и переходим непосредственно к разработке. На данном этапе аналитики выявляют и документируют подробные функциональные и системные требования к продукту, согласовывают с клиентом и командой технические детали. В итоге аналитик создает так называемые baseline requirements — базовые требования к продукту. Это основа, с которой предстоит работать дальше и куда нужно будет вносить изменения. Как показывает практика, вы никогда не выйдете из проекта ровно с теми же требованиями, с которыми зашли🙂.
Поддержка продукта
Завершающий этап разработки — поддержка продукта. Если разработка продуктовая, мы отвечаем на вопросы пользователей, помогаем разработчикам исправлять ошибки, составляем пользовательские инструкции. Одним словом — всячески поддерживаем всех тех, кто заинтересован в нашей разработке.
В случае аутсорсинговой разработки участие аналитика в этом процессе уменьшается: как правило, специалист поддерживает разработчиков, которые исправляют дефекты и дорабатывают небольшие фичи в уже выпущенном продукте.
Один день из жизни бизнес-аналитика в IT
Предлагаю вам почувствовать себя в роли бизнес-аналитика и понять, как специалисту удается справляться со всеми задачами от заказчика и при этом соблюдать дедлайны и не «тушить пожары».
➡ Прежде чем приступить к реализации идеи, важно убедиться в том, что бизнес-аналитик и команда — на одной волне и одинаково хорошо разбираются в деталях проекта. Для этого специалист организовывает встречу, на которой доносит основные требования заказчика, заранее проговаривает возможные сложности и продумывает способы их решения.
➡ После коммуникации с командой бизнес-аналитику предстоит собрать, зафиксировать и проанализировать требования. На основе полученной от заказчика и команды информации можно расставлять приоритеты, визуализировать процессы с помощью диаграмм, схем и прототипов.
➡ Вы разобрались в предметной отрасли бизнеса, продумали концептуальное решение, а значит — готовы представить идею заказчику и получить долгожданное утверждение.
➡ Далее прямая обязанность бизнес-аналитика — проконсультировать команду разработчиков и тестировщиков и запустить продукт в разработку.
Техники и инструменты бизнес-аналитика
В арсенале аналитика насчитывается более чем 100 техник, инструментов и подходов на все случаи жизни. Среди них можно выделить те, которые бизнес-аналитик использует практически в каждой задаче и на всех этапах своей деятельности. Предлагаю подробнее в них разобраться.
Декомпозиция, или WBS (Work Breakdown Structure)
Это основная техника анализа, которая позволяет разделить большую задачу на понятные части и разложить все по полочкам. Приведу жизненный пример. Допустим, вам нужно построить дом. Делим задачу на блоки: фундамент, стены и перегородки, крыша и внутренние работы. Теперь каждый из этих блоков делим на более мелкие части, например черновые работы, отделка и меблировка. В итоге у вас получится четкий список задач, который позволяет реализовать то, что вы задумали.
Приоритизация
Это определение поэтапного порядка выполнения задач. Зачастую и у бизнес-аналитика, и в проекте в целом — огромное количество работы. Выполнить все сразу невозможно, поэтому стоит определить, что важнее и полезнее. Данная техника как раз отвечает на эти вопросы. Советую ознакомиться с такими примерами приоритизации.
Критерии оценки
В итоге выполнения каждой задачи специалист ожидает получить некий результат. Как понять, что вы его достигли? На помощь приходят заранее разработанные критерии оценки, которые помогут проверить, действительно ли вы достигли результата. Например, мы хотим поесть. Главные критерии — быстро добраться до места, где есть еда, и вкусно покушать. И чтобы определить, насколько еда соответствует нашим ожиданиям, стоит обратиться за помощью к критериям оценки.
Эффективная проработка бизнес-идеи, потребностей пользователей и клиентов — неотъемлемые составляющие успешной реализации проекта. Поэтому из года в год спрос на бизнес-аналитиков растет. Такие специалисты выступают в роли проводников между бизнесом и командой разработки и врываются во все большее количество доменов. Благодаря гибкости бизнес-анализа как профессии, а также широкому спектру техник и знаний опытный специалист может превратить абстрактную идею в инструмент, который изменит мир к лучшему.
Ищете работу IT?
У нас на сайте много вакансий для технических и нетехнических специалистов 👉
ВакансииЧитайте также
Как дела с бизнес-анализом в ІТ в Украине: исследование
Кто такой data scientist и с чего начать, если вы хотите им стать?
Портрет продакта: сколько зарабатывает Product Manager и как им стать
Не удаляйте коммент, плз, ссилок не будет