Продакт-менеджеры сегодня — одни из наиболее востребованных специалистов в сфере ІТ. Чтобы сделать их роль более прозрачной и понятной для всех участников рынка, сооснователи Improve Product Алексей и Наталья Еленевич решили создать портрет украинского продакт-менеджера и опросили для этого 388 продактов из 180+ ІТ-компаний. Мы ознакомились с результатами исследования и на их основе разобрались, что это за профессия, как стать Product Manager и сколько зарабатывает продакт.
Кто такой продакт-менеджер и что он делает
Продакт-менеджер — это специалист, который работает на стыке бизнеса, маркетинга и разработки. Он контролирует работу над новым продуктом на всех этапах и работает над тем, чтобы сделать продукт успешным для компании и популярным среди пользователей.
70% опрошенных в исследовании занимают позицию Product Manager, а 30% выполняют функции продакт-менеджера на позициях Product Owner, Product Leader, Product Expert, Head of New Products, Growth manager и т.д.
Пятерка самых популярных сфер, где работают участники исследования, выглядит так:
- e-commerce;
- gambling/betting;
- fintech/insurance/banking;
- edtech;
- marketing/adtech.
82% опрошенных работают в продуктовых компаниях, почти 10% — в сервисных компаниях, имеющих собственные продукты, а чуть больше 6% — в сугубо сервисных компаниях.
Среди задач, с которыми сталкиваются в течение дня/недели/квартала, продакт-менеджеры чаще всего отмечают следующие:
- разработка нових продуктов и стратегий их развития;
- расширение функционала текущих продуктов;
- управление продуктовым бэклогом (список всего, что должно быть реализовано);
- подготовка технической документации продукта, контроль за созданием прототипов;
- планирование KPI продукта и их мониторинг;
- коммуникация с командой и стейкхолдерами, проведение встреч и их фасилитация;
- исследование рынка и отрасли, работа с аналитикой;
- работа с командой — найм, оценка сотрудников, менторство и т.п.;
- управление продуктовой линейкой и ценообразованием;
- ведение отчетности о проделанной работе.
В работе продакты больше всего взаимодействуют с разработчиками и дизайнерами, а также с аналитиками, тестировщиками, службой поддержки, маркетологами и другими продактами. В целом постоянная коммуникация — неотъемлемая часть работы любого Product Manager.
10 инструментов, которые продакты используют чаще всего:
- Figma;
- Google Workspace (Sheets/Docs/Slides/ Drive) / MS Office;
- Jira;
- Miro;
- Google Analytics;
- Confluence;
- Amplitude;
- Tableau;
- Notion;
- Power BI.
Плюсы и минусы профессии
Больше всего в работе продуктового менеджера респондентов привлекает:
➕ реальное влияние на процесс создания продукта и развитие компании;
➕ возможность видеть конкретный результат своей работы;
➕ опыт создания ценности для пользователей, улучшения жизни людей или мира в целом с помощью своих продуктов;
➕ постоянные вызовы и эксперименты в решении задач, из-за которых никогда не скучно;
➕ кросс-функциональность и разноплановость задач, требующих широкого спектра необходимых знаний и навыков;
➕ работа с людьми и постоянная коммуникация.
Но есть и то, что некоторых в работе откровенно бесит:
➖ ответственность за все, что часто приводит к выполнению задач смежных ролей;
➖ работа в режиме мультизадачности;
➖ слишком много коммуникации и/или митингов;
➖ навязывание видения и/или задач «сверху» без подтвержденных гипотез;
➖ бюрократия и отчетность.
Сколько зарабатывают Product Managers
Зарплата продуктовых менеджеров в основном привязана к курсу доллара. Большинство — 227 из 388 опрошенных — зарабатывают 2000-5000$. 34% менеджеров получают дополнительно годовые бонусы.
На размер зарплаты влияет опыт работы в ІТ-сфере в целом: например, большинство опрошенных специалистов с 2-3 годами опыта получают 1500-2500$, а большинство специалистов, у которых более 8 лет опыта в ІТ, зарабатывают 4000-6000$ и больше.
Знаем, как попасть в ІТ без опыта!
Написали про 5 профессий, в которых можно начать карьеру только со знанием английского языка.
ЧитатьА вот прохождение курсов или получение сертификатов на зарплату почти не влияет: положительное влияние отметили лишь 4,6% опрошенных, в то время как 83,2% утверждают, что профессиональные курсы и сертификаты влияют на зарплату незначительно или вообще не влияют. Впрочем, если полученные «дипломы» и не влияют на заработок напрямую, они оказывают косвенное влияние: ведь курсы и сертификации повышают уровень знаний и навыков, что может быть аргументом для повышения.
Согласно результатам исследования, мужчины чаще получают более высокую заработную плату, чем женщины. Можно было бы предположить, что мужчины более опытные, но нет: даже если сравнить зарплаты мужчин и женщин на одном уровне seniority (например, среди продакт-менеджеров уровня Middle), то окажется, что мужчины в среднем зарабатывают больше, чем женщины.
Чтобы оценить, соответствует ли уровень их оплаты средней зарплате на рынке, опрошенные продакты советуют:
- обращаться к специализированным ресурсам (DOU, Djinni, Glassdoor, LinkedIn);
- общаться с коллегами-продактами из других компаний или рекрутерами;
- просматривать вакансии или проходить собеседования.
Как стать Product Manager
Хотя большинство респондентов (354 из 388) имеют высшее образование уровня «магистр» или «бакалавр», 54% опрошенных считают, что образование никак не отразилось на их работе продакт-менеджером.
А что же помогло им стать продактом? Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, и вот что вышло:
- 78% респондентов получили навыки и опыт, которые помогли стать продакт-менеджером, с помощью самообразования (книги, статьи, видео и т.д.);
- 56% респондентов получили навыки и опыт, которые помогли стать продакт-менеджером, в работе по другой специальности (три самые популярные предыдущие должности — Project Manager, Business Analyst и Marketing manager);
- 47% респондентов получили навыки и опыт, которые помогли стать продакт-менеджером, на курсах.
Несмотря на то, что большинство продакт-менеджеров — это молодежь в возрасте от 25 до 36 лет, есть достаточно много продактов, которые старше или младше этого возраста. Это хороший сигнал, что продакт-менеджером в Украине можно стать в любом возрасте (старшему из респондентов было 60 лет).
Soft и hard skills для продакт-менеджеров
Вот какие «мягкие» навыки нужны для работы продуктовым менеджером, по мнению самих продактов:
- готовность брать на себя ответственность;
- коммуникабельность;
- тайм-менеджмент и самодисциплина;
- умение убеждать и мотивировать других.
А вот какими hard skills должен обладать хороший продакт:
- расстановка приоритетов;
- разработка и принятие решений на основе данных;
- формулирование гипотез и проведение экспериментов для их проверки;
- исследование рынка и конкурентов;
- разработка продуктовой стратегии;
- проведение переговоров, разрешение конфликтов;
- планирование;
- знание предметной области бизнеса;
- знание методологий разработки в IT, принципов и цикла разработки IT-продуктов;
- UX/UI дизайн.
Где продакты ищут работу?
Вот эти ресурсы для поиска работы пользуются наибольшей популярностью среди опрошенных продакт-менеджеров:
- LinkedIn;
- Djinni;
- DOU;
- нетворкинг (обращение к знакомым рекрутерам или продакт-менеджерам);
- сайты компаний;
- агрегаторы вакансий work.ua / robota.ua / hh.ua;
- социальные сети.
Нужна работа?
Найти вакансии в сфере ІТ (и не только) можно у нас на сайте 👉
Вакансии
Полезные ресурсы для продакт-менеджеров
Курсы Product Manager
Среди профильных курсов, которые проходили опрошенные продакты, чаще всего упоминают следующие:
- «Симулятор управления продуктом на основе данных» от Go Practice;
- Product Manager Bootcamp от Asta Academy;
- Product Marketing от Projector;
- Курсы от Product Mindset;
- Professional Scrum Product Owner;
- Become a Product Manager на Udemy;
- Сustdev от Ивана Замесина;
- Product Management Professium от Projector;
- Software product management на Coursera.
Из узкоспециализированных курсов продакты советуют пройти для работы курсы по аналитике, UX/UI дизайну / продуктовому дизайну, SQL / Python / R / Java или других технических навыков, маркетингу, customer development.
Книги для продакт-менеджеров:
📚 “The Mom Test: How to Talk to Customers and Learn If Your Business is a Good Idea when Everyone is Lying to You”, Rob Fitzpatrick;
📚 “The Lean Startup”, Eric Ries;
📚 “INSPIRED: How to Create Tech Products Customers Love”, Marty Cagan;
📚 “Hooked: How to Build Habit- Forming Products”, Nir Eyal;
📚 “Zero to One”, Peter Thiel, Blake Masters.
Профильные ресурсы
Telegram-каналы: Тёмная сторона; Pavlo Pedenko; Product&Growth — Chat; Лавка Продуктовая; ProductCamp Ukraine.
Медиа / блоги: Go Practice; Epic Growth; DOU; Reforge; Ivan Zamesin.
YouTube: Product&Growth Show; Big Money; Parimatch Tech.
Подкасты: Product&Growth Show; make sense; Клуб Анонимных Продакт Менеджеров.
Значительная часть исследования, которое легло в основу этой статьи — это интервью о специфике роли, рабочих задачах, процессе найма/онбординга/развития продактов и корпоративной культуре в конкретных компаниях на рынке: Readdle, Parimatch Tech, BetterMe, MacPaw, SoftServe, ЛУН, prom, reface, Tonti Laguna, Epicentr. Если вас интересует, как работает продакт в этих компаниях, а также если вы хотите ознакомиться с большим количеством данных об украинских продакт-менеджерах — скачивайте исследование по ссылке.
Мы тоже рассказываем о компаниях!
У нас вы можете прочитать о работе в Intellias, MacPaw, Readdle, Jooble, Boosta, Sigma Software, Simcorp и других.
ЧитатьЧитайте также
Учи и развивай: чем занимается и сколько зарабатывает L&D Manager
Як стати iOS-розробником і ще 8 питань про професію
Стартовать в IT в 35: как шахматы, танцы и ребенок привели меня в тестинг
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.