Иногда мы выбираем не ту профессию, которая действительно нравится, а ту, что «рациональнее». Выбираем самый легкий путь в поисках быстрых результатов. Делаем вывод «не мое», если не получается с первого раза. На самом деле таким образом мы незаметно ограничиваем себя жестче любых внешних обстоятельств.
Катя Заховайко, фронтенд-разработчица в Beetroot и авторка курса по фронтенду в Beetroot Academy, рассказывает о наших внутренних блоках и как настроиться на постоянное развитие с помощью growth mindset — мышления роста.
Узнаете ход мыслей?
- Я хорошо знаю английский, поэтому пойду на международного экономиста.
- Рисованием денег не заработаешь, поэтому буду программистом.
- У меня нет ни слуха, ни голоса, поэтому нет смысла петь.
- Этот человек успешен уже в 20 лет, поэтому мне уже поздно что-то менять.
- Я замкнутый и застенчивый, поэтому даже не буду пытаться знакомиться.
Подобные выводы — вовсе не пример жизненной мудрости и опыта, наоборот — это блоки, которые не дают нам развиваться и заниматься тем, что действительно нравится. Они побуждают нас принимать «логические» решения, которые, впрочем, никак не резонируют с сердцем и могут впоследствии привести к тотальному недовольству своей жизнью.
Что на самом деле нам мешает?
Я тоже, как и многие в моем окружении, делала такие «рациональные» выборы. И мой мир перевернула книга Кэрол Двек «MINDSET. Changing the way you think to fulfill your potential», выводами из которой я и хочу поделиться.
Все люди рождаются с разными навыками. Кто-то лучше решает математические задачи, кто-то бегает, как атлет. Но это не значит, что первый обязательно станет математиком, а второй — выиграет Олимпийские игры. Набор того, что мы можем и умеем — не окончательный и не ограничивается только природными способностями. Иначе жизнь была бы жестокой и неинтересной игрой.
Мне всегда казалось, что можно получить различные навыки, но если нет голоса или не удается нарисовать что-то красивое, то все — можно не пытаться. Таланта ведь нет.
Вот прекрасная иллюстрация из книги Кэрол Двек. В первый день интенсива по рисованию учеников попросили сделать свой автопортрет. Это, конечно же, работы слева. Рисунки справа сделали те же люди на 5-й день обучения. Получается, рисование — это не только о «даре», но и о владении инструментом, теоретических знаниях и практике.
На самом деле мы можем развивать любые способности — независимо от того, приобретенные они или врожденные.
Тогда что нам мешает? Только мы сами.
Что такое growth mindset и fixed mindset
Условно, есть два типа мышления: growth mindset и fixed mindset. Growth mindset (мышление роста) — это осознание, что ваши базовые способности могут изменяться благодаря вашим усилиям. Fixed mindset (фиксированное мышление) — это мировоззрение, согласно которому вы родились с определенным набором способностей, которые улучшить нельзя. Нет талантов — все, конец.
Людей с разными типами мышления отличает отношение к следующим вещам.
- К вызовам. Для людей с мышлением роста вызов — это то, что дает расти и учиться, даже если заканчивается полным фиаско. Люди с фиксированным мышлением, наоборот, пытаются вызовов избегать, потому что для них он означает валидацию их умений. Скажем, если человека с fixed mindset похвалить за игру на гитаре, он, скорее всего, начнет избегать публичных выступлений: а вдруг в следующий раз не получится и все поймут, что ошибались относительно его таланта.
- К трудностям и проблемам. Человек с growth mindset реагирует на трудности с интересом и азартом: «О! Новый материал для обучения». А если что-то не получается у человека с fixed mindset, он прекращает искать решение или фальсифицирует результаты. Например, может сказать: «Мне было неинтересно» или «Задания были плохие» вместо «Мне было сложно и непонятно».
- К усилиям. Человек с growth mindset понимает: чем больше приложишь усилий, тем больше научишься. Человек с fixed mindset убежден: если приходится прилагать усилия — это не твое.
- К критике. Для людей с фиксированным мышлением критика — это лишь подтверждение провала, а не полезный для развития фидбэк. Успех других людей — не мотивация и вдохновение, а упрек, что ты хуже других, если не достиг тех же результатов.
Как развить мышление роста?
Все мы — ученики от рождения. Мы учились ходить, говорить, абсолютно все делать впервые, и ошибки нас не разочаровывали. Вы когда-нибудь видели ребенка, который неправильно произнес слово и больше никогда в жизни не попробовал его повторить? К этому надо стремиться и во взрослой жизни — не воспринимать ошибки как свидетельство, что вы лузер, а смотреть на них как на фидбэк и направление в правильное русло.
1. Будьте готовы много (и не всегда результативно) практиковаться
Одна из важных концепций мышления развития — мастеринг. Это длительная практика совершенствования, в течение которой то, что сначала казалось трудным, становится легче и начинает приносить удовольствие.
Концепция мастеринга подробно разобрана в книге «Мastery» американского писателя и исследователя человеческого потенциала Джорджа Леонарда. Условно, у каждого из нас есть определенный навык, который надо усовершенствовать. Начинать обучение можно с разного уровня скиллов, однако дальше опыт у всех будет одинаковым — как на картинке ниже.
В течение всего обучения (не раз и не два) мы будем ощущать «эффект плато» — когда будет казаться, что процесс обучения остановился, мы стоим на месте и не можем научиться новому, чтобы превзойти свои предыдущие результаты. Это вполне нормальное явление.
Вспомните, как вы могли долго мучиться над уравнением или, скажем, не могли взять аккорд на гитаре, но после десятка безрезультатных попыток — CLICK, и у вас внезапно все получилось.
Когда вы начинаете что-то изучать, эти CLICK-моменты происходят чаще, потому что задачи легкие и вам не надо тратить много времени на их выполнение. Но дальше уровень сложности возрастает, CLICK происходит все реже, а «эффект плато», который всегда идет между стадиями успеха, продолжается все дольше. В этом нет ничего плохого. Относитесь к этому периоду как к блаженному времени, когда вы можете разложить свои знания и навыки по полочкам и практиковать то, что уже хорошо умеете.
И имейте в виду, что лучшая практика — регулярная. Гораздо полезнее заниматься по 10 минут ежедневно, чем по 2 часа на выходных.
Это нужно, чтоб держать ваш уровень: трудно сделать большой рывок вперед и удержаться — скорее всего, вы вернетесь на исходную позицию. Поэтому лучше практикуйся пусть и медленнее, зато постоянно.
2. Не ждите быстрых результатов
Почему мы постоянно ищем быстрых результатов? Стремимся изучить JavaScript за месяц, стать Senior-программистом за полгода, но наша жизнь — это процесс, а не список достижений или результатов. Старайтесь получать удовольствие от самого процесса.
В конкурсах не часто показывают путь человека, достигшего мастерства в вокале, танцах или спорте. Люди хотят видеть чудо и сказку, а не слушать про 10 000 часов тяжелой работы, усталость, травмы и борьбу с собой. Это создает ложное впечатление, что вы так никогда не сможете: у вас же не получилось достичь значительных успехов за несколько занятий. Но и успешные люди стали такими не сразу.
Смиритесь, что можете выглядеть глупо, если хотите чему-то научиться. И имейте в виду: люди, которые от природы имеют к чему больше способностей, на самом деле имеют меньшие шансы достичь в этом успеха. Приступая к делу, они сразу демонстрируют хорошие результаты, расслабляются и практикуются уже меньше («Зачем прилагать усилия, если мне и так это легко дается»).
Вы сможете все, если действительно этого пожелаете и будете посвящать достаточно времени тому, в чем хотите усовершенствоваться.
Что еще может помочь?
- Не гонитесь за результатами. Подумайте: вы начинаете что-то ради результата, или вам просто нравится этим заниматься? Каждый раз, когда начинаете расстраиваться, что что-то идет не так, вспомните, что вы здесь не для медалей или наград. Вы здесь для себя.
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Если хотите видеть прогресс, сравнивайте себя с самим собой. Часто можно забыть, каким ты был, что умел год или даже три месяца назад. Попробуйте разработать для себя систему, по которой можно было бы проследить ваше развитие — например, ведите дневник.
- Попробуйте менторство. Хорошо, если у вас будет наставник — человек, который будет направлять вас, с которым можно поговорить и посоветоваться. А еще — круг единомышленников, которые имеют примерно одинаковый с вами опыт, тоже чему-то учатся и могут психологически вас понять.
И не обращайте внимание на хейтерские комментарии и замечания. Счастливый человек делится счастьем, несчастный — наоборот.
Кeep calm and keep learning
Есть три фразы, которые мне помогают разговаривать с собой и успокаивают, когда трудно или что-то идет не так, как запланировано.
Первую я говорю себе, когда делаю что-то, в чем я не эксперт.
Вторую — например, перед публичными выступлениями: даже если вы еще не профессионал высочайшего уровня, всегда найдется кто-то, кому ваша экспертиза пригодится.
А третья фраза подталкивает и дальше заниматься тем, что нравится. Потому что все действительно зависит только от вас.
Читайте также
10 полезных советов, как развить уверенность в себе
Как и зачем повышать свою ценность на рынке труда?
7 інструментів для ефективного навчання: конспект книги «Засіло в голові»
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.