Уже в относительно спокойные докоронакризысные времена устойчивое развитие своих навыков становилось все более популярным среди тех, кто искал новые профессиональные возможности. Сегодня же, даже чтобы оставаться на месте, иногда нужно бежать вдвое быстрее. Что делать, чтобы быть востребованным на рынке труда, советует Юлия Кудина — карьерная консультантка и Lead People Partner в AgileEngine.
Как пандемия изменила рынок труда
С появлением COVID-19 рынок труда изменился с кандидато-центричного на компание-центричный.
Из-за сокращения бюджетов снизился спрос на специалистов, и количество заявок значительно превысило количество открытых позиций. Процесс отбора стал жестче, ведь стоимость ошибки для компании возросла. Если раньше опытный кандидат мог вести переговоры о повышении зарплаты и выбирать среди офферов нескольких компаний, то сейчас таких случаев значительно меньше.
Летом рынок труда чувствует себя уже значительно лучше, чем весной: увеличивается количество удаленных вакансий, а количество позиций уровня Senior уже достигло докризисного. Но конкуренция на Junior и нетехнические позиции все еще самая высокая за долгое время (обратите внимание, если думаете о смене сферы деятельности!).
Несмотря на уменьшение бюджетов, компании по-прежнему заинтересованы в действительно ярких талантах. Поэтому повышение собственной ценности как специалиста становится неотъемлемой частью профессионального развития.
Рассмотрим два способа поддерживать интерес к себе со стороны работодателя — постоянное повышение квалификации (upskilling) и развитие личного бренда.
Способ №1. Непрерывное обучение
Upskilling, или повышение квалификации — это процесс непрерывного обучения с целью минимизировать пробелы в навыках и освоить новые способности. Преимущества постоянного профессионального развития получают как компании, так и сотрудники, поэтому, учитывая состояние рынка труда, неудивительно, что upskilling стал таким уверенным его трендом.
Какие преимущества дает вам постоянное обучение
- Вы всегда в курсе тенденций отрасли. Повышение квалификации поможет вам быть в курсе последних отраслевых требований или актуальных навыков, и вы сможете проактивно изучать то, чего пока не хватает рынке.
- Вы уверены в будущем своей карьеры. Если вы не будете идти в ногу с постоянными изменениями на рынке, вскоре вы останетесь позади. Актуальные навыки снижают риск увольнения. А в случае сокращения вы сможете быстрее найти новую работу.
- Вас с большей вероятностью повысят. Когда вы осваиваете новые ценные навыки, вы увеличиваете свою рыночную ценность и можете аргументировать свое повышение перед работодателем.
Как сделать обучение неотъемлемой частью своей рутины
- Чтение — лидер среди инструментов саморазвития. Сочетая профессиональную и художественную литературу, вы расширите кругозор и не успеете заскучать от одной темы.
- В вашей компании есть внутренняя академия, курсы или бюджет на обучение? Обязательно используйте эти возможности!
- Онлайн-курсы вроде Skillshare или Coursera — это доступный и удобный способ освежить знания в своей области или исследовать новую.
- Участие в вебинарах, митапах и подобных встречах локальных профессиональных сообществ — лучший способ нетворкинга и интересного досуга.
- Если вы работаете в компании, хорошим стимулом к обучению станет очертить его план со своим менеджером. Важно договориться о конкретных ожиданиях друг от друга, прописать задачи (чем детальнее будет план развития, тем лучше) и регулярно обсуждать прогресс.
Способ №2. Личный бренд
Личный бренд — это, прежде всего, эмоция, которая возникает у людей при мысли о вас. Такой бренд есть у каждого, единственная разница в том, что кто-то активно участвует в его формировании, а кто-то нет.
Есть много определений и объяснений личного бренда, но я хочу обратить ваше внимание на мою любимую формулу.
Личный бренд = навыки + индивидуальность + нетворкинг.
Другими словами, ваш персональный бренд формируют ваши сильные стороны, дополненные вашими особенностями, которые вы распространяете сами и с помощью своего социального капитала.
Какие преимущества дает вам личный бренд
- Более быстрое карьерное развитие.
- Возможность самому выбирать проекты и задачи внутри компании.
- Участие в процессе принятия решений.
- Увеличение вероятности утверждения ваших идей и предложений.
- Возможность непосредственного влияния на работу компании и продукт.
- Влияние на развитие вашей отрасли в целом.
Как начать развивать личный бренд
- Во-первых, стоит выбрать нишу или темы, в которых вы являетесь экспертом или хотите развиваться. Не ограничивайте себя одним вариантом, но и распыляться я не советую. Оптимально — выбрать 2-3 темы.
- Попробуйте подготовить презентацию для коллег на профессиональную тему, и в будущем вы будете ассоциироваться у коллег именно с этим выступлением. Кроме того, ваше собственное обучение происходит в процессе того, как вы учите других.
- Протестируйте менторство. Можно выступать в роли ментора, который делится знаниями, или же быть тем, кто эти знания получает. Это хорошая возможность зарекомендовать себя в компании, а также научиться чему-то новому.
- Следующий шаг после внутренних презентаций — готовить выступления на профильных конференциях в качестве спикера.
- Не пренебрегайте формальным и неформальным общением с коллегами из своего и других департаментов компании. Возможно, однажды вы будете работать над совместным проектом или порекомендуете друг друга новым заказчикам.
- Будьте активны в локальных профессиональных сообществах. Выступления, комментарии с советами, вопросы и ответы на встречах — хорошая возможность усилить свое экспертный образ среди коллег.
А как вы относитесь к непрерывному обучению и развитию личного бренда? Есть какие-то лайфхак? Буду рада обсудить эти вопросы подробнее 🙂 Пишите в комментариях к статье или мне в личные сообщения.
Ищете работу?
У нас есть вакансии для специалистов с личным брендом на любых этапах его развития 🙂
Вакансии
Читайте также
Лайфхаки для онлайн-обучения: как выбрать и не бросить на полпути
Публічні виступи: як підготувати промову та впоратись із хвилюванням?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.