Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Чем занимается и сколько зарабатывает SMM-менеджер

11.11.20 Поиск работы 11 min reading

Работу SMMщика часто ошибочно сводят к созданию постов и полагают, что для этого не нужно особых навыков. Чем на самом деле занимается, сколько зарабатывает SMM-менеджер и как им стать, рассказывает специалистка SMMагентства wishdo Алена Воробьева.

Чем занимается и сколько зарабатывает SMM-менеджер 1
Алена Воробьева

SMM-специалисткой я работаю уже почти два года. Меня увлекали соцсети, было интересно узнать их специфику, к тому же я всегда любила писать. После университета я работала журналистом и ведущей на радио. Когда жизнь занесла меня на три месяца в Австралию, возникла идея вести блог и писать о жизни на другом континенте. Полезные советы по SMM брала со странички агентства wishdo, о работе в котором тогда даже не мечтала. Читала, конспектировала, участвовала в марафонах и вдруг поймала себя на мысли, что мне это чертовски нравится. 

За два года работы ни разу не возникло желания все бросить. Я до сих пор вижу перспективы и каждый день с улыбкой открываю рабочие чаты. У меня есть возможность реализации, мне доверяют серьезные проекты, я расту. Для меня именно это движение и есть своеобразный наркотик. 

Есть и минус — большая вероятность выгорания. Бывает, где-то на часик задержалась или, наоборот, раньше села за работу, и в итоге отдала много сил и потратила больше времени на восстановление. Но этого можно избежать дисциплиной: четким планированием и соблюдением графика.

SMM — это баланс между рутинными делами и креативом, и важно его соблюдать. Я расстроюсь, если рутинным делам отвела больше времени, чем креативу, и ничего не сделала классного для своих проектов. 

В работе есть определенные моменты, я их называю «засечки» — какие-то достижения, которые запоминаются и развивают тебя как специалиста. Самая значимая такая засечка для меня — спецпроект для бренда натуральной косметики «ЯКА». В рамках него мы через истории девушек с особенностями внешности показали, как важно принимать и любить себя. Наши героини были с веснушками, непропорциональными чертами лица, даже с витилиго (нарушение пигментации кожи). 

Своеобразный челлендж подхватили и наши подписчицы, которые делились своими историями. Столько добра и женской поддержки я, пожалуй, никогда не ощущала. Я горжусь этим кейсом, потому что нам удалось выйти за рамки «обычного» SMM и получить такой классный опыт.

Я горжусь работой нашей команды в целом, ведь над каждым проектом мы работаем не поодиночке, а в связке.


Чем занимается SMM-менеджер


В зависимости от компании или агентства, обязанности SMM-специалиста могут быть разные. Начну с рассказа о том, как у нас. Я — «держатель» профилей брендов, которые мы ведем, замыкающее звено и ответственная за то, что и как выходит в соцсетях от имени клиента. Звучит объемно, но кайфово.

Мы начинаем работу с брифования клиента. Затем проводим аудит страниц, изучаем рынок, клиентов и конкурентов. Переходим к стратегии, над которой работает команда из 8-10 человек. Я прописываю бОльшую SMM-часть. Защищаю стратегию перед брендом, а дальше отвечаю за то, чтобы она внедрялась в жизнь: 

  • составляю контент-план постов и Stories; 
  • ставлю технические задания фотографу, дизайнеру и таргетологу; 
  • пишу тексты для постов; 
  • подбираю лидеров мнения, общаюсь с ними; 
  • продумываю и внедряю активности: конкурсы, спецпроекты, партнерства;
  • веду коммуникацию в профиле и с брендом.

Без преувеличения, наши проекты нам как дети. Я знаю, у кого режутся зубы, кто получил пятерку в школе и у кого аллергия на грецкие орехи.

Еще мы любим сравнивать профессию SMM-специалиста с профессией дирижера. У него есть коллектив, которым он должен управлять так, чтобы звучала мелодия и нравилась аудитории. Так и у SMMщика: есть ноты (стратегия), коллектив (команда специалистов), мелодия (действия в соцсетях) и аудитория (клиенты), которой нравится или не нравится.

Что касается ситуации на рынке в целом:

  • есть специалисты, которые работают в агентствах, их отличие — в командной работе и разделении обязанностей;
  • есть специалисты в штате компаний — это либо «универсальные солдаты», которые делают абсолютно все, либо кураторы работы удаленной или in house команды;
  • есть фрилансеры, которые ведут сразу несколько проектов и, как правило, делают все-все;
  • бывает, что SMM-специалист уходит в узкую тему — например, занимается текстами или только визуальным оформлением профиля.

Не можете определиться со сферой?

Пройдите наш онлайн-тест по профориентации, он поможет!

Тест


Как выглядит типичный рабочий день сммщика


Я начинаю свой рабочий день с проверки коммуникации в профилях брендов. Надо убедиться, что ночь и утро прошли у всех спокойно. Затем мы с командой проговариваем и корректируем планы на статус-созвоне. Я всегда еще сверяюсь с календарем, чтобы не забыть про встречи. 

Приступаю к работе. В первой половине дня делаю самые сложные задачи, например разрабатываю стратегию, готовлю отчет или контент-план на месяц. Наши основные инструменты для работы: Bitrix24, Google-диск, Zoom для созвонов, WhatsApp и почта для общения. Также есть приложения и сайты, которые я регулярно использую в работе. Для Stories — Over и Instories, а для поиска референсов — Pinterest и Telegram-каналы. 

В конце дня подвожу итог и корректирую планы на следующий день. Иногда что-то двигается и не успевается, поэтому я переношу какие-то задачи. Обязательно заканчиваю рабочий день вовремя и без уважительных причин стараюсь не задерживаться. 


Как стать SMM-менеджером  


Искренне захотеть им стать, учиться и практиковаться! Не ожидать, что сразу все получится, и не ставить перед собой невыполнимых задач, через которые вы будете спотыкаться, тем самым сильно задерживая себя в развитии. 

Какие hard skills нужны SMM-менеджеру:

  • навыки работы в социальных сетях и глубокое понимание процессов;
  • общие знания маркетинга; 
  • умение работать с документами, таблицами, презентациями;
  • навыки оформления визуального контента (например базовые навыки Photoshop);
  • грамотное написание текстов;
  • умение коммуницировать.

Какие soft skills нужны SMM-менеджеру: 

  • мультизадачность;
  • пунктуальность; 
  • стрессоустойчивость
  • готовность быстро находить решение в проблемных ситуациях;
  • умение общаться с разными людьми;
  • желание развиваться и учиться, гибкость; 
  • готовность брать на себя ответственность.

Какое должно быть образование? 

У меня высшее журналистское образование. Я всегда писала и была уверена, что буду зарабатывать словом. Во многом именно этот навык помог мне получить работу в SMM. Но я понимаю, что в нашем деле главное — желание, как бы избито это не звучало. Желание изучать новое, расти, развиваться, улучшать свои навыки. 

Сферы, образование в которых может быть полезно: маркетинг, психология, реклама, журналистика, филология, PR и другие.


Сколько зарабатывает SMM-менеджер 


Зарплата SMM-специалиста зависит от:

  • опыта в сфере;
  • кейсов и знаний;
  • загрузки и сложности работы;
  • работодателя и рынка;
  • умения себя «продавать».

Берем средние цифры на рынке.

  • Начинающие специалисты в Украине могут получать 2-3 тыс. грн за проект или 5-7 тыс. грн в агентстве. Бывают случаи, когда специалисты без опыта идут на бесплатную стажировку или берут проект за 1-2 тысячи, чтобы получить опыт.
  • Специалист с опытом полгода-год могут получать 3-5 тыс. грн за один проект и 7-12 тысяч в агентстве. 
  • Специалист с опытом более года и классными кейсами — 5-10 тыс. грн за проект и 13-18 тысяч в агентстве.
  • Само собой, есть топовые специалисты, зарплаты которых могут исчисляться десятками тысяч гривен.

Зарплата SMM-специалиста часто зависит не только от реальных знаний и умений, но и от того, как человек может рассказать о себе, преподнести свой опыт и планы касательно проекта.

Так как рынок еще формируется, работодатели сами не до конца понимают, какая зарплата нормальная. И если человек коммуникабельный, харизматичный и уверенный в себе, он может получить более выгодное предложение. Конечно, бывает и наоборот —  когда классный специалист с реальным опытом и кейсами не умеет «продать» себя, что мешает ему получать более выгодные предложения.

Выше зарплата может быть у специалистов, которые работают на крупные компании и агентства, компании из IT-сегмента, международный бизнес или на рынках других стран. 


Как и где искать работу SMM-менеджеру


Сейчас только у ленивого бренда нет профиля в социальных сетях. Поэтому можно сотрудничать с различными компаниями — как с малым, так и с крупным бизнесом. Также SMM-специалистов ищут эксперты и блогеры, которые хотят развивать личные бренды.

Можно попробовать разные типы занятости: работать в агентстве, фрилансить для нескольких проектов, удаленно работать на один проект, работать в штате в офисе. А можно собрать свою команду или даже открыть свое агентство.

Как искать работу начинающему специалисту

Важно понять, что у вас нет опыта, а именно его ценят работодатели. Поэтому ваша задача №1 — получить опыт. Здесь может помочь:

  • стажировка в агентстве / компании / у специалиста;
  • учеба на курсах, где есть также практика;
  • ведение личного профиля или аккаунта, который создаете для практики;
  • помощь знакомому;
  • поиск и сотрудничество с проектом, который готов брать новичка и обучать с нуля.

Допустим, у вас есть хотя бы минимальный опыт. Где искать клиентов?

  • Соцсети. Как ваша личная страница (не бойтесь заявить о себе), так и профильные группы, например «Работа в SMM».
  • Знакомые. Обратитесь к людям, которые могут вас порекомендовать. Если вы расскажете большому количеству знакомых, что ищите работу, возможно, сработает теория шести рукопожатий.
  • Сайты с вакансиями. Они все еще живы и работают.

Вакансии для SMM-специалистов ищите у нас →

Вакансии
  • Профильные группы и каналы в телеграме. Например, Digital masons каждую среду публикуют подборку вакансий, а #DEFINITELYOVER дает анонсы только вакансий в SMM.
  • Напишите сами. Выберите агентство / компанию, где вы хотите работать, и следите за их вакансиями или напишите первыми, предложив свои услуги.

На что обращают внимание работодатели

Важнее опыта, наверное, нет ничего. Поэтому в резюме вы обязательно должны детально прописать, какие у вас есть знания, навыки и где вы их получили.

Здорово, когда специалист может подготовить портфолио. Бывает, его делают в формате презентации, бывает — лендинга. К нам, например, подавалась девушка, у которой портфолио оформлено в виде Instagram-аккаунта.

Кстати, работодатель обязательно посмотрит на соцсети SMM-специалиста. У вас необязательно должно быть 100500 подписчиков, но ваша страница «расскажет» о вас еще до того, как вас пригласят на собеседование.

Что касается тестового задания, скорее всего, оно будет. Большинство работодателей, прежде чем взять SMM-специалиста на работу, захотят проверить его способности. Но вы в праве отказаться его делать, если не хотите получить работу (шутка 🙂 ).

Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату

Читать


Полезные ресурсы для развития в профессии


Курсы

  • КАМА: если вам хочется почувствовать себя студентом прогрессивного университета и получить глубокие знания;
  • Projector, Bazilik School, LABA, Cases: лекции, тренинги, воркшопы, полезные материалы; 
  • wishdo: мы проводим онлайн-курсы по работе в Instagram. 


Онлайн-источники

Ресурсы с лонгридами: MMR, Cossa, VC, TexTerra.

Telegram-каналы. Для меня сейчас это очень удобный источник информации. Оставлю тут несколько своих любимых каналов из мира маркетинга.


Книги

Обращайте внимание, в первую очередь, на книги по отдельным темам: копирайтинг, психология людей, дизайн, маркетинг, креатив и другие. Классных книг именно по SMM мало, а те, что есть, очень быстро теряют свою актуальность.

Must read от wishdo

  • «Жалоба – это подарок», Дж. Барлоу, К. Меллер — как превратить клиента с жалобой если не в поклонника бренда, то, по крайней мере, в лояльного клиента.
  • «Психология влияния», Р. Чалдини — классика социальной психологии,  полезная как для маркетологов, так и для потребителей.
  •  «Новые правила деловой переписки», М. Ильяхов, Л. Сарычева — как вести переписку так, чтобы всем ее участникам было комфортно.
  • «Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов», Л. Райс — как завоевывать сердца покупателей с помощью вижуала.
  • «ZAG: манифест другого маркетинга», М. Ньюмейер — основы классного маркетинга и брендинга.
  • «Нейрокопирайтинг», Денис Каплунов — приемы для написания «цепляющих» текстов.
  • «Стратегия голубого океана», В. Чан Ким, Рене Моборн — как правильно выйти из конкурентной среды и создать новую бизнес-модель.
  • «Таргетированная реклама. Точно в яблочко», Сергей Щербаков — отличная база для изучения таргета.

Читайте также

Не только SMM: 20 новых профессий в соцсетях

Работа в интернете: 30 лучших способов заработка онлайн

Как стать копирайтером: все, что нужно знать о профессии

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: