Работу SMMщика часто ошибочно сводят к созданию постов и полагают, что для этого не нужно особых навыков. Чем на самом деле занимается, сколько зарабатывает SMM-менеджер и как им стать, рассказывает специалистка SMM—агентства wishdo Алена Воробьева.
SMM-специалисткой я работаю уже почти два года. Меня увлекали соцсети, было интересно узнать их специфику, к тому же я всегда любила писать. После университета я работала журналистом и ведущей на радио. Когда жизнь занесла меня на три месяца в Австралию, возникла идея вести блог и писать о жизни на другом континенте. Полезные советы по SMM брала со странички агентства wishdo, о работе в котором тогда даже не мечтала. Читала, конспектировала, участвовала в марафонах и вдруг поймала себя на мысли, что мне это чертовски нравится.
За два года работы ни разу не возникло желания все бросить. Я до сих пор вижу перспективы и каждый день с улыбкой открываю рабочие чаты. У меня есть возможность реализации, мне доверяют серьезные проекты, я расту. Для меня именно это движение и есть своеобразный наркотик.
Есть и минус — большая вероятность выгорания. Бывает, где-то на часик задержалась или, наоборот, раньше села за работу, и в итоге отдала много сил и потратила больше времени на восстановление. Но этого можно избежать дисциплиной: четким планированием и соблюдением графика.
SMM — это баланс между рутинными делами и креативом, и важно его соблюдать. Я расстроюсь, если рутинным делам отвела больше времени, чем креативу, и ничего не сделала классного для своих проектов.
В работе есть определенные моменты, я их называю «засечки» — какие-то достижения, которые запоминаются и развивают тебя как специалиста. Самая значимая такая засечка для меня — спецпроект для бренда натуральной косметики «ЯКА». В рамках него мы через истории девушек с особенностями внешности показали, как важно принимать и любить себя. Наши героини были с веснушками, непропорциональными чертами лица, даже с витилиго (нарушение пигментации кожи).
Своеобразный челлендж подхватили и наши подписчицы, которые делились своими историями. Столько добра и женской поддержки я, пожалуй, никогда не ощущала. Я горжусь этим кейсом, потому что нам удалось выйти за рамки «обычного» SMM и получить такой классный опыт.
Я горжусь работой нашей команды в целом, ведь над каждым проектом мы работаем не поодиночке, а в связке.
Чем занимается SMM-менеджер
В зависимости от компании или агентства, обязанности SMM-специалиста могут быть разные. Начну с рассказа о том, как у нас. Я — «держатель» профилей брендов, которые мы ведем, замыкающее звено и ответственная за то, что и как выходит в соцсетях от имени клиента. Звучит объемно, но кайфово.
Мы начинаем работу с брифования клиента. Затем проводим аудит страниц, изучаем рынок, клиентов и конкурентов. Переходим к стратегии, над которой работает команда из 8-10 человек. Я прописываю бОльшую SMM-часть. Защищаю стратегию перед брендом, а дальше отвечаю за то, чтобы она внедрялась в жизнь:
- составляю контент-план постов и Stories;
- ставлю технические задания фотографу, дизайнеру и таргетологу;
- пишу тексты для постов;
- подбираю лидеров мнения, общаюсь с ними;
- продумываю и внедряю активности: конкурсы, спецпроекты, партнерства;
- веду коммуникацию в профиле и с брендом.
Без преувеличения, наши проекты нам как дети. Я знаю, у кого режутся зубы, кто получил пятерку в школе и у кого аллергия на грецкие орехи.
Еще мы любим сравнивать профессию SMM-специалиста с профессией дирижера. У него есть коллектив, которым он должен управлять так, чтобы звучала мелодия и нравилась аудитории. Так и у SMMщика: есть ноты (стратегия), коллектив (команда специалистов), мелодия (действия в соцсетях) и аудитория (клиенты), которой нравится или не нравится.
Что касается ситуации на рынке в целом:
- есть специалисты, которые работают в агентствах, их отличие — в командной работе и разделении обязанностей;
- есть специалисты в штате компаний — это либо «универсальные солдаты», которые делают абсолютно все, либо кураторы работы удаленной или in house команды;
- есть фрилансеры, которые ведут сразу несколько проектов и, как правило, делают все-все;
- бывает, что SMM-специалист уходит в узкую тему — например, занимается текстами или только визуальным оформлением профиля.
Не можете определиться со сферой?
Пройдите наш онлайн-тест по профориентации, он поможет!
Тест
Как выглядит типичный рабочий день сммщика
Я начинаю свой рабочий день с проверки коммуникации в профилях брендов. Надо убедиться, что ночь и утро прошли у всех спокойно. Затем мы с командой проговариваем и корректируем планы на статус-созвоне. Я всегда еще сверяюсь с календарем, чтобы не забыть про встречи.
Приступаю к работе. В первой половине дня делаю самые сложные задачи, например разрабатываю стратегию, готовлю отчет или контент-план на месяц. Наши основные инструменты для работы: Bitrix24, Google-диск, Zoom для созвонов, WhatsApp и почта для общения. Также есть приложения и сайты, которые я регулярно использую в работе. Для Stories — Over и Instories, а для поиска референсов — Pinterest и Telegram-каналы.
В конце дня подвожу итог и корректирую планы на следующий день. Иногда что-то двигается и не успевается, поэтому я переношу какие-то задачи. Обязательно заканчиваю рабочий день вовремя и без уважительных причин стараюсь не задерживаться.
Как стать SMM-менеджером
Искренне захотеть им стать, учиться и практиковаться! Не ожидать, что сразу все получится, и не ставить перед собой невыполнимых задач, через которые вы будете спотыкаться, тем самым сильно задерживая себя в развитии.
Какие hard skills нужны SMM-менеджеру:
- навыки работы в социальных сетях и глубокое понимание процессов;
- общие знания маркетинга;
- умение работать с документами, таблицами, презентациями;
- навыки оформления визуального контента (например базовые навыки Photoshop);
- грамотное написание текстов;
- умение коммуницировать.
Какие soft skills нужны SMM-менеджеру:
- мультизадачность;
- пунктуальность;
- стрессоустойчивость;
- готовность быстро находить решение в проблемных ситуациях;
- умение общаться с разными людьми;
- желание развиваться и учиться, гибкость;
- готовность брать на себя ответственность.
Какое должно быть образование?
У меня высшее журналистское образование. Я всегда писала и была уверена, что буду зарабатывать словом. Во многом именно этот навык помог мне получить работу в SMM. Но я понимаю, что в нашем деле главное — желание, как бы избито это не звучало. Желание изучать новое, расти, развиваться, улучшать свои навыки.
Сферы, образование в которых может быть полезно: маркетинг, психология, реклама, журналистика, филология, PR и другие.
Сколько зарабатывает SMM-менеджер
Зарплата SMM-специалиста зависит от:
- опыта в сфере;
- кейсов и знаний;
- загрузки и сложности работы;
- работодателя и рынка;
- умения себя «продавать».
Берем средние цифры на рынке.
- Начинающие специалисты в Украине могут получать 2-3 тыс. грн за проект или 5-7 тыс. грн в агентстве. Бывают случаи, когда специалисты без опыта идут на бесплатную стажировку или берут проект за 1-2 тысячи, чтобы получить опыт.
- Специалист с опытом полгода-год могут получать 3-5 тыс. грн за один проект и 7-12 тысяч в агентстве.
- Специалист с опытом более года и классными кейсами — 5-10 тыс. грн за проект и 13-18 тысяч в агентстве.
- Само собой, есть топовые специалисты, зарплаты которых могут исчисляться десятками тысяч гривен.
Зарплата SMM-специалиста часто зависит не только от реальных знаний и умений, но и от того, как человек может рассказать о себе, преподнести свой опыт и планы касательно проекта.
Так как рынок еще формируется, работодатели сами не до конца понимают, какая зарплата нормальная. И если человек коммуникабельный, харизматичный и уверенный в себе, он может получить более выгодное предложение. Конечно, бывает и наоборот — когда классный специалист с реальным опытом и кейсами не умеет «продать» себя, что мешает ему получать более выгодные предложения.
Выше зарплата может быть у специалистов, которые работают на крупные компании и агентства, компании из IT-сегмента, международный бизнес или на рынках других стран.
Как и где искать работу SMM-менеджеру
Сейчас только у ленивого бренда нет профиля в социальных сетях. Поэтому можно сотрудничать с различными компаниями — как с малым, так и с крупным бизнесом. Также SMM-специалистов ищут эксперты и блогеры, которые хотят развивать личные бренды.
Можно попробовать разные типы занятости: работать в агентстве, фрилансить для нескольких проектов, удаленно работать на один проект, работать в штате в офисе. А можно собрать свою команду или даже открыть свое агентство.
Как искать работу начинающему специалисту
Важно понять, что у вас нет опыта, а именно его ценят работодатели. Поэтому ваша задача №1 — получить опыт. Здесь может помочь:
- стажировка в агентстве / компании / у специалиста;
- учеба на курсах, где есть также практика;
- ведение личного профиля или аккаунта, который создаете для практики;
- помощь знакомому;
- поиск и сотрудничество с проектом, который готов брать новичка и обучать с нуля.
Допустим, у вас есть хотя бы минимальный опыт. Где искать клиентов?
- Соцсети. Как ваша личная страница (не бойтесь заявить о себе), так и профильные группы, например «Работа в SMM».
- Знакомые. Обратитесь к людям, которые могут вас порекомендовать. Если вы расскажете большому количеству знакомых, что ищите работу, возможно, сработает теория шести рукопожатий.
- Сайты с вакансиями. Они все еще живы и работают.
Вакансии для SMM-специалистов ищите у нас →
Вакансии- Профильные группы и каналы в телеграме. Например, Digital masons каждую среду публикуют подборку вакансий, а #DEFINITELYOVER дает анонсы только вакансий в SMM.
- Напишите сами. Выберите агентство / компанию, где вы хотите работать, и следите за их вакансиями или напишите первыми, предложив свои услуги.
На что обращают внимание работодатели
Важнее опыта, наверное, нет ничего. Поэтому в резюме вы обязательно должны детально прописать, какие у вас есть знания, навыки и где вы их получили.
Здорово, когда специалист может подготовить портфолио. Бывает, его делают в формате презентации, бывает — лендинга. К нам, например, подавалась девушка, у которой портфолио оформлено в виде Instagram-аккаунта.
Кстати, работодатель обязательно посмотрит на соцсети SMM-специалиста. У вас необязательно должно быть 100500 подписчиков, но ваша страница «расскажет» о вас еще до того, как вас пригласят на собеседование.
Что касается тестового задания, скорее всего, оно будет. Большинство работодателей, прежде чем взять SMM-специалиста на работу, захотят проверить его способности. Но вы в праве отказаться его делать, если не хотите получить работу (шутка 🙂 ).
Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату
Читать
Полезные ресурсы для развития в профессии
Курсы
- КАМА: если вам хочется почувствовать себя студентом прогрессивного университета и получить глубокие знания;
- Projector, Bazilik School, LABA, Cases: лекции, тренинги, воркшопы, полезные материалы;
- wishdo: мы проводим онлайн-курсы по работе в Instagram.
Онлайн-источники
Ресурсы с лонгридами: MMR, Cossa, VC, TexTerra.
Telegram-каналы. Для меня сейчас это очень удобный источник информации. Оставлю тут несколько своих любимых каналов из мира маркетинга.
- Новости, тренды: Bazilik media, Breaking trends, TrendMedia.
- Маркетинг: Digital BDSM, Боги маркетинга, Dnative, Фрольченков.
- Для вдохновения: Референс есть, Дизайнер-снайпер.
Книги
Обращайте внимание, в первую очередь, на книги по отдельным темам: копирайтинг, психология людей, дизайн, маркетинг, креатив и другие. Классных книг именно по SMM мало, а те, что есть, очень быстро теряют свою актуальность.
Must read от wishdo
- «Жалоба – это подарок», Дж. Барлоу, К. Меллер — как превратить клиента с жалобой если не в поклонника бренда, то, по крайней мере, в лояльного клиента.
- «Психология влияния», Р. Чалдини — классика социальной психологии, полезная как для маркетологов, так и для потребителей.
- «Новые правила деловой переписки», М. Ильяхов, Л. Сарычева — как вести переписку так, чтобы всем ее участникам было комфортно.
- «Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов», Л. Райс — как завоевывать сердца покупателей с помощью вижуала.
- «ZAG: манифест другого маркетинга», М. Ньюмейер — основы классного маркетинга и брендинга.
- «Нейрокопирайтинг», Денис Каплунов — приемы для написания «цепляющих» текстов.
- «Стратегия голубого океана», В. Чан Ким, Рене Моборн — как правильно выйти из конкурентной среды и создать новую бизнес-модель.
- «Таргетированная реклама. Точно в яблочко», Сергей Щербаков — отличная база для изучения таргета.
Читайте также
Не только SMM: 20 новых профессий в соцсетях
Работа в интернете: 30 лучших способов заработка онлайн
Как стать копирайтером: все, что нужно знать о профессии
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.