fbpx

Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату

Анна Мазур Вт., 26.05.20 Must Read

Порой кандидаты относятся к тестовому заданию без энтузиазма и видят в нем возможность для компании получить бесплатно выполненную работу. Вместе с СЕО Happy Monday Анной Мазур разбираемся, в каких случаях тестовое задание — нормальная практика, а в каких стоит кое-что уточнить, прежде чем браться за его выполнение. 


Что такое тестовое задание


Тестовое задание — это еще один способ знакомства компании-работодателя с навыками кандидата и проверки его на соответствие требованиям вакансии. Как правило, тестовое задание компании присылают после ознакомления с резюме и до того, как назначать собеседование. В тестовом задании кандидату необходимо справиться с задачами, максимально приближенными к тем, что ждут его на этом месте работы. 

Чаще всего с необходимостью выполнить тестовое задание сталкиваются такие специалисты:

  • копирайтеры, журналисты, переводчики, редакторы — те, кто работают с текстом;
  • дизайнеры;
  • IT-специалисты;
  • маркетологи, пиарщики.


Для чего компании предлагают выполнить тестовое задание


Тестовое — важный и нужный способ взаимного выбора друг друга. От него есть польза и для компании, и для кандидата.

Польза тестового задания для компании:

В каждой компании разные процессы, задачи и требования к результату. Описанные в резюме прошлые достижения не всегда помогают однозначно понять, справится ли кандидат с задачами на новом месте. Компании важно это проверить и убедиться на конкретном примере в компетентности человека. 

Польза тестового задания для кандидата:

Для кандидата выполнение тестового задания тоже ценно — это возможность познакомиться с задачами и подходом компании, понять на конкретном примере, что его ждет на рабочем месте, какие критерии оценки качества работы у потенциального работодателя.

Также это хороший способ наработать навыки или портфолио в начале карьеры.


В каких случаях стоит выполнять тестовое задание


Ключевым для кандидата должно быть то, как организован процесс найма, а не сам факт тестового.

Если компания уважительно коммуницирует, дает четкие вводные и формирует правильные ожидания у кандидата в процессе трудоустройства — это ценный индикатор адекватности и в вопросе тестового задания.

Я рекомендую компаниям сразу указывать в тексте объявления, что вакансия предполагает выполнение тестового задания. Кандидат должен быть готов к такому развитию событий. 

Рекомендация для кандидатов: браться за тестовое стоит, если вы действительно заинтересованы в этой возможности и вакансии. Это приводит нас к другой теме — осознанному выбору работодателя. Ведь если вы разослали резюме по 200 самым разным компаниям, и 30 из них вернулись к вам с просьбой выполнить тестовое, то вы вряд ли справитесь. В лучшем случае выполните несколько. Важно выбирать именно тех работодателей, которые вам интересны: изучать компании до подачи резюме, понимать, подходят они вам или нет.

Если вам важно уточнить ключевые вопросы у работодателя до того, как приступать к тестовому — это нормально и правильно. Главное — делать это вежливо и с уважением. Не стоит писать: «Перед тем, как я потрачу время на ваше тестовое, расскажите, сколько вы собираетесь мне платить?». Увы, такие письма от кандидатов тоже приходят. С другой стороны, после такой коммуникации тестовое уже можно и не делать 😉  

Тот же вопрос можно задать иначе, например: «Спасибо за возможность, с радостью выполню задание. Но буду очень благодарна, если сможете сориентировать по уровню заработной платы на этой вакансии. У меня есть финансовые обязательства, ниже которых я не могу опуститься, и чтобы не тратить ваше время зря на проверку тестового, будет честным сразу прояснить этот момент. Заранее спасибо». 

«Мне откажут, а выполненным тестовым воспользуются бесплатно»

Распространенное среди кандидатов опасение — что работодатель воспользуется результатами их бесплатной работы, но откажет в трудоустройстве. 

Как это можно предотвратить:

  1. По возможности отправлять работодателю тестовое в формате онлайн-документа или презентации, к которым вы сможете закрыть доступ в случае негативного ответа или длительного молчания от работодателя.
  2. Уточнить и проговорить этот момент письменно. Но тут важна подача. Вместо язвительного: «Надеюсь, я не увижу результаты своей работы на вашем сайте спустя какое-то время», напишите: «Скажите, пожалуйста, могу ли я рассчитывать на то, что результаты моей работы будут удалены из вашей базы в случае, если я не пройду финальный отбор?».


На что стоит обратить внимание


Риск нарваться на недобросовестную компанию и лишь напрасно потратить время будет всегда. На что стоит обратить внимание, прежде чем приступать к тестовому заданию:

  1. Как компания коммуницирует, насколько она открыта и вежлива по отношению к кандидату. Если у вас возникают какие-то сомнения еще до собеседования, подумайте, хотите ли вы продолжать это общение дальше. 
  2. Что из себя представляет само задание — является ли оно инструментом, позволяющим проверить знания и навыки кандидата, или это полноценная работа, которая должна быть оплачена. Хорошим тоном считается, если выполнение задания займет у кандидата не более 3-4 часов. Однако все зависит от уровня позиции, на которую вы подаетесь. Например, на управленческую позицию тестовое задание может требовать и двухнедельного глубокого анализа, но такой этап, как правило, является одним из финальных для 2-4 кандидатов на финишной прямой.
  3. Полнота информации и готовность компании отвечать на вопросы. Тестовое задание требует вложения вашего времени. Если работодатель просит вас о такой инвестиции в будущие отношения, то и сам должен быть готов ответить на вопросы и уделить вам внимание. 

Когда делать тестовое точно не стоит:

  1. Задание слишком объемное, требует длительной работы и является законченным продуктом: например, создание стратегии выхода продукта на рынок или готовый лендинг для продукта.
  2. Компания дает разные задания разным кандидатам. Это признак того, что сравнивать уровень выполнения заданий не будут, а просто определенный объем работы распределяют между кандидатами.
  3. О компании нет никакой информации, отзывов, сайта, коммуникация непоследовательна и сумбурна.

В любом случае тестовое задание — это инвестиция времени и это риск. Работодатель может поступить неэтично, а может и вовсе не ответить. Принимайте решение о выполнении тестового, ставя на чашу весов два фактора:

  • ценность этой возможности для вас;
  • ценность времени и ресурсов, потраченных на задание.

Резюмируя: если возможность вам интересна и вы хотите ее получить — выполняйте тестовое.

Если интереса, драйва и эмоций от возможности не возникает, вежливо откажитесь и найдите ту, на которую даже просто ради опыта будет не жалко потратить время.


Выводы: как не нарваться на обман

Напоследок — несколько советов, как случайно не потратить свое время не непорядочных работодателей:

  1. Изучайте компании еще до подачи резюме, ну или, как минимум, в момент подачи. Делать тестовое для компании, о которой вы никогда не слышали, не самая лучшая идея.
  2. Собирайте рекомендации о компании.
  3. Смело задавайте уточняющие вопросы и устанавливайте важные для вас границы.
  4. Для начала изучите само задание, а потом принимайте решение, хотите вы его выполнять или нет.

Готовы найти вакансию, ради которой захочется делать тестовое?

Вы знаете, где публикуются проверенные работодатели.

Вакансии

Читайте также

Фальшивые вакансии и работодатели-мошенники: как не попасть в ловушку

Искали работу на карантине: три истории с позитивным финалом

Как компании ищут сотрудников: 9 трендов современного рекрутинга

Присоединяйтесь!

Создаем сообщество фанов Понедельников.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: