Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Тестовое задание: зачем оно нужно компании и кандидату

26.05.20 Поиск работы 5 min reading

Порой кандидаты относятся к тестовому заданию без энтузиазма и видят в нем возможность для компании получить бесплатно выполненную работу. Вместе с СЕО Happy Monday Анной Мазур разбираемся, в каких случаях тестовое задание — нормальная практика, а в каких стоит кое-что уточнить, прежде чем браться за его выполнение. 


Что такое тестовое задание


Тестовое задание — это еще один способ знакомства компании-работодателя с навыками кандидата и проверки его на соответствие требованиям вакансии. Как правило, тестовое задание компании присылают после ознакомления с резюме и до того, как назначать собеседование. В тестовом задании кандидату необходимо справиться с задачами, максимально приближенными к тем, что ждут его на этом месте работы. 

Чаще всего с необходимостью выполнить тестовое задание сталкиваются такие специалисты:

  • копирайтеры, журналисты, переводчики, редакторы — те, кто работают с текстом;
  • дизайнеры;
  • IT-специалисты;
  • маркетологи, пиарщики.


Для чего компании предлагают выполнить тестовое задание


Тестовое — важный и нужный способ взаимного выбора друг друга. От него есть польза и для компании, и для кандидата.

Польза тестового задания для компании:

В каждой компании разные процессы, задачи и требования к результату. Описанные в резюме прошлые достижения не всегда помогают однозначно понять, справится ли кандидат с задачами на новом месте. Компании важно это проверить и убедиться на конкретном примере в компетентности человека. 

Польза тестового задания для кандидата:

Для кандидата выполнение тестового задания тоже ценно — это возможность познакомиться с задачами и подходом компании, понять на конкретном примере, что его ждет на рабочем месте, какие критерии оценки качества работы у потенциального работодателя.

Также это хороший способ наработать навыки или портфолио в начале карьеры.


В каких случаях стоит выполнять тестовое задание


Ключевым для кандидата должно быть то, как организован процесс найма, а не сам факт тестового.

Если компания уважительно коммуницирует, дает четкие вводные и формирует правильные ожидания у кандидата в процессе трудоустройства — это ценный индикатор адекватности и в вопросе тестового задания.

Я рекомендую компаниям сразу указывать в тексте объявления, что вакансия предполагает выполнение тестового задания. Кандидат должен быть готов к такому развитию событий. 

Рекомендация для кандидатов: браться за тестовое стоит, если вы действительно заинтересованы в этой возможности и вакансии. Это приводит нас к другой теме — осознанному выбору работодателя. Ведь если вы разослали резюме по 200 самым разным компаниям, и 30 из них вернулись к вам с просьбой выполнить тестовое, то вы вряд ли справитесь. В лучшем случае выполните несколько. Важно выбирать именно тех работодателей, которые вам интересны: изучать компании до подачи резюме, понимать, подходят они вам или нет.

Если вам важно уточнить ключевые вопросы у работодателя до того, как приступать к тестовому — это нормально и правильно. Главное — делать это вежливо и с уважением. Не стоит писать: «Перед тем, как я потрачу время на ваше тестовое, расскажите, сколько вы собираетесь мне платить?». Увы, такие письма от кандидатов тоже приходят. С другой стороны, после такой коммуникации тестовое уже можно и не делать 😉  

Тот же вопрос можно задать иначе, например: «Спасибо за возможность, с радостью выполню задание. Но буду очень благодарна, если сможете сориентировать по уровню заработной платы на этой вакансии. У меня есть финансовые обязательства, ниже которых я не могу опуститься, и чтобы не тратить ваше время зря на проверку тестового, будет честным сразу прояснить этот момент. Заранее спасибо». 

«Мне откажут, а выполненным тестовым воспользуются бесплатно»

Распространенное среди кандидатов опасение — что работодатель воспользуется результатами их бесплатной работы, но откажет в трудоустройстве. 

Как это можно предотвратить:

  1. По возможности отправлять работодателю тестовое в формате онлайн-документа или презентации, к которым вы сможете закрыть доступ в случае негативного ответа или длительного молчания от работодателя.
  2. Уточнить и проговорить этот момент письменно. Но тут важна подача. Вместо язвительного: «Надеюсь, я не увижу результаты своей работы на вашем сайте спустя какое-то время», напишите: «Скажите, пожалуйста, могу ли я рассчитывать на то, что результаты моей работы будут удалены из вашей базы в случае, если я не пройду финальный отбор?».


На что стоит обратить внимание


Риск нарваться на недобросовестную компанию и лишь напрасно потратить время будет всегда. На что стоит обратить внимание, прежде чем приступать к тестовому заданию:

  1. Как компания коммуницирует, насколько она открыта и вежлива по отношению к кандидату. Если у вас возникают какие-то сомнения еще до собеседования, подумайте, хотите ли вы продолжать это общение дальше. 
  2. Что из себя представляет само задание — является ли оно инструментом, позволяющим проверить знания и навыки кандидата, или это полноценная работа, которая должна быть оплачена. Хорошим тоном считается, если выполнение задания займет у кандидата не более 3-4 часов. Однако все зависит от уровня позиции, на которую вы подаетесь. Например, на управленческую позицию тестовое задание может требовать и двухнедельного глубокого анализа, но такой этап, как правило, является одним из финальных для 2-4 кандидатов на финишной прямой.
  3. Полнота информации и готовность компании отвечать на вопросы. Тестовое задание требует вложения вашего времени. Если работодатель просит вас о такой инвестиции в будущие отношения, то и сам должен быть готов ответить на вопросы и уделить вам внимание. 

Когда делать тестовое точно не стоит:

  1. Задание слишком объемное, требует длительной работы и является законченным продуктом: например, создание стратегии выхода продукта на рынок или готовый лендинг для продукта.
  2. Компания дает разные задания разным кандидатам. Это признак того, что сравнивать уровень выполнения заданий не будут, а просто определенный объем работы распределяют между кандидатами.
  3. О компании нет никакой информации, отзывов, сайта, коммуникация непоследовательна и сумбурна.

В любом случае тестовое задание — это инвестиция времени и это риск. Работодатель может поступить неэтично, а может и вовсе не ответить. Принимайте решение о выполнении тестового, ставя на чашу весов два фактора:

  • ценность этой возможности для вас;
  • ценность времени и ресурсов, потраченных на задание.

Резюмируя: если возможность вам интересна и вы хотите ее получить — выполняйте тестовое.

Если интереса, драйва и эмоций от возможности не возникает, вежливо откажитесь и найдите ту, на которую даже просто ради опыта будет не жалко потратить время.


Выводы: как не нарваться на обман

Напоследок — несколько советов, как случайно не потратить свое время не непорядочных работодателей:

  1. Изучайте компании еще до подачи резюме, ну или, как минимум, в момент подачи. Делать тестовое для компании, о которой вы никогда не слышали, не самая лучшая идея.
  2. Собирайте рекомендации о компании.
  3. Смело задавайте уточняющие вопросы и устанавливайте важные для вас границы.
  4. Для начала изучите само задание, а потом принимайте решение, хотите вы его выполнять или нет.

Готовы найти вакансию, ради которой захочется делать тестовое?

Вы знаете, где публикуются проверенные работодатели.

Вакансии

Читайте также

Фальшивые вакансии и работодатели-мошенники: как не попасть в ловушку

Искали работу на карантине: три истории с позитивным финалом

Как компании ищут сотрудников: 9 трендов современного рекрутинга

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: