Сфера маркетинга сегодня активно развивается и пользуется популярностью среди желающих построить успешную карьеру. Каких специалистов ищут компании и что нужно знать, чтобы найти работу в этой сфере? Рассказывает Ольга Рашевская, управляющий партнер компании Quadrate 28 HR.
Хорошая новость: за последнее время рынок маркетинговых услуг серьезно вырос, и сегодня практически все компании нуждаются в специалистах по маркетингу. При этом настоящих профессионалов найти непросто.
Плохая новость состоит в том, что многие работодатели все еще не понимают, что входит в обязанности маркетолога. Часто у собственников бизнеса складывается впечатление, что маркетолог должен делать все и что это в порядке вещей. В этом основная проблема рынка и боль специалистов.
Давайте разбираться, какие направления в маркетинге сегодня особенно востребованы и какие особенности поиска работы в этой сфере.
Основные направление в маркетинге
- Brand. Такие специалисты создают и реализовывают стратегии развития бренда компании.
- Product. Такие специалисты отвечают за стратегию, контролируют цикл создания и продвижения продуктов компании.
- PR. Такие специалисты продвигают компанию и ее услуги путем создания инфоповодов: готовят материалы для СМИ, инициируют партнерства, привлекают лидеров мнений и т.д.
- Design (графический/UX/WEB и др.). Такие специалисты отвечают за единый визуальный стиль компании.
- Event. Такие специалисты занимаются организацией мероприятий, направленных на развитие бренда и / или привлечение новых клиентов.
- SMM. Такие специалисты отвечают за присутствие и продвижение компании в социальных сетях.
- PPC. Такие специалисты размещают контекстные рекламные объявления в поисковиках и на сайтах-партнерах.
И это далеко не полный список. Плюс в каждом из этих направлений есть свои подкатегории. Вот почему сегодня на job-сайтах кандидаты видят множество вакансий на непонятные позиции. И бывает довольно сложно понять, кого же ищет компания и подходят ли ей ваши навыки.
3 распространенные ошибки работодателей
- Непонимание, зачем компании нужен маркетолог, какие задачи и проблемы он будет решать.
Совет: на собеседовании задавайте уточняющие вопросы. Объясните это тем, что правильно поставленная цель — залог успешной работы. - Неправильно составленный перечень обязанностей. И флаер сделать, и дизайн лендинга, а еще статью написать, и все это — маркетолог… Типичная ошибка, из-за которой специалист увольняется уже после месяца такого хаоса.
Совет: на финальном этапе собеседования всегда уточняйте, что именно будет входить в ваш круг обязанностей. - Непонимание, сколько стоит специалист по маркетингу. Какие KPI ему ставить? Привязывать к продажам или к другим показателям? Из-за этого заработную плату часто занижают.
Совет: мониторьте рынок и постарайтесь узнать, сколько в среднем получает специалист с вашим опытом и навыками. Тогда вы сможете аргументировать свои пожелания по зарплате.
Обратите внимание: задавать вопросы важно уже на первом собеседовании. Убедитесь, что работодатель понимает, для чего и какой ему нужен специалист. И не забудьте поинтересоваться, какой карьерный рост он может предложить.
7 причин задавать вопросы рекрутеру
Читать
Кого чаще всего ищут компании?
Крупные международные компании чаще всего ищут бренд-менеджеров, маркетинг-директоров, PR- и PPC-специалистов. А также менеджеров на стыке маркетинга и продаж.
Стартапы ищут опытных маркетологов с амбициями вырасти до CMO (Chief Marketing Officer) или CBDO (Chief Business Development Officer). Кандидаты должны иметь знания в маркетинге, продажах, PR, обладать продуктовым и дизайн-мышлением, понимать этапы создания продукта и способы его продвижения на иностранные рынки. Таких специалистов, как правило, тяжело найти, так как лучшие уезжают работать за рубеж.
Малый и средний бизнес ищет маркетологов со знанием аналитики, рекламы, классического маркетинга и PR. Для собственников важно, чтобы кандидаты понимали особенности рынка и действовали в интересах бизнеса. Малый и средний бизнес не может себе позволить больших бюджетов. Но собственники готовы давать маркетологам достаточно свободы, поддерживать креативные идеи и вовлекать менеджера в процесс развития бизнеса.
IT-компании ищут маркетинг-менеджеров с уклоном в таргетинг и аналитику. Им нужны специалисты, которые понимают, как оптимизировать трафик и задействовать все возможные рекламные каналы. У кандидатов хотят видеть понимание IT-процессов, продуктовое мышление, желание работать с командой инженеров и разработчиков. Будет преимуществом опыт работы с крупными торговыми площадками (например Amazon), разными поисковыми системами, а также опыт с B2B и B2C сегментами.
Маркетинговые агентства тоже постоянно находятся в поиске хороших кандидатов. Они часто ищут аккаунт-менеджеров. Это специалисты, которые общаются с клиентами, ведут сразу несколько проектов и владеют знаниями по маркетингу, PR и продажам. Чаще всего кандидаты приходят на эти позиции после работы маркетологом в узкоспециализированных компаниях. Должность аккаунт-менеджера — это возможность уйти от рутины одного проекта и начать работать сразу с 3-4 проектами из разных сфер. Также в агентствах всегда востребованы стратеги, арт-директора, контент- и SMM-специалисты.
Обратите внимание: на любой позиции требуется знание английского языка не ниже уровня B2 (а лучше Advanced). Также важно умение работать как в команде, так и на позиции руководителя.
Кого выбирают работодатели?
Мы в Quadrate 28 HR регулярно общаемся с работодателями и сформировали перечень качеств, которые становятся для них решающими при выборе кандидатов. Итак, кого выбирают чаще всего?
- Тех, для кого самообразование на первом месте. Маркетинг — это гибкая сфера, в которой постоянно что-то меняется. Поэтому запаситесь книгами, курсами и полезными ресурсами, чтобы не отставать.
- Тех, кто не боится что-то менять. Пробуйте себя в другой роли, не меняя сферы — в маркетинге есть такая возможность. Кстати, это хороший способ добавить мотивации, если текущие задачи вас не драйвят.
- Тех, кто смотрит дальше своей специализации. Помните: чем больше вы знаете, тем быстрее движетесь на фоне других специалистов.
- Гибких и уверенных в себе. Смелее беритесь за незнакомые задачи, а вместо того чтобы сказать «не знаю», старайтесь найти решение. Это придаст вам больше уверенности в собственных силах.
Развитие в профессии
Вариантов карьерного роста для маркетолога действительно очень много. При желании вы можете кардинально сменить сферу деятельности, не покидая маркетинг как таковой. Или вырасти до таких позиций как Product Manager, CMO, CBDO или даже операционный директор.
3 проблемы, с которыми вы можете столкнуться
1. Отсутствие качественного профильного обучения
Що з цим робити? Зараз в інтернеті можна знайти будь-яку інформацію. Наприклад, ви можете сидіти в кафе в Києві та проходити курс від Стенфордського університету на Coursera. Для новачків у цифровому маркетингу буде корисним ось цей гайд. Плюс варто підписатися на 5-6 крутих телеграм-каналів (наприклад Digital Masons), аби першими дізнаватися новини зі світу маркетингу.
2. Профессиональное выгорание
Что с этим делать? Во-первых, обязательно потратьте время, силы и выберите то направление, которое действительно вам по душе. Во-вторых, научитесь говорить вашему руководителю открыто, что вы хотели бы изменить. Ну и в-третьих, позволяйте себе больше отдыха, занимайтесь спортом. И не переживайте — вы не одиноки! Для креативных специалистов это распространенная проблема.
Как сообщить на работе, что вы на грани выгорания, и попросить о помощи
Читать3. Кризис идей
Самая большая проблема — это найти «фиолетовую корову», хотя ее уже нашли до вас лет 5-7 назад. Что с этим делать? Окружите себя качественным информационным полем. Развивайте креативность. Читайте зарубежные СМИ, медиа про дизайн и вдохновение, художественную литературу. Это позволит держать мозг в тонусе и всегда генерировать что-то новое. Не растрачивайте энергию на пустые действия. Дайте себе возможность получать новые эмоции. А для большего баланса подключайте к креативу аналитику и математические исследования.
Ищете работу в маркетинге?
У нас на сайте много вакансий в этом направлении 👉
ВакансииЧитайте также
8 карьерных правил маркетолога Виктора Дубровина
Как развиваться маркетологу: о карьере, навыках, плюсах и минусах профессии
Диджитал-маркетолог: что делает, сколько зарабатывает и как должен развиваться
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.