Всі статті Новини Пошук роботи Увійти в ІТ Кар'єра Історії Розвиток Happy HR Спецпроєкти

Не существует своей и не своей ответственности. Интервью с Катей Кушнеровой о работе «менеджером всего», выборе на основе ценностей и постоянном развитии

28.03.18 Історії 5 хв читання

Профессия и четкий список обязанностей не всегда определяют то, чем мы занимаемся. Есть люди, которых вопрос «Кем ты работаешь?» ставит в тупик.

Героиня нашего интервью, Катя Кушнерова, выбрала работу, которая в первую очередь соответствует ее ценностям, а не должностной инструкции. На первом месте для Кати — люди, культура в компании и возможность постоянного развития.

Ты начинала работать как дизайнер. Расскажи, как ты пришла к дизайну и как стартовал твой карьерный путь?

Можно сказать, в дизайн меня занесло почти случайно – на летних каникулах отключили интернет, и 15-летняя я от скуки пошла изучать фотошоп. С тех пор обучение шло само собой, по самоучителям и туториалам. Сначала я делала что-то бесплатно – афиши, аватарки, оформление форумов и групп Вконтакте.

Это увлечение продолжилось и в университетские годы. Мне начали предлагать мелкие заказы за деньги. Я осваивала логотипы и инфографику, изучала Illustrator и делала, в общем-то, все – от фотомонтажа до продающих сайтов. О том, что свою профессию можно связать именно с этим, я задумалась только к концу магистратуры, а существенно наполнить портфолио было нечем (по крайней мере так, чтобы было не стыдно).

И тут ко мне пришла подруга (спасибо, Лена!) с вопросом, не хочу ли я помочь одному хорошему социальному проекту. Мол, им нужны афиши, а мне портфолио, заодно и хорошее дело можно сделать.

После 3-секундных раздумий я стала волонтером в тогда еще социальном проекте Upgrade, который собирал и бесплатно обучал студентов.

Более того, обучал и бизнесу, и так называемым soft skills: позитивному мышлению, работе с убеждениями, осознанностью, окружением и прочим важным вещам. Ты даже не представляешь, насколько скептично я отнеслась ко всему этому в начале. Думала, что тренинги — это что-то очень странное и точно не для меня. Но, как видишь, все меняется.

Как думаешь, почему на тебя обратили внимание и решили взять в команду?

Для этой позиции было тестовое задание: прислали пример рекламы одного из мероприятий и спросили, смогу ли я лучше. Я опешила. Потому что количество замечаний к макету даже у меня, неопытного дизайнера, превышало все мыслимые пределы. И, конечно, я смогла лучше, пусть сама и не очень верила в свои таланты.  

Поначалу меня вообще ничем не ограничивали. И те афиши, которые я делала для Upgrade в первые несколько месяцев, сейчас бы никому не показала. Серьезно! Но арт-директор одного из свободных пространств, где проходили наши тренинги, почему-то заинтересовался и предложил мне делать афиши и для них, уже за деньги. Это и стало первым звоночком, что из меня будет толк 🙂 

А если серьезно, я пришла на пару мероприятий, познакомилась с ребятами, послушала и как-то даже немного прониклась идеей позитивной психологии. И неожиданно для себя хорошо вписалась в дружную волонтерскую команду. Моя начальница Юля постоянно говорила: «Она очень «наша», хоть и на тренинги не ходит».

 


Когда ты стала получать деньги за работу? И самое интересное кто и как определил сумму вознаграждения?

Больше полугода я была волонтером и работала, понятное дело, бесплатно. За это время по сарафанному радио начали приходить клиенты с заказами: кто-то благодаря Upgrade, кто-то от друзей. Деньги были нужны, заказов становилось больше, времени — меньше, и в конце концов я перестала успевать. При стипендии в 800 грн отказываться от работы – как минимум странно, так что однажды я пошла на встречу волонтеров с твердым намерением уходить.

В тот самый момент основатели Upgrade — Андрей и Алла Клименко и Саша Король — приняли решение переформатировать проект из социального в коммерческий. Из всей команды волонтеров двоих пригласили в штат. Так у меня появилась первая серьезная работа. Меня сразу спросили, какой у меня прожиточный минимум, я честно посчитала — и получила ровно такую зарплату. Наверное, я могла бы попросить больше, но, знаешь ли, честность…  

Через год меня попыталось перекупить одно рекламное агентство, сумму предложили внушительную — в 2.5 раза больше, чем я зарабатывала. Это было сложное время: впереди маячил диплом, нужно было съехать из общежития и снимать жилье. На это озвученного мной прожиточного минимума явно не хватило бы.

Я долго мучилась выбором: любимую работу бросать не хотелось, но обстоятельства вынуждали.

В конце концов, я решилась на откровенный разговор с начальством и объяснила все как есть: работу люблю, готова совмещать, помогать, обучить преемника, но уйти придется. На следующий день мне сделали встречное предложение — меньше, чем в агентстве, но на квартиру как раз хватало. Решение остаться считаю одним из самых правильных в моей жизни.

Катя Кушнерова о работе в Upgrade

У тебя тогда было официальное название позиции? А сейчас? Как изменились твои задачи?

Официально я была дизайнером. Неофициально помогала с организацией мероприятий, так как команда маленькая, и все делали все. В какой-то момент неожиданно ушел руководитель проекта и в Upgrade фактически остались только тренеры — и я. Пришлось быстро вникнуть во все процессы, научиться делать рассылки, общаться с партнерами, клиентами, вести SMM, организовывать мастер-классы и много чего еще. Я спрашивала совета у опытных сотрудников, которые выполняли эти функции раньше, но в основном полагалась на интуицию, собственный вкус и иногда — советы из Гугла. Было ужасно страшно, правда. Страшно не справиться, подвести Андрея и Аллу, которые в меня поверили. Но все получилось.

Сейчас мне сложно как-то обозначить свою должность, хоть команда заметно выросла. В соцсетях я часто пишу «дизайнер, криэйтор, менеджер всего» — звучит смешно, но хоть частично отражает суть процесса. Я все еще делаю афиши, дизайн лендингов, презентаций, раздаточных материалов, фирменной сувенирки и блокнотов, которые выпускает Upgrade. А кроме того — веду SMM, пишу тексты, рассылки и статьи, фотографирую, участвую в разработке новых программ, ассистирую Алле на тренингах, помогаю их организовывать, работаю с волонтерами… В общем, чего только не делаю 🙂

Думаю, именно благодаря такому разнообразию задач и неограниченному пространству для роста, за 5 лет на одном месте мне не надоедает.

У нас очень сплоченная команда, и каждый делает для общего дела все, что в его силах и талантах. У каждого есть (вроде как) своя сфера ответственности. При этом любую задачу может подхватить тот, кто в этом сильнее, или как минимум сделать вместе. Никогда не забуду, как перед каким-то большим мероприятием Алла (ведущий тренер, уже на каблуках и в платье) взяла швабру и начала мыть сцену, потому что ее не успели подготовить. Мы все на сверхзвуковой скорости убирали в зале и все-таки начали ивент вовремя, хотя шансов на это было мало. Должностная инструкция ничего не значит, когда все болеют за результат.

Катя Кушнерова о работе в Upgrade

Когда ты представляешься новым знакомым и тебе нужно кратко объяснить, чем ты занимаешься, что ты рассказываешь?

Говорю, что работаю в тренинговой компании, которая занимается… и далее по тексту. А вообще я дизайнер! 😀 Для меня работа все же больше про Upgrade в целом, чем конкретно про дизайн, и это очень хорошо иллюстрирует, что мы за компания. А если серьезно, в двух словах мою работу не объяснить. Так что говорю обычно про дизайн (это самое понятное) — и предлагаю дружить в фейсбуке. Там все как-то само собой постепенно проясняется.

Какой у тебя график? Опиши, пожалуйста, свой типичный день.

Мы работаем с 10 до 7 плюс мероприятия вечером или на выходных. Но я из тех людей, для которых прийти в офис ровно в 10 — пытка похлеще круциатуса (спасибо, что не в 9!). Я совершенно не способна рано встать и тем более приехать куда-то вовремя. Ребята по этому поводу подшучивают и даже иногда спорят, успею я на поезд в 6:48 утра или все-таки не успею 🙂 Так что приезжаю я на работу попозже и ухожу обычно не раньше 8. 

Конечно, без форс-мажоров не обходится. Иногда я сижу в выходной до 4 утра, чтобы в срочном порядке сделать презентацию на утренний ивент.

Бывают такие проекты, где каждые 5 минут — форс-мажор. Например, Upgrade Yourself Camp. Но это всего 6 дней раз в году, так что можно пережить.

В нашей сфере типичный день — размытое понятие: есть офисная работа и есть ивенты. Это два разных мира и два разных графика. Так что иногда типичный день — это 8 часов за компьютером, переключение с рекламных баннеров на текст рассылки и обратно на баннеры. А иногда — бесконечная беготня в поисках лимона, ручек, вазы, маркера, нужного номера телефона, водного пистолета или пинты драконьей крови 🙂 В любом случае это весело. 

Было ли у тебя такое, что ты поняла — пора двигаться в другую сторону — и поменяла вектор профессионального развития?

Через несколько месяцев после трудоустройства я прошла один из наших тренингов – двухдневный Level Up. Там было много серьезных вопросов и ответов. После вопроса: «Что для тебя успех?» я вдруг очень четко поняла, что он не в признании как дизайнера, не в наградах или высоких оценках портфолио на Behance, а в людях. Поняла, что для меня мера успеха — возможность влиять на других, вдохновлять, делиться и быть причастной к их росту. Это стало отправной точкой для всего моего карьерного роста, позволило выйти далеко за рамки просто графического дизайна и делать все то, что я делаю сейчас.

Катя Кушнерова о работе в Upgrade

Upgrade помогает людям становиться счастливыми. А получается ли у тебя постоянно быть счастливой?

Ты шутишь? Конечно нет! Иногда я впадаю в такое уныние, что закрываюсь дома и не хочу видеть людей 😀

Мне кажется, это нормально — быть разной, испытывать разные эмоции, а не делать вид, что всегда все хорошо.

Я чаще чувствую себя счастливой, чем нет. Работа помогла мне развить много полезных навыков, помогающих в этом. Например, замечать в каждом человеке что-то классное и концентрироваться на этом. Раньше мне было сложно общаться с незнакомыми людьми, а теперь даже не приходится прилагать усилия, чтобы сказать комплимент — все кажутся такими классными! Умение держать фокус на хорошем и сохранять оптимизм в любой ситуации помогают чувствовать себя счастливее. Если бы я еще и не лентяйничала, а постоянно делала все те упражнения и техники, которым мы учим… В общем, есть куда расти.

Как ты считаешь, что важно помнить людям, которые работают в быстрорастущих проектах?

Что нет своей ответственности и не своей, что каждый член команды отвечает за результат. Тут важно не заиграться и не стараться справиться со всем в одиночку. И при этом всегда помнить, ради чего все это делается. В маленькой компании цель и миссия — это почти как руководство к действию. Порой случается что-то из ряда вон выходящее, и нет инструкции, как поступать в таких ситуациях (а в стартапе ее никогда нет). Тогда ты можешь действовать только исходя из общей цели. Если наша цель — заботиться о клиентах и быть им другом, то очевидно, как решить любой конфликт или ответить на жалобу.

В быстрорастущих проектах главное — не бояться. Не бояться пробовать новое, не бояться ответственности, не бояться ошибаться.

Это не большая корпорация, где сотрудников повышают раз в 3 года согласно регламенту. Это условия, в которых можно очень быстро вырасти, сильно расширить свои компетенции и оказаться вдруг очень успешным в той сфере, которой раньше и не подумал бы заняться. Трудно придумать лучшие условия, чтобы стать классным, стрессоустойчивым и быстро соображающим специалистом. А умение адаптироваться в стремительно меняющихся условиях — один из главных навыков будущего.

Так что сохраняйте спокойствие и не бойтесь нового. Худшее, что может случиться — вас уволят. Но и после этого есть миллион отличных вариантов развития событий.

 

Розсилка, що розвиває вашу кар'єру

Підписуйтесь на щотижневу розсилку від головної редакторки Happy Monday з підбіркою найцікавішого контенту тижня, новин та кар'єрних можливостей.

Більше
Відгук

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: