Многие воспринимают работу аниматора как развлечение. Так ли это на самом деле? Секретами профессии делится аниматор с 19-летним опытом работы.
Наш автор – Оксана Демина, Senior animator в Postmodern Digital. Оксана сочетает роли 2D и 3D character animator, супервайзера анимации, сторибордиста и художника позингов анимации. А 12 ноября запускает первый курс по основам анимации в Projector.
Оксана, как вы пришли в профессию? Что вам в ней нравится?
Так получилось, что профессия сама нашла меня. Я начала заниматься анимацией еще в детстве, случайно. Одним летом попала на курсы анимации — с этого все и началось.
И пока я продолжала задавать себе вопрос «Кем стану, когда вырасту», я уже стала опытным аниматором. Без намеренного усилия. Я просто много работала и мне было интересно.
Для творческого человека в этой профессии много плюсов. Лично мне нравится ощущение волшебства. Когда я «оживляю» то, что было неживым, — ощущаю себя творцом, как бы это ни звучало.
Еще недавно это был безжизненный предмет, а после того как я над ним «поколдовала» — он ожил. Что это, если не магия?
Кто такой аниматор? Что он делает, чем занимается?
Аниматор — человек, который умеет «оживлять» неживое. Он берет безжизненный объект и меняет его расположение в пространстве и времени так, чтобы при перемотке со скоростью 24 кадра в секунду этот объект «ожил». Чтобы было ощущение, что он чувствует и переживает.
Мы создаем что-то, чего еще не было. Придумываем характеры и образы, которых в принципе не существует. Наделяем их деталями, чтобы зритель вовлекался в историю и ощущал себя ее частью. Мы создаем не только персонажей, но и целые миры.
В кино мы анимируем реалистичных персонажей. Это нужно сделать так, чтобы зритель поверил, что анимация CG double (копии актеров в 3D) — это игра настоящего актера. Эта анимация должна быть реалистичной, точно соответствовать характеру и манерам актера.
Когда зритель не отличает реальную картинку от того, что ты создал, — это высшая похвала для аниматора.
Насколько востребована эта специальность? Какие тенденции на рынке?
Сейчас в Украину начали заходить интересные и сложные проекты, в том числе полнометражные. Старт украинской полнометражной 3D анимации дал «Микита Кожум’яка» два года назад. В прошлом году была премьера работы «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила», сейчас создается анимационный фильм «Мавка. Лісова пісня».
Есть много студий, которые работают над полнометражными проектами. Индустрия нуждается в высококвалифицированных специалистах, но и после базового курса аниматор уже может работать. Например, сверхзнания не требуются:
• в гейм-индустрии – тут есть не слишком сложные задачи для аниматоров, а самих проектов много;
• в произодстве youtube-сериалов или детских мультипликационных сериалов.
Аниматоров любого уровня сейчас требуется много, они нужны везде.
Можете указать примерный диапазон зарплат специалистов?
Если это начинающий аниматор, который пришел работать в студию, в среднем зарплата стартует от 500$. Верхней планки не существует. Это зависит от студии и проектов. Бывают недорогие небольшие проекты, бывают масштабные.
Какие направления существуют в анимации?
В анимации много направлений, но я бы выделила такие основные виды:
• 2D анимация (2D — 2 dimensions, плоская картинка). Это движение в плоскости. Способов создать 2D анимацию огромное количество — перекладочная анимация, классическая рисованная, скелетная.
• 3D анимация (3D — 3 dimensions, объемная картинка). Анимирование объемных объектов, в основном в графических пакетах.
• Стоп-моушн анимация — анимация, которая создается последовательно, покадрово. Ее принцип: нужно выставить один кадр, сделать съемку, дальше выставить следующий и так далее. К предыдущему кадру невозможно вернуться. Таким способом создают пластилиновую и кукольную анимацию.
Сфер, где используют анимацию, очень много. Из наиболее популярных:
• полнометражные фильмы и мультсериалы;
• рекламные проекты;
• игры и синематики;
• дизайн;
• инсталляции.
Всегда можно выбрать то, в чем вам больше всего хочется развиваться.
Какие навыки, качества характера нужны аниматору?
Потребуются внимательность, усидчивость, настойчивость, трудолюбие, способность концентрироваться. Но самое главное качество — то, которое нельзя развить — профессия должна тебе нравиться. То, что нравится, увлекает, включает все ресурсы, которых вроде бы не было раньше. Сразу появляется усидчивость, внимательность, продуктивность и умение сосредоточиться.
Что касается состоявшегося аниматора, то вне зависимости от направления у него должны быть следующие качества.
Во-первых, развитая фантазия.
Каждый раз, когда мы получаем материал или нам ставят задачу, нужно придумать креативное решение. Да, есть схемы и шаблоны, но никому не интересно смотреть на что-то усредненное и безжизненное. Всем нужны кадры, за которые можно зацепиться взглядом.
Во-вторых, наблюдательность.
Аниматору нужно уметь точно отобразить как реальные, так и нереальные движения и состояния. Чтобы заново создавать миры и существа, нужно до мелочей знать, из чего состоит каждое действие. Многие вещи из головы придумать невозможно. Нужно уметь наблюдать.
Например, аниматор не думает: «Вот прошла красивая девушка». Нет. Он смотрит, как она идет на платформе или каблуках, как она переносит вес, машет ли руками. Приходится изучать походки, бег, ускорения и замедления шага. В мультфильмах и фильмах ведь кто-то обязательно ходит или бегает. Аниматоры знают, насколько индивидуальна походка каждого человека. Казалось бы — у всех две ноги, все просто. Но нет, все ходят по-разному. Это зависит от настроения, эмоций, физической формы. И эти наблюдения аниматор потом переносит в мультфильм или кино.
В-третьих, умение изучать все до мелочей.
Аниматор наблюдает и изучает все детали. Например, как происходит моргание. Мы ведь никогда не моргаем одновременно двумя глазами, а делаем это с почти неуловимой для человеческого глаза разницей. Кто-то моргает чаще, кто-то реже. Женщины моргают в два раза чаще мужчин. Люди моргают чаще, когда волнуются. Таких моментов много, нужно уметь их замечать.
Одно из самых важных качеств — уметь пропускать все эмоциональные состояния, которые переживает персонаж, через себя.
Вне зависимости от возраста, телосложения и эмоционального состояния аниматор должен уметь в один момент стать старым скрипучим стулом, маленькой девочкой с бантиками, драконом или летучей мышью… Причем так, чтобы это было убедительно, чтобы все поверили, что ты — дракон или летучая мышь.
Аниматор — это актер. Чтобы максимально погрузить зрителя в атмосферу, нужно уметь прожить ее самому. Только, в отличие от актера, аниматор выражает свои состояния не напрямую, а в персонажах.
Если говорить о смене профессии – кому будет легче переквалифицироваться в аниматора?
Аниматор — это специфическая профессия. Мало где встречается необходимость сочетания творчества и логики.
Направление 3D может хорошо подойти людям с техническим бэкграундом, потому что там много областей, куда можно развиваться дальше, — риггинг, скиннинг, процедурная анимация, скриптование. Но им нужно будет «подтягивать» творческую составляющую.
Анимация также хорошо зайдет художникам, которые привыкли работать с визуальной составляющей. Но им нужно будет «дотягивать» техническую сторону – разбираться с использованием инструментов, построением персонажей.
Как и где лучше учиться?
Сейчас есть огромное количество ресурсов, блогов, видеоуроков, но все зависит от того, с какой целью вы хотите заниматься анимацией.
Если ваша цель – использовать ее для роликов на Youtube или блога — Google даст миллион ответов.
Если вы уже попробовали себя в анимации и хотите этим заниматься профессионально, я бы порекомендовала курсы. Потому что среди всего обилия информации далеко не все пригодится в работе. И наоборот — некоторые вещи, необходимые в работе, сложно найти.
Курс — это определенная структура подачи знаний, которая поможет новичку не заблудиться и не махнуть на все рукой.
Начинать осваивать анимацию можно с базового курса, но им одним не обойтись. Если после обучения вы понимаете, что хотите развиваться в этой сфере дальше, есть два варианта:
1) обучаться самостоятельно, платно или бесплатно;
2) идти на курс следующего уровня.
Мой личный метод — индивидуальное обучение после базового курса. Когда мне что-то становится интересно, сначала я получаю базовую информацию. Потом, когда понимаю, куда хочу двигаться, выбираю индивидуальное обучение. Ищу преподавателя, который даст мне конкретные знания по моим запросам.
Пожалуйста, посоветуйте ресурсы для самообразования.
1. Онлайн и офлайн курсы
https://www.cgtarian.ru — достойный русскоязычный ресурс для обучения. Мне нравится качество преподавания, плюс он доступен финансово. Я сама проходила там курс по риггингу, поэтому точно могу рекомендовать (и нет, мне не платили за рекламу 🙂 )
https://www.ianimate.net/, https://www.animationmentor.com/ — англоязычные ресурсы и, наверное, лучшие онлайн-школы, однозначно их рекомендую. Но это дорогие курсы. Стоимость — от 1700$ и 2500$ за 11 и 12 недель соответственно.
Чтобы структурировать обучение и сделать его доступным в Украине, мы запускаем практический курс Animation. Basics в школе Projector, для всех, кто хочет профессионально заниматься анимацией, изучить основы или качественно повысить свой уровень работы.
2. Лекции и встречи
Все почему-то воспринимают работу в индустрии как Диснейленд, где все весело, все танцуют, поют и между делом создают мультики 🙂 На самом деле это сложный кропотливый процесс, который остается за кадром. Детальнее о профессии я рассказываю на лекциях и встречах, рассказываю о профессии.
3. Полезное чтение
Настольная книга каждого аниматора – The Animator’s Survival Kit Ричарда Уильямса, где он очень глубоко, подробно и иллюстративно описывает все принципы анимации.
4. Ролики, видео
Я люблю все making of ролики на Youtube и Vimeo. Там показывают, как создают сцены, какие процессы происходят за кадром.
5. Изучение процессов
Когда я смотрю мультфильмы или фильмы, то делаю стоп-кадры и просматриваю все покадрово. Если есть что-то особенное, что хочу повторить, сохраняю себе скриншоты и потом повторяю. Это крутой опыт — взять сцену из фильма и повторить ее один в один. Всегда обнаруживаешь что-то новое и интересное.
Еще в рубрике «Люди»: «Мы не рисуем картинки, мы решаем проблемы!». Интервью с дизайнерами Нонной Старущенко и Глебом Капориковым.
Дякуємо!
Тепер редактори знають.