Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Одна голова хорошо, а две — лучше: что такое мозговой штурм

26.03.21 Развитие 5 min reading

Даже те, кто любит работать в одиночестве, признают, что на этапе генерации идей чем больше предложений — тем лучше. Рассказываем, как успешно провести мозговой штурм и действительно эффективно покреативить, а не просто посидеть и поболтать.

Что такое мозговой штурм


Мозговой штурм (он же брейнсторм или брейншторм) — это метод поиска новых идей и решений. Суть его в том, что участники озвучивают как можно больше вариантов, включая самые невероятные, а потом из всех выбираются лучшие идеи или решения, которые можно реализовать на практике. 


История появления метода

Считается, что технику мозгового штурма придумал американский рекламист Алекс Осборн, а помог ему в этом… военный опыт. Во времена Второй мировой войны Осборн служил капитаном грузового судна. Однажды он получил радиограмму о потенциальной опасности — приближающейся немецкой подводной лодке. Думая, как поступить, Осборн вспомнил прием, к которому прибегали пираты Средневековья: в случае опасности на палубе собиралась вся команда, чтобы поочередно предложить свой вариант решения проблемы. 

Осборн поступил так же: собрал экипаж и попросил каждого предложить свой вариант действий в случае атаки. Правда, ни одну из идей использовать не пришлось: немецкая подлодка американским кораблем не заинтересовалась. А вот Осборн начал разрабатывать теорию мозгового штурма, которую подробно описал в своей книге «Прикладное воображение», изданной в 1953 году. 


Правила проведения успешного мозгового штурма

Для эффективного проведения мозгового штурма не обязательно в точности повторять путь Алекса Осборна и в срочном порядке собирать команду, когда подлодка конкурентов уже приблизилась вплотную. Лучше придерживаться следующих правил.


1. Предварительная подготовка

Не нужно устраивать команде сюрприз и оглашать тему брейнсторма, когда все уже соберутся. Дайте участникам как минимум несколько дней на подготовку: пусть у них будет время подумать над идеями заранее.


2. Продуктивная обстановка

Если в помещении слишком холодно или жарко, удобных стульев хватает не на всех, нет бумаги и ручки для каждого участника и флипчарта для ведущего, то все, чего будут хотеть участники брейнсторма, — чтобы это собрание закончилось как можно скорее. У людей должны быть комфортные условия для работы. 


3. Больше людей = больше идей

Цель брейнсторма — сгенерировать как можно больше идей, из которых можно будет выбрать лучшие. Для этого важно собрать побольше участников: например, не один отдел из 3 человек, а команду из 10. Но не стоит просто ради количества звать на брейнсторм тех людей, которые не хотят в нем участвовать или максимально далеки от темы. 


4. Подробное описание проблемы

Огласите тему брейнсторма заранее, а непосредственно перед его началом еще раз объясните участникам, какая цель данной встречи и какую проблему вам нужно решить. Убедитесь, что все участники поняли задачу правильно и знают, чего от них хотят. 


5. Никаких ограничений для идей

Важное правило для успешного мозгового штурма — отсутствие правил непосредственно во время брейншторма. Никакого: «Высказывайте только идеи, которые мы можем реализовать с учетом нашего бюджета» и т.д. Разрешите участникам говорить все, что придет в голову — даже если это сотрудничество с инопланетянами. Чужие идеи нельзя критиковать, но дополнять можно, так что не обязательно изобретать велосипед и предлагать только то, что еще не прозвучало ни в каком виде. 


6. Ведение записей

Во время мозгового штурма важно не только озвучивать идеи, но и записывать их. Все, даже откровенно фантастические и высказанные в шутку. И лучше, чтобы это делал не только выбранный ведущий, а все участники — так ни одна идея не забудется. 


7. Возможность добавить идею и после брейнсторма

Может случиться так, что мозговой штурм окончен, все разошлись по домам, устроились на диване с чашкой кофе — и вот оно, озарение! Дайте участникам возможность поделиться своими соображениями позднее. Но не растягивайте процесс генерации идей, а установите четкий дедлайн в сутки-неделю.


Этапы проведения мозгового штурма


Техник проведения мозгового штурма существует множество, но все они включают три основных этапа.

  1. Постановка проблемы. Это предварительный этап, во время которого формулируют задачу, решают, кто будет участвовать в мозговом штурме, определяют его ведущего, а участников знакомят с темой. 
  2. Генерация идей. Основной этап, во время которого фиксируются абсолютно все идеи, озвученные участниками. Количество идей на данном этапе важнее их качества, идеи не оцениваются и не критикуются — только высказываются.
  3. Отбор и оценка идей. Лишь на этом этапе начинается экспертная оценка идей: отсеивание нерелевантных и отбор тех, которые можно реализовать на практике.  


Популярные техники мозгового штурма


Разберем 5 техник брейнсторма, которые легко реализовать в любой сфере деятельности и в любых условиях — даже онлайн во время удаленной работы.


Ролевой штурм

Участникам присваивают роли определенных людей, с позиции которых полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу. Например, несколько портретов целевой аудитории или роли читателя, редакции и рекламодателя, если вы запускаете новое медиа. Идеи нужно высказывать именно с позиции своей роли. В процессе мозгового штурма ролями можно меняться. 


Обратный штурм

Суть техники в том, чтобы сосредоточиться исключительно на недостатках услуги, продукта или ситуации и попытаться предсказать все препятствия на пути клиента или максимальное количество негативных последствий любого действия. Обратный штурм часто применяют для проектов, которые состоят из нескольких этапов и где срыв одного этапа = полный провал всей работы. 


Письменный мозговой штурм

Техника, которую легко применить в условиях удаленной работы: участникам не нужно собираться вместе в одном помещении или общаться онлайн по видеосвязи. К тому же метод подходит для людей, которые стесняются высказывать свои идеи публично. Идеи можно генерировать в одном гугл-документе или любом другом инструменте. Главное — чтобы у каждого была возможность писать и видеть идеи, предложенные другими участниками. Недостаток метода в том, что сбор письменных ответов точно займет больше времени, чем живое собрание. 


Индивидуальный мозговой штурм

Максимальное количество участников — залог успешного мозгового штурма. Но есть и техника, которая предполагает, что брейнстормить придется в одиночку. В таком случае рекомендуется установить длительность одного сеанса генерации идей (3-10 минут). Фиксировать идеи стоит так же, как и при коллективном мозговом штурме — на бумаге, в электронном документе или хотя бы записывать свои мысли на диктофон. Оценивать собственные идеи лучше не сразу, а спустя некоторое время. Сразу предупреждаем, что отсутствие взгляда со стороны — недостаток такой техники, но зато такой брейнсторм можно провести быстрее. 


Лестничная техника

Отличие этой техники в том, что участник озвучивает собственные идеи до того, как услышит предложения других. Ведущий называет тему брейнсторма, после чего в комнате остаются лишь двое участников, а остальные временно покидают ее. Первая пара озвучивает друг другу свои идеи, после чего приглашают третьего участника. Он высказывает свои мысли, а в ответ узнает идеи первых двух. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не соберется в комнате. 

Техника хорошо подходит для коллективов, склонных попадать под влияние нескольких человек, и помогает раскрыться застенчивым людям, которые предпочитают делиться идеями лишь с самыми близкими коллегами.

10 полезных советов, как развить уверенность в себе

Читать


Выводы


Мозговой штурм — эффективный способ сгенерировать большое количество идей. Но это не гарантия того, что какая-то из них подойдет. Часто мозговые штурмы не помогают найти решение проблемы, к этому нужно быть готовым и не критиковать участников — ни во время брейнсторма, ни после, даже если станет понятно, что ни одна из идей не подходит. Желаем вам успешно провести мозговой штурм и найти ту самую идею, которая будет реализована.

Читайте также

10 советов для развития скорочтения

Как я испробовала 7 техник продуктивности за месяц

Средство от прокрастинации: техника Помодоро

Ищете работу?

У нас на сайте много вакансий для специалистов разных профессий 👉

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Більше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!
0
Поделиться своими мыслямиx

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.