Даже те, кто любит работать в одиночестве, признают, что на этапе генерации идей чем больше предложений — тем лучше. Рассказываем, как успешно провести мозговой штурм и действительно эффективно покреативить, а не просто посидеть и поболтать.
Что такое мозговой штурм
Мозговой штурм (он же брейнсторм или брейншторм) — это метод поиска новых идей и решений. Суть его в том, что участники озвучивают как можно больше вариантов, включая самые невероятные, а потом из всех выбираются лучшие идеи или решения, которые можно реализовать на практике.
История появления метода
Считается, что технику мозгового штурма придумал американский рекламист Алекс Осборн, а помог ему в этом… военный опыт. Во времена Второй мировой войны Осборн служил капитаном грузового судна. Однажды он получил радиограмму о потенциальной опасности — приближающейся немецкой подводной лодке. Думая, как поступить, Осборн вспомнил прием, к которому прибегали пираты Средневековья: в случае опасности на палубе собиралась вся команда, чтобы поочередно предложить свой вариант решения проблемы.
Осборн поступил так же: собрал экипаж и попросил каждого предложить свой вариант действий в случае атаки. Правда, ни одну из идей использовать не пришлось: немецкая подлодка американским кораблем не заинтересовалась. А вот Осборн начал разрабатывать теорию мозгового штурма, которую подробно описал в своей книге «Прикладное воображение», изданной в 1953 году.
Правила проведения успешного мозгового штурма
Для эффективного проведения мозгового штурма не обязательно в точности повторять путь Алекса Осборна и в срочном порядке собирать команду, когда подлодка конкурентов уже приблизилась вплотную. Лучше придерживаться следующих правил.
1. Предварительная подготовка
Не нужно устраивать команде сюрприз и оглашать тему брейнсторма, когда все уже соберутся. Дайте участникам как минимум несколько дней на подготовку: пусть у них будет время подумать над идеями заранее.
2. Продуктивная обстановка
Если в помещении слишком холодно или жарко, удобных стульев хватает не на всех, нет бумаги и ручки для каждого участника и флипчарта для ведущего, то все, чего будут хотеть участники брейнсторма, — чтобы это собрание закончилось как можно скорее. У людей должны быть комфортные условия для работы.
3. Больше людей = больше идей
Цель брейнсторма — сгенерировать как можно больше идей, из которых можно будет выбрать лучшие. Для этого важно собрать побольше участников: например, не один отдел из 3 человек, а команду из 10. Но не стоит просто ради количества звать на брейнсторм тех людей, которые не хотят в нем участвовать или максимально далеки от темы.
4. Подробное описание проблемы
Огласите тему брейнсторма заранее, а непосредственно перед его началом еще раз объясните участникам, какая цель данной встречи и какую проблему вам нужно решить. Убедитесь, что все участники поняли задачу правильно и знают, чего от них хотят.
5. Никаких ограничений для идей
Важное правило для успешного мозгового штурма — отсутствие правил непосредственно во время брейншторма. Никакого: «Высказывайте только идеи, которые мы можем реализовать с учетом нашего бюджета» и т.д. Разрешите участникам говорить все, что придет в голову — даже если это сотрудничество с инопланетянами. Чужие идеи нельзя критиковать, но дополнять можно, так что не обязательно изобретать велосипед и предлагать только то, что еще не прозвучало ни в каком виде.
6. Ведение записей
Во время мозгового штурма важно не только озвучивать идеи, но и записывать их. Все, даже откровенно фантастические и высказанные в шутку. И лучше, чтобы это делал не только выбранный ведущий, а все участники — так ни одна идея не забудется.
7. Возможность добавить идею и после брейнсторма
Может случиться так, что мозговой штурм окончен, все разошлись по домам, устроились на диване с чашкой кофе — и вот оно, озарение! Дайте участникам возможность поделиться своими соображениями позднее. Но не растягивайте процесс генерации идей, а установите четкий дедлайн в сутки-неделю.
Этапы проведения мозгового штурма
Техник проведения мозгового штурма существует множество, но все они включают три основных этапа.
- Постановка проблемы. Это предварительный этап, во время которого формулируют задачу, решают, кто будет участвовать в мозговом штурме, определяют его ведущего, а участников знакомят с темой.
- Генерация идей. Основной этап, во время которого фиксируются абсолютно все идеи, озвученные участниками. Количество идей на данном этапе важнее их качества, идеи не оцениваются и не критикуются — только высказываются.
- Отбор и оценка идей. Лишь на этом этапе начинается экспертная оценка идей: отсеивание нерелевантных и отбор тех, которые можно реализовать на практике.
Популярные техники мозгового штурма
Разберем 5 техник брейнсторма, которые легко реализовать в любой сфере деятельности и в любых условиях — даже онлайн во время удаленной работы.
Ролевой штурм
Участникам присваивают роли определенных людей, с позиции которых полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу. Например, несколько портретов целевой аудитории или роли читателя, редакции и рекламодателя, если вы запускаете новое медиа. Идеи нужно высказывать именно с позиции своей роли. В процессе мозгового штурма ролями можно меняться.
Обратный штурм
Суть техники в том, чтобы сосредоточиться исключительно на недостатках услуги, продукта или ситуации и попытаться предсказать все препятствия на пути клиента или максимальное количество негативных последствий любого действия. Обратный штурм часто применяют для проектов, которые состоят из нескольких этапов и где срыв одного этапа = полный провал всей работы.
Письменный мозговой штурм
Техника, которую легко применить в условиях удаленной работы: участникам не нужно собираться вместе в одном помещении или общаться онлайн по видеосвязи. К тому же метод подходит для людей, которые стесняются высказывать свои идеи публично. Идеи можно генерировать в одном гугл-документе или любом другом инструменте. Главное — чтобы у каждого была возможность писать и видеть идеи, предложенные другими участниками. Недостаток метода в том, что сбор письменных ответов точно займет больше времени, чем живое собрание.
Индивидуальный мозговой штурм
Максимальное количество участников — залог успешного мозгового штурма. Но есть и техника, которая предполагает, что брейнстормить придется в одиночку. В таком случае рекомендуется установить длительность одного сеанса генерации идей (3-10 минут). Фиксировать идеи стоит так же, как и при коллективном мозговом штурме — на бумаге, в электронном документе или хотя бы записывать свои мысли на диктофон. Оценивать собственные идеи лучше не сразу, а спустя некоторое время. Сразу предупреждаем, что отсутствие взгляда со стороны — недостаток такой техники, но зато такой брейнсторм можно провести быстрее.
Лестничная техника
Отличие этой техники в том, что участник озвучивает собственные идеи до того, как услышит предложения других. Ведущий называет тему брейнсторма, после чего в комнате остаются лишь двое участников, а остальные временно покидают ее. Первая пара озвучивает друг другу свои идеи, после чего приглашают третьего участника. Он высказывает свои мысли, а в ответ узнает идеи первых двух. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не соберется в комнате.
Техника хорошо подходит для коллективов, склонных попадать под влияние нескольких человек, и помогает раскрыться застенчивым людям, которые предпочитают делиться идеями лишь с самыми близкими коллегами.
10 полезных советов, как развить уверенность в себе
Читать
Выводы
Мозговой штурм — эффективный способ сгенерировать большое количество идей. Но это не гарантия того, что какая-то из них подойдет. Часто мозговые штурмы не помогают найти решение проблемы, к этому нужно быть готовым и не критиковать участников — ни во время брейнсторма, ни после, даже если станет понятно, что ни одна из идей не подходит. Желаем вам успешно провести мозговой штурм и найти ту самую идею, которая будет реализована.
Читайте также
10 советов для развития скорочтения
Как я испробовала 7 техник продуктивности за месяц
Средство от прокрастинации: техника Помодоро
Ищете работу?
У нас на сайте много вакансий для специалистов разных профессий 👉
Вакансии
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.