Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как писать кандидатам, чтобы вам отвечали? Советы для сорсеров и рекрутеров

22.11.21 Happy HR 5 min reading

Чтобы закрыть вакансию, особенно в технической сфере, недостаточно просто выложить описание на джоб-портал — нужно самим искать кандидатов и выходить с ними на связь. Как писать кандидатам, чтобы вам отвечали, рассказывает Валерия Лихолет, Talent Sourcer в A-Players Recruiting.

Валерия Лихолет с советами для сорсеров, как писать кандидатам
Валерия Лихолет

Когда рынок начал приходить в себя после пандемии и появилась необходимость закрывать большое количество вакансий, все только и говорили: «Держитесь, кандидаты, теперь рекрутеры будут писать вам во всех возможных каналах». Я наблюдала за этим и не понимала, зачем раздражать кандидатов и стучаться к ним всеми возможными способами.

Мой опыт в A-Players Recruiting показывает: если ты правильно и экологически контактируешь с кандидатом, то отвечает 80-90% людей, а 25% — еще и положительно. Так что я хочу поделиться тем, как нам удается получать такой процент ответов от кандидатов.


Что влияет на эффективность коммуникации?  


Во-первых, вовлеченность. Даже если потенциальных сотрудников ищет сорсер (человек, который отвечает только за поиск кандидатов на различных платформах и первый контакт с ними), он должен быть вовлечен в общий процесс рекрутинга и тесно сотрудничать с рекрутером или Talent Partner’ом.

Например, перед началом сотрудничества с компанией мы в A-Players Recruiting обсуждаем, отзывается ли нам деятельность клиента, интересно ли нам поработать с его командой, обращаем внимание на идейность компании, ее импакт в определенном регионе или мире в целом.

Во-вторых, важно грамотное распределение нагрузки. Учитывая наш опыт, эффективнее, когда один человек работает только с 3-5 вакансиями — так можно гарантировать качественный фильтр кандидатов. Если речь идет о сложных вакансиях типа лидерских ролей или уникальных специалистов, то для эффективного поиска нужно углубиться в детали позиции, продукт и культуру компании. А это невозможно сделать качественно, если специалист должен искать кандидатов для более чем пяти вакансий одновременно.

В третьих, конечно, нужно умение написать кандидатам так, чтобы они ответили. Даже если этот ответ: «Не сейчас». Давайте разбираться, что для этого нужно.


Базовые правила коммуникации с кандидатами


Интонация. Важно понимать, что по ту сторону экрана ваш месседж читает живой человек, у которого тоже есть эмоции, который может быть в хорошем настроении или не очень. Так что мое сообщение должно транслировать положительную и добрую эмоцию, ведь в тексте это ощущается так же, как в разговоре. Поэтому я часто перечитываю свои сообщения перед отправкой, чтобы считать интонацию.

Детализация. Помните, что другой человек, вероятнее всего, ничего не знает о вашем проекте, каким бы классным он ни был. Поэтому в первом сообщении предоставьте кандидату самые главные sales points: краткую информацию о команде, продукте и почему, собственно, ваше предложение такое классное.

Простота. Пишите просто и понятно, будто объясняете бабушке, кем работаете 🙂 Однажды я прочитала рекомендацию упрощать свой язык и использовать больше конкретики и меньше слов, не несущих никакого содержания.

Релевантность. Убедитесь, что вы пишете нужному человеку. Спросите себя, почему вы пишете именно этому кандидату, что в его профиле соответствует позиции, которую вы предлагаете, будет ли ваше предложение интересно человеку с таким опытом. Если профиль кандидата не дает вам этого понять или вы сомневаетесь по другим причинам, сначала уточните нужную информацию.


Из чего состоит качественное первое сообщение?


Начать стоит с персонализированного обращения и представления. Я добавляю также, кто я и откуда (это важно, потому что название нашей рекрутинговой компании отличается от той, куда ищут сотрудника). В Украине контактирую преимущественно на украинском, на других рынках — на английском. Если пишу иностранным специалистам, то учитываю особенности их культуры.

Например, вот так я обратилась к кандидату родом из Франции, переехавшему в другую страну: “Salut, {name}! Je m’appelle Valérie. Je suis de la compagnie A-Players-Recruiting (et c’est tout ce que je sais en français 🙂)”. Поздоровалась, представилась, написала в скобках, что это все, что я знаю на французском (потому что французы особенно любят, когда к ним обращаются на родном языке), и перешла на английский.

Кандидат очень мило ответил и поблагодарил за персонализацию. На тот момент он не рассматривал предложения, но сообщил, когда я могу вернуться к нему снова. Этот кейс подтверждает важность знания разных культур для сферы международного сорсинга/рекрутинга.

Далее следует описать, чем вас заинтересовал профиль кандидата. Я пишу, на что я обратила внимание: это может быть позиция, уровень или общий опыт, рост до лида/менеджера, технические скиллы, софт скиллы и отношение к работе, описанное в профиле, индустрия, тип проектов, работа с конкретными рынками и т.д. (не все и сразу, конечно). Далее рассказываю, в чем именно заметила совпадение вакансии с профилем кандидата.

Например: «Очень заинтересовалась вашим опытом в разработке, в частности с Python и C, ростом до лида команды, также заметила ваш интерес к Embedded Systems и IoT. Вижу схожесть вашего профиля с требованиями к позиции Tech Lead, которого ищем в команду {название продукта}».

Или: «Очень заинтересовалась вашим почти 10-летним опытом в маркетинге, в частности со стартапом, маркетплейсом, рынком США и на лидерских позициях {позиция №1} / {позиция №2}. Заметила в этом совпадение вашего профиля с позицией Head of Marketing в быстро растущем стартапе {название стартапа}».

И еще один пример — для кандидатов вне Украины: “I’ve looked through your LinkedIn profile a few times and was impressed with solid engineering background, especially with Python; experience with Fintech project, huge interest to startups, and mentioned positive recommendation from {name}. Wooow! Looks like a match with a position of {position} that we’re looking for {company name}”.

Затем нужно описать саму позицию и чем человек будет заниматься. Это должно быть самое важное и самое интересное, что выделяет вакансию среди других — некая сокращенная версия Job Description. Я отмечаю, с каким стеком будет работать кандидат, за какую часть продукта отвечать, какие задачи выполнять, какая у него будет команда и т.п. Добавляю возможный путь развития, что нового человек сможет имплементировать и какие челленджевые задачи ему стоит ожидать. В конце даю ссылку на подробное описание позиции.

Также добавляю информацию о продукте. Если на английском, то в большинстве случаем сокращаю до интересных деталей то, что присылает клиент. Если же на украинском, то пишу так, как сама понимаю продукт, ведь описание должно легко восприниматься кем-угодно, кто прочитает о нем впервые. Добавляю эту информацию вместе со ссылкой на продукт.

Напоследок всегда идет вопрос о заинтересованности человека. Откликнулась ли ему позиция, готов ли он ее рассмотреть и т.д.: «Отозвалась ли вам позиция?», “Does it sound inspiring and interesting to you?”, “Would you like to discuss more about this opportunity?”.

Например, когда я контактировала с кандидатами, которые последние несколько позиций работали по контракту или в консалтинге, а я предлагала им фултайм позицию, то сначала уточняла, было бы ли это актуально для них: «Заметила, что в последнее время вы больше внимания уделяете консультированию. Рассматривали бы вы сейчас возможность присоединиться к команде?».

Кроме всего вышеперечисленного, перед каждой отправкой я перечитываю сообщение, изменяю и адаптирую его или могу вообще переписать заново, если оно перестало нравиться или добавились новые sales points.


Ресурсы для вдохновения и улучшения навыков коммуникации


Качественный питчинг и эффективная коммуникация — неотъемлемая часть навыков современных сорсеров и рекрутеров. А значит, развивать эти скиллы — наш повседневный челлендж. В качестве бонуса предлагаю несколько ресурсов, откуда я лично черпаю знания и вдохновение.

Почитать: 

  • «Как разговаривать с кем угодно, где угодно и когда угодно», Ларри Кинг;
  • «Текст-пекс-шмекс», Уильям Зинсер;
  • «Договариваться всегда», Гэвин Кеннеди;
  • «To sell is human», Daniel H. Pink;
  • «Предсказуемая иррациональность», «Честно о (не)честности», Дэн Ариэли;
  • электронная книга “Master the Art of Cold Emailing” от Lemlist;
  • статья “Ultimate Rules for Reaching Out to Passive Candidates” в блоге Amazing Hiring.

Посмотреть:

Ищете сотрудников?

Размещайте свою вакансию у нас на сайте и ждите резюме от кандидатов 👉

Разместить

Читайте также

Как искать и нанимать ІТ-специалистов в условиях высокой конкуренции?

Облажались в общении с кандидатом: как рекрутеру исправить ошибки?

Как искать кандидатов через соцсети: важные правила

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: