Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как написать письмо, на которое ответят: правила деловой переписки

22.07.20 Карьера 9 min reading

До сих пор пишете в письмах «Вы» с большой буквы, а заканчиваете переписку шаблонным «с уважением»? Тогда вам точно нужно прочитать эту статью! Законспектировали выступление Янины Воловик «Деловая переписка: ошибки, которые портят ваши письма» и теперь знаем, как не нужно писать эмейлы. А какие письма, наоборот, снискают вам расположение коллег, клиентов и партнеров.

Янина Воловик — специалистка по внутренней коммуникации в глобальной IT-компании Genesis,


Что такое деловая переписка


Деловая переписка — это процесс бизнес- и служебной коммуникации посредством почты. В нем, как и в обычном общении, есть место эмоциям, первому впечатлению, точкам соприкосновения. Но деловую переписку отличает официально-деловой стиль.

В основе делового общения письма, которые отвечают таким критериям:

  1. Лаконичные. Когда в одном предложении есть одна главная мысль, нет канцеляризмов, информация подана кратко и по сути. Никаких длинных подводок к основному и сложных речевых конструкций.
  2. Структурированные. Когда у письма есть конкретная цель, мысли последовательные, визуально письмо разделено на несколько частей (как минимум, приветствие, цель письма, вопрос или призыв к действию).
  3. Грамотные. Без грамматических ошибок и нарушений логики изложения текста, с правильно расставленными знаками препинания.
  4. Человечные. Когда аргументы поданы четко, без эмоций и оценочных суждений, нет манипуляций и токсичности, проявляется уважение к собеседнику.


Для чего нужна деловая переписка


Деловая переписка решает ряд задач — от простого приветствия нового члена команды до закрытия крупнобюджетных сделок. Также ее используют в таких целях:

  • устроиться на работу;
  • предложить услуги и найти новый заказ;
  • передать какую-то информацию, новости;
  • предложить и утвердить какую-то идею;
  • разрешить конфликт и превратить недовольного человека в довольного;
  • договориться с коллегами о чем-то;
  • получить поддержку или аргументированную критику.


8 типичных ошибок в деловой переписке


Ошибка №1. Не придавать значение теме письма

Тема письма в деловой переписке — это ваш первый контакт с человеком. От того, насколько понятной она будет, зависит то, насколько быстро вам ответят и ответят ли вообще.

И если вы хотите, чтобы ваша коммуникация не прервалась на первом же письме, вот так поступать с темой сообщения НЕ нужно:

  • отправлять сообщения без темы;
  • делать в ней ошибки (грамматические, орфографические);
  • писать в ней что-то, что вообще не касается сути письма;
  • делать тему слишком длинной;
  • написать что-нибудь (часто это заканчивается темами «Срочно!!!», «Важно!!!», «Быстро прочти! Срочно! Важно!»).

Как написать деловое письмо правильно?

Тема письма должна отражать основную цель, идею деловой переписки. Идеальный размер — 5 слов, максимум — 7. Если больше, то тема обрезается, и полностью ее можно увидеть только при переходе на письмо.

И никаких ошибок. Иначе первое впечатление о вас уже будет испорчено.


Ошибка №2. Писать без структуры

Структура в деловом письме — это возможность выделить в нем главные мысли, расставить акценты. Если ее нет, то адресату приходится разделять текст на части самому, то есть тратить на это лишнее время. Как-то не очень уважительно получается.

Типичные проявления этой ошибки:

  • отсутствие цели письма (либо вы ее не выделили отдельным абзацем, либо ее в принципе нельзя понять из текста);
  • мысли, предложения не последовательны;
  • нет визуального оформления (минимально — разделения на абзацы);
  • нет призыва к действию или вопроса в конце письма (напомню, что деловая переписка — это не монолог, а процесс коммуникации между двумя и больше людьми).

Как написать деловое письмо правильно?

Вот так выглядит грамотная, классическая структура делового письма:

Часть письмаЧто должна содержать
ПриветствиеПриветствие собеседника, презентация автора письма
Цель письмаИдея, проблема, задача, просьба
ДеталиАргументы, уточнения, ТЗ, описание
ПризывВопрос или побуждение к действию
ПодписьВаша подпись, контакты

Основные рекомендации по поводу структуры письма:

  • самостоятельно определите цель письма и выделите ее (а не перекладывайте эту задачу на адресата);
  • пишите последовательно;
  • каждую структурную часть письма оформляйте в виде отдельных абзацев (и не забывайте о правиле «1 деталь = 1 абзац»);
  • обязательно задавайте вопросы или иным способом призывайте к продолжению коммуникации;
  • ссылки вшивайте в слова, чтобы они не занимали несколько строчек.
Не забывайте, что у нас еще есть телеграм-канал, где мы ежедневно обновляем вакансии, делимся новостями и статьями!

Не забывайте, что у нас еще есть телеграм-канал, где мы ежедневно обновляем вакансии, делимся новостями и статьями!

Подписаться


Ошибка №3. Использовать канцеляризмы

Чтобы ваша деловая переписка вызывала дружелюбный настрой и желание ответить, забудьте о:

  • речевых штампах (на данном этапе, на данный момент, в настоящее время, следует отметить, важно подчеркнуть, согласно чему-либо…);
  • пассивном обороте (нами было сделано, интернет был подключен сотрудниками);
  • замене глагола на существительное (методы увеличения продаж, способы поднятия активности);
  • замене существительного на предлог (в силу, посредством, вследствие, в целях, в связи с, по причине…).

Также не всегда уместно употреблять в деловой переписке на украинском слова иностранного происхождения. Их можно использовать, если вы уверены, что получатели письма точно знают значение этих слов. Например, вы работаете в ІТ-компании, и слова«пофиксить», «баг» в вашей внутренней переписке всем понятны. Если же вы отправляете письмо незнакомому человеку и не уверены, что вас поймут, лучше найти общепринятую альтернативу.

Стиль современной деловой переписки также не приемлет сокращений — имею в виду ситуации, когда человек не дописывает слово до конца или странно его «уменьшает». Например, часто встречаю в письмах на русском слово «пжлст», а в деловой переписке на украинском «дяк». Это неуважение к коллегам, получателям. Так делать не надо. Не поленитесь и пропишите слово полностью.

Как написать деловое письмо правильно?

Правильно писать без канцеляризмов. Перед отправкой отредактируйте письмо и уберите все сложные фразы, ненужные речевые конструкции. Проверьте, нет ли сокращений и понятны ли все профессиональные слова иностранного происхождения.


Ошибка No4. Письмо как поток мыслей

В деловой переписке важна логика, а именно логическая последовательность мыслей. Когда ее нет, легко потерять смысл коммуникации и в итоге не прийти ни к какому решению.

Основные характеристики такой ошибки:

  • в одном предложении несколько разных мыслей;
  • много ненужной или нерелевантной информации;
  • детали не связаны между собой.

Результат — собеседник не понимает, что вам ответить и, в лучшем случае, спросит об этом и продолжит коммуникацию, в худшем — вы останетесь без ответа.

Как написать деловое письмо правильно?

Здесь важно перечитать письмо несколько раз и проверить, придерживаетесь ли вы таких рекомендаций:

  • 1 письмо = 1 цель;
  • 1 предложение = 1 мысль;
  • предложения краткие и простые;
  • информация только по теме;
  • все детали связаны между собой.

Даже если первый вариант текста письма будет похож на поток мыслей — ничего страшного. Главное в результате получить качественное письмо. А для этого его придется не раз редактировать.


Ошибка No5. Ошибки и опечатки

Одно из проявлений уважения в деловой переписке — писать без ошибок. Любых.

Вот те, которые встречаются чаще всего:

  • грамматические;
  • нет знаков препинания;
  • дефис вместо тире и наоборот;
  • кавычки-лапки “” вместо кавычек-елочек «»;
  • неправильная пунктуация;
  • назвать собеседника другим именем.

Как написать деловое письмо правильно?

Чек-лист для проверки, не допустили ли вы ошибок:

  • Имя собеседника написано правильно, а именно так, как он представился в своем письме. Никаких сокращенных форм. Если собеседник представился Валентином, то приветствуйте его в письме, используя имя «Валентин», а не «Валя», «Валик», «Святик» и т.д. Если инициатор деловой переписки вы и это первый имейл, обращайтесь к адресату по полному имени.
  • Текст вычитан и в нем хватает запятых, точек, абзацев и нет опечаток. Не уверены в этом? Воспользуйтесь сервисами по вычитке текстов.


Ошибка No6. Использовать раздражители

Есть категория людей, на письмах которых отвечать не хочется. Обычно они используют приемы, которые не вписываются в стиль современной деловой переписки:

  • Фамильярность — резкие переходы на ты без обоюдного согласия,употребление ласкательных слов. Пример — «Приветик, Олечка!!))»
  • CAPS LOCK. Пример — «НАДО СРОЧНО!!! ВНИМАНИЕ!!»
  • Начало предложения со строчной буквы.
  • Псевдовежливость. Пример — «Будь столь любезна».
  • Приказной тон. Пример — «Прошу срочно сделать».

А вот список фраз, которые особенно раздражают:

  • Доброго времени суток!
  • Как ваши дела? (Это очень личный вопрос и ему не место в деловой переписке. Им вы нарушаете чужие личные границы, ставите человек в тупик, вызываете неприятное подозрение, что вам что-то нужно и сразу задаете не очень хороший тон общения)
  • АСАП
  • Приносим извинения за доставленные неудобства
  • Мы вас услышали
  • Уважаемый/уважаемая
  • Доводим до сведения
  • Что там по времени, успеваешь?
  • Сориентируйте по срокам
  • Убедительная просьба
  • В отличие от вас
  • Вас это точно заинтересует
  • Спасибо за понимание!

Еще некоторых раздражает фраза в подписи «С уважением, [имя]». Считаю, что она лишняя. Если вы напишите аккуратное, структурированное, грамотное письмо — это уже будет проявлением уважения. А если с ошибками, без какой-то внятной цели, то фраза «с уважением» не поможет.

Как написать деловое письмо правильно?

Просто не используйте эти приемы-раздражители в своих письма. А еще пишите «Вы» с заглавной буквы только в официальных документах. А в письмах к людям обращайтесь на «вы» со строчной буквы. Хотя в соответствии с действующим правописанием вы, конечно, можете использовать «Вы» и в повседневной переписке с одним человеком, это не будет ошибкой.

Еще советую не использовать метод сэндвича — когда вы начинаете коммуникацию с хорошего, а потом приходите к плохому. Лучше начать с правды, но грамотно ее аргументировать и предложить разные решения.

По поводу подписи. В ней важно указать свое имя, фамилию, позиционирование (например, должность в компании), компанию, контактную информацию (ссылки на рабочие страницы в соцсетях, сайт).


Ошибка No7. Токсичность вместо уважения

Типичные проявления токсичности в деловой переписке:

  • негативный эмоциональный окрас;
  • драматизм;
  • претензии вместо аргументов;
  • попытки задеть чувства адресата.

Когда собеседник использует подобные приемы в деловом общении, письмах, хочется сразу же прекратить коммуникацию.

Как написать деловое письмо правильно?

Токсичность часто появляется там, где нельзя подобрать внятные аргументы исправиться с эмоциями. Но с этим можно бороться:

  • писать факты и аргументы;
  • не использовать художественные обороты;
  • не добавлять эмоциональной окраски с помощью смайлов (но такой вариант допускается, если вы пишите коллеге и это в рамках корпоративной культуры);
  • не переходить на личности.

Как быть, если токсичное письмо пишут вам, а не вы? Мой лайфхак: мысленно превратить это плохое письмо в хорошее и отвечать на якобы хорошее. Так сообщение проще переосмыслить, ответить не токсично, без лишних эмоций.


Ошибка No8. Перекладывание ответственности

Думаете, это касается только молодых и еще неопытных сотрудников? Нет. Проблема есть и среди молодежи, и среди коллег постарше.

Проявляется так:

  • собеседник не признает свои ошибки;
  • проблемы перекладываются на кого-то другого;
  • адресату не дают права выбора;
  • никаких проявлений заботы к работе собеседника.

Как написать деловое письмо правильно?

В деловой переписке важно проявлять заботу. Например, таким образом:

  • уметь признавать ошибки;
  • не перекладывать проблемы и ответственность на других;
  • давать право выбора (идеально — самому предлагать альтернативы);
  • уважать работу собеседника.


Манипуляции в деловой переписке


Цель манипуляций в деловой переписке — принудить собеседника сделать что-то. Обычно то, что ему не хочется или не понравится. Часто это проявляется через токсичность и перекладывание ответственности. В результате вызывает неприятное чувство долга у адресата и нежелание вести коммуникацию дальше.

Как распознать манипуляцию? Она скрывается под такими фразами:

  • Заранее спасибо! (Это очень сильная манипуляция. Обычно, когда мы пишем человеку что-то, заранее не можем знать, как он отреагирует. А такой ответ вынуждает согласиться. Поэтому такую фразу лучше вообще не использовать. Никогда.)
  • Надеюсь на ваш положительный ответ!
  • Не желаете ли вы…?
  • Ты же не откажешься сделать…?
  • Вы сделаете на завтра, правда?
  • У тебя же есть время на…?
  • Давайте поставим эту задачу в приоритет
  • Ты же помнишь, мы обсуждали…?
  • Вы же нам обещали!
  • Согласитесь, это нужно сделать только так!
  • Надеюсь на быстрый ответ!
  • Вы не будете против, если…?

Как бороться с манипуляцией? Заставить другого человека писать нормально у вас вряд ли выйдет, а вот самому не манипулировать — вполне.


Вывод


Подытожим все рекомендации о том, как вести деловую переписку:

  1. Произвести приятное первое впечатление с помощью темы письма. Размер — до 5 слов. Указываем основную идею письма.
  2. Определить цель коммуникации в 1-2 предложениях.
  3. Структурировать письмо, чтобы в нем были приветствие, цель, детали, вопрос, подпись. Каждый структурный элемент — отдельный абзац.
  4. Убрать канцеляризмы, эмоции, раздражители.
  5. Перед отправкой перечитать текст минимум два раза. Проверить на отсутствие ошибок, опечаток, манипуляций. Если нужно, использовать сервисы по вычитке текстов.

А если вы хотите еще больше узнать о нормах деловой переписки, советую прочесть эти книги:

  • «На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов» Р. Поузена (глава о структуре писем)
  • «Договориться можно обо всем. Как добиваться максимума в любых переговорах» Г. Кеннеди

IT-компания Genesis проводит много образовательных вебинаров, где, кроме теории, рассматривают полезные примеры и помогают в реальном времени применить знания на практике. Хотите попасть на подобный ивент? Тогда подписывайтесь на страницу Genesis в фейсбуке и первыми узнавайте о новых событиях компании!

Читайте также

Правила эффективной коммуникации от Ульяны Куликовой

Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбека

Нетворкинг для поиска работы: где и с кем заводить полезные знакомства

Ищете работу, где будете писать идеальные письма коллегам и клиентам?

У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях!

Вакансии
Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: