До сих пор пишете в письмах «Вы» с большой буквы, а заканчиваете переписку шаблонным «с уважением»? Тогда вам точно нужно прочитать эту статью! Законспектировали выступление Янины Воловик «Деловая переписка: ошибки, которые портят ваши письма» и теперь знаем, как не нужно писать эмейлы. А какие письма, наоборот, снискают вам расположение коллег, клиентов и партнеров.
Янина Воловик — специалистка по внутренней коммуникации в глобальной IT-компании Genesis,
Что такое деловая переписка
Деловая переписка — это процесс бизнес- и служебной коммуникации посредством почты. В нем, как и в обычном общении, есть место эмоциям, первому впечатлению, точкам соприкосновения. Но деловую переписку отличает официально-деловой стиль.
В основе делового общения письма, которые отвечают таким критериям:
- Лаконичные. Когда в одном предложении есть одна главная мысль, нет канцеляризмов, информация подана кратко и по сути. Никаких длинных подводок к основному и сложных речевых конструкций.
- Структурированные. Когда у письма есть конкретная цель, мысли последовательные, визуально письмо разделено на несколько частей (как минимум, приветствие, цель письма, вопрос или призыв к действию).
- Грамотные. Без грамматических ошибок и нарушений логики изложения текста, с правильно расставленными знаками препинания.
- Человечные. Когда аргументы поданы четко, без эмоций и оценочных суждений, нет манипуляций и токсичности, проявляется уважение к собеседнику.
Для чего нужна деловая переписка
Деловая переписка решает ряд задач — от простого приветствия нового члена команды до закрытия крупнобюджетных сделок. Также ее используют в таких целях:
- устроиться на работу;
- предложить услуги и найти новый заказ;
- передать какую-то информацию, новости;
- предложить и утвердить какую-то идею;
- разрешить конфликт и превратить недовольного человека в довольного;
- договориться с коллегами о чем-то;
- получить поддержку или аргументированную критику.
8 типичных ошибок в деловой переписке
Ошибка №1. Не придавать значение теме письма
Тема письма в деловой переписке — это ваш первый контакт с человеком. От того, насколько понятной она будет, зависит то, насколько быстро вам ответят и ответят ли вообще.
И если вы хотите, чтобы ваша коммуникация не прервалась на первом же письме, вот так поступать с темой сообщения НЕ нужно:
- отправлять сообщения без темы;
- делать в ней ошибки (грамматические, орфографические);
- писать в ней что-то, что вообще не касается сути письма;
- делать тему слишком длинной;
- написать что-нибудь (часто это заканчивается темами «Срочно!!!», «Важно!!!», «Быстро прочти! Срочно! Важно!»).
Как написать деловое письмо правильно?
Тема письма должна отражать основную цель, идею деловой переписки. Идеальный размер — 5 слов, максимум — 7. Если больше, то тема обрезается, и полностью ее можно увидеть только при переходе на письмо.
И никаких ошибок. Иначе первое впечатление о вас уже будет испорчено.
Ошибка №2. Писать без структуры
Структура в деловом письме — это возможность выделить в нем главные мысли, расставить акценты. Если ее нет, то адресату приходится разделять текст на части самому, то есть тратить на это лишнее время. Как-то не очень уважительно получается.
Типичные проявления этой ошибки:
- отсутствие цели письма (либо вы ее не выделили отдельным абзацем, либо ее в принципе нельзя понять из текста);
- мысли, предложения не последовательны;
- нет визуального оформления (минимально — разделения на абзацы);
- нет призыва к действию или вопроса в конце письма (напомню, что деловая переписка — это не монолог, а процесс коммуникации между двумя и больше людьми).
Как написать деловое письмо правильно?
Вот так выглядит грамотная, классическая структура делового письма:
Часть письма | Что должна содержать |
Приветствие | Приветствие собеседника, презентация автора письма |
Цель письма | Идея, проблема, задача, просьба |
Детали | Аргументы, уточнения, ТЗ, описание |
Призыв | Вопрос или побуждение к действию |
Подпись | Ваша подпись, контакты |
Основные рекомендации по поводу структуры письма:
- самостоятельно определите цель письма и выделите ее (а не перекладывайте эту задачу на адресата);
- пишите последовательно;
- каждую структурную часть письма оформляйте в виде отдельных абзацев (и не забывайте о правиле «1 деталь = 1 абзац»);
- обязательно задавайте вопросы или иным способом призывайте к продолжению коммуникации;
- ссылки вшивайте в слова, чтобы они не занимали несколько строчек.
Не забывайте, что у нас еще есть телеграм-канал, где мы ежедневно обновляем вакансии, делимся новостями и статьями!
Подписаться
Ошибка №3. Использовать канцеляризмы
Чтобы ваша деловая переписка вызывала дружелюбный настрой и желание ответить, забудьте о:
- речевых штампах (на данном этапе, на данный момент, в настоящее время, следует отметить, важно подчеркнуть, согласно чему-либо…);
- пассивном обороте (нами было сделано, интернет был подключен сотрудниками);
- замене глагола на существительное (методы увеличения продаж, способы поднятия активности);
- замене существительного на предлог (в силу, посредством, вследствие, в целях, в связи с, по причине…).
Также не всегда уместно употреблять в деловой переписке на украинском слова иностранного происхождения. Их можно использовать, если вы уверены, что получатели письма точно знают значение этих слов. Например, вы работаете в ІТ-компании, и слова«пофиксить», «баг» в вашей внутренней переписке всем понятны. Если же вы отправляете письмо незнакомому человеку и не уверены, что вас поймут, лучше найти общепринятую альтернативу.
Стиль современной деловой переписки также не приемлет сокращений — имею в виду ситуации, когда человек не дописывает слово до конца или странно его «уменьшает». Например, часто встречаю в письмах на русском слово «пжлст», а в деловой переписке на украинском «дяк». Это неуважение к коллегам, получателям. Так делать не надо. Не поленитесь и пропишите слово полностью.
Как написать деловое письмо правильно?
Правильно писать без канцеляризмов. Перед отправкой отредактируйте письмо и уберите все сложные фразы, ненужные речевые конструкции. Проверьте, нет ли сокращений и понятны ли все профессиональные слова иностранного происхождения.
Ошибка No4. Письмо как поток мыслей
В деловой переписке важна логика, а именно логическая последовательность мыслей. Когда ее нет, легко потерять смысл коммуникации и в итоге не прийти ни к какому решению.
Основные характеристики такой ошибки:
- в одном предложении несколько разных мыслей;
- много ненужной или нерелевантной информации;
- детали не связаны между собой.
Результат — собеседник не понимает, что вам ответить и, в лучшем случае, спросит об этом и продолжит коммуникацию, в худшем — вы останетесь без ответа.
Как написать деловое письмо правильно?
Здесь важно перечитать письмо несколько раз и проверить, придерживаетесь ли вы таких рекомендаций:
- 1 письмо = 1 цель;
- 1 предложение = 1 мысль;
- предложения краткие и простые;
- информация только по теме;
- все детали связаны между собой.
Даже если первый вариант текста письма будет похож на поток мыслей — ничего страшного. Главное в результате получить качественное письмо. А для этого его придется не раз редактировать.
Ошибка No5. Ошибки и опечатки
Одно из проявлений уважения в деловой переписке — писать без ошибок. Любых.
Вот те, которые встречаются чаще всего:
- грамматические;
- нет знаков препинания;
- дефис вместо тире и наоборот;
- кавычки-лапки “” вместо кавычек-елочек «»;
- неправильная пунктуация;
- назвать собеседника другим именем.
Как написать деловое письмо правильно?
Чек-лист для проверки, не допустили ли вы ошибок:
- Имя собеседника написано правильно, а именно так, как он представился в своем письме. Никаких сокращенных форм. Если собеседник представился Валентином, то приветствуйте его в письме, используя имя «Валентин», а не «Валя», «Валик», «Святик» и т.д. Если инициатор деловой переписки вы и это первый имейл, обращайтесь к адресату по полному имени.
- Текст вычитан и в нем хватает запятых, точек, абзацев и нет опечаток. Не уверены в этом? Воспользуйтесь сервисами по вычитке текстов.
Ошибка No6. Использовать раздражители
Есть категория людей, на письмах которых отвечать не хочется. Обычно они используют приемы, которые не вписываются в стиль современной деловой переписки:
- Фамильярность — резкие переходы на ты без обоюдного согласия,употребление ласкательных слов. Пример — «Приветик, Олечка!!))»
- CAPS LOCK. Пример — «НАДО СРОЧНО!!! ВНИМАНИЕ!!»
- Начало предложения со строчной буквы.
- Псевдовежливость. Пример — «Будь столь любезна».
- Приказной тон. Пример — «Прошу срочно сделать».
А вот список фраз, которые особенно раздражают:
- Доброго времени суток!
- Как ваши дела? (Это очень личный вопрос и ему не место в деловой переписке. Им вы нарушаете чужие личные границы, ставите человек в тупик, вызываете неприятное подозрение, что вам что-то нужно и сразу задаете не очень хороший тон общения)
- АСАП
- Приносим извинения за доставленные неудобства
- Мы вас услышали
- Уважаемый/уважаемая
- Доводим до сведения
- Что там по времени, успеваешь?
- Сориентируйте по срокам
- Убедительная просьба
- В отличие от вас
- Вас это точно заинтересует
- Спасибо за понимание!
Еще некоторых раздражает фраза в подписи «С уважением, [имя]». Считаю, что она лишняя. Если вы напишите аккуратное, структурированное, грамотное письмо — это уже будет проявлением уважения. А если с ошибками, без какой-то внятной цели, то фраза «с уважением» не поможет.
Как написать деловое письмо правильно?
Просто не используйте эти приемы-раздражители в своих письма. А еще пишите «Вы» с заглавной буквы только в официальных документах. А в письмах к людям обращайтесь на «вы» со строчной буквы. Хотя в соответствии с действующим правописанием вы, конечно, можете использовать «Вы» и в повседневной переписке с одним человеком, это не будет ошибкой.
Еще советую не использовать метод сэндвича — когда вы начинаете коммуникацию с хорошего, а потом приходите к плохому. Лучше начать с правды, но грамотно ее аргументировать и предложить разные решения.
По поводу подписи. В ней важно указать свое имя, фамилию, позиционирование (например, должность в компании), компанию, контактную информацию (ссылки на рабочие страницы в соцсетях, сайт).
Ошибка No7. Токсичность вместо уважения
Типичные проявления токсичности в деловой переписке:
- негативный эмоциональный окрас;
- драматизм;
- претензии вместо аргументов;
- попытки задеть чувства адресата.
Когда собеседник использует подобные приемы в деловом общении, письмах, хочется сразу же прекратить коммуникацию.
Как написать деловое письмо правильно?
Токсичность часто появляется там, где нельзя подобрать внятные аргументы исправиться с эмоциями. Но с этим можно бороться:
- писать факты и аргументы;
- не использовать художественные обороты;
- не добавлять эмоциональной окраски с помощью смайлов (но такой вариант допускается, если вы пишите коллеге и это в рамках корпоративной культуры);
- не переходить на личности.
Как быть, если токсичное письмо пишут вам, а не вы? Мой лайфхак: мысленно превратить это плохое письмо в хорошее и отвечать на якобы хорошее. Так сообщение проще переосмыслить, ответить не токсично, без лишних эмоций.
Ошибка No8. Перекладывание ответственности
Думаете, это касается только молодых и еще неопытных сотрудников? Нет. Проблема есть и среди молодежи, и среди коллег постарше.
Проявляется так:
- собеседник не признает свои ошибки;
- проблемы перекладываются на кого-то другого;
- адресату не дают права выбора;
- никаких проявлений заботы к работе собеседника.
Как написать деловое письмо правильно?
В деловой переписке важно проявлять заботу. Например, таким образом:
- уметь признавать ошибки;
- не перекладывать проблемы и ответственность на других;
- давать право выбора (идеально — самому предлагать альтернативы);
- уважать работу собеседника.
Манипуляции в деловой переписке
Цель манипуляций в деловой переписке — принудить собеседника сделать что-то. Обычно то, что ему не хочется или не понравится. Часто это проявляется через токсичность и перекладывание ответственности. В результате вызывает неприятное чувство долга у адресата и нежелание вести коммуникацию дальше.
Как распознать манипуляцию? Она скрывается под такими фразами:
- Заранее спасибо! (Это очень сильная манипуляция. Обычно, когда мы пишем человеку что-то, заранее не можем знать, как он отреагирует. А такой ответ вынуждает согласиться. Поэтому такую фразу лучше вообще не использовать. Никогда.)
- Надеюсь на ваш положительный ответ!
- Не желаете ли вы…?
- Ты же не откажешься сделать…?
- Вы сделаете на завтра, правда?
- У тебя же есть время на…?
- Давайте поставим эту задачу в приоритет
- Ты же помнишь, мы обсуждали…?
- Вы же нам обещали!
- Согласитесь, это нужно сделать только так!
- Надеюсь на быстрый ответ!
- Вы не будете против, если…?
Как бороться с манипуляцией? Заставить другого человека писать нормально у вас вряд ли выйдет, а вот самому не манипулировать — вполне.
Вывод
Подытожим все рекомендации о том, как вести деловую переписку:
- Произвести приятное первое впечатление с помощью темы письма. Размер — до 5 слов. Указываем основную идею письма.
- Определить цель коммуникации в 1-2 предложениях.
- Структурировать письмо, чтобы в нем были приветствие, цель, детали, вопрос, подпись. Каждый структурный элемент — отдельный абзац.
- Убрать канцеляризмы, эмоции, раздражители.
- Перед отправкой перечитать текст минимум два раза. Проверить на отсутствие ошибок, опечаток, манипуляций. Если нужно, использовать сервисы по вычитке текстов.
А если вы хотите еще больше узнать о нормах деловой переписки, советую прочесть эти книги:
- «На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов» Р. Поузена (глава о структуре писем)
- «Договориться можно обо всем. Как добиваться максимума в любых переговорах» Г. Кеннеди
IT-компания Genesis проводит много образовательных вебинаров, где, кроме теории, рассматривают полезные примеры и помогают в реальном времени применить знания на практике. Хотите попасть на подобный ивент? Тогда подписывайтесь на страницу Genesis в фейсбуке и первыми узнавайте о новых событиях компании!
Читайте также
Правила эффективной коммуникации от Ульяны Куликовой
Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбека
Нетворкинг для поиска работы: где и с кем заводить полезные знакомства
Ищете работу, где будете писать идеальные письма коллегам и клиентам?
У нас много вакансий в крутых украинских и международных компаниях!
Вакансии
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.