Бывает так, что вы находите кандидата, который идеально подходит на позицию. И тут обнаруживается неудобная правда: общение с ним вы запороли еще год назад. Неуютные кейсы рекрутера разбирает лекторка образовательной платформы SkillCamp Ксения Куца.
У рекрутеров, особенно из сферы IT, часто возникает ситуация, когда нужно вернуться в диалог с кандидатом. Повод, как правило, один — человек подходит под требования вакансии.
И тут случаются повторные встречи. Например:
- вы открываете резюме и видите, что кандидат уже был на интервью в компании, но получил отказ;
- поднимаете историю переписки и оказывается, что человек прежде отказался от оффера сам;
- ищете специалиста с редким скилл-стеком (набором навыков). Таких ребят на рынке немного, поэтому к ним, как правило, рекрутеры приходят не единожды;
- находите кандидата, который идеально подходит на позицию. И тут обнаруживается неудобная правда: общение с ним вы запороли еще год назад.
Поэтому: чтобы не было мучительно больно, важно изначально вести правильную коммуникацию — соблюдать договоренности, вовремя отвечать на вопросы и возвращаться с фидбеком.
Не забывайте, что:
- рынок маленький и круглый — при любой коммуникации вы, скорее всего, еще встретитесь;
- весь процесс общения влияет не только на репутацию рекрутера, но и на репутацию компании;
- важно фиксировать историю: какие этапы найма проходил кандидат, в чем были несовпадения, как сложилось с тестовым, кто из команды проводил интервью, что обещали и почему не дошло до сотрудничества;
- если случились несовпадения по хард-скиллам, есть смысл вернуться к кандидату через год и более — за это время адекватный специалист вполне успевает нарастить экспертизу;
- с софт-навыками сложнее, но здесь тоже возможны варианты. Меняются люди, задачи, проекты и целые команды — через время несовпадения могут превратиться в повод для сотрудничества;
- не нужно игнорировать негативные отзывы и впечатления о компании — важно выяснить причину и попробовать исправить косяки.
Но, как известно, кто не ошибается — тот не растет. Поэтому разберем несколько неуютных ситуаций, в которых еще можно возобновить общение.
Как вернуться в диалог с кандидатом, если…
…вы забыли дать фидбек?
Не стоит мимикрировать и делать вид, что все так и задумано.
Не прячьтесь за оборотами:
👎👎👎👎👎
- «Разве я не ответила? Простите, замоталась»
- «Вас, кандидатов, много, а рекрутер — котик одинешенький»
- «С вами общалась коллега с моего аккаунта»
- «Мы вам не дозвонились»
- «Я ответила, просто письмо, скорее всего, попало в спам»
Важно признать промах и извиниться. При этом не называть собственную ошибку «недоразумением» или «сложившейся неудобной ситуацией».
Например:
👍👍👍👍👍
«Федя,
пишу, чтобы извиниться — год назад мы были в диалоге по поводу позиции…
Я обещала вернуться с фидбеком, но так и не ответила.
Вероятно, сейчас уже неактуально. Тем не менее, восстановила историю вашего общения с менеджером проекта, и если есть минимальный смысл в обратной связи — дайте знать».
А дальше кандидат сам выберет, общаться с вами дальше или сослать в Нарнию.
🤘 Высший пилотаж: вернуться в диалог не потому, что вам что-то нужно от человека, а потому, что вы это обещали и не сделали.
👆 И на всякий случай: предлагать вакансию стоит только после того, как наладите нормальное общение.
К слову, если предлагаете вакансию:
- учитывайте навыки, амбиции, желаемые направления для развития — вдруг вам как раз есть что предложить по этому поводу;
- обратите внимание на последние проекты и текущее место работы кандидата. Как этот опыт соотносится с вашим предложением?
…он просит объяснить, почему не сложилось общение, а вы не можете?
Стоит поднять историю коммуникации и попробовать добыть минимальный фидбек. Если это невозможно (нет нужного человека, история коммуникации утеряна), тогда нужно:
- Извиниться.
- Объяснить, почему не дали обратную связь.
- Все. Дальше слово за кандидатом.
Лучше всего писать честно:
👍👍👍👍👍
«К сожалению, не сохранилась история коммуникации. Поэтому я не знаю, как сложился диалог и какое осталось впечатление о компании.
Но вдруг вы не против продолжить общение? У нас сейчас открыта вот такая позиция…»
…ранее он отказался от оффера?
Не стоит заходить снизу и умолять:
👎 «В прошлый раз у нас не сложилось, пробую попытать счастья снова…»
Если человек отказался — скорее всего, не все устраивало в вашем предложении. Либо появилось другое, более привлекательное.
Когда будете начинать диалог заново — обратите внимание на причину отказа. Например, человек мог отказаться от позиции, потому что не готов был менторить команду, а хотел заниматься только разработкой. Или хотел работать два дня в неделю удаленно.
Если сейчас вы можете удовлетворить запрос, есть смысл возвращаться в коммуникацию. Если нет — сами понимаете.
Сообщение при этом может быть следующее:
👍👍👍👍👍
«Привет, Федя.
В прошлый раз у нас не сложилось сотрудничество, поскольку (указываем несовпадения)…
Сейчас открыта позиция…
И есть возможность… (что изменилось? Что сейчас соответствует запросу кандидата?).
Возможно, вы готовы рассмотреть сотрудничество в новом формате?»
…он уже был на собеседовании в вашей компании и настроен радикально (а вы не понимаете почему)?
Не пытайтесь сохранять нарядное лицо, вещая с позиции «меня там не было». Попробуйте аккуратно выяснить, в чем дело.
Прямо вот так и скажите:
👍👍👍👍👍
«Есть ощущение, что в нашем диалоге что-то пошло не так.
Скажите, может с нашей стороны что-то можно было сделать лучше во время предыдущего общения? Если да — буду рада реабилитироваться.
В каком моменте мы напортачили?»
К каким кандидатам лучше не возвращаться?
- Если есть подтвержденные нехорошие отзывы: запой / вранье / дебош / прогулы / слив информации;
- человек проваливает договоренности: не приходит на интервью, обещает прислать тестовое и пропадает, странно ведет коммуникацию;
- кандидат мигрирует от проекта к проекту раз в 3-6 месяцев (тут, конечно, могут быть свои причины — лучше выяснить. Но, как правило, маячок тревожный).
Вывод
Да, порой рекрутеру очень сложно добиться обратной связи от менеджера проекта или интервьюера. Но это не повод сдаваться.
Фиксируйте нюансы коммуникации, вносите напоминания в календарь. Если совсем сложно держать ритм — подготовьте шаблон ответа кандидатам, в который можно будет добавлять персонализированные детали после интервью.
В общем, делайте все, чтобы коммуникация была добросовестной.
И да, просто на всякий случай: любой, даже самый хиленький фидбек куда лучше его отсутствия.
Ищете работу и рассчитываете на адекватный фидбек?
Обратите внимание на предложения от проверенных работодателей →
ВакансииЧитайте также
Не только оформить отпуск: 8 проблем, которые может решить HR
Голгофа, твиттер и лего: 7 типов вакансий и кто на них откликается
Быть или не быть: преимущества и недостатки работы рекрутера
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.