Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

И кандидаты к вам потянутся: как правильно развивать бренд работодателя

07.09.21 Happy HR 6 min reading

Сотрудники вашей компании не светят место работы в соцсетях, а вакансии закрываются примерно вечность? Похоже, у вас серьезные проблемы с брендом работодателя. Что происходит и как это исправить, советует бренд-стратег и специалист по коммуникациям Дарья Волкова.

Дарія Волкова
Дарья Волкова

Employer Brand, или бренд работодателя — одна из составляющих целостного образа компании, которая показывает привлекательность бизнеса в глазах сотрудников и кандидатов.


Как понять, что у компании проблемы с брендом работодателя

Многие компании проводят опросы по определению eNPS (коэффициент лояльности сотрудников), но не всегда получают правдивую картину. В организациях со сложной иерархией люди не готовы открыто высказывать недовольство, опасаясь за свое место. Поэтому, если вы хотите понять реальную ситуацию и изменить ее к лучшему, то хорошо бы узнать, на что жалуются люди на курилках и в других неформальных ситуациях. 

Но для начала — загляните в соцсети сотрудников. Посмотрите, указывают ли они в своих аккаунтах место работы и рассказывают ли публично о вашей компании.

Если члены команды не делятся даже важными корпоративными новостями на своих страницах, срок закрытия вакансий близок к бесконечности, а отзывы на форумах оставляют желать лучшего, то пора всерьез начать работу над Employer Brand стратегией.


5 основных ошибок при построении бренда работодателя


1. Расхождение слов и действий. Можно писать бесконечно крутые статьи про успешный успех, запускать рекламные кампании и проводить яркие мероприятия, но если сотрудникам не вовремя платят зарплату, нет прозрачной системы оценки или команду воспринимают как «человеческий ресурс», то никакой маркетинг не в силах ликвидировать пропасть между обещаниями и реальностью.

2. Отсутствие целостной стратегии и, как результат, набор точечных активностей. Так происходит, когда уже есть осознание необходимости каких-то действий, но нет понимания, куда двигаться, и человека, который возьмет на себя ответственность за результат. Сюда же можно отнести и использование ограниченного количества каналов коммуникации. Только публикации в СМИ, только конференции или только рассылки не дадут такого результата, как комплексный подход с тестированием эффективности разных инструментов.

3. Сопротивление изменениям и медленное принятие решений. Пока вы только думаете запустить программу стажировок, ваши конкуренты уже три раза обучили стажеров. Пока согласовываете заголовок статьи в корпоративный блог, у конкурентов уже вышло пять публикаций в разных медиа. 

Хотите нанимать легко? Принимайте решения быстрее.

4. Недооценка word of mouth (слухов, молвы. — Ред.) и влияния текущих сотрудников компании на ее имидж. Каждый член вашей команды может как влюбить человека в компанию, так и навсегда отбить желание сотрудничать. И я имею в виду не только рекрутера или HR. Охранник, саппорт-менеджер или курьер могут стать амбассадорами бренда работодателя или его палачами. Вспомните компании, где ваш клиентский опыт был негативным. Вспомнили? А теперь ответьте себе на вопрос: «Хотел(а) бы я работать с такими людьми в одной команде?».

5. Фокус на пиаре топ-менеджмента и игнорирование остальной команды. Некоторые компании без конца публикуют мотивационные статьи об основателях — как они начинали с нуля, как мечтали и достигали. Это нормальный подход, если делать это не часто. Но если каждая статья о топах, а сотрудников не показывают, то это похоже на самолюбование, а не на открытую коммуникацию и people first подход.


Как строить Employer Brand 


В построении бренда работодателя работают те же правила, что и для привлечения клиентов — важна сфера деятельности компании и ее миссия, личности топ-менеджеров и руководителей направлений, внешний вид сайта и офиса, соцпакет и соответствие действий задекларированным ценностям. 

Чтобы усилия принесли пользу, должна быть четкая стратегия и работа на пересечении HR, маркетинга, PR и рекламы. Нужно не стесняться и не лениться рассказывать о своей компании в оффлайн и онлайн-среде. 

В продуктовом маркетинге есть давняя и устоявшаяся практика — строить Customer Journey Map (карта пути клиента. — Ред.), учитывая все точки контакта, боли и wow-моменты. Точно так же у каждой компании должен быть прописан Candidate Journey Map — способ взаимодействия кандидата с компанией: 

  1. Каналы, из которых кандидат узнал о компании, и 3-5 соприкосновений с брендом до начала взаимодействия (статьи, соцсети, ивенты, отзывы сотрудников и т.д.).
  2. Первое взаимодействие с рекрутером (хантинг или кандидат сам отправляет CV).
  3. Переговоры и коммерческое предложение (оффер).
  4. Покупка (выход на работу и превращение кандидата в сотрудника).
  5. Испытательный период (актуальный как для сотрудника, так и для компании).
  6. Работа в команде (первые удачи и сложности, адаптация и обучение).
  7. Превращение сотрудника в лояльного (или нет).
  8. Рекомендация работодателя своим друзьям (или нет).
  9. Момент, когда сотрудник прекращает быть таковым (грамотный offboarding — увольнение)

Если какой-то из этих этапов пропущен или не продуман, бизнес рискует потерять сотрудника и репутацию привлекательного работодателя. И, как мы помним, недовольный клиент, а в нашем случае это сотрудник, рассказывает о неудачном опыте своим знакомым. Если повезет, это будет от 5 до 20 человек. А если не повезет, то тысячам людей в соцсетях и на форумах. 

Именно поэтому комплексный подход к привлечению и удержанию талантов должен быть так же продуман, как и маркетинговая стратегия. 

В этом случае человеческий фактор еще важнее, чем при взаимодействии «продукт-покупатель», ведь человек дольше и сложнее принимает решение о работе.


Кто в компании отвечает за бренд работодателя


В малых и средних бизнесах вопрос привлечения талантов и повышения лояльности команды берет на себя владелец или HR-менеджер. 

Крупные бизнесы реализуют больше активностей по развитию бренда работодателя, ведь им регулярно приходится искать людей на большое количество открытых вакансий. И там, кроме рекрутеров или HR-ов, которые преимущественно не имеют опыта построения маркетинговой стратегии и целостного подхода к продвижению бренда, направление все чаще доверяют профильным специалистам — Employer Brand Manager. 

Пока это довольно новая профессия, суть которой иногда не до конца ясна ни компаниям, ни самим специалистам. Однако движение в сторону привлечения кандидатов через маркетинговые инструменты становится все более системным и продуманным. 

Если управляющие бизнесами хотят работать над имиджем работодателя, но не готовы брать такого человека в штат, то могут пригласить внешнего консультанта, который даст обратную связь, предложит идеи и поможет с их реализацией.

бренд работодателя

Некоторые руководители всерьез считают, что за привлекательность в глазах кандидата ответственен только HR-специалист или Employer Brand Manager — «ты эти идеи придумал(а), тебе и внедрять». В таких компаниях на все 100% уверены, что нужно просто нанять человека, а дальше он(а) как-то разберется. 

Технически, конечно же, да. Стратегия, PR, участие в мероприятиях, продвижение в соцсетях и всевозможные партнерства — все это зона ответственности Employer Brand специалиста или команды таких специалистов. 

Однако, привлекательность работодателя — это результат работы и отношения всей команды. И в первую очередь, руководителей, которые задают тон корпоративной культуре. 

Если ценности прописаны лишь на бумаге, то они там и останутся.

Чтобы лучше понять и трансформировать корпоративную культуру, каждому руководителю стоит ответить себе на следующие вопросы:

  1. В какой форме у нас люди дают и получают обратную связь?
  2. Как наша компания относится к рискам и неудачам?
  3. Как мы празднуем успех?
  4. Если у сотрудника есть потребность в чем-то, как он ее выразит?
  5. Что можно изменить в компании прямо сейчас? А что в течение ближайших трех месяцев? 
бренд работодателя

Работа над брендом работодателя — не фишка и не новое веяние для «зажравшихся айтишников», а базовая необходимость. Когда компании нечем привлечь сотрудников и нечем удержать, это реальная угроза жизни организации. Создание и реализация Employer Brand стратегии предполагает серию решительных действий, которые коснутся каждого аспекта бизнеса.

Рассказываем о культуре и ценностях компаний, развивающих свой бренд работодателя 👉

Читать

Читать также

5 книг, которые помогут прокачать персональный бренд

10 фишек украинских компаний: от офисных котов до детских комнат

Как искать и нанимать ІТ-специалистов в условиях высокой конкуренции?

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: