На смену культу погони за успехом пришел новый тренд — slow life. Как правильно замедлиться, чтобы при этом не погубить карьеру и продолжать все успевать, рассказывает психолог, карьерная консультантка и HRG Unis Мария Конарова.
У меня есть подруга Дарья. Она работает редактором новостей и поэтому всегда следит за мировыми трендами. Если я хочу понять, что именно сейчас самое модное, то я могу не смотреть на рейтинг хэштегов, а просто спросить у нее — что там с движением BLM, какие блюда готовят все правильные зожники и что это за непонятный Clubhouse, в котором она рекомендовала зарегистрироваться.
Но недавно она так увлеклась трендом slow life, что чуть не потеряла работу! Почему? Сейчас расскажу 🙂
В современном неопределенном мире, где все меняется, трансформируется и переворачивается с ног на голову в одно мгновение, тренды и ценности тоже могут меняться с точностью до наоборот. Так, еще вчера многие из нас пытались соответствовать образу достигатора — человека, который успевает делать карьеру, строить отношения, заниматься тремя видами спорта, иметь несколько хобби, а еще постоянно учиться и развиваться.
Но в последнее время культ успешности, к счастью, сдает позиции, и на первый план выходит поиск баланса — некоего дзена, когда ты прежде всего правильно расставляешь приоритеты, не пытаясь победить в бесконечной погоне за звание самого успешного человека на планете.
Все чаще можно услышать или прочитать о slow life — подходе, который, в отличие от достигаторства, культивирует способность быть в моменте, не спешить, искать важное в повседневных радостях. То есть наоборот — замедляться, прислушиваясь к себе.
Звучит привлекательно, правда? Не надо больше бежать в бешеном темпе, не надо обязательно ставить амбициозные цели, не надо доказывать всем вокруг, что ты чемпион во всем, за что берешься. Можно брать паузы, рефлексировать и лелеять собственную пассивность, имея такую удобную «отмазку» — что ты на самом деле в тренде.
Но, как всегда, не все так просто. В любом подходе важен вопрос меры. Любая классная идея, доведенная до крайности, перестает быть классной. Более того — исповедуя замедление и пробуя на вкус slow-режим, можно получить даже отрицательный результат.
Именно так произошло у Дарьи. Вместо того, чтобы задерживаться на работе, она принципиально заканчивала в 18:00, делала паузы для медитаций во время рабочих встреч и охотно переносила дедлайны, если не успевала выполнить задание. Реакция руководства не заставила долго ждать — и уже через месяц Дашу вызвали для серьезной беседы в кабинете шефа. Вышла она оттуда с разочарованием и мнением, что, наверное, замедление и карьера несовместимы.
Я считаю, что это не так, и что принципы slow life действительно полезны. Замедление, поиска баланса, забота о себе позволяют почувствовать больше удовольствия от жизни, больше наслаждения моментом, больше ощущения счастья. Поэтому если вы тоже немножко Дарья, ловите 5 советов, как замедляться с пользой, чтобы при этом не подставить под удар вашу карьеру.
1. Любые изменения надо воплощать постепенно
Можно проснуться с мыслью «сегодня начинаю жить по-новому» и надеяться резко изменить свою жизнь, но, вероятнее всего, повседневная рутина еще к вечеру того же дня затянет вас с головой. Чем масштабнее изменения — тем более постепенными они должны быть.
Поэтому делайте маленькие шаги, не меняйте режим работы кардинально. Начните, например, с того, чтобы во время обеда просто есть и наслаждаться едой, отложив телефон. А не жевать со скоростью света, отвечая на звонки и проверяя почту.
На следующей неделе сделайте еще один маленький шаг — добавьте пятиминутный перерыв на чай, не позволяйте вас отвлекать, когда взялись за сложную задачу, или перестаньте планировать получасовые митинги, если точно знаете, что никогда не вкладываетесь в это время.
Помните — чем более постепенные изменения, тем крепче они входят в вашу жизнь.
2. Расставляйте приоритеты
Важно замедляться там, где это реально возможно. Никто не отменял дедлайны. Slow life — это прежде всего о правильной расстановке приоритетов. То есть начать стоит с того, чтобы отделить действительно важное, и уделять ему больше вашего внимания и времени.
На самом деле правильное замедление, когда мы отвергаем неважное и делаем паузы, чтобы набраться сил, парадоксальным образом ускоряет нашу работу и вообще позволяет быть более продуктивным. Секрет в том, что на действительно важные вещи у вас остается больше внимания и энергии.
Поэтому посмотрите, на что тратится ваше рабочее время, и проанализируйте, какие из ваших задач действительно ведут вас к результату.
Отсекайте лишнее и уделите больше внимания тому, что действительно важно.
3. Анализируйте действия на актуальность
Продолжая тему правильной расстановки приоритетов, следует еще заметить, что баланс — это не всегда ситуация, когда ваше время и внимание распределены между различными сферами и задачами поровну. Это не 50 на 50. Соотношение баланса каждый раз меняется. И зависит оно от того, что самое главное для вас в конкретный момент.
Именно поэтому так важно даже в бешеном рабочем темпе задавать себе вопрос: «Где сейчас мое внимание? Нахожусь ли я в моменте? О чем я действительно думаю и переживаю? Довольна я тем, что сейчас происходит и чего я хочу?».
Ответы на эти вопросы должны быть для вас маяком, который дает почувствовать, действительно ли вы движетесь на свет, не удаляетесь ли вы от него и не пора ли изменить курс и искать другой маяк.
4. Забудьте о многозадачности
Разрушу еще один популярный миф о том, что все успешные люди успевают делать несколько дел одновременно. Забудьте о многозадачности. Уже хватает исследований, которые четко показывают, что так называемый мультитаскинг истощает психику и не добавляет вам эффективности.
Возьмите за правило заниматься только одной задачей в один промежуток времени. Делаете отчет — уберите все гаджеты и закройте почту. Проверяете мессенджеры — закончите с ними и не прерывайтесь на задание, о котором вспомнили. Нужно сделать несколько звонков — обеспечьте себе возможность спокойно сделать их друг за другом.
Нашему мозгу необходимо время для максимальной концентрации на задаче. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, мы прерываем этот процесс, устаем и делаем больше ошибок. Поэтому один промежуток времени — одно задание.
Сосредоточиться на задаче поможет таймер Moody. Выбирайте звуки для максимальной концентрации и работайте, не отвлекаясь →
Попробовать
5. Слушайте себя
Ну и, наверное, самый важный момент относительно замедления — всегда слушайте себя. На самом деле нет правил вечных и одинаково эффективных для всех. Слушайте себя, расставляйте приоритеты, будьте гибкими, потому что именно в этом и заключается сущность slow life — через паузы, замедление и чувствительность к себе повысить эффективность работы и чувствовать себя более удовлетворенным в моменте.
А что Дарья? Она поняла свои ошибки — что изменила все резко, не обратила внимания на действительно важные вещи, слепо следовала инструкциям, не слушая себя — и сделала выводы. А уже через несколько месяцев с блеском воплотила в жизнь сложный проект и получила повышение.
Так, правильное замедление на самом деле карьеру ускорило. Как бы странно это на первый взгляд ни звучало.
А еще карьеру может ускорить работе по душе 👇
Ищите такую среди вакансий от крутых украинских и международных компаний.
ВакансииЧитайте также
Пройдите тест и узнайте, не пора ли вам в отпуск!
Как ставить цели на год, чтобы потом не разочароваться?
Хочете стати більш стійким до стресових ситуацій? Розвивайте резілієнс!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.