Как оставаться востребованным на рынке труда, какие профессиональные направления сегодня пользуются спросом и на что обращают внимание работодатели во время поиска сотрудников, рассказывает CEO Moneyveo Алена Андроникова.
Будущее — за диджиталом. Но не только
Мы живем в условиях Промышленности 4.0, которая по определению означает слияние автоматизированного производства, обмена данных и производственных технологий в единую саморегулирующуюся систему. При этом участие человека, например, в производстве уменьшается или вообще нивелируется.
Эта реальность диктует свои условия и правила. В частности то, что значимых успехов в развитии могут достичь только те компании, которые действуют на стыке с IT: fintech, beautytech, medtech и тому подобные. Отсюда следует, что сейчас востребованными являются, прежде всего, специалисты технического направления: инженеры, разработчики, тестировщики.
Как пандемия изменила рынок?
Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии
ЧитатьНо существует еще одна, не менее важная тенденция — огромным спросом пользуются специалисты, владеющие кросс-функциональными знаниями. Например, современному маркетологу понадобятся методики эконометрики (математики, экономики) и нейромаркетинга (психологии, медицины, физиологии). Это диктует необходимость не только постоянно углублять свои профессиональные компетенции, но и расширять их.
Например, у меня три высших образования и каждые два года я прохожу дополнительные длительные курсы. Таким образом я постоянно работаю над широтой своего кругозора и приумножаю знания из смежных областей.
Чтобы следовать этой тенденции, есть разные опции. Хороший вариант — получить несколько высших образований. Но, конечно, это требует довольно значительных ресурсов, прежде всего — временных. Если заканчивать друг за другом несколько вузов, даже по наиболее перспективным специальностям, в конце концов может оказаться, что вы потратили на образование кучу лет, но у вас отсутствуют практические навыки.
Более оптимальным с этой точки зрения является сочетание работы и учебы — например на базе образовательных ресурсов работодателя. Так, в Moneyveo действует внутренний образовательный хаб — Академия бизнес-образования Education Lab. Сейчас он включает 40 авторских программ обучения, среди которых работа с аргументацией и возражениями, активное слушание, менеджмент 2.0, Self-management, TOP 10 Soft Skills, Hard Skills, Executive Leadership и другие.
Не только «жесткие» навыки, но и эмоции
Конечно, главным основанием для построения успешной карьеры является постоянная работа над собственными компетенциями и так называемыми hard skills («жесткими» навыками). Однако не стоит забывать, что мы с вами живем в VUCA-мире (Volatility, Uncertainty, Complexity и Ambiguity) — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. И добиться роста в нем только с помощью профессиональных знаний и навыков будет трудно.
Поэтому сейчас важно также иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, который позволит нам эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, развивать лидерские качества, вдохновлять других людей и объединять их вокруг себя. Эмоциональный интеллект включает 5 компетенций:
- понимание себя;
- умение управлять собой и своими эмоциями;
- самомотивацию и умение превращать желания в достижение целей;
- эмпатию — понимание чувств и эмоций окружающих;
- социальные навыки и наращивание социального капитала.
Кстати, последняя компетенция часто «хромает» — мы концентрируемся на собственных навыках, операционных задачах и ближайшем круге окружающих, забывая этот круг расширять.
В мою личную тройку soft skills, самых нужных современным специалистам (особенно уровня высшего менеджмента, в отборе которых я принимаю непосредственное участие), входят проактивность, логика и быстрый ум. Мой опыт говорит о том, что люди, обладающие такими качествами, однозначно обречены на успех.
Как завоевать сердце работодателя
Мне лично импонирует, когда при трудоустройстве кандидат проявляет интерес к компании и отрасли. Когда он заранее ознакомился с нашим продуктом и имеет свою точку зрения по поводу его качества и удобства.
Расскажу свою историю. Когда я более 2 лет назад устраивалась в Moneyveo (тогда еще на позицию операционного директора), я не только ознакомилась с основной деятельностью компании. Я подготовила небольшой реферат о продукте, где выписала, что мне в нем нравится, а что нет. И хотя вторая часть этого реферата получилась довольно большой, это было воспринято не как критика, а как мое проактивное желание улучшить продукт. И это произвело положительное впечатление обо мне как о специалисте.
Везде есть место креативу
Не стоит думать, что творчество и нестандартность уместны только в креативных индустриях. Компания Moneyveo работает в области fintech — то есть на стыке финансовой и IT областей. Первая из них точно считается достаточно консервативной и отнюдь не творческой. Но для развития мы выбрали стратегию голубого океана, важной составляющей которой как раз является стратегическая креативность. Чтобы постоянно генерировать новые прорывные решения, мы применяем следующие методы:
- Design Thinking (то есть дизайн-мышление) — благодаря этому мы лучше понимаем нашего клиента и его проблемы, делаем и проверяем предположения, пытаемся найти оптимальное решение вопросов пользователей нашего продукта;
- Ideation — этот метод включает огромное количество возможных вариантов новых идей. Например, симбиотическая идея, революционная идея, целевая или художественная инновация и тому подобное.
Подводя итог, хочу сказать, что главное сейчас — не концентрироваться на текущих проблемах, не думать слишком много о прошлом, а видеть перед собой цель и не видеть препятствий.
Ищите работу?
У нас много предложений в украинских и международных компаниях.
ВакансииЧитайте также
7 причин, которые мешают вам найти работу
Наводим справки: как узнать больше о потенциальном работодателе
«Главное — не бесить людей». Правила делового этикета на рабочем месте
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.