Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается

09.09.20 Карьера 8 min reading

Если компания переживает нелегкие времена — на помощь приходит кризис-менеджер. Что это за работа — решать чужие проблемы, рассказывает профессиональный траблшутер Вера Стариченко.

Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается 1
Вера Стариченко


Когда превышается допустимый уровень риска для бизнеса, наступает кризис. Разной глубины и полярности —  от возможности сделать рывок в развитии до реструктуризации и закрытия компании.

Есть множество классификаций кризисов, но мы рассмотрим ту, что имеет максимальное практическое применение для преодоления кризиса. Исходя из причины возникновения, кризисы бывают двух видов: внутренние и внешние. 

Внутренние кризисы происходят по причине:

  • превышения затрат;  
  • отсутствия управленческого учета и контроля;
  • ошибок в организации бизнес-цикла, процессов и подпроцессов;
  • потери или отсутствия достоверной информации при прохождении каждого этапа бизнес-цикла;
  • разбалансировки бизнес-модели.

Внешние кризисы происходят по причине:

  • мировых экономических и финансовых потрясений;
  • чрезвычайных природных, техногенных, экологических, биолого-социальных (например пандемия) и прочих событий.

Для преодоления каждого типа кризиса нужны специалисты, которые могут действовать в жестких условиях — кризис-менеджеры. Давайте разберемся, когда и какой кризис-менеджер нужен и чем они занимаются. 


Что такое кризис-менеджмент 


Для начала определимся с базовой терминологией. 

  • Менеджмент — это непрерывный процесс воздействия субъекта управления (руководителя или группы руководителей) на объект управления (компанию, группу или отдельных людей) с целью координации и организации их деятельности с помощью современных технологий, принципов, методов и средств для повышения эффективности работы. 
  • Кризис (в переводе с латинского) — это решающая ситуация, поворотный момент. Именно «поворотный момент» в значении слова «кризис» указывает, что ситуацию можно изменить с разрушения на восстановление и развитие, если принять соответствующие решения.
  • Антикризисное управление, или кризис-менеджмент — это процесс спасения организации (объекта управления) от разрушающих воздействий и создание условий для ее развития.

Итак, с терминологией определились. Теперь давайте посмотрим на типы менеджмента в зависимости от причин наступления кризиса — внешних или внутренних. 

Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается 2
 Типы кризис-менеджмента

Профилактический кризис-менеджмент — это совокупность действий, направленных на минимизацию допустимого уровня риска для бизнеса.

Объектом  является система в целом. Субъектом — постоянный руководитель. Цель профилактического кризис-менеджмента — снижение рисков. Характер действий и длительность — постоянная плановая деятельность. 

Если профилактическая деятельность оказалась неэффективной и система начала разрушаться, то профилактический менеджмент заменяется на чрезвычайный.

Чрезвычайный кризис-менеджмент — это совокупность действий, направленных на недопущение развития кризиса, стабилизацию ситуации и устранение негативных последствий.

Объектом является кризисная ситуация. Субъектом — кризис-менеджер. Цель чрезвычайного кризис-менеджмента — спасти систему. Характер действий и длительность — кратковременная (проектная) деятельность с мобилизацией всех доступных ресурсов и методов.


Для чего компаниям нужен кризис-менеджер: примеры


Кризис-менеджер решает проблемы: 

  • на уровне концепций инвестиционных проектов;
  • на уровне бизнес-моделей;
  • на уровне управленческих задач;
  • на стыке «как работает бизнес» и «как работают люди».

Выход из кризиса — это не только предложенные кризис-менеджером решения, но и готовность заказчика им следовать. Приведу два кейса для иллюстрации работы кризис-менеджера с клиентом.

Кейс на уровне управленческих задач 

Дано: инвестиционный проект производственного комплекса стоимостью порядка 1 млрд. гривен.  Значительная часть средств потрачена, а степень завершенности комплекса гораздо меньше ожидаемой.

Решение кризис-менеджера: 1) изменить систему управления проектом, 2) разработать и принять систему нормативов, 3) наладить учет материальных ценностей.

Но поскольку причиной были управленческие ошибки топ-менеджмента, план выхода из кризиса не был выполнен. В итоге потери составили около 300 млн.гривен, а  при выполнении антикризисного плана их удалось бы сократить на 80%.

Кейс на уровне концепций

Дано: инвестиционный проект бизнес-центра на земельном участке в 2 га. Потрачено уже более 8 млн. долларов, и совет инвесторов потребовал обоснование для дальнейшего финансирования проекта, так как отсутствовали результаты, соответствующие тратам.

Причины ситуации, которые определил кризис-менеджер: маркетинговые ошибки в концепции и классе бизнес-центра, архитектурно-планировочных решениях, завышенные доходные показатели проекта, не учтенные затраты почти на 40 млн. долларов. С учетом всех этих факторов итоговая стоимость проекта составила намного больше запланированной.

Решение кризис менеджера: закрыть проект на уровне потерь 8 млн. долларов и уберечь от потерь еще 160 млн. долларов.


Кто такой кризис-менеджер


В зависимости от типа кризис-менеджмента, кризис-менеджер может выполнять разные роли и иметь, соответственно, разные названия должностей, компетенции, навыки и образование.

Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается 3
 Типы кризис-менеджеров


Кризис-менеджеры для чрезвычайного кризис-менеджмента

  1. Арбитражный управляющий. Назначается арбитражным судом из представителей организации арбитражных управляющих для проведения процедуры банкротства организаций или граждан. Деятельность арбитражного управляющего является частной практикой, его полномочия носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными для исполнения и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.
  2. Траблшутер. Это эксперт для решения проблем в компании, вызванных внешними кризисами. Особенность деятельности — выявление ключевого, базового звена, которое и является причиной проблемы. Как правило, такие проблемы находятся на стыке работы систем и работы людей, межотраслевых взаимодействий, личностных качеств. Они не явно выражены и  их трудно выявить. Траблшутер находит решение для проблемы или план выхода из кризиса.
  3. Внешний отраслевой кризис-менеджер с опытом решения проблем и преодоления кризисов в компаниях конкретной отрасли. Знание специфических особенностей и тонкостей отрасли позволяет максимально быстро и эффективно выявить кризис и восстановить систему.  


Кризис-менеджеры для профилактического кризис-менеджмента

  1. Для проектной деятельности в команде должен быть ответственный специалист по управлению рисками. В зависимости от масштабов проекта это могут быть несколько человек по типам риска: финансовые, технологические, поставок, законодательные, регуляторные и т.д. 
  2. Для финансовых, страховых, лизинговых компаний, банков и т.д. финансовый мониторинг рисков является одним из ключевых факторов успеха деятельности. Поэтому в штате таких компаний, как правило, есть специалисты, которые занимаются финансовыми рисками. Они не называются кризис-менеджеры, но выполняют эту роль.
  3. Для компаний, которые занимаются инвестиционными деятельностью и проектами в любой отрасли, нужны штатные специалисты, которые занимаются мониторингом рисков, специфичных для данной отрасли и компании. Название должности может различаться от компании к компании, но роль должна быть четко выраженной.
  4. Для профилактики проблем или при первых их признаках, не дожидаясь явного кризиса, может привлекаться тот же траблшутер для быстрого выявления зон рисков, неявных угроз и конфликтов интересов. 

Как видите, типов кризис-менеджеров много. Детальнее остановимся на траблшутере — именно он наиболее востребован в кризис. К тому же, это моя специализация 🙂

Траблшутер — это кризис-менеджер, который решает проблемы любой сложности, когда внутренний менеджмент не может этого сделать. Решение проблем достигается за счет использования навыков, накопленных за годы практической деятельности в одном или нескольких направлениях. Например, я решаю проблемы бизнеса (бизнес-траблшутинг), а моя специализация — нестандартные и быстрые решения таких проблем, как убытки, прибыли, конкурентные идеи, психологическая экспресс-помощь собственнику бизнеса для выхода из сложных ситуаций.

Существенное отличие траблшутеров и кризис-менеджеров от бизнес-консультантов — у нас высокая персональная ответственность и работа до финального результата,  когда приходится брать ответственность не только за решения, но и за их последствия. 

Все, кто позиционирует себя как траблшутер (и я в том числе) — это профессионалы в нескольких областях, с уникальными компетенциями и разноплановыми навыками, особыми качествами, талантами, а также обязательно гибким, системным и  одновременно нестандартным мышлением.

У каждого траблшутера свой набор специфический инструментов. Например, мой включает в себя более 62 инструментов, отточенных многолетней практикой, включая авторскую методику «Энерго-эмоциональная коррекция». Но магия не в инструментах, а в результате, которого может достичь траблшутер с их помощью. 


Что должен знать и уметь эффективный кризис-менеджер 


Навыки любого кризис-менеджера включают 3 уровня — профессиональный, коммуникативный и личностный.

Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается 4
 Навыки эффективного кризис-менеджера

Профессиональный уровень — это базовое образование в той деятельности, которую вы выбрали для себя как дело жизни + по желанию MBA, научная степень.

Также имеет смысл получить дополнительное образование — например, освоить проектное управление, ведь работа чрезвычайного кризис-менеджера — это классический проект, ограниченные во времени и направленный на достижение определенного результата. Или можно углубиться в психологию, чтобы понимать психологические особенности управленческой деятельности, бизнеса, а также поведение людей в кризисных и травматических ситуациях. 

Коммуникативные навыки — это основа взаимопонимания и взаимодействия с людьми, организациями и компаниями. Чтобы быть результативным, нужно обладать соответствующими навыками: переговоры, принятие решений, руководство людьми, эмоциональный интеллект для понимания движущих мотивов людей, их поведения и эмоций.

Личностные навыки — это четкое, быстрое нестандартное мышление, высокие  гибкость, адаптивность. Хорошее физическое, эмоциональное, ресурсное состояние и как результат — высокая стрессоустойчивость и умение управлять эмоциями не в ущерб здоровью.

Для кризис-менеджера важно постоянное развитие — в первую очередь духовное, чтобы четко выверить свои ценности и принципы. 

Конечно же, это не исчерпывающий список, но необходимый минимум. Какие-то из этих навыков приобретаются и развиваются. Какие-то — являются врожденными и обусловлены типом нервной системы. Поэтому необходимо знать свою типологию личности, чтобы понимать, в решении каких задач вы наиболее сильны и продуктивны, а какие нужно отдавать другим специалистам. 


Как стать кризис-менеджером


На кризис-менеджера не учатся. Им становятся, находя решения в сложных ситуациях.

Сначала вы решаете проблемы в своей компании. Затем становитесь кризис-менеджером, способным решать проблемы целой отрасли. Следующий этап — выходите за рамки отрасли и начинаете находить решения на стыке различных отраслей. И так становитесь универсалом, который решает любые задачи.

Кризис-менеджер в любом типе управления — профилактическом и чрезвычайном —   сначала учится решать свои проблемы, потом чужие. Сначала в спокойном режиме, а потом в цейтноте. 

Есть много специалистов, которые решают задачи, но не все называют себя кризис-менеджерами и траблшутерами. Потому, что работа кризис-менеджера —  это ответственность и вызов. Люди, которые назвали себя так, отсекают все пути к отступлению — они ОБЯЗАНЫ решить проблему. 

Выше мы говорили о навыках кризис-менеджера. Они приобретаются не за один день. И самое главное — знания и информацию надо применить на практике в реальной кризисной ситуации. Может быть, ошибиться, но исправить и остановить развитие кризиса.

Чтобы эффективно повышать свою квалификацию, нужно четко понимать, что именно вам нужно развивать и каким способом. И прежде чем покупать все курсы и тренинги, проконсультируйтесь с профессиональным кризис-менеджером.


Выводы


От кризиса не застрахован ни один бизнес. Кризисы возникают как по внутренним, там и по внешним причинам. Чтобы остановить разрушительное действие кризиса и направить процесс либо на восстановление, либо на закрытие, либо на трансформацию и развитие бизнеса, нужны особые специалисты — кризис-менеджеры.

Кризис-менеджеры обладают специфическими навыками, компетенциями и способностями решать проблемы и действовать в жестких, стрессовых условиях. Ими становятся по мере практического решения проблем и преодоления кризисов сначала в компании, потом в отрасли, затем и на стыке с другими отраслями.

Учитывая быстрый темп изменений в жизни и в бизнесе, а также наличие большого количества рисков, всегда будет потребность в кризис-менеджерах, которые значительно ускоряют процесс выхода из кризиса и открывают новые возможности для бизнеса.

Ищете работу?

Вакансий кризис-менеджеров не обещаем, но других позиций для менеджеров у нас хватает.

Вакансии

Читайте также

Как пандемия изменила рынок: самые востребованные и высокооплачиваемые профессии

6 упражнений, которые помогут развить креативность и гибкость мышления

Как переосмыслить карьеру в кризис: советы и упражнения от Елены Резановой

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: