Если компания переживает нелегкие времена — на помощь приходит кризис-менеджер. Что это за работа — решать чужие проблемы, рассказывает профессиональный траблшутер Вера Стариченко.
Когда превышается допустимый уровень риска для бизнеса, наступает кризис. Разной глубины и полярности — от возможности сделать рывок в развитии до реструктуризации и закрытия компании.
Есть множество классификаций кризисов, но мы рассмотрим ту, что имеет максимальное практическое применение для преодоления кризиса. Исходя из причины возникновения, кризисы бывают двух видов: внутренние и внешние.
Внутренние кризисы происходят по причине:
- превышения затрат;
- отсутствия управленческого учета и контроля;
- ошибок в организации бизнес-цикла, процессов и подпроцессов;
- потери или отсутствия достоверной информации при прохождении каждого этапа бизнес-цикла;
- разбалансировки бизнес-модели.
Внешние кризисы происходят по причине:
- мировых экономических и финансовых потрясений;
- чрезвычайных природных, техногенных, экологических, биолого-социальных (например пандемия) и прочих событий.
Для преодоления каждого типа кризиса нужны специалисты, которые могут действовать в жестких условиях — кризис-менеджеры. Давайте разберемся, когда и какой кризис-менеджер нужен и чем они занимаются.
Что такое кризис-менеджмент
Для начала определимся с базовой терминологией.
- Менеджмент — это непрерывный процесс воздействия субъекта управления (руководителя или группы руководителей) на объект управления (компанию, группу или отдельных людей) с целью координации и организации их деятельности с помощью современных технологий, принципов, методов и средств для повышения эффективности работы.
- Кризис (в переводе с латинского) — это решающая ситуация, поворотный момент. Именно «поворотный момент» в значении слова «кризис» указывает, что ситуацию можно изменить с разрушения на восстановление и развитие, если принять соответствующие решения.
- Антикризисное управление, или кризис-менеджмент — это процесс спасения организации (объекта управления) от разрушающих воздействий и создание условий для ее развития.
Итак, с терминологией определились. Теперь давайте посмотрим на типы менеджмента в зависимости от причин наступления кризиса — внешних или внутренних.
Профилактический кризис-менеджмент — это совокупность действий, направленных на минимизацию допустимого уровня риска для бизнеса.
Объектом является система в целом. Субъектом — постоянный руководитель. Цель профилактического кризис-менеджмента — снижение рисков. Характер действий и длительность — постоянная плановая деятельность.
Если профилактическая деятельность оказалась неэффективной и система начала разрушаться, то профилактический менеджмент заменяется на чрезвычайный.
Чрезвычайный кризис-менеджмент — это совокупность действий, направленных на недопущение развития кризиса, стабилизацию ситуации и устранение негативных последствий.
Объектом является кризисная ситуация. Субъектом — кризис-менеджер. Цель чрезвычайного кризис-менеджмента — спасти систему. Характер действий и длительность — кратковременная (проектная) деятельность с мобилизацией всех доступных ресурсов и методов.
Для чего компаниям нужен кризис-менеджер: примеры
Кризис-менеджер решает проблемы:
- на уровне концепций инвестиционных проектов;
- на уровне бизнес-моделей;
- на уровне управленческих задач;
- на стыке «как работает бизнес» и «как работают люди».
Выход из кризиса — это не только предложенные кризис-менеджером решения, но и готовность заказчика им следовать. Приведу два кейса для иллюстрации работы кризис-менеджера с клиентом.
Кейс на уровне управленческих задач
Дано: инвестиционный проект производственного комплекса стоимостью порядка 1 млрд. гривен. Значительная часть средств потрачена, а степень завершенности комплекса гораздо меньше ожидаемой.
Решение кризис-менеджера: 1) изменить систему управления проектом, 2) разработать и принять систему нормативов, 3) наладить учет материальных ценностей.
Но поскольку причиной были управленческие ошибки топ-менеджмента, план выхода из кризиса не был выполнен. В итоге потери составили около 300 млн.гривен, а при выполнении антикризисного плана их удалось бы сократить на 80%.
Кейс на уровне концепций
Дано: инвестиционный проект бизнес-центра на земельном участке в 2 га. Потрачено уже более 8 млн. долларов, и совет инвесторов потребовал обоснование для дальнейшего финансирования проекта, так как отсутствовали результаты, соответствующие тратам.
Причины ситуации, которые определил кризис-менеджер: маркетинговые ошибки в концепции и классе бизнес-центра, архитектурно-планировочных решениях, завышенные доходные показатели проекта, не учтенные затраты почти на 40 млн. долларов. С учетом всех этих факторов итоговая стоимость проекта составила намного больше запланированной.
Решение кризис менеджера: закрыть проект на уровне потерь 8 млн. долларов и уберечь от потерь еще 160 млн. долларов.
Кто такой кризис-менеджер
В зависимости от типа кризис-менеджмента, кризис-менеджер может выполнять разные роли и иметь, соответственно, разные названия должностей, компетенции, навыки и образование.
Кризис-менеджеры для чрезвычайного кризис-менеджмента
- Арбитражный управляющий. Назначается арбитражным судом из представителей организации арбитражных управляющих для проведения процедуры банкротства организаций или граждан. Деятельность арбитражного управляющего является частной практикой, его полномочия носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными для исполнения и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.
- Траблшутер. Это эксперт для решения проблем в компании, вызванных внешними кризисами. Особенность деятельности — выявление ключевого, базового звена, которое и является причиной проблемы. Как правило, такие проблемы находятся на стыке работы систем и работы людей, межотраслевых взаимодействий, личностных качеств. Они не явно выражены и их трудно выявить. Траблшутер находит решение для проблемы или план выхода из кризиса.
- Внешний отраслевой кризис-менеджер с опытом решения проблем и преодоления кризисов в компаниях конкретной отрасли. Знание специфических особенностей и тонкостей отрасли позволяет максимально быстро и эффективно выявить кризис и восстановить систему.
Кризис-менеджеры для профилактического кризис-менеджмента
- Для проектной деятельности в команде должен быть ответственный специалист по управлению рисками. В зависимости от масштабов проекта это могут быть несколько человек по типам риска: финансовые, технологические, поставок, законодательные, регуляторные и т.д.
- Для финансовых, страховых, лизинговых компаний, банков и т.д. финансовый мониторинг рисков является одним из ключевых факторов успеха деятельности. Поэтому в штате таких компаний, как правило, есть специалисты, которые занимаются финансовыми рисками. Они не называются кризис-менеджеры, но выполняют эту роль.
- Для компаний, которые занимаются инвестиционными деятельностью и проектами в любой отрасли, нужны штатные специалисты, которые занимаются мониторингом рисков, специфичных для данной отрасли и компании. Название должности может различаться от компании к компании, но роль должна быть четко выраженной.
- Для профилактики проблем или при первых их признаках, не дожидаясь явного кризиса, может привлекаться тот же траблшутер для быстрого выявления зон рисков, неявных угроз и конфликтов интересов.
Как видите, типов кризис-менеджеров много. Детальнее остановимся на траблшутере — именно он наиболее востребован в кризис. К тому же, это моя специализация 🙂
Траблшутер — это кризис-менеджер, который решает проблемы любой сложности, когда внутренний менеджмент не может этого сделать. Решение проблем достигается за счет использования навыков, накопленных за годы практической деятельности в одном или нескольких направлениях. Например, я решаю проблемы бизнеса (бизнес-траблшутинг), а моя специализация — нестандартные и быстрые решения таких проблем, как убытки, прибыли, конкурентные идеи, психологическая экспресс-помощь собственнику бизнеса для выхода из сложных ситуаций.
Существенное отличие траблшутеров и кризис-менеджеров от бизнес-консультантов — у нас высокая персональная ответственность и работа до финального результата, когда приходится брать ответственность не только за решения, но и за их последствия.
Все, кто позиционирует себя как траблшутер (и я в том числе) — это профессионалы в нескольких областях, с уникальными компетенциями и разноплановыми навыками, особыми качествами, талантами, а также обязательно гибким, системным и одновременно нестандартным мышлением.
У каждого траблшутера свой набор специфический инструментов. Например, мой включает в себя более 62 инструментов, отточенных многолетней практикой, включая авторскую методику «Энерго-эмоциональная коррекция». Но магия не в инструментах, а в результате, которого может достичь траблшутер с их помощью.
Что должен знать и уметь эффективный кризис-менеджер
Навыки любого кризис-менеджера включают 3 уровня — профессиональный, коммуникативный и личностный.
Профессиональный уровень — это базовое образование в той деятельности, которую вы выбрали для себя как дело жизни + по желанию MBA, научная степень.
Также имеет смысл получить дополнительное образование — например, освоить проектное управление, ведь работа чрезвычайного кризис-менеджера — это классический проект, ограниченные во времени и направленный на достижение определенного результата. Или можно углубиться в психологию, чтобы понимать психологические особенности управленческой деятельности, бизнеса, а также поведение людей в кризисных и травматических ситуациях.
Коммуникативные навыки — это основа взаимопонимания и взаимодействия с людьми, организациями и компаниями. Чтобы быть результативным, нужно обладать соответствующими навыками: переговоры, принятие решений, руководство людьми, эмоциональный интеллект для понимания движущих мотивов людей, их поведения и эмоций.
Личностные навыки — это четкое, быстрое нестандартное мышление, высокие гибкость, адаптивность. Хорошее физическое, эмоциональное, ресурсное состояние и как результат — высокая стрессоустойчивость и умение управлять эмоциями не в ущерб здоровью.
Для кризис-менеджера важно постоянное развитие — в первую очередь духовное, чтобы четко выверить свои ценности и принципы.
Конечно же, это не исчерпывающий список, но необходимый минимум. Какие-то из этих навыков приобретаются и развиваются. Какие-то — являются врожденными и обусловлены типом нервной системы. Поэтому необходимо знать свою типологию личности, чтобы понимать, в решении каких задач вы наиболее сильны и продуктивны, а какие нужно отдавать другим специалистам.
Как стать кризис-менеджером
На кризис-менеджера не учатся. Им становятся, находя решения в сложных ситуациях.
Сначала вы решаете проблемы в своей компании. Затем становитесь кризис-менеджером, способным решать проблемы целой отрасли. Следующий этап — выходите за рамки отрасли и начинаете находить решения на стыке различных отраслей. И так становитесь универсалом, который решает любые задачи.
Кризис-менеджер в любом типе управления — профилактическом и чрезвычайном — сначала учится решать свои проблемы, потом чужие. Сначала в спокойном режиме, а потом в цейтноте.
Есть много специалистов, которые решают задачи, но не все называют себя кризис-менеджерами и траблшутерами. Потому, что работа кризис-менеджера — это ответственность и вызов. Люди, которые назвали себя так, отсекают все пути к отступлению — они ОБЯЗАНЫ решить проблему.
Выше мы говорили о навыках кризис-менеджера. Они приобретаются не за один день. И самое главное — знания и информацию надо применить на практике в реальной кризисной ситуации. Может быть, ошибиться, но исправить и остановить развитие кризиса.
Чтобы эффективно повышать свою квалификацию, нужно четко понимать, что именно вам нужно развивать и каким способом. И прежде чем покупать все курсы и тренинги, проконсультируйтесь с профессиональным кризис-менеджером.
Выводы
От кризиса не застрахован ни один бизнес. Кризисы возникают как по внутренним, там и по внешним причинам. Чтобы остановить разрушительное действие кризиса и направить процесс либо на восстановление, либо на закрытие, либо на трансформацию и развитие бизнеса, нужны особые специалисты — кризис-менеджеры.
Кризис-менеджеры обладают специфическими навыками, компетенциями и способностями решать проблемы и действовать в жестких, стрессовых условиях. Ими становятся по мере практического решения проблем и преодоления кризисов сначала в компании, потом в отрасли, затем и на стыке с другими отраслями.
Учитывая быстрый темп изменений в жизни и в бизнесе, а также наличие большого количества рисков, всегда будет потребность в кризис-менеджерах, которые значительно ускоряют процесс выхода из кризиса и открывают новые возможности для бизнеса.
Ищете работу?
Вакансий кризис-менеджеров не обещаем, но других позиций для менеджеров у нас хватает.
ВакансииЧитайте также
Как пандемия изменила рынок: самые востребованные и высокооплачиваемые профессии
6 упражнений, которые помогут развить креативность и гибкость мышления
Как переосмыслить карьеру в кризис: советы и упражнения от Елены Резановой