Главное заблуждение о работе в IT заключается в том, что в эту сферу можно попасть только с техническим образованием. Но это далеко не так, продуктовое IT — это не только программирование и разработка, компании нуждаются в сотрудниках с разными знаниями и навыками. На какие нетехнические позиции можно прийти без опыта в ІТ и что для этого нужно — рассказывают специалисты компании Cpamatica.
Какое образование нужно для работы в продуктовой IT-компании?
Мнение, что в сферу IT можно попасть только с техническим образованием — ошибочно. Для большинства позиций намного важнее, чтобы кандидат обладал нужными софт скилами, а также имел желание постоянно развиваться и работать на результат.
Технические навыки всегда можно подтянуть на практике для тех позиций, где они действительно нужны, а для других более ценными будут аналитические способности. Например, много вакансий идеально подойдут людям с экономическим образованием. Но даже если мы говорим о филологах, то и они могут прийти в ІТ-сферу на позиции контент-менеджера или SEO-копирайтера.
В любой ІТ-компании есть много нетехнических позиций, их специфика зависит от направления компании. Cpamatica — это диджитал-маркетинг агентство, помимо своей аффилиат сети и медиа баинг отделов, мы также разрабатываем собственные онлайн-продукты в нише Social Discovery. Поэтому нам всегда нужны специалисты очень разных профилей.
Из каких сфер проще всего перейти в IT
Продуктовых IT-компаний в Украине не так уж и много, чтобы была возможность обмениваться кадрами, поэтому компании готовы брать специалистов, которые уже достигли определенных успехов в других индустриях и хотят попробовать свои силы в IT.
На нетехнические позиции в IT-компании чаще всего берут специалистов с опытом работы в финансовой сфере, аналитике, маркетинге, ритейле, логистике, консалтинге или аудите. Навыки, полученные во время работы в этих отраслях, пригодятся Product, Affiliate и Business Development менеджерам. На вакансии контент-менеджеров и SEO-специалистов можно прийти из журналистики или сферы образования.
Все зависит от того, чем хочет заниматься человек, — дизайном, разработкой, финансами, бизнес-процессами. В Cpamatica есть люди очень разных профессий, например, бывшие педагоги.
Также легко будет адаптироваться специалистам, которые работали в FMCG компаниях (производители товаров широкого потребления), таких как Coca-Cola, Pepsi, British American Tobacco, компаниях «Большой четверки» (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG) и других, где создается понимание, как работает бизнес.
Важным требованием по хард скиллам для всех позиций в Cpamatica является умение работать в Excel и знание английского на уровне не ниже Upper-Intermediate (B2).
Точки входа в сферу IT
Самой простой и эффективной точкой входа в IT для людей с минимальным опытом работы либо опытом в других сферах является посещение ивентов разных ІТ-компаний: конференций, дней открытых дверей, интенсивов и т.д.
Например, Cpamatica уже второй год проводит большой ивент Cpamatica IT Day, на котором специалисты компании рассказывают об особенностях своей работы, делятся секретами сферы и отвечают на все вопросы участников. Посещение таких событий позволяет полностью окунуться в атмосферу компании, напрямую пообщаться с менеджерами и понять, подходит ли вам та или иная позиция и сработаетесь ли вы с руководством и командой. Также кандидатам, которые посетили ивент, компания предлагает упрощенную процедуру отбора.
Нетехнические позиции для свитчеров в Cpamatica
Affiliate Manager
О профессии рассказывает Егор Галушко,
Head of Affiliate
Это посредник между рекламодателем (ресурсом, которому нужны пользователи) и аффилиатом (веб-мастером, который создает трафик). Он выстраивает партнерские отношения с лицами или компаниями, которые покупают трафик или генерируют его, создавая контент для привлечения пользователей на сайты рекламодателей. В Cpamatica аффилиат-менеджер, помимо работы с партнерами, принимает непосредственное участие в развитии всего направления и вовлечен во множество внутренних операционных процессов.
Компания готова брать на эту позицию людей без опыта в IT, но желательно с минимальным коммерческим опытом (1-2 года) на разных позициях в финансах, маркетинге, продажах. Но главное — Affiliate Manager должен быть проактивным и ориентированным на достижение реальных результатов. Поэтому, если речь идет о выпускниках или начинающих специалистах, обращают внимание на то, какие проекты кандидат уже реализовал на предыдущей работе или во время учебы.
Среди важных софт скиллов — умение располагать к себе и доступно рассказывать о продукте и компании. Также нужен высокий уровень знания английского, он пригодится как в работе, так и в общении с коллегами на международных конференциях. За последние несколько лет аффилиат-менеджеры Cpamatica побывали на множестве конференций, среди которых TES в Праге, Барселоне и Лиссабоне и Affiliate World в Нью-Йорке и Бангкоке.
Affiliate Manager — это хорошая позиция для старта в диджитал-маркетинге, которая открывает разные перспективы карьерного роста: от возможности возглавить одну из ниш аффилиат-маркетинга до кросс-функционального роста в рамках компании.
Полезные ресурсы для начинающих:
К сожалению, книг и курсов для аффилиат-менеджеров практически нет. Но можно читать профессиональные форумы или арбитражные ресурсы, такие как affLIFT, STM Forum.
Product Manager
О профессии рассказывает Дмитрий Карпов,
СЕО Daterix (один из продуктов Cpamatica)
Это специалист, который занимается развитием продукта. Product Manager анализирует его функционал, определяет, что именно нужно улучшить, ставит задачи дизайнерам и разработчикам, оценивает эффективность изменений.
Если речь идет о создании нового продукта, то в обязанности продакт-менеджера входит анализ рынка и конкурентов, определение ЦА, расчет потенциальной прибыли, планирование продвижения. Глобальная задача такого специалиста на этом этапе — оценить, насколько целесообразно запускать тот или иной продукт.
К софт скиллам, необходимым продакт-менеджеру, можно отнести: умение объяснять сложные вещи простым языком, навык вести переговоры, находить компромисс и предотвращать конфликты. Из хард скиллов нужны критическое мышление, знание продуктовых и маркетинговых метрик, умение работать с базами данных и грамотно писать ТЗ. Также Product Manager должен иметь базовое понимание бизнес-процессов.
Независимо от опыта и стажа работы, продакт-менеджеры в Cpamatica имеют большую свободу действий, много возможностей для самореализации и постоянную поддержку команды.
Полезные ресурсы для начинающих:
📚 Книги:
«Основи управління проєктами», Джозеф Хигни
«Спринт. Вирішуйте складні завдання і тестуйте нові ідеї за 5 днів», Джейк Кнапп, Джон Зерацки, Брейден Ковиц
«Product Leadership», Ричард Бэнфилд, Мартин Эрикссон, Нейт Уокингшо
🔎 Блоги:
Railsware Product Academy
Silicon Valley Product Group by Marty Cagan
The Signal by Mixpanel
🎧 Подкасты:
Product Hunt Radio
The Product podcast
Exponent
💻 Телеграм-каналы:
Дайджест продуктового дизайна
Pavlo Pedenko
No Flame No Game
Business Development Manager
О профессии рассказывают Денис Яцко и Александр Сидорец,
Business Development Managers
Главная задача Business Development Manager-а — сделать так, чтобы бизнес рос, генерировал прибыль, работал с наименьшим риском и диверсифицировался. Для этого биздев ищет новые ниши и каналы продаж, выстраивает партнерские отношения, договаривается о выгодных условиях для обеих сторон, генерирует свежие идеи для развития бизнеса.
Business Development Manager — это позиция, которую можно освоить с нуля, но желательно иметь минимальный опыт в аналитике, общении с клиентами и продажах.
Также эта профессия требует баланса софт и хард скиллов. Нужно быть умелым переговорщиком, но при этом уметь стратегически мыслить, просчитывать риски и видеть пути развития бизнеса, основываясь на данных. Необходимо владеть английским языком, базовыми знаниями в маркетинге (воронка продаж, метрики), математическом анализе, иметь навыки работы с Excel. Не лишними будут усидчивость и умение закапываться в детали.
Впрочем, в Cpamatica готовы рассматривать на эту позицию и людей без опыта. Важнее, чтобы человек хотел двигать бизнес вперед, менять его в лучшую сторону и при этом развиваться как профессионал. Часто именно желание кандидата становится ключевым фактором, а не его опыт.
Полезные ресурсы для начинающих:
📚 Книги:
«Lean Startup», Эрик Рис
«Психология влияния», Роберт Чалдини
«Бизнес-модели», Оливер Гассман
«Домовлятися завжди», Гевин Кеннеди
SEO Specialist
О профессии рассказывает Андрей Заец,
SEO Specialist
Задача SEO Specialist-а в Cpamatica — создавать интересные сайты, выводить их на высокие позиции поисковых систем и зарабатывать на рекламе. По сути, SEO-специалист — это менеджер интернет-проекта, на который большая часть посетителей приходит из поисковых систем.
Прежде чем работать SEO-специалистом, нужно выучить основы текстовой и технической оптимизации сайтов и линкбилдинг (построение ссылочной массы для повышения рейтинга сайта в поисковых системах). А также научиться создавать качественный, интересный пользователям контент, который, в то же время, будет иметь достаточно сигналов, указывающих поисковику на релевантность. Кроме этого необходимо умение работать с большим объемом данных и устанавливать причинно-следственные связи.
В Cpamatica SEO Specialist отвечает не только за оптимизацию текстов, но и полностью продумывает концепт проекта сайта, ставит задачи копирайтерам, дизайнерам и программистам, собирает данные веб-аналитики и занимается продвижением ресурса.
Стать SEO-специалистом можно практически с любым образованием, но без специальных курсов не обойтись. Чаще всего на эту позицию переходят из копирайтинга, журналистики, маркетинга или рекламы.
Полезные ресурсы для начинающих:
📝 Курсы:
Курс по основах SEO в Академии WebpromoExperts
Курс по HTML
Курс по гугл аналитике от Google
🔎 Онлайн-ресурсы:
The Ahrefs Blog
Backlinko
NaZapad
PPC Manager
О профессии рассказывает Игорь Светличный,
CMO (директор по маркетингу)
Это специалист, который помогает рекламодателям получить клиентов по модели CPA (cost per action, с англ. — «цена за действие»). Он работает с крупными рекламными сетями Google Ads, Microsoft Ads и Facebook Ads. В обязанности PPC Manager-а в Cpamatica входит закупка трафика в рекламных сетях для клиента компании.
Такому специалисту нужны навыки поиска информации и ее анализа, потому что необходимо работать с большим объемом данных. Также ценятся навыки дипломатии, умение услышать клиента и убедить его в необходимости того или иного решения. Кроме этого, пригодиться умение налаживать контакты с разными людьми, в том числе с коллегами по профессиональному комьюнити.
Переходить в IT на PPC-менеджера можно из любой сферы, но для этой позиции очень важно иметь предпринимательскую жилку и аналитический склад ума.
Полезные ресурсы для начинающих:
🔎 Сайты:
The AdLeaks community (платный, $100 в месяц)
STM Forum (платный, $100 в месяц)
ppc.world
Search Engine Land
💻 Соцсети:
CPC Real Talk (про контекстную рекламу)
Чат про контекст (про контекстную рекламу)
Targetchat (про таргетированную рекламу)
SMM в Facebook — от лайков к продажам
Как проходит обучение новых сотрудников в Cpamatica
В Cpamatica всегда готовы инвестировать время и ресурсы в развитие сотрудников. Поэтому всех новеньких, в том числе и свитчеров из других сфер, всячески поддерживают и обучают, посвящают во все аспекты работы компании, предоставляют им мануалы по обязанностям, организовывают встречи с опытными специалистами, менторят.
Например, для Affiliate Manager-ов в компании существует трехнедельный курс интеграции. Каждый день новый сотрудник слушает лекции от коллег о специфике работы. За три недели человек полностью входит в курс дел и может полноценно приступать к работе.
Для Business Development Manager-ов в компании разработали онбординг-курс Step by step, в рамках которого специалисты из разных отделов помогают освоиться в работе и разобраться в основных задачах.
Карьеру SEO Specialist-а в Cpamatica можно начать с ремоут-помощника опытного SEO. Таким образом новый сотрудник вникает в процессы и учится на примере своего наставника.
С чего начать свой путь в IT
Главный совет — начать интересоваться сферой задолго до поиска работы. Найти людей, которые работают в IT-компаниях и могут рассказать о внутренних процессах. Следить за трендами, изучать рынок вакансий, читать профильные медиа и блоги известных людей из сферы, посещать тематические события, такие как Cpamatica IT Day, где можно пообщаться с рекрутерами и специалистами. Словом, войти в IT-комьюнити. Ведь, зная внутреннюю кухню сферы в целом и специфику работы конкретных компаний, вы сможете выбрать именно тот путь, который станет для вас максимально успешным.
Приходите на Cpamatica IT Day и получите возможность стать частью команды агентства. Участие в мероприятие бесплатное при условии регистрации.
ЗарегистрироватьсяО компании:
Cpamatica — это глобальное перфоманс-маркетинг агентство с собственной аффилиат (CPA) сетью, медиабаинг отделом и продуктами в нише Social Discovery. Компания специализируется на диджитал-маркетинге и работает на каждом этапе привлечения юзеров и монетизации трафика. Агентство ежемесячно охватывает миллионы пользователей и помогает рекламодателям со всего мира находить новых клиентов и расти быстрее.
В компании каждый сотрудник получает возможность профессионального развития и может напрямую влиять на результаты бизнеса. Команда каждый год вместе отдыхает, уже побывали в Шри-Ланке, Египте, Андорре.
Читайте также
IT WAKE UP! Проєкт для тих, хто придивляється до сфери ІТ
Как устроиться в IT-компанию: что писать в резюме и как вести себя на собеседовании
5 профессий в ІТ, где не нужен опыт работы