Они читают минимум 50 книг в год, следят за новостями издательского рынка, освещают книжные события, акции и «срачи», а также делятся впечатлениями о прочитанном — каждая в своем формате.
Сколько занимает работа над книжным блогом и можно ли на нем зарабатывать? Авторка книжного телеграм-канала, буктьюберка и букстаграмерка рассказывают о реалиях книжного блоггерства в Украине.
Татьяна Гонченко
Авторка Telegram-канала «Непозбувний книгочитун» (4,3 тыс. подписчиков)
О создании блога и выборе платформы
Раньше я периодически описывала впечатления о прочитанных книгах и делилась окололитературными новостями в Facebook и Livejournal. Но такие посты собирали мало лайков, потому что далеко не всех моих френдов интересует книжный контент. Поэтому я решила объединить друзей-книголюбов где-то в отдельном месте.
Telegram казался идеальной площадкой для этого, потому что он не зависит от алгоритмов и не слишком отвлекает комментариями. Так в ноябре 2018 года появился канал «Непозбувний книгочитун». Несколько месяцев я нащупывала формат: сначала блог был больше похож на читательский дневник, но я поняла, что таких в сети уже много, поэтому впоследствии канал перерос в книжное мини-медиа. Я пишу об издательских новостях и новинках, выношу на обсуждение проблемные вопросы — словом, действую больше как журналист, а не как блогер.
О целях и мотивации
Думаю, каждый журналист мечтает о СМИ, в котором можно создать собственную редакционную политику и писать в своем стиле. «Непозбувний книгочитун» для меня — именно такой проект, где можно что угодно. Поэтому моя первоочередная цель — творчески реализоваться и получить возможность воздействовать на аудиторию.
Мой блог стимулирует людей больше читать, погружает в атмосферу книголюбия и побуждает покупать больше книг, а это полезно для общества. Я считаю это своей маленькой социальной миссией 🙂
О работе над блогом
Не могу сказать, что трачу на блог слишком много времени. Я активно мониторю Facebook-страницы разных людей, имеющих отношение к книжной сфере (но это происходит автоматически), постоянно заглядываю на сайты издательств, переписываюсь с разными людьми. Это занимает один-два часа в день, не больше.
Я не создаю контент-планов, у меня нет регулярных рубрик. Веду канал для удовольствия и не хочу, чтобы это превращалось в обязанность или рутину.
О продвижении и заработке
Платным продвижением я ни разу не занималась. Иногда мне предлагают взаимный пиар, и я соглашаюсь, если канал подходит по тематике. Но сама обычно не предлагаю.
Я не гонюсь за количеством подписчиков — мне важно иметь качественную аудиторию. Случайные люди, которые не слишком интересуются книгами, отписываются сами.
У меня бывает реклама. Она вся маркирована тегом #направахрекламы. Я соглашаюсь рекламировать только релевантный контент: книжные каналы, сайты издательств, книжные магазины, новые книги. Изредка рекламирую контент на похожую тематику: например, каналы об обучении. Если что-то не подходит по тематике, отказываюсь — мне важнее не раздражать читателей спамом, чем получить лишние пару сотен гривен.
В последнее время с рекламой все довольно хорошо — в хорошие недели бывает по 3-4 заказа. Не скажу, что это большой заработок, но он по крайней мере компенсирует временные затраты. Впрочем, обычно на книги я трачу больше, чем зарабатываю на канале.
Об отношениях с представителями издательской сферы
Блог позволяет быть «в тусовке», не будучи при этом работником книжной сферы. И это прикольно, потому что меня знают даже те издатели, которых лично не знаю я. Отношения почти со всеми очень хорошие. Хотя был случай, когда меня дружно забанил на Facebook целый коллектив одного издательства после моего критического поста о них.
Я не занимаюсь самоцензурой, поэтому критикую всех, когда есть за что. Большинство относятся с пониманием, и это даже не влияет на наше дальнейшее сотрудничество.
О влиянии блога на личную и профессиональную жизнь
Моя основная работа — написание нативной рекламы, текстов для компаний и экспертных колонок на фрилансе. Очень странно, но несколько заказчиков пришли ко мне именно через книжный канал. Сказали, что давно читают мой блог и им нравится, как я пишу посты, поэтому хотят сотрудничать. Блог прокачивает личный бренд, а это всегда плюс, особенно когда работаешь с текстами.
О плюсах и минусах книжного блогерства в Украине
Плюсы: издательства бесплатно присылают книги на обзор. Настолько активно, что в большинстве случаев я уже начала отказываться, потому что не успеваю все читать 🙂
Минусы: книжный блог в Украине, особенно украиноязычный, никогда не соберет десятки тысяч подписчиков, в отличие от блогов на другие тематики. Книголюбов не слишком много, поэтому здесь почти некуда развиваться. А еще читатели таких блогов не любят донатить, они скорее потратят эти деньги на книги. Я попыталась завести Patreon, но даже при очень лояльной аудитории не смогла собрать более $10 в месяц. Так же и рекламодатели — издательства и магазины не гребут деньги лопатами, так что высокую цену на рекламу здесь не поставишь.
Поэтому запускать книжный блог с целью монетизации — это заранее провальная история.
Кстати, у нас тоже есть Telegram-канал, где мы каждый день постим крутые вакансии, анонсируем свежие статьи и «прожариваем» ваши резюме.
Подписаться
Ирина Юрченко
Авторка Instagram-блога irinyurch (6,8 тыс. подписчиков)
О создании блога и выборе платформы
У меня никогда не было цели стать блогером или создать именно букстаграм. Мой блог возник 6 лет назад из желания говорить с кем-то о книгах, ведь в моем окружении тогда почти не было книголюбов. А делиться впечатлениями и обсуждать прочитанное очень хотелось. На тот момент я еще была фотографкой, фотографии были и остаются для меня важны, поэтому и выбрала Instagram.
О целях и мотивации
Мотивируют люди и общение — как онлайн, так и живое: блог подарил мне много прекрасных знакомств. Цели, как таковой, я не имею — просто делаю то, к чему лежит душа.
Но, как ни крути — отметки с книгами, прочитанными по моей рекомендации, изрядно радуют 🙂
О работе над блогом
Труднее всего найти время. Хороший пост и соответствующее фото — это о времени, которого на все, к сожалению, не хватает.
О продвижении и заработке
Я не продвигаю блог. Большинство моих постов — импульсивные и внезапные. Я не снимаю разговорные сториз, не пользуюсь ничем из того, что помогло бы продвижению, у меня даже контент-плана никогда не было. Для меня Instagram — это хобби, а не работа. Мне нравится экспериментировать, воплощать внезапные идеи, но так же я могу ничего не постить, если нет ресурса.
На блоге я не зарабатываю, разве что беру книги на осмотр. Мой «заработок» — это опыт, знания, фидбэк от людей. А еще блог — это прекрасный инструмент нетворкинга, который дал мне возможность не только заглянуть в закулисье книжного рынка Украины, но и участвовать в интересных событиях, общаться с писателями и даже получить работу мечты.
Вообще блог дал мне две работы. Первая — это проект #chitachi: нескучная библиотека для школьников киевской гимназии-интерната, которая не появилась бы без блога, ведь именно благодаря моим подписчикам у нас получилось собрать более полутысячи книг для школы. Вторая — должность SMM-менеджерки в издательстве «Лаборатория».
Моя личная и профессиональная жизнь на 80% состоит из книг, поэтому блог — неотъемлемая ее часть. Он помогает и мотивирует быть в контексте.
О плюсах и минусах книжного блогерства в Украине
Плюсы: открытые к коммуникации издательства и писатели, сообщество интересных людей.
Минусы: невозможность набрать много подписчиков, ведь тема все же слишком узкая. Я не могу даже представить украиноязычный книжный блог с сотней тысяч подписчиков, о большем количестве вообще молчу.
Instagram у нас тоже есть — яркий и вдохновляющий на карьерные изменения.
Подписывайтесь
Люда Дмитрук
Авторка YouTube-канала «Вишневий цвіт» (6,5 тыс. подписчиков)
О создании блога и выборе платформы
Первые отзывы на книги я начала писать в Instagram еще шесть лет назад. Это были коротенькие заметки, но мне такая идея казалась очень новой, потому что в то время украинского букстаграма еще почти не было. Позже я присоединилась к #bookchallenge_ua, который организовали писатели Екатерина Бабкина и Марк Ливин, и начала писать регулярнее. Но тексты давались мне тяжело, поэтому как-то, просматривая иностранных буктьюберов, я подумала: «А почему бы мне самой-то не снять?». Это было как раз после Книжного Арсенала, поэтому я собрала свои покупки оттуда и рассказала о них на видео. Мне этот процесс понравился, да и положительных реакций я получила немало, поэтому с воодушевлением продолжила это дело. В этом году моему буктьюб-каналу исполнилось уже пять лет.
О целях и мотивации
Я ставлю себе за цель вдохновлять людей открывать для себя украинскую современную и классическую литературу, избавляться читательских стереотипов и, наконец, больше и с удовольствием читать. Также мне хочется популяризировать украинское книгоиздание. А еще просто приятно иметь людей, с которыми можно поделиться впечатлениями о прочитанном, тем более у меня собралась очень интересная и умная аудитория.
Именно мои зрители и их поддержка мотивируют меня развивать канал и искать новые форматы.
О работе над блогом
Основа блога — это, конечно, приобретенные и прочитанные книги. Много времени занимает написание заметок, поиск информации об авторе или произведении, написание коротких тезисов для видео (я не пишу детальных сценариев, потому что это лишает спонтанности и искренности).
Далее наступает этап съемок — он наиболее затратный и по времени (от одного до восьми часов), и по ресурсам: нужна хорошая камера, освещение, микрофон, комната с хорошей акустикой. После еще 1-4 часа уходит на монтаж материала, здесь тоже нужен достаточно мощный компьютер и программы для обработки (я для этого использую пакет программ Adobe и ежемесячно плачу за подписку на них). Также около часа занимает импорт видео на YouTube, создание описания и ссылок, распространение в социальных сетях.
Сейчас, когда у меня уже есть необходимая техническая база (камера, свет, микрофон и т.д.), больше всего я нуждаюсь во времени: чтобы регулярно выпускать видео, нужны полные 3-4 рабочих дня в неделю, а такая роскошь доступна не всегда.
О продвижении и заработке
Я распространяю видео в своих соцсетях и в специальных группах, отмечаю авторов и издательства, которые в них упоминаются, участвую в некоторых совместных марафонах или проектах, даю интервью или изредка пишу гостевые посты. Чаще всего новые подписчики меня находят по рекомендациям или поиску YouTube или по совету друзей.
Небольшая сумма поступает мне как роялти за рекламу в YouTube, хотя за последний год это было всего 100$ (за предыдущие годы еще меньше). Но в прошлом году я создала страницу на Patreon, и теперь моей самой большой поддержкой являются мои подписчики. Ежемесячные поступления оттуда тоже небольшие, но они позволяют постепенно улучшать техническую базу.
Об отношениях с представителями издательской сферы
Я счастлива, что благодаря каналу ближе познакомилась с книжным сообществом. С некоторыми издательствами у нас бывает разовое сотрудничество, а с некоторыми выстраиваются длительные теплые отношения. Также появились знакомые среди авторов, критиков, переводчиков, книжников, пиарщиков — это все интересные и влюбленные в свое дело люди. Также я очень люблю наше дружное буктьюберское сообщество.
Именно ведение канала подарило мне роскошь общаться с людьми, о знакомстве с которыми я раньше и не мечтала, и это один из самых приятных результатов блогерства.
О влиянии блога на личную и профессиональную жизнь
Я стала внимательнее читать, тщательнее подбирать книги, избавилась от множества книжных табу (например, раньше я совершенно не читала фэнтези или комиксов), нашла многих друзей, научилась уверенно говорить на камеру, изучила основы монтажа и получила еще немало полезных навыков. Да, это все отнимает много времени и добавляет тревожности (я очень требовательна к своей работе и редко бываю довольна), но оно того стоит.
О плюсах и минусах книжного блогерства в Украине
Плюсы: несмотря на то, что книжное блогерство — довольно новое явление в нашей стране, в нем легко найти свою нишу и стать заметным.
Минусы: украинский книжный рынок пока настолько ограничен, что не стоит надеяться на какую-то бешеную популярность или большие заработки. На сегодня самые большие книжные каналы в YouTube насчитывают около 6000 подписчиков. И обычно потребители разнообразного книжного контента — это одни и те же люди.
Вы не поверите, но мы есть и в YouTube! Рассказываем там про классные компании, загружаем полезные вебинары и берём интервью.
ПодписатьсяЧитайте также
Зачем лидеру мнений команда? Рассказывает директорка проектов Евгения Клопотенко
Как прочитать 100 книг за год
Почему романы полезнее, чем бизнес-литература: колонка Татьяны Лукинюк
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.