О поиске работы в некоммерческом секторе по собственному опыту рассказывают специалистки благотворительного фонда Zagoriy Foundation — руководительница программного отдела Любовь Раинчук и руководительница отдела партнерств и развития Александра Литвиненко.
Что происходит на рынке труда «третьего сектора»?
Начиная с 2014 года, некоммерческий сектор в Украине стремительно развивается: Революция достоинства, аннексия Крыма и война на Донбассе ускорили его развитие. Если в 1996 году в Украине было зарегистрировано более 5 тыс. некоммерческих организаций, то в 2018 году их было уже 81,5 тыс., и эта цифра ежегодно растет. Сегодня рынок таких организаций в Украине очень разнообразен: это национальные и международные неправительственные организации, общественные организации, благотворительные фонды, проекты международной технической помощи, представительства неправительственных организаций и агентств ООН.
Несмотря на стремительное развитие, некоммерческая деятельность в Украине все еще окутана мифами — в частности, о низком уровне зарплат и соответственно более низких требованиях к уровню квалификации сотрудников. В благотворительности эти предубеждения распространены больше, потому что считается, что для помощи другим достаточно и зова сердца. На самом деле ситуация противоположная: развитие «третьего сектора» стимулирует спрос на квалифицированных специалистов и соответственно повышает уровень требований к кандидатам на должности. А средняя заработная плата штатных сотрудников некоммерческих организаций, по данным госстата, держится наравне с оплатой труда в других видах экономической деятельности.
Эффективные неправительственные, общественные и благотворительные организации в своей операционной и проектной деятельности используют те же подходы и инструменты, что и бизнес, поэтому уровень квалификации их сотрудников должен быть наравне со специалистами, работающими в топовых украинских или международных компаниях, госструктурах и т.д. Если не выше — ведь иногда вызовы, с которыми сталкиваются некоммерческие организации, намного сложнее
Особенности трудоустройства в некоммерческом секторе
Александра Литвиненко
Руководительница отдела партнерств и развития Zagoriy Foundation
Я всегда понимала, что мне недостаточно финансовой мотивации — фраза «стать драйвером положительных изменений в стране» запечатлелась в моем сознании еще с университетских времен. По образованию я политологиня-международница, по второй специальности — переводчица с английского языка. Это стало определяющим при выборе работодателей: я задалась целью работать в международных некоммерческих организациях.
Устроиться без опыта работы в такие структуры сложно, но возможно. Например, у ООН есть программа UN Volunteers, куда можно попасть даже студенту. Часто международные организации предлагают оплачиваемые стажировки, во время которых можно попробовать свои силы и понять, действительно ли это «ваша» сфера. Даже если нет, такая строчка в резюме станет дополнительным преимуществом для развития дальнейшей карьеры.
Чтобы попасть на собеседование в международную неправительственную организацию или агентство ООН, кроме профессиональных компетенций и софт скиллов нужно иметь высокий уровень английского языка. Потому что 90% всех процессов, как и вся внутренняя коммуникация, в таких организациях проходят именно на английском.
Для подачи на вакансию недостаточно иметь качественное креативное резюме. Рекрутинговый процесс в таких организациях в большинстве своем очень стандартизирован и требует заполнения специализированных форм. К примеру, в случае с ООН нужно предоставить форму P-11 с вашей личной историей, что занимает определенное время. Кроме того, нужно заблаговременно позаботиться о рекомендательных письмах и предоставить контакты лиц, которые смогут дать о вас положительный отзыв.
Если ваше резюме прошло отбор, вы получите тестовое задание, которое состоит из нескольких задач, отражающих суть ваших будущих обязанностей. Обычно ожидания от кандидата и его должностные обязанности подробно расписаны в объявлении о вакансии, так что тестовое не должно стать для вас неожиданностью. Хотя бывают и исключения — например, когда за ограниченное время вас просят сделать ряд разноплановых задач, выполнение которых в реальной жизни занимает несколько дней.
В зависимости от уровня желаемой должности, вас ждут собеседования с эйчарами, руководителями/командами проектов или даже с главой организации. Сейчас актуален формат competency-based interview: когда вам необходимо реагировать на ситуации, выявляющие ваши профессиональные и личностные качества.
Безусловно, ваши профессиональные навыки должны удовлетворять требованиям желаемой должности, однако не стоит недооценивать личностные компетенции. Часто требования к человеку выше, чем требует должность, ведь сотрудника нанимают «на перспективу». В таком случае готовность и желание развиваться, жажда знаний и умение адаптироваться к новым вызовам — факторы, которые сыграют в вашу пользу.
Любовь Раинчук
Руководительница программного отдела Zagoriy Foundation
Еще на последних курсах университета я поняла, что хочу работать в некоммерческом секторе, чтобы моя деятельность имела ценность и я чувствовала свою причастность к важным изменениям в стране. Собственно, это я и писала в мотивационных письмах и рассказывала на первых собеседованиях. Конечно, энтузиазм важен, однако со временем я узнала, что иногда кандидаты с таким пылом кажутся слишком мечтательными.
Мотивация и желание менять мир — точно не то, за что меня брали на работу. Могу сказать это наверняка по опыту трудоустройства в больших и малых некоммерческих организациях. Потому что в реальности ты не спасаешь жизнь людей каждый день (конечно, если это не проект гуманитарной помощи, где нужно раздавать еду в полях). Ты сидишь в офисе, звонишь партнерам, организовываешь встречи, пишешь письма, анализируешь запросы, следишь за планом реализации активностей и составляешь отчеты. Да, следствием твоей работы являются спасенные жизни людей, доступ пациентов к бесплатным лекарствам, закупка необходимого оборудования и т.п., но это делаешь не непосредственно ты, а большая команда.
Обычно рекрутинг-процесс выглядит следующим образом:
- менеджер по работе с персоналом (или человек, выполняющий его функции) объявляет вакансию с дедлайном подачи;
- после этого из всех полученных резюме формируется список кандидатов, которые отвечают требованиям вакансии и выполнили все условия, указанные в объявлении;
- следующий этап — короткое телефонное собеседование и приглашение на встречу с непосредственным руководителем и эйчаром (иногда на этом этапе предлагают выполнить тестовое задание, которое частично отражает суть будущей работы и позволяет увидеть, насколько эффективным может быть кандидат);
- после собеседования кандидатов оценивают по определенному перечню критериев и приглашают первых в рейтинге на финальную встречу с директором организации.
Чем профессиональнее организация, куда я подавалась, тем больше процессов и процедур необходимо было пройти еще до начала собеседования. Подбор людей в некоммерческом секторе — это не «мы взяли новую девочку в команду, увидим, как пойдет», а тщательно продуманный процесс, ведь каждая организация заинтересована взять специалиста, который оправдает ее ожидания после испытательного срока. Ведь, во-первых, на адаптацию и обучение людей тратят много времени, а во-вторых, никто не хочет начинать поиски нужного человека заново.
На начальных этапах карьеры важны прежде всего личностные характеристики и то, что мы привыкли называть софт скиллами: коммуникабельность, гибкость, самостоятельность, умение планировать и анализировать информацию, выделяя главное. Позже для работодателя ценными будут опыт, подход к работе, образ мышления и все еще — то, какой вы человек, ведь коллектив и ценности являются одними из атрибутов эффективности команды.
Как проходит отбор сотрудников
(на примере Zagoriy Foundation)
Для начала мы составляем список необходимых требований и ожиданий от кандидата, публикуем объявления о вакансии в социальных сетях и на других ресурсах и ждем резюме. На втором этапе оцениваем, выполнили ли кандидаты указанные в объявлении требования.
Мы практиковали тестовое задание до начала собеседования и после. Остановились на варианте давать тестовое собеседование до собеседования. Это позволяет проверить мотивацию кандидатов, а также понять, насколько хорошо они могут справиться с задачами, которые будут частью их повседневной рутины.
Кандидатов, успешно выполнивших тестовое задание, мы приглашаем на собеседование, которое может проходить как онлайн, так и офлайн. Впрочем, на финальном этапе собеседования для понимания личности кандидата крайне важно пообщаться с глазу на глаз: ни один онлайн-формат не способен заменить живой разговор.
Что для нас важно при отборе:
- опыт и знания по направлению будущей работы;
- понимание специфики и построения работы в выбранном секторе;
- готовность обучаться;
- желание быть частью команды, но при этом уметь работать и самостоятельно;
- личностные качества и интересы.
Советы для кандидатов
Где искать вакансии:
- на сайтах и в социальных сетях организаций, где вы стремитесь работать;
- на ресурсах вроде Happy Monday, «Гурт» и «Громадський Простір»;
- в подборках вакансий для некоммерческого сектора в социальных сетях.
На странице Happy Monday в Facebook мы ежедневно публикуем самые свежие вакансии!
ПодписывайтесьНа этапе подачи на вакансию:
- банально, но тем не менее — пишите правильно название должности, на которую претендуете;
- убедитесь, что ваше резюме соответствует вакансии, на которую вы его отправляете, и отражает опыт, релевантный желаемой должности;
- выполните все условия подачи и предоставьте информацию, которую требует работодатель (например, если просят указать желаемый уровень заработной платы, укажите его сразу);
- не забывайте добавить в теле письма сопроводительный текст, который отвечает на вопрос «Почему нужно выбрать именно вас?» и содержит краткую информацию о вашей мотивации и релевантном опыте;
- убедитесь, что отправляете письмо в рабочее время — конечно, случаются разные ситуации, но старайтесь все же не отправлять письма в 10 вечера;
- будьте вежливы как в переписке, так и во время телефонного разговора — уважайте собеседника и рассматривайте подачу на вакансию как бизнес-взаимодействие.
На этапе выполнения тестового завдання:
- если вы не готовы выполнять тестовое задание, укажите это сразу на этапе отправки резюме, уважайте свое время и время работодателя;
- отправляйте тестовое задание в указанные сроки. Если какие-то обстоятельства не позволяют вам выполнить задание вовремя, предупредите об этом работодателя.
На этапе собеседования:
- подготовьтесь заранее — поинтересуйтесь деятельностью организации, в которой хотите работать, зайдите на сайт, посмотрите ее аккаунты в социальных сетях;
- демонстрируйте понимание контекста — чем больше вы знаете о сфере, в которой хотите работать, тем лучше для вас;
- ответьте на вопрос «Почему нужно выбрать именно вас?» и умейте четко донести свою ценность для организации;
- будьте собой 🙂
Ищете работу?
У нас на сайте много вакансий в общественных и неправительственных организациях, благотворительных фондах и т.д. 👉
ВакансииЧитайте также
Для общего блага: где научиться управлять общественной организацией?
Чим корисна для кар’єри участь у громадських організаціях?
5 вещей, о которых стоит помнить во время поиска работы
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.