Все статьи Новости Поиск работы Истории Карьера Развитие Happy HR

Как искать специалистов для IT-компаний: советы рекрутерам-фрилансерам

08.11.21 Happy HR 5 min reading

Из-за небывалого спроса на  IT-специалистов компании стали гораздо чаще прибегать к помощи рекрутинговых агентств и сорсеров на фрилансе. Что им стоит делать, чтобы быстро и эффективно закрывать вакансии в компаниях, и чего стоит избегать, советует координатор партнерской программы по сотрудничеству с внешними рекрутерами IT-компании DataArt Анна Ромашова.

Как искать специалистов для IT-компаний: советы рекрутерам-фрилансерам 1
Анна Ромашова

Еще недавно многие IT-компании прибегали к помощи рекрутеров-фрилансеров и агентств от случая к случаю — когда вакансия не закрывается полгода или нужно срочно найти специалиста в проект. Но уже к осени 2020 года ситуация быстро поменялась, т. к. потребность в новых IT-кадрах резко выросла. Сегодня в компанию DataArt 18% специалистов приходят благодаря рекрутерам-фрилансерам и агентствам. Это много, если учесть, что у нас одномоментно открыто 400–500 вакансий. 

Мы накопили большой опыт работы с рекрутерами и видим, когда их работа близка к совершенству, а когда можно поменять отношение и заработать больше, экономя время и нервы — свои и заказчика. Надеюсь, мои советы, касающиеся процессинга (юридические аспекты я не затрагивала), помогут рекрутерам на аутсорсе сделать полезные для себя выводы в это уникальное для найма время.


Как искать IT-специалистов для компании: 7 рекомендаций


1. Получите максимум информации о компании, с которой сотрудничаете

Сайт IT-компании содержит большую часть информации, которая вам понадобится. Вчитайтесь внимательно, что компания о себе пишет, что предлагает, где находятся офисы, что они из себя представляют. Ознакомиться с отзывами о компании тоже стоит — станет понятнее, что в компании на десять из десяти, а что станет препятствием для кандидата.

Ваша информированность в разы повысит эффективность работы. Вы будете общаться с кандидатами как эксперт, а не посредник, который на любой вопрос пишет: «Я уточню у компании». 

Еще полезно выяснить, какими источниками пользуются штатные рекрутеры компании. Может оказаться, что они вдоль и поперек изучают Glassdoor и LinkedIn, а до Djinni и Facebook руки редко доходят. Логично в первую очередь исследовать то, что слабо исследовали до вас.


2. Представьте, что вы кандидат, которого интересует ваша вакансия 

Какие вопросы у вас сразу возникли? Вот их и задайте компании. У рекрутеров с опытом обычно есть шаблон с набором часто задаваемых вопросов, который они время от времени актуализируют. Сейчас, например, важно все разузнать про условия дистанционной работы.


3. Расширяйте сеть знакомств с другими рекрутерами 

В процессе попадаются кандидаты, для которых нет открытых позиций в компаниях, с которыми вы сотрудничаете. Предложите их коллегам. Во-первых, так вы остаетесь на стороне кандидатов, помогая им найти работу мечты. Во-вторых, нетворкинг работает в обе стороны: когда вам нужно будет закрыть горящие вакансии, можно воспользоваться «помощью друга».


4. Обсуждайте условия сотрудничества на берегу 

В каком формате и как часто нужно уточнять статус кандидатов, которых вы предложили? Будут ли с вами заключать договор и на каком этапе? Когда будут переводить вознаграждение? Большинство подобных вопросов IT-компании с хорошей репутацией стараются сразу снять, но если что-то забыли сказать — не стесняйтесь обсудить. «В процессе разберемся» — плохая стратегия. 

Постарайтесь быть гибкими в непринципиальных для вас моментах. Примите тот факт, что у компании есть устоявшиеся процессы, которые оттачивались годами (если речь не о стартапах). Вам точно легче подстроиться под них, чем компании — под вас.


5. Ваши кандидаты — ваша ответственность 

Периодически общайтесь с теми, кому в итоге не сделали оффер или кто не принял оффер. Возможно, кандидат повысил квалификацию, подтянул английский, у него изменились обстоятельства — через несколько месяцев вы снова сможете предложить ему подходящую позицию.


6. Собирайте актуальную и полную информацию о кандидатах 

Ваш имидж рекрутера напрямую зависит от качества резюме кандидатов. Профиль из LinkedIn в pdf-файле без контактов для быстрой связи вряд ли будет привлекательной рекомендацией. В идеале предложите кандидату помощь в оформлении его CV — там должны быть указаны релевантный опыт, уровень владения языками, контакты для быстрой связи.


7. Ведите свою отчетность 

Фиксируйте, кого и в какую компанию вы предложили. Помечайте, если кандидат принимает оффер, и сами напоминайте о дате старта. Если кандидат по каким-то причинам не подошел или отказался — заносите эту информацию в отчет. 

Отчеты помогут разобраться, почему из десяти предложенных кандидатов оффер только у одного (это типичное соотношение как у внешнего, так и у штатного рекрутера). Когда вы видите, что трое кандидатов не знают английский, у двоих уже были офферы, еще двое просто мониторили рынок труда, вы избавляете компанию от необходимости отвечать на очевидные вопросы. 


Чего стоит избегать при работе с IT-компанией: 7 табу


1. Предлагать всех свободных кандидатов, которых нашли 

Есть отличные способы увидеть открытых к новым предложениям специалистов — например, с помощью хештега #OpenToWork в LinkedIn. Но далеко не все они подойдут вашему партнеру. Сначала проверьте, есть ли открытые вакансии по этому направлению, уточните их актуальность. Если вакансии нет, можно поинтересоваться, будет ли интересен кандидат с таким опытом. Просто отправлять резюме под лозунгом «вдруг прокатит» — плохая стратегия. 


2. Искать только суперспецов ради крупного вознаграждения 

Как правило, открытых позиций лидов и архитекторов в компаниях в разы меньше, чем мидлов и синьоров. К ним особые требования и тщательнее отбор. Бонусы за таких специалистов выше, но наша статистика показывает, что фрилансер быстрее получит бонус, закрыв две «мидловые» позиции, чем одну «лидовую».


3. Навязчиво рекламировать своих кандидатов 

Реклама с общими фразами про то, какие кандидаты замечательные, скорее играет против них: можно задуматься о подвохе, который пытаются замаскировать. Лучший способ эффективно прорекламировать — собрать реальные фидбеки с прошлых мест работы.


4. Предлагать кандидатов, у которых уже есть офферы 

Иногда рекрутеры думают, что если кандидат вот-вот ответит на офферы, компания его быстро запроцессит. Такое случается, но крайне редко, для этого должны быть исключительные причины. Обычно же кандидаты проходят по всем этапам, начиная от собеседования с HR. Это не хорошо и не плохо, просто имейте в виду: кандидаты с горячими офферами, скорее всего, к зря потраченному времени.


5. Не сообщать кандидатам, что вы передали их резюме компании 

Мы сталкиваемся с ситуациями, когда связываемся с кандидатами, а они не понимают, чего от них хотят. Это влияет на представление о компании не лучшим образом. Доводите общение до финальной точки: кандидат должен дать согласие на то, что с ним свяжутся из конкретной компании.


6. Быть нянями для своих кандидатов 

Опытные рекрутеры держат связь со своими кандидатами, ведут от и до. Это характеризует их как профессионалов, но некоторые переигрывают: слишком переживают, хотят все уточнять вместо кандидатов. Рабочей моделью будет посоветовать кандидату напрямую связаться с HR-специалистом (или рекрутером) из компании и самостоятельно обсудить то, что его продолжает волновать, в том числе финансовую сторону. 

Нужно понимать, что в итоге трудоустройство — личная зона ответственности кандидата.


7. Ступать на тропу фриланс-рекрутинга с нулевым опытом 

Для работы на фрилансе нужен даже больший опыт, чем в компании, потому что в коллективе у рекрутера больше возможностей перенимать опыт, советоваться и обучаться. Фрилансер должен отлично разбираться в технических скиллах, понимать разницу между грейдами, находить общий язык с инженерами, иначе в компанию посыпятся нерелевантные резюме. Компания может подсказать и посоветовать, но чаще всего на это просто нет времени.


Сейчас, пожалуй, лучшее время для внешних рекрутеров. Мало у какой крупной IT-компании хватает ресурсов, чтобы закрыть все вакансии. Например, DataArt растет такими темпами, каких не было за 24 года с момента основания компании, и мы постоянно ищем партнеров-рекрутеров. Особенно в новых локациях. Пользуйтесь этой возможностью, следуйте простым рекомендациям IT-компаний и получайте хорошие бонусы, не тратя время впустую.

Ищете работу или сотрудников?

В разделе «Вакансии» мы помогаем компаниям и кандидатам найти друг друга!

Вакансии

Читайте также

Как стать рекрутером в IT?

Профессия ІТ-рекрутер: почему это не про общение с людьми, а про умение решать задачи бизнеса

Как устроиться в IT-компанию: что писать в резюме и как вести себя на собеседовании

Newsletter that develops your career

Subscribe to Happy Monday's weekly newsletter, prepared by our editor-in-chief, with a selection of the most exciting content, news, and career opportunities.

Больше
More More for companies
Job seekers
For companies
Войти
Have idea!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: